Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

ДВВАИУ.net

Как вы ходите? Удар должен быть одновременным под срез сапога товарища!

Font Size

SCREEN

Cpanel

САГА О ВОИНСТВЕННОЙ ДЕВЕ

Весной 1966 г. многие американские газеты пестрели заголовками типа:

«Канцелярская скрепка ценой в несколько центов спасает самолёт стоимостью 750 млн. долларов!». Заинтересованная публика расхватывала прессу. А начиналась эта история так…

Середина 50-х годов прошлого столетия. «Холодная война» разгорается. Две мировые сверхдержавы, США и СССР, словно два средневековых рыцаря, с головы до ног обвешанных бряцающим оружием и доспехами, продолжают готовиться к возможному поединку, и наращивают свой боевой арсенал.

Соединённые Штаты решают усилить свою стратегическую авиацию, и в дополнение к дальнему, но не слишком быстрому В-52 принимается на вооружение сверхзвуковой бомбардировщик В-58 «Хастлер». Однако из-за своей относительно невысокой дальности и многочисленных отказов, а также малой бомбовой нагрузки, его появление не вызывает энтузиазма у генералов ВВС. Командование стратегической авиации формирует новые тактико-технические требования и объявляет конкурс, главным условием победы в котором являлось достижение максимально возможных дальности, высоты и скорости полёта. Побеждает в конкурсе фирма «Норт Америкен» с проектом стратегического бомбардировщика В-70 «Валькирия» ( Всё-таки в умении давать новой машине красивые имена американцам не откажешь - в скандинавской мифологии Валькирия - воинственная дева-богиня).

Проект был грандиозный, одиозный, и для своего времени, вполне революционный.

Судите сами :

Максимальная взлётная масса – почти 250 тонн, и эта махина должна была разгоняться до М=3! Естественно, при воплощении в жизнь столь выдающихся ЛТХ, технический риск был чрезвычайно велик. Трудностей создателям нового «стратега» пришлось преодолеть великое множество. Одно время, из-за недостатков в финансировании, проект был под угрозой срыва. У американцев был свой «рубака Хрущёв» - министр обороны Макнамара, тоже большой сторонник баллистических ракет, урезавший расходы на авиацию. Однако стоило на востоке другому «рыцарю» разок бряцнуть новым оружием, и программа была восстановлена – на воздушном параде в Тушино был показан сверхзвуковой бомбардировщик М-50 разработки КБ Мясищева. Грозный боевой вид машины шокировал иностранные делегации. Не зная его истинных характеристик, американцы немедленно восстановили финансирование «девы-богини» в полном объёме.

Забегая вперёд, стоит отметить, что ни М-50, ни В-70 не то, что пороха не понюхали – даже не пошли в серию. Но шуму, как видите, в своё время наделали.

 Первый полёт ХВ-70А (так обозначили первый опытный образец) совершил в сентябре 1964 г. Всего было построено два опытных экземпляра. В ходе долгих лётных испытаний была достигнута скорость М=3.08(3200км/ч на высоте около 22 км). Каждый полёт огромной машины – это было событие. Кстати, обходилось это событие американским налогоплательщикам весьма недёшево – один полёт ХВ-70 стоил 11 млн. долларов!(по другим данным, только 1 час-5,9 млн.) Поэтому «Валькирию» считают не только самым скоростным из больших самолётов(он летал в два раза быстрее пули – скорость пули, к примеру, пистолета ТТ на выходе из ствола – 420м/с, или 1512км/ч), но и самым дорогим из них. И тут мы возвращаемся к началу нашей истории, к заголовкам в американских газетах.

За несколько лет лётных испытаний и доводки, лётных происшествий было немало. Машина «разувалась» на полосе от возгорания пневматиков (температура тормозных дисков достигала 1070С!).От попадания в воздухозаборник отвалившихся частей обшивки останавливались четыре из шести двигателей. Однажды экипажу пришлось сажать «малютку» с выпущенной во внештатном положении основной стойкой шасси.

А вот в апреле 1966 года произошёл самый серьёзный случай с начала испытаний. На втором опытном образце, сразу после взлёта, теперь уже носовую стойку заклинило в промежуточном положении. Если бы стойку не удалось выпустить, пилотам пришлось бы покидать самолёт. При вынужденной посадке длинная «лебединая» шея «девы» была бы неминуемо сломана, топливо из баков хлынуло бы в двигатели, и пожар неизбежен – 178 тыс. литров керосина горели бы долго и красиво…

Пилоты два раза заходили на посадку и ударяли основными стойками о поверхность ВПП, но переднюю заклинило основательно. Пока «Валькирия» кружила в воздухе, сжигая огромный запас топлива, инженеры на земле ломали головы над решением проблемы.

Две гидравлические системы выпуска шасси дублировала ещё и электрическая, но она отключилась от перегрузки. Единственным выходом было попытаться закоротить предохранители металлическим предметом. И тогда второй пилот взял обычную скрепку, которой были скреплены листы полётного задания, ползком добрался к щитку с предохранителями, и по командам с земли замкнул нужные контакты разогнутой скрепкой. Стойка встала в выпущенное положение!

Самолёт благополучно приземлился, а кто-то из компетентных товарищей быстренько прикинул стоимость этой бесценной скрепки. Общая стоимость программы В-70, которая к тому времени составляла уже около 1,5 млрд. долларов, была разделена на два лётных образца. Получалось ровно 750 миллионов…  Как водится, такая «интересная арифметика» быстро "просочилась" и на страницы газет.

Однако, как известно, от судьбы не уйдёшь. А у самолётов, как и у людей, тоже есть свои судьбы…

Прошло чуть больше месяца, и на том же втором образце был запланирован очередной испытательный полёт, с одновременной съёмкой рекламного фильма о выдающемся детище американского ВПК. Для пущего эффекта огромный бомбардировщик сопровождали лучшие на тот момент американские истребители – F-4 «Фантом», F-5 «Тайгер», и F-104 «Старфайтер». Когда самолёты, пробив облачность, выстроились для съёмки, «Старфайтер» (вот не зря у этой машины всегда была дурная репутация – и здесь «отличился»!), летевший справа, вдруг задевает крылом законцовку правого крыла бомбардировщика, переворачивается через его фюзеляж, сносит ему оба киля, и взрывается…

Отвлечёмся на минуту. Скажите, эта ситуация никому ничего не напоминает?

История повторяется! На три десятилетия раньше нечто подобное имело место с гигантом раннего советского авиастроения – АНТ–20 «Максим Горький», тоже самым большим самолётом того времени. Который тоже потерпел катастрофу при столкновении с сопровождавшим его истребителем (И-5). И при этом тоже велась киносъёмка!

Слишком много совпадений, согласитесь…

Но вернёмся к бедной «Валькирии». Пилоты не сразу поняли, что произошло.

Ещё 71 секунду бомбардировщик без килей продолжал прямолинейный полёт, затем внезапно перевернулся через крыло, вошёл в штопор, и рухнул в пустыне. Спастись удалось только одному пилоту, который успел катапультировать свою спасательную капсулу в последние секунды перед столкновением с землей. От самой машины мало что осталось…

После этого трагического случая испытания оставшегося экземпляра самолёта продолжались ещё два года, но в конце концов работы над В-70 были всё же прекращены.

Даже необъятный американский военный бюджет не справлялся с таким грандиозным проектом. К тому же, на востоке становился на крыло грозный «трехмаховый» МиГ-25, ставивший под большое сомнение неуязвимость «воинственной девы».

 В феврале 1969 г «Валькирия», (так и не проявив свою воинственность), поднялась в небо последний раз, чтобы приземлиться на территории музея ВВС США в Райт-Паттерсон, но уже в качестве экспоната…

 Где и по сей день занимает достойное место, продолжая восхищать посетителей своей красотой и размерами.

Вы здесь: Главная » САГА О ВОИНСТВЕННОЙ ДЕВЕ