Знак ДВВАИУ

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

Все убрать вокруг мусора, с метелками я договорился.

Военные авиационные училища и школы в 1941-1945 годах.

Ещё
13 июнь 2021 10:54 #61984 от Штурман
Еще один интересный документ:
"Социально-демографические сведения о переменном составе Краснодарской военной авиашколы пилотов"
По состоянию на 31 декабря 1944 года.





Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
29 июнь 2021 22:09 #62032 от Штурман
Отслеживая судьбы офицеров Краснодарской ВАШП, столкнулся с весьма озадачившим меня фактом...

Помощник начальника школы по летной подготовке майор Арандт Г.П.
Погиб в авиакатастрофе 26 декабря 1941 года. Подробности происшествия пока неизвестны...
Вот какие документы удалось обнаружить в Сети.

















Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
29 июнь 2021 22:30 - 30 июнь 2021 20:21 #62033 от Штурман
Управление Кадров ВВС направляет в Главное Управление Кадров МВС список на 9 листах.
В общем (пока еще) строю погибшие и пропавшие без вести в 1941-45г.г. авиаторы - от сержанта до майора.
Как убитые, так и пропавшие без вести большей частью летный состав и, в основном, дата стоит 1941-й...
Всего 54 человека и среди них майоры Арандт (на 2-й странице) и Киселев (на 3-й странице).








В приказе Главного Управления Кадров МВС мы видим обоих майоров уже отдельно.
Видимо приказы были отдельными по разным категориям комсостава.












Если с пропавшими без вести еще вопрос спорный, то с заведомо погибшими еще в 1941-м однозначно непонятно почему их исключают из списков КА только по окончании войны? Какой тогда статус был у них в 41-45 годах? Получали их родные пенсии или нет? Судя по тексту документа УК ВВС "выписки из приказа выслать соответствующим военкоматам для назначения пенсии их семьям" похоже, что не получали...
С чем связано такое положение дел - желание государства сэкономить деньги...?
У майора в Москве осталась жена - Надежда Михайловна, если я правильно расшифровал самый правый столбец, то там мы имеем
"права на пенсию не имеет, детей нет. Возбуждено ходатайство о выплате единовременного пособия"?!
Здесь пока для меня темный лес - что, кому (родители, жены, дети...) и в каких случаях было положено в виде компенсации за гибель на войне близкого человека...
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
26 окт 2021 19:16 - 27 окт 2021 11:54 #62275 от Штурман
Погибшим далеко от фронта...

Далеко от фронта, в глубоком тылу, в Хакасии, погибли 28 летчиков. Процесс обучения летному делу не был легким, за короткий срок надо было научить курсанта летать на боевом самолете-истребителе и быть готовым к воздушным боям с врагом. Эти жертвы были не напрасными. Больше тысячи выпускников Бирмской школы пилотов с достоинством и честью сражались с немецко-фашистскими захватчиками и внесли свой вклад в общее дело Победы.

1. Дата: 29 июля 1942 г. Место: в 12 км северо-восточнее г. Черногорска упал в р. Енисей. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Щекин Иван Егорович, 1921 г. р. Обстоятельства: на высоте 3000 м с правого разворота сорвался в штопор и без попытки к выводу упал в реку Енисей.
2. Дата: 2 ноября 1942 г. Место: 7 км южнее села Арбузное Абаканского района Хакасской области, 20 км юго-восточнее Абакана. Самолет: У-2. Экипаж полка ночных бомбардировщиков капитана Кузьминова при БВАШП: летчик, старший сержант Малий Николай Михайлович, 1917 г. р., стрелок-бомбардир сержант Владимиренко Николай Григорьевич, 1921 г. р. Обстоятельства: ночной маршрутный полет с бомбометанием по программе. При выполнении полета по маршруту Черногорск – Абакан – Оросительное – Полигон – Черногорск при сплошной облачности потерял ориентировку, отклонился от маршрута на 30 км и с углом врезался в землю. Самолет разбит, экипаж погиб.
3. Дата: 16 января 1943 г. Место: аэродром № 2 в 4 км юго-западнее Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: командир звена младший лейтенант Соколов Иосиф Андреевич, 1917 г. р., курсант сержант Надольский Степан Николаевич 1920 г. р. Обстоятельства: в учебном полете при стрельбе по наземным целям курсант потерял ориентировку, командир звена поздно вмешался в управление, в результате самолет с отрицательным углом пикирования врезался в землю. Низкая высота не позволила вывести самолет из пикирования. Самолет разбит, экипаж погиб.
4. Дата: 18 июня 1943 г. Место: 16 км юго-западнее аэродрома Черногорск. Самолет: Як-7б. Экипаж: курсант Солодовников Григорий Васильевич, 1921 г. р. Обстоятельства: при выполнении первого самостоятельного полета после переворотов вошел в пикирование и, не выходя из пикирования, врезался в землю, взорвался и сгорел. Останки пилота захоронены на месте катастрофы.
5. Дата: 30 июня 1943 г. Место: 9 км севернее г. Черногорска. Самолет: И-16. Экипаж: курсант сержант Грушин Алексей Федорович, 1921 г. р. Обстоятельства: в первом самостоятельном полете на И-16 при выполнении пилотажа сорвался в штопор, на выводе из штопора вторично сорвался. Не смог выброситься на парашюте. Самолет ударился о землю на выходе из правого штопора. Пилот погиб.
6. Дата: 14 августа 1943 г. Место: 300 м южнее границы аэродрома № 4 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Горбачев Виктор Александрович, 1920 г. р. Обстоятельства: столкновение двух самолетов в воздухе. Курсант Беляков при выполнении боевого разворота оказался на одной высоте с самолетом Горбачева на пересекающемся курсе и консолью левой плоскости ударил по хвостовому оперению самолета Горбачева. Самолет перешел в пикирование и врезался в землю. Самолет разбит, летчик погиб и похоронен на месте катастрофы.
7. Дата: 21 сентября 1943 г. Место: 16 км северо-западнее аэродрома № 2 г. Черногорска. Самолет: Як-7б. Экипаж: курсант Жигунов Василий Матвеевич, 1920 г. р. Обстоятельства: выполняя учебный полет при перестроении, оказался под самолетом ведущего командира звена младшего лейтенанта Епифанова А.Р., резко пошел в набор высоты и ударил снизу своим мотором в мотор самолета ведущего. При столкновении Жигунов был выброшен из самолета и погиб. Епифанов спасся на парашюте.
8. Дата: 5 октября 1943 г. Место: 4 км северо-западнее разъезда Ташеба, 10 км южнее г. Черногорска, район Уйбатского канала. Самолет: Р-39 «Аэрокобра». Экипаж: слушатель группы переучивания при Бирмской ВАШП старшина Черных Николай Никифорович, 1910 г. р. Обстоятельства: выполняя учебный полет, пилот ввел самолет в плоский штопор, самолет, выйдя из спирали в положении парашютирования, ударился о землю. Самолет разбит, летчик погиб.
9. Дата: 13 декабря 1943 г. Место: 24 км северо-западнее г. Черногорска, между озером Улуг-Холь и Мохово. Самолет: УТ-2. Экипаж: летчик-инструктор младший лейтенант Попов Николай Васильевич, 1920 г. р., курсант Романов Василий Булганович (Булгатанович), 1924 г. р. Обстоятельства: при выполнении маршрутного полета в районе хутора совхоза «Овцевод» вошли в полосу снегопада, потеряли пространственное положение и с работающим мотором врезались в землю, взорвались и сгорели.
10. Дата: 16 декабря 1943 г. Место: 250 м западнее колхоза «Долой засуха», 24 км южнее г. Черногорска. Самолет: Як-7б. Экипаж: курсант Кучеренко Петр Федорович, 1921 г. р. Обстоятельства: при выполнении фигур высшего пилотажа в зоне потерял скорость и перешел в штопор. С отвесного пикирования врезался в землю. Летчик покинул самолет на высоте 300–500 м, но зацепился ранцем парашюта и непроизвольно открыл его. От сильного динамического удара получил переломы рук и грудной клетки. После приземления сломал ноги и через час умер от кровоизлияния в мозг.
11. Дата: 6 июля 1944 г. Место: 3 км севернее аэродрома № 1 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Кочев Леонид Семенович, 1922 г. р. Обстоятельства: в учебном полете после пикирования ввел самолет в левую спираль, перетянув ручку, сорвал самолет в штопор. На выводе из штопора, не имея достаточной высоты, ударился в скат горы Кусинского хребта.
12. Дата: 14 августа 1944 г. (два самолета) Место: 12 км севернее аэродрома № 1 г. Черногорска. Самолет: два самолета УТИ-4. Экипажи: летчик-инструктор лейтенант Горылев Виктор Тимофеевич, курсант Крюков Николай Николаевич, 1921 г. р.; командир отряда старший лейтенант Валуев Георгий Михайлович, курсант Саушкин Семен Федорович, 1921 г. р. Обстоятельства: при выполнении пилотажа звеном провели учебный воздушный бой и, увлекшись, не следили за высотой. Сделав одновременно переворот, из-за недостатка высоты ударились в землю в 50 м друг от друга. Экипажи погибли.
13. Дата: 16 августа 1944 г. Место: 6,5 км северо-восточнее аэродрома № 4 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Махов Борис Емельянович, 1923 г. р. Обстоятельства: при выполнении фигур высшего пилотажа завис в верхней точке, перешел в штопор до земли, врезался в землю. Захоронен на месте катастрофы.
14. Дата: 23 августа 1944 г. Место: аэродром № 1 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: курсант Копосов Аркадий Яковлевич, 1923 г. р., летчик-инструктор старший лейтенант Кадушкин Н.Н. Обстоятельства: на посадке в 380 м от посадочного «Т» зацепил колесом корову, находившуюся на посадочной полосе. Самолет перевернулся. Копосов умер от тяжелого ранения в голову при ударе об землю. Кадушкин – жив.
15. Дата: 14 сентября 1944 г. Место: 7 км западнее г. Черногорска, в 130 м юго-восточнее поселка № 9. Самолет: Як-9д. Экипаж: курсант Метлашевский Алексей Егорович, 1921 г. р. Обстоятельства: после выполнения пилотажа в зоне развернулся и пошел со снижением в сторону Черногорска. На высоте 300 м вспыхнул и объятый пламенем упал на землю. Самолет и курсант сгорели. Причина: пожар в воздухе из-за трещины в трубке бензоманометра.
16. Дата: 6 октября 1944 г. Место: аэродром № 1 г. Черногорска. Самолет: УТИ-4. Экипаж: летчик-инструктор лейтенант Шавырин Владимир Николаевич, 1918 г.р., курсант Файзулин Закирьян Файзулович, 1923 г. р. Обстоятельства: на самолете при взлете два раза обрезал мотор. При продолжении взлета на высоте 100–200 м мотор в режиме набора высоты обрезал полностью. Чтобы не упасть на город, летчик решил произвести посадку с разворотом на аэродром, но, потеряв скорость, срывается в штопор и на выходе из штопора врезается в землю.
17. Дата: 9 марта 1945 г. Место: 10 км юго-западнее аэродрома № 4 г. Черногорска. Самолет: Як-7в. Экипаж: летчик-инструктор лейтенант Юсин Николай Сергеевич, 1920 г. р., курсант Рудик Виктор Иванович, 1922 г. р. Обстоятельства: при выполнении тренировочных полетов при незаконченном выводе из пикирования самолет ударился о землю на большой скорости. Причина – неправильное использование триммеров. Экипаж погиб.
18. Дата: 20 марта 1945 г. Место: 2,5 км юго-восточнее аэродрома № 2 г. Черногорска. Самолет: Як-9м. Экипаж: курсант старшина Киселев Дмитрий Людвигович, 1919 г. р. Обстоятельства: в учебном полете после возникновения пожара в воздухе потерял управление самолетом и ударился о землю правым крылом и мотором при небольшой скорости. Самолет сгорел, летчик погиб.
19. Дата: 23 декабря 1945 г. Место: г. Черногорск. Самолет: неизвестен. Экипаж: курсант Лузин Василий Елизарович. Обстоятельства: неизвестны
20. Дата: 16 сентября 1943 г. Преподаватель тактики ВВС БВАШП старший лейтенант Власов Борис Дмитриевич, 1918 г. р. Умер от ранений, полученных на фронте. С августа по ноябрь 1941г. – пилот 180 ИАП (5 ГИАП) 16 САД на Западном фронте, 13 ноября 1941 г. тяжело ранен в голову, глаза и ноги под Волоколамском. Награжден двумя орденами Красного Знамени (№ 27412 6.11.1941, № 13292 30.11.1941).







safe-rgs.ru/5772-iz-istorii-birmskoy-voe...y-pilotov-vashp.html
Вложения:
Спасибо сказали: roger, Владимир Коровкин, Aleks97

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
15 нояб 2021 23:52 - 16 нояб 2021 18:02 #62320 от Штурман
После окончания обучения в ВАШП, молодые пилоты, как правило, направлялись в запасные авиационные полки.
Для выпускников Краснодарской ВАШП одним из таких полков был 27-й ЗАП.

В 2016 году в Вологде в издательстве "Арника" тиражом 500 экземпляров вышла в свет книга Ивана Александровича Дьякова "С мечтой о небе: История 27-го запасного авиационного полка".
Эта книга посвящена истории 27 запасного авиационного полка, который во время Великой Отечественной войны дислоцировался в г. Кадников Сокольского района Вологодской области и занимался переучиванием наших летчиков на самолеты Р-40 американского производства, приходившие по ленд-лизу Северными конвоями.
Ныне электронный вариант этой книги можно прочитать в Сети и скачать его в формате ПДФ по ссылке -
vk.com/doc6028667_548270668?hash=4e9b138...l=491a2ab6bb7c86be2c

Книга весьма интересная и поучительная!


Вложения:
Спасибо сказали: lelik, О.Морозов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Ещё
28 янв 2022 22:21 - 29 янв 2022 19:57 #62506 от Штурман
В ходе работы в архиве МинОбороны выяснилось, что важная информация о деятельности ВАШП имеется не только в фонде самой школы, но и в фондах вышестоящих структур. Это различные доклады, отчеты о деятельности школы, списки и даже фотографии отдельных выпусков...
Так в фонде Управления ВВС СКВО были обнаружены фотографии выпусков Краснодарской военной авиашколы пилотов 1944-45 годов!
К огромному сожалению без расшифровки личного состава...
Вот эти фотографии.














Вложения:
Спасибо сказали: roger, lelik, dunay, Рыбак

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Время создания страницы: 0.310 секунд
Работает на Kunena форум