Знак ДВВАИУ

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

Рисуйте где угодно, но только в центре.
взгляд изнутри

Из истории авиации

Ещё
23 мая 2019 10:53 - 23 мая 2019 11:25 #59613 от Константин 43
Константин 43 ответил в теме Из истории авиации
Меня больше Марсель Пля поразил.
polzam.ru/index.php/istorii/item/668-mar...-negr-v-russkom-nebe

Когда началась Первая Мировая война, Марсель Пля, как французский гражданин вполне мог бы уехать из России, но он этого не сделал. Наоборот – он добровольно поступил на службу в русскую армию. Так как он имел навыки вождения автомобиля, то сначала стал шофёром. Что наверняка вызывало бурю удивлений в войсках. Представьте себе крайнее изумление и открытые рты у солдат, бывших крестьян, которые впервые в жизни увидели за баранкой автомобиля курчавого чернокожего водителя. Могу предположить, что многие солдатики при этом крестились и говорили: «Свят-свят-свят!».

Марсель Пля показал себя технически грамотным специалистом, и со временем был переведён в элитный род войск – в Российский Императорский военно-воздушный флот. Он стал старшим мотористом и стрелком-пулеметчиком в экипаже аэроплана «Илья Муромец» с бортовым №10.

Свой первый воинский подвиг Марсель Пля совершил 13 апреля 1916 года в небе над железнодорожной станцией Даудзева (она сейчас находится в Латвии).

Наш четырёхмоторный крылатый богатырь «Илья Муромец» совершал налёт на вражеские позиции, сбросил 20 бомб, разрушил станционное здание и повредил склад с военной амуницией. Но плотным зенитным огнём самолёт был сильно повреждён. А командир «Муромца», поручик Авенир Костенчик, управлявший боевой машиной, был тяжело ранен. Он потерял сознание и, падая с пилотского места, потянул штурвал на себя.

Сначала аэроплан круто пошел вверх, но потом потерял скорость, накренился на крыло, завертелся в спирали и стал стремительно приближаться к земле. Падающий «Муромец» на высоте полтора километра спас второй пилот – прапорщик Виктор Янковиус – он выровнял самолёт и взял курс на родной аэродром.

Во время этого резкого падения сорвало с крепления пулемёт и он чуть было не выпал за борт, но его вовремя, прямо в воздухе, подхватил стрелок-моторист Марсель Пля. Причём, умудрился сделать это повреждённой рукой. Более того, когда самолёт сорвался в штопор, то Марселя выбросило из крылатой машины! И тогда товарищи посчитали, что он разбился. Погиб ужасной смертью. Вот как этот момент описан в биографии авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского:

«Все немного пришли в себя, оказали первую помощь командиру, который находился в бессознательном состоянии. В этот момент из верхнего люка с грохотом свалился Пля. Все остолбенели. Кто-то не выдержал: «Марсель, ты ведь должен был лететь к земле самостоятельно!»… Все рассмеялись, напряжение было снято. Оказывается, предусмотрительный француз привязался ремнём к стойке крыла и, когда «Муромец» падал, он в шоковом состоянии болтался в воздухе. Марсель потом долго восхищался прочностью самолета».


Что пережил Марсель в тот момент, когда болтался на ремне за бортом самолёта на высоте несколько километров и какие слова он при этом говорил – можно только догадываться. Но это, как ни удивительно, не сам подвиг, а только прелюдия к нему.

Всё дело в том, что вражеская шрапнель нанесла аэроплану очень серьёзные повреждения: один из моторов полностью вышел из строя – его винт разнесло в щепки, ещё два мотора получили пробоины в радиаторах и поэтому едва тянули. Тяжелый бомбардировщик шёл фактически на одном движке. Лонжерон верхнего правого крыла был перебит, и оно держалось только за счет подъемной силы! Как в знаменитой песне бомбардировщиков машина шла на честном слове и на одном крыле.

Позже, при посадке верхняя правая плоскость окончательно сломалась и отвалилась. Благодаря дошедшей до наших дней уникальной фотографии можно увидеть эту поломку. В корпусе аэроплана тогда насчитали 70 пробоин.


Илья Муромец N10 после посадки со сломанным крылом

Так в чём же заключается подвиг темнокожего воздушного стрелка-моториста? А в том, что он совершил невероятное – Марсель Пля, выбрался из кабины на крыло, и прямо во время полёта через линию фронта приступил к ремонту повреждённых двигателей!

Честно говоря, я не представляю, как можно удержаться на крыле самолёта под мощным напором встречного воздуха! Конечно, я видел старинные фотографии и киноленты с подобными трюками, но там ведь снимались подготовленные каскадёры и акробаты, была предусмотрена надёжная страховка, но тут… На израненном, насквозь пробитом аэроплане, под вражеским огнём с земли, на холодном весеннем ветру, на огромной высоте… да при этом ещё и заниматься ремонтом моторов – это реально уникальный подвиг!



Героический полёт аварийного «Ильи Муромца» на свой аэродром длился 52 минуты, и почти половину из них отважный механик провёл на крыле – он обслуживал повреждённые двигатели и поддерживал их в рабочем состоянии. Как будет отмечено в приказе о награждении героя Георгиевским крестом 3-й степени: «Моторист Пля, оставаясь на своём посту, доблестно и самоотверженно исполнял возложенную на него обязанность… Вылез на крыло и в течение 20 минут производил исправление подбитых трёх моторов и помогал помощнику командира корабля благополучно довести корабль до аэродрома».

В этой истории мне очень нравится одна замечательная деталь. Перед тем как выбраться на крыло, Марсель Пля заявил своим товарищам, что «больше так падать не желает». Вот могу поспорить, что журналисты, которые донесли до нас эту фразу, её немного изменили – сделали более деликатной и литературной. Мне почему-то кажется, что Марсель за годы своей жизни в России проникся её духом и стал по настоящему русским человеком. Ну не мог русский человек, пусть даже чернокожий, в минуту смертельной опасности изъясняться изящным слогом – дескать, «милостивые господа, я больше так падать не желаю!». Скорее всего, он сказал совершенно другие слова. Но с тем же смыслом.



Несмотря на очень высокую вероятность падений, Марсель Пля и дальше продолжил летать на военных самолётах. Навестил своих раненых друзей в госпитале, получил крест на грудь, лычки фельдфебеля на погоны и приступил к службе в экипаже усовершенствованного бомбардировщика «Илья Муромец Г-3». Его конструктор Игорь Сикорский учёл опыт войны, и внёс полезные коррективы в своё детище.



В том числе был дополнительно оборудован боевой пост хвостового стрелка. Его-то и занял русский полинезиец Марсель Пля. И в первом же боевом задании нового аэроплана совершил ещё один героический поступок, за который впоследствии был награждён вторым Георгиевским крестом.

Во время дебютного полёта нового образца крылатого богатыря – «Ильи Муромца Г-3» – произошло его столкновение с вражескими истребителями. Они зашли сзади-сверху и начали атаку. Марсель открыл по ним огонь из пулемёта. Сначала один германский истребитель дёрнулся в сторону, перевернулся и стал беспорядочно падать. А потом и второй, не меняя угла пикирования, проскочил мимо «Муромца» и быстро падая, устремился к земле. Третий неприятельский аэроплан, встретив отпор, немного походил кругами, развернулся и отбыл восвояси.

Два сбитых самолёта в одном бою – это, знаете, и по нашим временам круто. Знали бы немецкие фон-бароны кто именно срезал и воткнул их технику в землю – сильно бы удивились. А сделал это безродный чернокожий русско-французский полинезиец.

Спасибо сказали: head, roger, Kites, lelik, Владимир Коровкин, О.Морозов, Нурик

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
23 мая 2019 21:05 #59617 от Нурик
Нурик ответил в теме Из истории авиации
Константин.Спасибо за интересный материал.
по твоим данным,сколько было сбито за войну "Муромцев"?
я знаю про один.И довольно подробно.Командира капитана Д.Д.Макшеева.
Экипаж дрался жестко и до конца,если бы не был убит командир корабля,
возможно самолёт вышел бы домой.Это был "Муромец" № XVI
он дрался против четырёх германских истребителей.
Команда сбила,или повредила три из четырёх истребителей...они отвалили.
Но один оказался более удачлив.Пилот лейтенант Вольф.
Как он потом писал,его самолёт был буквально изрешечен пулями
наших "муромцев"пробиты крылья,маслопровод и бензопровод.Насчитали более 70 пулевых
пробоин.Но жив остался.
За них отомстил другой экипаж.Муромец № VII,командира капитана И.С. Башко.
2 ноября 1916 года,над Сморгонью они сбили трех Фоккеров,и успешно вернулись на базу.
Спасибо сказали: О.Морозов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
24 мая 2019 18:17 - 24 мая 2019 19:01 #59619 от Константин 43
Константин 43 ответил в теме Из истории авиации
С 1913 по 1918 год в России на Русско-Балтийском вагонном заводе(Руссобалт) выпускалось несколько серий самолёта «Илья Муромец»
topwar.ru/65382-100-let-nazad-byla-sozda...ey-ilya-muromec.html

История самолета «Илья Муромец» началась в сентябре 1912 года, когда совсем еще молодой инженер Игорь Сикорский получил разрешение на строительство на РБВЗ — Русско-Балтийском вагонном заводе биплана «Гранд» по собственному проекту. Биплан отличался наличием двух моторов. Не стоит обманываться словом «вагонный» в названии предприятия, в те годы РБВЗ являлся крупнейшим объединением транспортного машиностроения в стране и занимался выпуском не только железнодорожных вагонов, но и автомобилей, а также разнообразных двигателей. В 1912 году на предприятии решили заняться и аэропланами, подойдя к делу с настоящим русским размахом. Если и делать, то что-то такое, что еще не делал никто.

При этом изначально самолет создавался для гражданских целей и был первым в мире пассажирским самолетом. Изначально «Илья Муромец» создавался как гражданское судно — отсюда он получил достаточный комфорт и простор для пассажиров на борту. На нем был пассажирский салон, спальные комнаты и даже ванна с туалетом. Освещение и отопление салона от выхлопных газов. Для боевых действий он приспособлен не был, не мог нести бомбы и оборонительное вооружение. По этой причине военные использовали первые гражданские суда в качестве учебных.

Самолет строился серийно в 1914-1917 годах в разных модификациях (серии Б, В, Г, Д, Е); всего было построено 73 экземпляра (по другим данным около 80 самолетов). «Илья Муромец» широко использовался в годы Первой мировой войны в качестве бомбардировщика, штурмовика и дальнего разведчика (на колесном, поплавковом и лыжном шасси), также данные самолеты использовались и во время Гражданской войны. После ее окончания оставшиеся исправные самолеты были использованы для организации почтово-пассажирских перевозок по воздушной линии Москва — Орел — Харьков.

Самолет «Илья Муромец» неразрывно связан с именем его создателя — выдающимся русским авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским (1889-1972). Уже в возрасте 23-х лет после ряда предложенных успешных изобретений он становится главным конструктором Русско-Балтийского Завода и самым молодым авиационным изобретателем во всем мире. Именно Сикорский первым в мире построил многомоторный самолет. Также он первым совершил дальний перелет по маршруту Санкт-Петербург — Киев.

Свой первый боевой опыт русская авиация приобрела в 1912 году во время Балканских войн. В то время в Болгарию был отправлен авиаотряд, сформированный из гражданских летчиков-добровольцев (Агафонов, Евсюков, Колчин и др.). Накануне Первой мировой войны Российская империя располагала самым многочисленным воздушным флотом среди всех воющих держав: 244 самолета, которые были сведены в 39 авиаотрядов. К моменту начала боевых действий в составе воздушного флота страны находился 221 летчик: 170 офицеров, 35 нижних чинов и 16 вольноопределяющихся (добровольцев).

Уже во второй половине 1914 года на фронте начали появляться первые бомбардировщики «Илья Муромец». С учетом реального опыта их применения Игорь Сикорский оперативно вносил изменения в конструкцию машин. От серии к серии бомбардировщик совершенствовался. Наиболее эффективное применение данных машин на фронте связано с именем М. В. Шидловского — председателя правления РБВЗ, а также первого начальника организованной по его собственной инициативе Эскадры Воздушных Кораблей.

23 декабря все действующие на фронте бомбардировщики «Илья Муромец» были сведены в эскадру, а этот день сегодня отмечается в РФ как День дальней авиации. Данные самолеты были особой силой в вооруженных силах России и подчинялись непосредственно Верховному командованию.

В период Первой мировой войны было создано более 80 экземпляров «Ильи Муромца». Свой последний боевой вылет самолет выполнил в 1920 году. После этого, вплоть до 1923 года бомбардировщики использовались исключительно в гражданских целях. Несмотря на относительно короткий промежуток использования самолетов, Россия навсегда останется родиной тяжелой и пассажирской авиации.

За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей.

При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито — 3.

Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей:
2.11.1915 был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился
13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал.

В апреле 1916 года 7 немецких аэропланов разбомбили аэродром в Зегевольде, в результате чего получили повреждения 4 «Муромца».
Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи — из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин.

novate.ru/blogs/281218/48915/

Император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь» (прародитель "Ильи Муромца").




Пассажирская кабина самолета.


Россия навсегда останется родиной тяжелой и пассажирской авиации.


«Илья Муромец» - первый в мире гидроаэроплан.

В музее ВВС экспонируется макет «Ильи Муромца», оснащенный двигателями чешского производства. Его сделали в натуральную величину по заказу киностудии «Мосфильм» для съемок фильма «Поэма о крыльях». Макет способен рулить и совершать пробежки по аэродрому. В музей ВВС он поступил в 1979 году и с 1985 года экспонируется после восстановительного ремонта.



П.С. В 1915 году на авиационном производстве завода «Руссо-Балт» в Петрограде инженером Киреевым был сконструирован авиадвигатель Р-БВЗ. Двигатель был шестицилиндровым, двухтактным с водяным охлаждением, 150л.с.Радиаторы автомобильного типа располагались по его бокам. Р-БВЗ устанавливался на некоторые модификации «Ильи Муромца». РБВЗ-6) — русский советский авиационный поршневой двигатель конструкции В. В. Киреева. Производство мотора было освоено еще в Российской империи и продолжалось в первые годы советской власти. Этот тип двигателя считается первым советским авиамотором. Всего было изготовлено не менее 45 двигателей.
Спасибо сказали: pit79, lelik, Нурик

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
24 мая 2019 20:44 #59621 от Нурик
Нурик ответил в теме Из истории авиации
Алексей,спасибо.
Инфа интересная. Про два других корабля,и их командиров,я не знал.
У меня где то мелькали фото перед кабиной корабля личность "Его Величиства"..
Надо поискать.Может найду. Так для общего вида.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
24 мая 2019 21:30 #59623 от Нурик
Нурик ответил в теме Из истории авиации

Нурик пишет: Алексей,спасибо.
Инфа интересная. Про два других корабля,и их командиров,я не знал.
У меня где то мелькали фото перед кабиной корабля личность "Его Величиства"..
Надо поискать.Может найду. Так для общего вида.



Вложения:
Спасибо сказали: lelik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
26 мая 2019 11:23 - 26 мая 2019 19:10 #59627 от Константин 43
Константин 43 ответил в теме Из истории авиации
Нурик

Алексей,спасибо.
Инфа интересная. Про два других корабля,и их командиров,я не знал.
У меня где то мелькали фото перед кабиной корабля личность "Его Величиства"..
Надо поискать.Может найду. Так для общего вида.

На фотографиях император Николай II осматривает самолет «Русский Витязь» (прародитель "Ильи Муромца").
У Витязя кабина другая, хотя и Муромца много вариантов кабин, как и вариантов самого Муромца :











Спасибо сказали: lelik, Нурик

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.607 секунд
Работает на Kunena форум