Как-то летом на «блошином рынке» в Крепости, при обходе рядов с разным барахлом, на глаза попались два самолетика, неприкаянно лежащих на земле среди прочего товара… И что-то очень знакомое всплыло перед глазами, и память тут же подсказало – да-да, это те самые деревянные модели самолетов, довольно точно воспроизведенные и неплохо покрашенные, которые служили учебным пособием на одной из кафедр первого факультета ДВВАИУ. (Если не ошибаюсь, я их помню на 14 кафедре Аэродинамики).
Что-то дрогнуло в груди, и я понял, что я обязательно заберу с собой этих бескрылых птиц...Ну, хотя бы для того, чтобы они не канули в вечность на этой барахолке, за ненадобностью кому либо, поскольку на два фюзеляжа в наличии имелось одно крыло и три стабилизатора, остальные несущие и управляющие поверхности были утеряно безвозвратно. Плюс горка запчастей в виде отвалившихся щитков шасси и ракетного вооружения…
Продавец с удовольствием отдал мне этот набор для «очумелых ручек» за символическую цену, наверняка радуясь в душе, что пристроил этот неликвид. А я сразу решил, что, несмотря на отсутствие опыта работы с деревянными моделями, обязательно постараюсь хоть как-то привести эту технику если не в состояние боеготовности, но хотя бы в приличный для неискушенного взгляда вид.
Сомнения у меня конечно были, потому что одно дело собирать пластиковые модели «из коробки» - здесь достаточный опыт имеется, и совсем другое – изготовить из чурбачка копии имеющегося крыла и стабилизатора для одного, и тем паче «с нуля придумать» два крыла для другого, под масштаб имеющегося фюзеляжа…
Поначалу я отложил это дело в долгий ящик, до возвращения домой. Ибо здравый смысл подсказывал, что здесь, в Д-пилсе, у меня ни инструмента нужного нет, ни материалов, ни всяких приспособлений, которые имеются в домашней мастерской в гараже.
Но творческий зуд и желание что-то поделать руками, периодически возникающие в организме, пересилили доводы здравого смысла.
На первом этапе я, предварительно набрав нужный инструмент и найдя подходящие деревяшки, изготовил крылья и стабилизатор. К моему удивлению, получилось вполне похоже… Было это несколько месяцев назад, но один из рабочих моментов я запечатлел на память. Жаль, что только один, но в принципе, представление о работе он дает:
Сначала нужно было по чертежу самолета и фактическому масштабу вычислить и нарисовать шаблон на бумаге. Далее из деревянной плашки подходящей толщины выпиливается заготовка, а потом доводится до нужной кондиции с помощью резца, напильников и на заключительном этапе мелкозернистой шкуркой. (В качестве резца я использовал очень острый нож-финку, подарок друга Нурика. В очередной раз помянул его добрым словом. Рустем изготовил эту финку, по типу НР-40 - «Нож разведчика образца 1940 года», собственными руками из тепловозной рессоры. Вот кто был настоящий Мастер, Царствие ему Небесное… )
Изготовив недостающие детали, решил, что покраску и сборку произведу по возвращении домой. Но пришел опять этот неугомонный творческий зуд, и захотелось увидеть уже здесь и сейчас, как же будут выглядеть эти обретшие крылья птицы в собранном виде. Поэтому купил более менее подходящую акриловую краску, и примитивной кисточкой раскрасил деревянную фактуру – поскольку без аэрогрофа нечего было и помышлять о точном воспроизведении двухцветного камуфляжа. (Возможно, дома все же попытаюсь покраску плоскостей приблизить к оригиналу.) Вернул на место все отвалившиеся и сохранившиеся мелкие детали.
Один из рабочих моментов:
Су-24 поставил на шасси, а МиГ-23, «при наличии отсутствия» этих самых элементов шасси, отправил в полет, изготовив на скорую руку импровизационную подставку из того, что было под рукой. Как видите, под рукой оказалась старая разделочная доска, но сразу оговорюсь – самолеты вскоре будут водружены на достойные их подставки, которые уже заказаны депилсскому другу-двваиушнику – Костя имеет доступ к соответствующему столярному оборудованию.
Ну, и собственно, итог моих усилий.
Могу признаться, что по окончании однозначно испытал чувство удовлетворения от проделанной работы и того, что эти «самолетики из той нашей жизни» не пропадут и займут свое место в моем домашнем музее авиации.