Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

ДВВАИУ.net 2004-2022

Автомат ставьте на колено левой руки.

Font Size

SCREEN

Cpanel
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: АВИАистории. А вот еще был случай...

АВИАистории. А вот еще был случай... 10 года 10 мес. назад #31505

  • kombat
  • kombat аватар
  • Вне сайта
  • ДВВАИУ`шникЪ
  • Сообщений: 1906
  • Спасибо получено 1764
Конец 50-х.Туркмения.Военный аэродром в Джебеле,что близ Небит-Дага.Лето.Раскалённый песок.Личный состав деж.звена поливает из шланга специально присланная водовозка.И вдруг объявляется гот.№1 и следом команда "Воздух".Пилот как был в трусах запрыгнул в МиГ17.Запуск,выруливание,взлёт.После барражирования в воздухе пилот получает команду произвести посадку в Красноводске.Из-за давности события подробности этой летной истории забыты.Но точно известно,что летчик категорически отказался лететь в Красноводск и произвел посадку на свой родной аэродром в Джебеле.
p.s.Записано со слов летчика 1класса 364 ИАП п\пол-ка в отставке Кущ Павла Ефимовича.
Пишем в служебной зоне.
Спасибо сказали: lelik, FOMA, Длинный, Maks-69, Maikl

АВИАистории. А вот еще был случай... 8 года 11 мес. назад #43711

  • lelik
  • lelik аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 3944
  • Спасибо получено 4571
СОЛДАТЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Таких людей еще можно встретить в любом бывшем авиагарнизоне СССР.
Тех солдат холодной войны, которые ковали воздушный щит Родины в эпоху развитого социализма. Эпохи, которая давно уже стала достоянием истории.

Эпоха ушла из реальной жизни, но люди - они еще здесь, эти люди, многие из них живы, и несмотря на возраст "глубоко за пятьдесят-шестьдесят" - местами даже здоровы, и потому не чураются иногда выпить сто грамм (или чуть больше) со товарищами по бывшей службе. А заодно и вспомнить какую-нибудь историю из своего славного авиационного прошлого.

Простая и банальная мысль: ребята, ведь это тоже не будет вечно? И наступит время, когда и такое уж недавнее прошлое - по сравнению с Великой Отечественной, например, или с бурным развитием реактивной техники в 50-е - так вот, когда и про эти славные времена 70-80-х прошлого века, рассказывать будет уже некому. И будут историки авиации собирать по крупицам - да впрочем, уже собирают - воспоминания очевидцев тех лет для своих исследований.

Вот и подкинем им пару коротких историй - от очевидцев
.
Не далее как вчера получилось экспромтом – вечерком, после работы, в гаражах – пообщаться с двумя бывшими военными летчиками первого класса. Оба служил в свое время на Северах и ДВ, а закончили службу в Кайдаках.
…Про «Орионы» вспомнили как-то само собой – как о машине, в свое время изрядно досаждавшей дежурным силам в приграничных районах.
Вспомнив «Орион», вспомнили и Васю Цимбала с его нашумевшей на весь Союз проделкой.
Ну, все знают – вылетев на Су-27 из ДСов в Килпах на сопровождение разведчика- - норвежского «Ориона» над морем возле наших границ, бесшабашный Вася прошелся несколько раз перед ним, выныривая из-под его брюха перед самым носом. Разумеется, предварительно включая форсаж. Но спутной струи от форсажа по супостату Васе показалось мало, и он решил добавить в меню для «друзей из НАТО» еще и слив топлива на лобовое стекло. Но самое веселье у них (у «друзей) началось после того, как Вася в процессе этих хулиганских маневров зацепил законцовкой киля лопасть винта одного из моторов. Кусок лопасти обломился и пробил обшивку фюзеляжа разведчика, а сам двигатель задымил. «Орион», тут же прекратив выполнение задания, отвалил на базу. А Вася Цымбал с чувством исполненного долга и помахав «друзьям» ручкой, вернулся на свой аэродром.
(Вот, нашел в сети даже картинку с реконструкцией этого случая)

387273_900.jpg



На следующий день начались великие разборки, потому что ушлые норвеги записали Васины проделки на видео. Дело дошло до уровня МИДа и Министра Обороны, короче, у нас, как всегда - Васю сначала вжарили, а потом помиловали, но награждать не стали, а перевели служить на юга, в ЗО.
А новый Командующий округом даже пожал Васе руку и сказал: «Молодец! Такие бойцы нам нужны!» Вот.

Все это я не придумал, а рассказываю вам со слов одного из моих вчерашних собеседников, который слышал эту историю лично от Васи, во время совместного отдыха в санатории МО СССР.

Да, так вот про «Орион». Этому Васиному собеседнику, нашему кайдакскому пилоту, тоже довелось по нему отработать. Произошло это во время его службе на Чукотке. Был он уже летчиком первого класса, 10 лет отлетавшим на Як-28. Но тем не менее, запомнил он этот полет на всю жизнь. Дело в том, что погодные условия, при которых дали готовность, были никакие. Никакие даже для взлета. Мела метель, и видимость гораздо меньше 50 метров. (Хотя первоклассные летчики там все были натасканы здорово, и минимум для взлета был у них 50-70.) И когда им дали готовность, и он со штурманом-оператором запустились и порулили, то оба были уверены, что после рулежки по РД услышат от руководителя команду на заруливание на стоянку. Однако, не поверив своим ушам, услышали команду на взлет…
Тогда с этим не игрались – появился нарушитель, значит дежурные силы вылетают на перехват при любой погоде! А как и где сядет потом самолет, и сядет ли вообще – это уже второстепенно, главное, выполнение боевой задачи.

Хотя, как потом узнали пилоты, решение на вылет принималось тяжело, и были задействованы вышестоящие инстанции - никто не хотел брать ответственность, но и никто не хотел "отгрести" за невыполнение БЗ. Так что вылет был, еще не начавшись, на особом контроле верхов.

(Продолжу в следующий раз.)
Крайнее редактирование: 8 года 11 мес. назад от lelik.
Пишем в служебной зоне.
Спасибо сказали: Kites, А_Кузубов, КТС-20, О.Морозов, Maks-69, Maikl, Docent

АВИАистории. А вот еще был случай... 8 года 11 мес. назад #43712

  • Maks-69
  • Maks-69 аватар
  • Вне сайта
  • ДВВАИУ`шникЪ
  • Сообщений: 1118
  • Спасибо получено 1078
Памяти лётчика Васи Цымбала

(С) Подборка из воспоминаний (извините, снимка более высокого качества не нашёл):

ВНИМАНИЕ: Спойлер! [ Нажмите, чтобы развернуть ]



...jpg



Светлая память ...
Крайнее редактирование: 8 года 11 мес. назад от Maks-69.
Пишем в служебной зоне.

АВИАистории. А вот еще был случай... 8 года 11 мес. назад #43723

  • МИМ
  • МИМ аватар
  • Вне сайта
  • ДВВАИУ`шник!
  • Сообщений: 669
  • Спасибо получено 847
Maks-69 пишет:
Памяти лётчика Васи Цымбала

(С) Подборка из воспоминаний (извините, снимка более высокого качества не нашёл):

...jpg



Светлая память ...

Вверху фото фамилия Карват.
Я так понимаю, первый Герой Белоруссии!!!

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80...B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Крайнее редактирование: 8 года 11 мес. назад от МИМ.
Пишем в служебной зоне.
Спасибо сказали: kombat, А_Кузубов, Длинный, Maks-69

АВИАистории. А вот еще был случай... 8 года 11 мес. назад #43807

  • lelik
  • lelik аватар
  • Вне сайта
  • Модератор
  • Сообщений: 3944
  • Спасибо получено 4571
lelik пишет:

Продолжу в следующий раз.

Продолжаю.

Как потом узнали пилоты, решение на вылет принималось тяжело, и были задействованы вышестоящие инстанции. Так что вылет был, еще не начавшись, на особом контроле верхов. «Орион» в тот раз границу таки нарушил, очевидно, рассчитывая на непогоду на всех близлежащих советских аэродромах. А раз нарушил - решили поднимать, и что летчик первого класса справится.
(Я не называю фамилию по просьбе самого летчика не светить его в интернете. Но для сослуживцев по полку могу сделать исключение в личке и удовлетворить любопытство.)

В общем, взлетели они - в снежной каше.
Взлетали на форсажах, хотя на Яке полагалось на максималах (на форсажах разрешалось только при ведении боевых действий).
Пока их наводили, пока набрали высоту, вышли на рубеж перехвата - нарушитель быстренько вернулся за «ленточку». И подумал, что для него
Но его все-таки догнали и немножко даже пуганули - за прыткость.
Получилось спонтанно, но в итоге удачно. Завели-то их с превышением в тысячу-полторы метров по высоте. (А, может, пилоты "Ориона" тоже были не новички и не спали в шапку, а маневрировали по высоте).
В общем, когда наш Як увидел разведчика прямо под собой, то испугался, что перелетит (разница-то в скоростях турбовинтового "Ориона" и реактивного истребителя приличная) и потеряет из виду... И что потом делать и как оправдываться?
Короче, глаза видят, а руки уже делают - резкий маневр с перетягиванием ручки - и в результате самолет просто валится через крыло прямо на «Ориона».

Тот, бедолага, скорее всего подумал, что сумасшедший русский тупо идет на таран, потому что шарахнулся в сторону и тут же развернулся восвояси.

Скатертью дорога, родной!

Боевая задача выполнена. Но предстояло еще возвращение на свой заложенный пургою аэродром.

Какая там погода - они знали, и руководитель улучшением их порадовать не мог.
Запасных тоже не было. Обычная ситуация для Северов...
Следовательно, надо было возвращаться домой и садиться - при той видимости, а вернее, ее отсутствии, какая была - и надеяться на чудо.

Были и другие факторы, на которые можно было надеяться.
Опыт полетов и посадок в сложных условиях и при минимуме – десять лет службы на Северах и Востоке даром не проходят. Это раз.
(Начинал наш летчик лейтенантом после училища летать в Комсомольске (Ханты-Мансийский округ), потом продолжил в Анадыре (Чукотка). Приходилось за эти годы летать и в Смирных (Сахалин), и в Амурской области, и с других дальневосточных аэродромов. Где погодка по своей бархатности как бы далека от средиземноморских субтропиков по определению.)

А еще сзади сидел старый опытный штурман-оператор, съевший зубы в своем штурманском катапультируемом кресле. Это два.

И зубр-штурман тоже помог. Когда, уже при подходе к ближнему приводу пилот все-таки задергался и заелозил ручкой, пытаясь увидеть хоть какой-то ориентир на земле - старый опытный штурман сурово и непреклонно отозвался из задней кабины по СПУ : «Не трогай ручку! Так и иди - строго по РСБНу!»

И РСБН тоже не подвел, потому что отстроен был как надо.

Короче, полосу они увидели уже под собой. Промелькнувшие за секунды до этого прожектора по бокам полосы уже подсказали им, что полоса где-то рядом.

И руководитель полетов их тоже уже увидел - когда они пролетали мимо КДП. И тоже успокоил: «Не бойся перелета, садись – полоса длинная!»
Да, полоса там была 4.5 километра - что тоже помогло этой истории закончиться благополучно.
Так вот и сели.

По команде руководителя выключили двигатели на полосе - от греха подальше, куда рулить при такой видимости?
В это время с КП уже ехал командир полка. Вышел к самолету из УАЗика, экипаж уже был на земле, и поздравил с удачным боевым вылетом.
И объявил экипажу благодарность. Прямо возле самолёта, под завывание пурги. И пожал своим лётчикам руки.
Вот и вся история, и вся награда за ратный летный труд. Но запоминается такое на всю жизнь.

А потом у нашего летчика был знаменитый перелет в составе полка через весь Союз - из "Угольков" в Гудауту. Та еще эпопея.

А потом , уже в Гудауте, первый самостоятельный вылет на Су-27, но – без тренажера и без провозных на спарке!

Только теоретическое изучение новой матчасти на месте. Уж не знаю, что там была за спешка в освоении новой техники полком, но поступил вот такой приказ: не дожидаясь спарок и тренажера, летчикам первого класса вылететь без провозных самостоятельно! И они вылетели, все благополучно.
А представляете эту пропасть между Як-28 (из каменного века) и современнейшей на тот момент машиной?

Говорят, единственный случай при освоении Су-27 в Союзе, где такое имело место.

А потом он еще полетал на Су-27 в Килп-Явре, и в конце концов, оказался в Кайдаках...

А другой присутствующий военный летчик первого класса в запасе, рассказал, что во время службы на Дальнем Востоке ему приходилось несколько раз вылетать на МиГ-25 на перехват легендарного SR- 71.

Оба-на! Cпоры про то, смог бы МиГ-25 перехватить и сбить «Черного дрозда», ведутся в интернете давно. Естественно, я не преминул спросить :
«Саша, а вот скажи, что ты, как человек, реально вылетавший по этой черной птичке, скажешь по поводу ее перехвата? Смог бы сбить? Хотя бы теоретически?»

«Из задней полусферы без вариантов – шансов нет.
На встречно-пересекающихся, при точном наведении и удачно выбранном ракурсе сближения – можно пытаться. Если повезет. Теоретически.»


Вот такие люди живут в нашем бывшем авиагарнизоне.
Одном из многих на просторах бывшей великой страны.
Крайнее редактирование: 3 года 2 нед. назад от lelik.
Пишем в служебной зоне.

АВИАистории. А вот еще был случай... 8 года 11 мес. назад #43825

  • Maks-69
  • Maks-69 аватар
  • Вне сайта
  • ДВВАИУ`шникЪ
  • Сообщений: 1118
  • Спасибо получено 1078
Посадка вслепую в пургу – абсолютно реальна. Именно так садились пилоты на Новой Земле, когда Рогачёво закрывала внезапная метель, частое в тех краях явление, а запасных просто не было. Только 2 прожектора ставили ещё в торце ВПП против посадочного курса, и они светили навстречу садящемуся борту. Лётчик садился в световое пятно на полосе и выдерживал курс на светящие ему в лицо сквозь пургу прожектора. И это на МиГ-17, где, понятное дело, никакого РСБНа не было. Бывало, что и пассажирские Ан-24 сажали таким же способом, ибо карасину на обратный путь до Архангельска или Нарьян-Мара у них уже не было, а Ам-дыра тоже внезапно закрывалась, например, туманом. Очко, конечно, жим-жим, но пилоты были классные, и такие посадки выполняли.

О перехвате SR-71 в ППС. Лично присутствовал на обмывании Ордена Красной Звезды лётчику, который это несколько раз выполнял. По той же причине, что и Алексей, называть его фамилию не буду. Живёт он сейчас в Бельбеке, надеюсь, что летом мне удастся там побывать в гостях у кума, и тогда, с разрешения героя, при желании назову его ФИО.

Дело было в 21 корпусе ПВО. Сафоновский 174 гвиап как раз переучивался на МиГ-31 и работать по «Дрофе» (так его кликали по оповещению ДС) не мог. Килповский 941 иап на МиГ-23 – вообще ни о чём. А супостат летает …

Тогда командир корпуса поднимает с Африканды Су-15тм и наводит его в ППС на SR. Пилот всё время в радиообмене, докладывает: ля-ля-ля, тра-ля-ля, цель вижу, атакую, включаю высокое, ПР прошли, разрешите пуск … «Дрофа» тут же под 90 градусов (ну, понятно, с учётом скорости в1000 м/сек) отваливает на Норвегию … После не то третьего, не то пятого такого «фокуса» лётчик получил на грудь «Звезду». Имел честь в ресторане города Мончегорска отхлебнуть глоточек из обмывочного бокала …

Так что полностью солидарен с Алексеем в отношении настоящих мужиков, которые живут в бывших гарнизонах. Привет !

P.S. В своё время имел некоторое касательство к эпопее выкидывания под ж... 57-го гвиап из Бесовца в Алыкель. А вот о замене двух полков из Угольных Копей в Гудауту (и соответственно, другого в обратном направлении) только слышал. Может есть участники, поделитесь. Полагаю, весьма интересная ситуация могла быть ...
Крайнее редактирование: 8 года 11 мес. назад от Maks-69.
Пишем в служебной зоне.
Время создания страницы: 0.240 секунд
Вы здесь: Главная » Форум » ДВВАИУ » Наша школа » Мемуары » АВИАистории. А вот еще был случай...