КРАТКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Ордена "Красной Звезды" 805-й АРЗ (в/ч34539) ведет свое начало от 39-й подвижной авиационной мастерской, сформированной в первые дни Великой Отечественной войны.
Начало формирования части было положено приказом наркома обороны уже 26.06.1941. на аэродроме "Скоморохи", под Житомиром, а окончательное укомплектование личным составом, техникой и оборудованием было завершено к 23 июля 1941 в селении Васильевка, под Сумами.
(Спустя четверть века, в 1965 г., в год празднования 20-летия Победы над фашистской Германией, эта дата была объявлена Днем части.)
Все оборудование мастерских было установлено в обыкновенных железнодорожных вагонах-теплушках. Отсюда и удивлявшее многих уже в наши дни, но стойко ходившее в народе прозвище "ремпоезд", применительно к днепропетровскому АРЗ.
За годы войны новое ремонтное авиационное подразделение войск ПВО сменило множество мест дислокации.
Ремонт авиационной техники выполнялся на узловых станциях, в тупиках, а подчас и на ходу движения состава "ремпоезда".
Личный состав части за годы войны, наряду с повседневным выполнением задач по ремонту авиатехники, принимал непосредственное участие во многих жарких боях Великой Отечественной.
В 1942-м бойцы и командиры участвовали в тяжелых боях по обороне города Воронеж.
В 1943-м, во время великой битвы под Сталинградом, по приказу командования все до одного, от командира до рядового, убыли на оборону Мамаева Кургана.
В том же 43-м на станции Сальск мастерская была подвергнута сильнейшему воздушному налету и понесла тяжелые потери в личном составе и технике.
В составе 4-го Украинского фронта участвовала в освобождении Донецка, Днепропетровска, Киева и других городов Украины.
В составе уже 3-го Белорусского принимала участие в освобождении Белоруссии и Прибалтики, в том числе городов Риги и Вильнюса.
День Победы бойцы авиамастерской встретили в немецком городе Истенбург.
За период ВОВ личным составом части было отремонтированно 1350 самолетов и 2840 двигателей, для авиаполков 8,16 и 1-й Воздушных Армий. В 1945г. Указом Президиума ВС СССР 39-я подвижная авиационная мастерская была награждена орденом "Красной Звезды", "за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество".
В послевоенный период география мест дислокации части менялась неоднократно.
После германского Истенбурга - белорусский городок Старые Дороги, в составе 1-й, а позднее 26-й ВА.
В первые послевоенные годы предприятие занималось ремонтом поршневых авиадвигателей, и выглядела в то время 39 авиационная ремонтная железнодорожная Ордена Красной Звезды мастерская (именно так было начертано на знамени части) следующим образом:
сначала шли вагоны разборки двигателей. Затем вагоны мойки и дефектации. Вагоны ремонта двигательных агрегатов. За ними электроцех, механический и энергомеханический. В самом конце - испытательный стенд моторов.
В 1951 году был получен новый приказ. Опять стук колес, и часть направляется в город Небит-Даг, Туркменской ССР, в состав 42-й ВА Бакинского района ПВО. Но только личный состав устроился, и начал привыкать к знойным туркменским пескам, песчаным бурям, барханам, паукам, змеям, верблюдам и прочей пустынной экзотике, как новая вводная : в августе 1952 года часть эшелонным порядком направляют в Донецк, а затем в Днепропетровск.
На Украину, откуда она и вела свой славный боевой путь.
Город Днепропетровск отныне и стал местом постоянной дислокации мастерских, которые с 1954 г. организационно входили в состав Киевской армии ПВО.
В 1960-м предприятие полностью перебазировалось из подвижных вагонов в стационарные помещения, и последние вагоны были сданы по акту Управлению железной дороги ст. Днепропетровск. В этом же году 39-я ордена "Красной Звезды" авиационная ремонтная железнодорожная мастерская переформировалась в 335-ю ордена "Красной Звезды" авиационную ремонтную базу, в/ч 34539.
В 1980 г., согласно директиве ГШ ВС СССР, части присвоено наименование 805-й АРЗ, в подчинении УКВР ВПВО.
Переломным годом в истории части стал 1978-й, когда перед коллективом предприятия была поставлена задача приступить к освоению доработок самолетов МиГ-25П по теме "ДС". Работа велась под непосредственным руководством зам Главкома войск ПВО по вооружению и боевой технике генерал-полковника Гребенникова Н.Д.
За более чем полувековую историю существования части были освоены многие типы боевой истребительной авиационной техники. Среди них:
- АВИАМОТОРЫ: АШ-62, АШ-84, М-105, М107.
-САМОЛЕТЫ С ПОРШНЕВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ: И-16, И-153БИС, По-2, ЯК-11, ЯК-12.
-САМОЛЕТЫ РЕАКТИВНЫЕ:
-МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19,
-Як-25, Як-28П
-Су-15, Су-15ТМ
-Миг-25П, ПД, ПДС, ПУ
-МиГ-23П.
Днепропетровский АРЗ, как воинская часть, был расформирован в 1994 году.
(По материалам брошюры "История и боевой путь ордена Красной Звезды в/ч34539, 1992г)