Увидел фамилию Юрий Лопатин и вспомнил историю рассказанную борттехником...
Служил у нас в части свой Лопатин Юра. Пришёл к нам в транспортный полк в конце восьмидесятых годов. Целый майор, вроде бывший начальник разведки (иап, ипаб, рап), в общем со "свистков". Командиром корабля сразу не поставить, опыта ноль, с лётной работы не списан. Куда? Для начала - на правую чашку, а там посмотрим.
Может в ВТА был и другой порядок ввода в строй молодых членов экипажа, но у нас в части поступали следующим образом.
После сдачи зачетов и допуска к вывозной программе естественно отлётывали все требуемые упражнения программы в районе аэродрома, а вот далее учебные полёты по маршрутам начинали совмещать с реальными командировками в экипаже вместе с инструктором.
В общем, начал летать Юра Лопастин в одном экипаже с инструктором в виде командира аэ.
Обязанности помощника командира корабля, в простонародии – правака, кроме его основного «дело правого – не мешать левому» включала:
Перед командировкой:
- пройти контроль готовности к командировке (подготовить карту с нанесенным маршрутом и запасными, отработать схему связи по маршруту с частотами и позывными т.к. правый ведёт радиообмен);
- снять экипаж с довольствия, получить командировочное, разнести выписки по службам в комендатуру (у нас вместо ОБАТО была авиационная комендатура);
- получить аванс, талоны на питание, выписку на бортпаёк.
Перед вылетом:
- получить бортпаёк (в то время суточных готовых бортпайков не было – получали коробку с продуктами. Тушёнка, консервы, хлеб, галеты, сок, шоколад, забирали даже картошку. В общем всё съедобное…). Доставить это всё на самолёт;
- участвовать в газовке в ходе предполётной подготовки.
Командир аэ в рядовые командировки (как говорили: «по-помойкам») не летает. И вот первая командировка. Собрать лётчиков по полкам и отвезти их на «выживание» в Агой – центр выживания лётного состава ВВС.
Маршрут: Толмачёво – Купино – Омск – Б.Савино (Пермь) – Крымск и назад развести «выживших». Самолёт Ан-24Т.
Договорились заранее, чтобы по маршруту нигде не застрять, что к посадке будут ждать убывающие лётчики и средства АТО (ТЗ, АПА…), добро на вылет запрашивали заранее, сразу после посадки.
Экипажам военных транспортных самолетов, выполняющим перелеты (перевозку пассажиров или грузов), разрешается иметь общий налет не более 12 ч в сутки при стартовом времени экипажа не более 14 ч.
В общем, полёт туда был примерно часов 9 плюс посадки, итого время на ногах часов 12.
После приземления и выгрузки пассажиров вышел Юра с «квадратной задницей» в грузовую кабину, лёг на лавку и произнёс замечательную фразу: «Блин, это в истребители нужно списывать, а не в транспортную авиацию». На, что услышал в ответ: «Хватит лежать, устраивай экипаж в гостиницу, договорись с ужином, работай…»