Эвкалипт
«Все, что происходит за пределами антенны – неизвестно»
(неизвестный радист)
Эвкалипт нависал над спальным помещением светло-коричневым полотном, он был большой, могучий, ветвистый. С ветвей свисали лампы, транзисторы, конденсаторы, катушки... Он был не он, он был - она, радиостанция Р-832М самолета МИГ-25. Она, радиостанция, была первой у всех, и все старались добиться успеха, добиться победы.
Принципиальная схема Р-832М(Эвкалипт) появилась в классе, и с ее появлением началось серьезное радио. По этой радиостанции летчик связывался с руководителем полетов, с КП, с этой радиостанцией летчик жил в полете. В 415 классном отделении началась легкая паника. Схема свисала от потолка до пола, занимала всю стену от окна до двери. Возле нее стояли, «щупали», гладили, смутно представляя, что предстояло впереди. Подполковник Бурлачко, начал свой большой, подробный рассказ, длившийся два месяца. Разжевывалось все поблочно, по цепочке. От ларингофонов летчика формировался сигнал, начинавший «путешествие» по блокам до антенны, а от антенны, принятый сигнал «путешествовал» до шлемофона летчика. В каждом блоке с сигналом разворачивались большие события, о них рассказывал Бурлачко, а учебника по Р-832М не было.
В конспекте это выглядело примерно так:
Утроитель частоты, предназначенный для работы в диапазоне ДЦВ, выполнен на лампе Л3 по схеме с общим катодом. Напряжение с контура генератора подается в сеточную цепь лампы Л3 через разделительный конденсатор С11. Оптимальное для режима утроения частоты напряжение смещения на управляющей сетке лампы Л3 подбирается делителем на резисторах R12, R14, на который поступает напряжение — 50 В. В анодную цепь лампы Л3 через разделительный конденсатор С14 включен колебательный контур, который представляет собой четвертьволновый коаксиальный контур прямоугольного сечения, укороченный емкостями конденсаторов С17, С19, С20 и настроенный на третью гармонику плавного генератора.
Ситуация напоминала кинофильм «Наваждение» с Шуриком и конспектом.
Конспект диктовал Бурлачко. Наряд по роте пробивал в конспекте невосполнимую брешь, наряды вне очереди просто убивали, расширяя эту брешь до пропасти. Конспект надо было переписывать, а хороших стенографистов в отделении были единицы. Схема висела, к ней подсаживались с разных сторон, по одному и группами, на табуретках раскидывали мозгами и открывали для себя главное, полностью все это выучить невозможно. Тут надо было понимать. Например, я выучил, что
Оптимальное для режима утроения частоты напряжение смещения на управляющей сетке лампы Л3 подбирается делителем на резисторах R12, R14, на который поступает напряжение — 50 В.
А как это конкретно происходит в делителе на резисторах при поступлении напряжения? Этого в конспекте не было. Это нужно было усваивать и понимать с предыдущего предмета «Электро-радио цепи» про делители. Вязать «связки», как говорят каратисты. И если ты не понял, что происходит при прохождении тока в лампе, транзисторе, резисторе, катушке трансформатора, если ты не понял работу транзистора с его токами коллектора, эмиттера и базы, тебя на экзамене сольют в «коллектор», радиоколлектор.
Народ посерьезнел, шутки закончились, на сампо стало тихо, перестали спать, перестали мечтать, все мечты уперлись в схему Р-832М. В соседних классах было еще хуже. Бедные эрлэошники! Радиолокационный прицел «Смерч» был огромный и секретный. Что в нем осталось секретного после угона МИГ-25 капитаном Беленко из Чугуевки от техника самолета Одинокова в 1976 году, не знаю. Учили эрлэошники «Смерч» только в классах, а конспекты запирались в чемоданчики. Хорошо, что меня миновала эрлэошная «чаша».
«Эвкалипт» пришел в казарму. Теперь он висел по вечерам и по выходным в спальном помещении возле кроватей, с ним засыпали и с ним просыпались. Учили частями, учили с разных сторон, а зубрежка конспекта ясности не вносила. Первый зачет по Р-832М для меня закончился трагически – «НЕУД». Это был удар ниже пояса, у меня два дня было состояние «ударенного пыльным мешком по голове». Хорошо, что это был "Эвкалипт", была еще старая радиостанция, Р-802 "Дуб". Получилось бы красиво - дуб не сдал "Дуб"! То, что зачет не сдало полотделения, удар не смягчило. Неожиданно, зачет сдали твердые середнячки. Находиться в таком позоре, в такой группе было невыносимо. Появились страх и неуверенность за будущее. Надо было что-то делать. В лаборатории я расписался за техническое описание Р-832М, зеленая книга была большой, и теперь я не выпускал ее из рук. Само описание ясности не добавило, в «дебри» Бурлачко оно не влезало, но в нем были схемы, и теперь я освободился от общей клеёнки. У меня схемы были свои, с ними я жил, спал и даже ел. Учеба продолжалась и после отбоя, и только обреченные забивали на все и крепко спали, понимая, что второй зимний отпуск им не увидеть.
Зачет по Р-832М я сдал, но понял, что по радио я ничего не знаю. Из отпуска в моей тумбочке появился толстый учебник «Радиоприемные, радиопередающие устройства». По нему я на сампо проходил неусвоенный радио курс. Я понял, что настоящий радист - это не профессия, это совпадение таланта с состоянием души, радист должен читать радиосхемы как книги, легко и быстро, он должен творить чудеса с паяльником над платами, он должен быть постоянным конструктором радио. Таких в отделении были два – три. Я в их число не входил.