- Сообщений: 737
- Спасибо получено: 1468
Военная история
- Kites
-
- Не в сети
- ДВВАИУ`шник!
-
На сохранившемся в Саратове самолёте майора Ерёмина можно увидеть. На правой ноге, левая в этой части, похоже, не родная.
На Яке-3 Нормандии в Ле Бурже так:
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- roger
-
- Не в сети
- Чатланин
-
- Я в форме!
- Сообщений: 477
- Спасибо получено: 598
Все будут НЕТ, а вы - РАБОТАТЬ!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Нурик
- Не в сети
- Ушедши
-
- Сообщений: 1344
- Спасибо получено: 1364
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- FOMA
-
Автор темы
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
-
- никогда не сдавайся-предела НЕТ!
- Сообщений: 2090
- Спасибо получено: 2526
fishki.net/3288514-legendy-i-mify-veliko...alynogo-perioda.html
Ну и приложением:
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Maikl
-
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
-
- Сообщений: 2337
- Спасибо получено: 1843
FOMA
Доброго времени суток!Попалась интересное исследование.Хотелось бы поделиться:
fishki.net/3288514-legendy-i-mify-veliko...alynogo-perioda.html
Посмотрел "исследование".
Хотелось бы поделиться:
Исследование написал автор под ником zaCCCPanec ЗАСРАНЕЦ Уже самоназвание автора ни у кого никаких ощущений не вызывает? Естественно у этого засранца нет ни адреса,. ни имени. Засирает он бойко, написал много исторических "исследований". Скользит по поверхности, прикрывая "исследования" фото.
Я не собираюсь брать на себя роль цензора, тем более, что о цензуре на сайте уже кто-то заявил. Но засирать засранцем сайт ДАУГАВПИЛССКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ЯНА ФАБРИЦИУСА да еще по истории авиации мне представляется фактом вопиющего безобразия и неуважения к офицерам авиаторам. Хотя, нельзя исключить и другое...
ПРО АВИАЦИЮ
Науменко Н.Ф - командующий ВВС Западного фронта с ноября 1941 года
Из отчета
командующего военно-воздушными силами
Западного фронта
за 1941 г.
о состоянии
военно-воздушных сил фронта
и боевых действиях
за восемь дней войны
Сов. секретно
ОТЧЕТ
О БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ
ЗАПАДНОГО ФРОНТА ЗА 1941 г.
(с 22 июня 1941 г. по 1 января 1942 г.)
ОБСТАНОВКА НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА
(переход к военному положению)
Боевая подготовка
[…] В результате пережитой тяжелой зимы к 15 апреля 1941 года боевую готовность частей Военно-воздушных сил Западного особого военного округа можно охарактеризовать следующим: истребители – небоеспособны (в воздухе почти не стреляли и воздушных боев не вели); бомбардировщики – ограниченно боеспособны (мало бомбили, мало стреляли, мало летали на маршрутные полеты). Разведывательной авиации округ не имел, так как имеющиеся восемь корпусных авиаэскадрилий получили шесть самолетов Р-зет и приступили к переучиванию.
313-й и 314-й разведывательные полки были полностью укомплектованы молодым летным составом, но материальной части не имели.
314-й разведывательный авиационный полк начал получать самолеты ЯК-2 и ЯК-4 в апреле месяце и к началу войны имел лишь шесть экипажей, только что вылетавших на ЯК-4.
Штурмовиков округ вовсе не имел. 215-й штурмовой авиационный полк, только что сформированный, к началу войны имел двенадцать И-15 и подготавливал летчиков для перехода на ИЛ-2, которых округ в то время не имел […].
Материальная часть
К началу войны части Военно-воздушных сил Западного особого военного округа были вооружены: бомбардировщики – самолетами СБ, СУ-2, а тяжелые полки – ТБ-3; истребители – самолетами И-16 и И-153; штурмовики – самолетами И-15-бис
Состояние материальной части было вполне удовлетворительное.
9-я смешанная авиационная дивизия к началу войны получила 262 самолета МИГ-1 и МИГ-3 и приступила к их освоению. Всего было на МИГах выпущено до 140 летчиков и продолжался выпуск остальных.
На новых самолетах производились только аэродромные полеты и отстрел пулеметов в воздухе. Материальная часть к началу войны была не освоена и дивизия имела ряд тяжелых катастроф в процессе ее освоения. Старая материальная часть (И-16, И-153) осталась в дивизии.
Самолеты ПЕ-2 были получены в количестве 420 штук и находились в 13-м авиационном полку 9-й смешанной авиационной дивизии и 15-м авиационном полку 11-й смешанной авиационной дивизии.
Таким образом, с начала войны округ переживал период перевооружения на новую материальную часть, а интерес к старой материальной части заметно снизился. Все сверху до низу были охвачены скорейшим выпуском летчиков на новой материальной части.
Аэродромная сеть
В течение 1939 и 1940 годов в округе было построено около 70 аэродромов на территории Западной Белоруссии, но эти аэродромы были рассчитаны главным образом на старую материальную часть.
Передовая и тыловая зоны аэродромов были хорошо развиты. Что же касается полосы между меридианами Вильнюс, Лида, Пинск и Полоцк, Минск, Уречье – аэродромов почти не было. В этой полосе предусмотрена была постройка аэродромов в 1941 году.
На 30 аэродромах имелись запасы горючего и бомб.
Основным тормозом в сосредоточении горючего было отсутствие тары.
В ближайших к границе авиагарнизонах были созданы большие запасы авиагорючего и бомб.
Исключительно пагубно отразилось на маневре военно-воздушных сил развертывание строительства взлетно-посадочных полос на территории Западной Белоруссии. На 46 аэродромах было развернуто строительство взлетно-посадочных полос средствами Народного комиссариата внутренних дел БССР.
Оставалось лишь 15-17 аэродромов для лагерной стоянки частей, которые располагались главным образом вдоль госграницы на расстоянии 10-40 км, т.е. 9, 10, 11-й смешанных авиационных дивизий, которые к моменту войны находились на аэродромах, удаленных от госграницы не более 10-40 км.
Несмотря на предупреждения о том, чтобы взлетно-посадочные полосы строить не сразу на всех аэродромах, все же 60 взлетно-посадочных полос начали строиться сразу. При этом сроки строительства не выдерживались, много строительных материалов было нагромождено на летных полях, вследствие чего аэродромы были фактически выведены из строя.
В результате такого строительства аэродромов в первые дни войны маневрирование авиации было очень сужено и части оказались под ударом противника.
Дислокация авиации Западного особого военного округа характеризовалась рассредоточением истребительной авиации по всей границе, притом чрезмерно близко к границе. Отсутствие связи со службой ВНОС и неналаженность последней усугубляло положение.
Состояние органов тыла.
Директива Генерального штаба о введении новой системы тыла была получена в округе 28 апреля 1941 г.1. Все организационные мероприятия и директивные указания по переходу к районам авиабазирования и переформированию авиабаз были отданы к 20.4.41 г.1.
По этой директиве существующие тридцать четыре авиабазы были переформированы в батальоны аэродромного обслуживания в таком же количестве. Остальные девяносто три батальона аэродромного обслуживания должны были формироваться заново. Таким образом, новая система тыла в Западном особом военном округе к началу войны была лишь в стадии организации: управления авиарайонов только что создавались, а приписка переменного состава к батальонам аэродромного обслуживания начиналась вновь. Особо плохо обстояло дело с припиской транспорта, в частности – спецмашин. В связи с переходом на новую организацию прежние мобилизационные расчеты оказались нарушенными и тыл был совершенно не готов к началу войны.
Изучение вероятного противника
Во всех частях Военно-воздушных сил Западного особого военного округе вопросу изучения вероятных противников, и особенно Германии, отводилось время, определенное программой боевой подготовки.
Как с летным, так и с техническим составом авиачастей основное внимание уделялось изучению организации и состояния военно-воздушных сил вероятных противников, их материальной части, по официальным материалам, издаваемым Разведывательным управлением Генерального штаба Красной Армии, и периодической печати. Как недостаток в этом вопросе следует отметить то, что противник изучался по бумагам. В проводимых учениях противник очень часто принимался условный, далеко не соответствующий его действительному состоянию.
Совершенно недостаточно изучался опыт войны, проводимой Германией на западе и юго-западе Европы в те времена.
Ввиду отсутствия достаточно полной авиационной литературы и незнания большинством командного состава иностранных языков исключало возможность пользования иностранной литературой, которой к тому же было очень мало.
Если летный состав не плохо изучил материальную часть противника, то вопросы тактики воздушного боя и оперативно-тактического применения военно-воздушных сил противника изучались поверхностно.
Предусмотренные программой боевой подготовки к изучению многие вероятные противники, как, например, Германия, Румыния, Англия, Италия и другие, требовали много времени, которого не хватало, в результате чего изучение было весьма поверхностным.
Только в последние два месяца перед войной во всех частях военно-воздушных сил было организовано глубокое изучение военно-воздушных сил Германии.
Между тем германская разведка практически изучала базирование наших военно-воздушных сил. Воздушная трасса Москва, Берлин проходила через основные аэроузлы Западного особого военного округа.
Несмотря на неоднократные ходатайства командования военно-воздушных сил округа об изменении направления трассы, германские самолеты все же пользовались ею, производили посадку на таких аэродромах, как Белосток, Минск, даже тогда, когда на них производилась летная работа.
Подготовка штаба военно-воздушных сил фронта к войне.
Штаб Военно-воздушных сил Западного фронта развернулся из штаба Военно-воздушных сил Западного особого военного округа, сохранив в своем составе все основные кадры до настоящего времени.
В течение 1940 года штаб военно-воздушных сил округа провел самостоятельно две фронтовые оперативные игры и участвовал на одной фронтовой 20-дневной полевой поездке, проведенной Генеральным штабом Красной Армии, где получил неплохую оценку.
Кроме того, штаб военно-воздушных сил округа участвовал на 4 общевойсковых оперативных играх, проведенных штабом округа.
Командиры штаба военно-воздушных сил округа были достаточно подготовлены к управлению войсками, хотя достаточного опыта не имели.
Последующий ход событий показал, что штаб военно-воздушных сил округа был сколочен достаточно хорошо […]
Канун войны
Развернутая сеть германского шпионажа, разбросанного по всей территории Западного округа, дала в руки противника большие преимущества и предоставила ему возможность на первых порах войны деморализовать управление войсками и внести некоторую панику в сознание малоустойчивых людей.
В течение всего периода с момента заключения договора между СССР и Германией и особенно в последние дни противник систематически нарушал нашу госграницу, не только перелетая ее, но и умышленно производя посадки своих самолетов на наших аэродромах с экипажами в чине младших офицеров – фактически переодетых офицеров. Наши истребители, сидевшие в засаде вдоль госграницы, не имели возможности активно противодействовать нарушению противником нашей границы, т.к. имели приказ оружия не применять, а предлагать посадку эволюциями самолета, что никакого воздействия не оказывало.
Еще задолго до начала войны противник произвел фотосъемку наших укреплений на границе, что подтверждается фотодокументами, захваченными в разгромленных штабах немецкой армии (см. приложение № 70)2.
В результате действий германских диверсантов и польских белогвардейцев с 23.00 21.6.41 г. вся проволочная связь штаба военно-воздушных сил Западного особого военного округа со штабами дивизий и штабов дивизий со своими полками была прервана и каждый аэродром был предоставлен сам себе
В таких условиях началась Великая Отечественная война.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ПО МЕСЯЦАМ И ОПЕРАТИВНЫЕ ВЫВОДЫ
I. ДЕЙСТВИЯ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ВОЙНЫ И БОЕВОЙ СОСТАВ
Боевой состав Военно-воздушных сил Западного фронта к началу войны состоял из шести дивизий (9, 11, 10, 12, 13, 43), одного авиакорпуса дальнего действия и четырех отдельных авиаполков; всего имелось к 22.6.41 г. двенадцать истребительных полков, восемнадцать бомбардировочных, два штурмовых, два резервных и два разведывательных. В строю находилось 1909 самолетов, из коих 1022 истребителя и 887 бомбардировщиков. Схему организации Военно-воздушных сил Западного фронта, дислокацию и боевой состав см. приложения №№ 1, 2, 3, 9, 10, 113.
Части Военно-воздушных сил Западного фронта вступили в войну с утра 22.6.41 г. День этот характеризуется большими потерями, понесенными авиацией фронта от налетов противника, организацией ответных ударов по аэродромам противника Соколув, Седлец, Лукув, Бяла-Подляска, по группировкам противника в Цехановец, Константинув, Рыгалы, оз. Сервы, Августов, Сувалки, по промышленности в Кенигсберг, Варшава.
За день 22.6.41г. авиацией противника были уничтожены на аэродромах и в воздушных боях 538 самолетов при 143 самолетах, потерянных противником. На следующий день потери сторон соответственно составляли 125 и 124 самолета и к концу июня, т. е. за 8 дней войны наши потери составляли 1163 самолета, потери противника 422. Схему ударов противника по нашим аэродромам и графики потерь см. Приложения №№ 4, 5, 6, 28-344.
К исходу 30.6.41 г. военно-воздушные силы фронта имели истребителей 124 и бомбардировщиков 374, всего 498 самолетов, объединенных в семь дивизий. Дислокация – в приложении № 75. Военно-воздушные силы противника соответственно имели около 800 самолетов перед нашим фронтом, предположительно, 2-й воздушный флот. (См. схему № 25.)5
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫМИ СИЛАМИ
ПО МЕСЯЦАМ, И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ
(Первые 8 дней войны)
С началом военных действий основной задачей военно-воздушных сил фронта были самостоятельные действия по борьбе с мотомеханизированными и танковыми колоннами противника и уничтожение его авиации на аэродромах. Наряду с этим важнейшей задачей было прикрытие центров и мест сосредоточения и выгрузки наших войск, взаимодействие с частями 3-й армии в районе Гродно, а также глубокая разведка противника.
Первые удары по танковым колоннам противника 22-23.6.41 г. были нанесены в районе Сувалки, Домброва, Гродно с одновременным ударом по аэродромному базированию противника на меридиане Августов, Седлец. Этот период характерен также большим количеством воздушных боев.
С 27.6.41 г. борьба с мотомеханизированными частями противника принимает характер эшелонированных ударов авиации и охватывает новые районы вдоль брестского шоссе (Пружаны, Береза) и районы Молодечно, Барановичи, Ошмяны, Минск, Бобруйск.
Судить о полных результатах работы авиации за этот начальный этап войны нет возможности, ввиду убытия тех частей, которые вели боевую работу в те дни, и слабого учета авиации в то время. По сохранившимся отрывочным данным за период с 22 по 30.6.41 г. сделано 2969 самолето-вылетов и сброшено 107 тонн 550-кг бомб. Основной бомбой, применяемой в тот период, была ФАБ-100. О количестве подбитых танков противника сведений нет.
За этот период уничтожено 442 самолета противника […]
Командующий Военно-
воздушными силами
Западного фронта
генерал-майор авиации Науменко
Военный комиссар
Военно-воздушных сил
Западного фронта
дивизионный комиссар Клоков6
Начальник штаба Военно-воздушных сил
Западного фронта
генерал-майор авиации Худяков
31 декабря 1941 г.
Ф. 208, оп. 149690сс, д. 2, лл. 2-12.
ПРО АВИАЦИЮ
Свищев Виктор Николаевич.
Генерал-майор авиации, доктор военных и кандидат технических наук, профессор.
Почему массированным налётам авиации в первый же день войны 22 июня подверглись 26 русских аэродромов, где базировались наиболее боеспособные авиационные полки? Нанеся большой урон нашей авиации, противник захватил господство в воздухе. Почему за первый день боёв ВВС Западного фронта потеряли 738 самолётов, из них 528 самолётов на земле, что составило около 40% самолётного парка Западного фронта, или 63,7% всех потерь авиации на германском фронте за 22 июня?
На эти и другие вопросы о неудачах и победах русской авиации на Западном фронте в первые дни войны ответил Виктор Николаевич Свищев, военный лётчик, генерал-майор авиации в отставке. Он непосредственный участник тех событий, за годы войны совершил 92 боевых вылета.
– Виктор Николаевич, какими силами располагала авиация Западного особого военного округа на 22 июня 1941 года? Каковы причины неудач наших лётчиков в первые дни войны?
– Авиация Западного фронта была одной из сильнейших в пяти фронтах, которые вступили в бой в первый день войны. В её состав входили 9, 10, 11-я смешанные авиационные дивизии (армейская авиация); 12, 13-я бомбардировочные и 43-я истребительная дивизии и 313, 314-й отдельные разведывательные полки (фронтовая авиация); 8 корпусных авиационных эскадрилий (войсковая авиация). Смешанные дивизии входили в состав 10, 4, 3-й армий и подчинялись их командующим, фронтовая авиация подчинялась командующему ВВС фронта, которым был Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Иванович Копец. Он воевал в Испании командиром эскадрильи, прибыл старшим лейтенантом и сразу был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа, затем – командующим Западного военного округа, не имея необходимой подготовки и опыта работы для командования таким крупным объединением.
Всего в составе авиации фронта имелось 29 полков, из них 12 истребительных, 13 бомбардировочных, 2 штурмовых, 2 разведывательных, и насчитывалось 1789 самолётов. Несмотря на большой состав авиации фронта, прикрывавшего московское стратегическое направление, командующему ВВС был оперативно подчинён 3-й дальнебомбардировочный авиационный корпус, которым командовал полковник Николай Сергеевич Скрипко. В состав корпуса входили 42-я и 52-я дальнебомбардировочные авиационные дивизии. В каждой из них было по два полка, один из которых был вооружён самолётами Дб-Зф, а второй – Тб-3.
С учётом дальних бомбардировщиков 3-го корпуса в составе авиации Западного фронта насчитывалось 2084 самолёта. Все они, кроме И-153 и Тб-3 (иногда на них лётчики в боях получали результаты даже лучше), были новыми и по качеству не уступали немецким или превосходили их.
Против авиации Западного фронта действовали 2-й немецкий воздушный флот, армейская и войсковая авиация Группы армий «Север». 2-м воздушным флотом командовал фельдмаршал Альберт фон Кессельринг, имевший высокий уровень подготовки и опыт ведения боевых действий. Он ещё месяц назад руководил этим флотом в воздушной войне против Англии. В составе немецкой авиации насчитывалось 1679 самолётов, то есть в 1,2 раза меньше, чем у Западного фронта. При таком соотношении сил сторон можно было рассчитывать, что наша авиация, как и предрекала пропаганда перед войной, захватит господство в воздухе, но этого не случилось. Фон Кессельринг, имея меньше самолётов, чем противостоящая авиация, решил уничтожить её в два этапа: на первом – армейскую авиацию, а на втором – фронтовую. Смешанные авиадивизии армейской авиации он решил уничтожить преимущественно на аэродромах, а самолёты фронтовой авиации – в воздухе, так как с ликвидацией истребительных полков бомбардировщики будут летать на задания без сопровождения и станут лёгкой добычей для немецких лётчиков.
Пользуясь преимуществом внезапного нападения, немецкая авиация ещё до объявления Германией войны на рассвете 22 июня 1941 года нанесла удары в полосе Западного фронта по 26 аэродромам, которые заранее были разведаны. При этом ударам с воздуха были подвергнуты все аэродромы армейской авиации, кроме одного, о котором немцы не знали, и дополнительно три аэродрома, на которых базировались два разведывательных полка и один бомбардировочный фронтовой авиации.
В дальнейшем налёты следовали один за другим в течение трёх дней для уничтожения оставшихся самолётов армейской авиации, а затем – фронтовой и дальней.
Авиация Западного фронта не была приведена в боевую готовность, и её самолёты стояли на аэродромах зачехлённые, плотными рядами вдоль широких белых линий крыло к крылу. Это обеспечило их массовое уничтожение в первом налёте, так как при попадании в один самолёт огонь перебрасывался на другие, а взрывы бензиновых баков и боеприпасов усиливали огонь, и над аэродромами поднимались дымы пожаров. Трагедией обернулось такое скученное расположение самолётов на аэродромах. Приказ наркома обороны от 19 июня о рассредоточении боевой техники не успел поступить в части. Успеху немецких лётчиков способствовало и то, что на аэродромах отсутствовали зенитные пушки и пулемёты. Поэтому они вились над аэродромами до полного уничтожения самолётов или расхода боеприпасов.
– Но не все же наши самолёты были уничтожены? Возникали ли случаи отражения ударов немецкой авиации?
– Да. На перехват немецкой авиации были подняты дежурные звенья, но их атаки успешно отразили истребители сопровождения бомбардировщиков. И только в районах дислокации 10-й и 11-й смешанных авиадивизий, где в воздух были подняты значительные силы истребителей, разгорелись жаркие воздушные бои.
В первый день войны в составе ВВС Западного, да и всего советско-германского фронта, наибольшего успеха в боях с немецкими истребителями и бомбардировщиками добились лётчики 127-го истребительного авиационного полка, вооружённого устаревшими истребителями И-153 («Чайка»). Это полковники И.Ф. Дружков, И.Ф. Каркан и генерал-полковник С.Я. Жуковский. Из воспоминаний Ивана Фёдоровича Дружкова об участии в боях:
«На И-153, которыми был вооружён полк, были установлены четыре пулемёта ШКАС и под нижними крыльями – направляющие балки для 8 реактивных снарядов РС-82. Но эрэсов, которых в дальнейшем очень боялись немцы, в начале войны не было, не завезли. По манёвренности в горизонтальной плоскости и ракетному вооружению И-153 превосходил Ме-109, а уступал ему в бою на вертикалях, стрелково-пушечном вооружении и максимальной скорости полёта. При встрече с немецкими истребителями наши лётчики на вираже моментально заходили им в хвост, и они уходили на вертикаль, когда успевали. С бомбардировщиками лётчики на И-153 вели бои более успешно, но равенство в скорости полёта затрудняло их догон для атаки».
127-й полк базировался на аэродроме Скидель. Но на нём, как и на других аэродромах, развернулось строительство бетонной взлётно-посадочной полосы, и полк за две недели до начала войны был перебазирован на полевой аэродром Лесище в 30 км от Гродно. Его немцы не знали, обнаружили в конце дня и нанесли по нему удар, уничтожив 3 самолёта. Лётчикам полка удалось в течение дня уничтожить в воздушных боях 20 самолётов противника, потеряв 14 своих. Это был лучший результат дня, и получен он на устаревших истребителях. Полк, так успешно начавший войну, на следующий день прекратил своё существование. А случилось следующее. Вечером, когда лётчики собирались идти на ночной отдых, поступила команда: «Выход из-под удара» – и всем было приказано самостоятельно лететь на один из трёх аэродромов. Это произошло потому, что командующий 3-й армией Василий Иванович Кузнецов без всякой боевой необходимости решил сдать ночью немцам город Гродно и значительную прилегающую территорию, на которой находился аэродром Лесище.
После войны генерал армии К.Н. Галицкий, как он пишет в воспоминаниях, спросил Кузнецова:– Зачем вы сдали немцам в первый день войны большую территорию?
– Так я сделал на учении осенью. И это решение было одобрено руководством.
– Каковы причины столь стремительного уничтожения наших самолётов на земле и воздухе?
– 11-я смешанная авиадивизия в первый день войны уничтожила 37 самолётов противника, а сама потеряла, в основном на земле, 127, и осталось у неё 72 истребителя. В наиболее тяжёлом положении в первый день войны оказалась 9-я смешанная авиадивизия. Она дислоцировалась в Белостокском выступе, удобном для перехода в наступление с началом войны наших войск, к чему они готовились в соответствии с доктриной ведения боевых действий на территории противника. Поэтому её полки максимально были приближены к границе, чтобы длительное время вести боевые действия в наступательной операции без перебазирования. Но пришлось обороняться, и немцы очень быстро подошли к её аэродромам, что видно из следующего.
Аэродром Торново, на котором базировался 129-й истребительный авиаполк, находился в 12 километрах от границы. Он имел около ста самолётов, из них 45 – МиГ-3. На аэродроме Долобуново, в 22 километрах от границы, базировался 125-й авиаполк, имевший 77 самолётов, из них 56 МиГ-3. На аэродроме Высоке-Мозовецк в 40 километрах от границы базировался 124-й полк, в котором насчитывалось 99 истребителей, в том числе 70 МиГ-3, а остальные – старых конструкций. Из этих данных видно, что в полках с учётом И-16 и И-153, которые не успели сдать после переучивания на новые самолёты, имелся полутора-двойной комплект истребителей, что при наличии резервных лётчиков расширяло боевые возможности полков. Поэтому не правы авторы многих трудов, утверждающие, что ВВС Западного и других фронтов из-за наличия неисправных машин вступили в войну с меньшим числом самолётов, чем имели по боевому расписанию.
В 4 часа 5 минут 22 июня командир 129-го полка капитан Ю.М. Беркаль услышал гул начатой противником артиллерийской подготовки и объявил боевую тревогу. В соответствии с планом прикрытия границы одну эскадрилью направил на прикрытие города Острув-Мозовецк, а вторую – в район Ломжи. Аэродром Торново не был прикрыт. На него последовательно вышли три группы немецких самолётов и нанесли удары по оставшимся двум эскадрильям, причинив значительный ущерб. Вскоре к аэродрому подошли немецкие войска. Связи с дивизией не было, и Беркаль своим решением перебазировал полк в район Белостока. Лётчики улетели, а техники направились за ними со средствами обслуживания наземным эшелоном по дорогам, забитым войсками и беженцами, под непрерывными ударами авиации врага. На новом аэродроме полк вновь подвергся ударам с воздуха, перелетел далее в тыл и, практически не участвуя в боях, прекратил своё существование.
Я участвовал в боях на штурмовиках Ил-2 и Ил-10 в 1944–1945 годах, и наш 118-й гвардейский штурмовой авиационный Курский полк часто перебазировался за наступающими войсками. Каждый раз ему выделяли транспортный самолёт, на котором с лётчиками одновременно летели техники, и перерывов у полка в ведении боевых действий не было. В составе же ВВС Западного фронта не было ни одного транспортного самолёта для перебазирования техников. Война таких ошибок не прощает.
Аналогично потеряли боеспособность и два других истребительных полка дивизии.
А 13-й скоростной бомбардировочный авиационный полк в результате трёх ударов немецких самолётов лишился всех своих новых пикирующих бомбардировщиков Ар-2, не сделавших ни одного боевого вылета.
9-я смешанная авиадивизия в первый день войны из 409 своих самолётов потеряла (преимущественно на земле) 347, и осталось у неё 62. На следующий день дивизия понесла дополнительные потери, и её командир генерал-майор авиации С.А. Черных, тоже «испанец», послал телеграмму командующему ВВС Западного фронта, которым был генерал-майор авиации А.И. Таюрский. В телеграмме было сказано: «Все самолёты разбиты. Прошу указаний». Так на второй день войны мощная авиационная дивизия, вооружённая только новыми типами истребителей и бомбардировщиков, прекратила своё существование, не оказав противодействия немцам.
В 10-й смешанной авиадивизии 74-й штурмовой полк базировался на аэродроме Высокое, в 14 километрах от границы. В первые же минуты его самолёты были обстреляны немецкой артиллерией, а вскоре на лётное поле ворвались танки. Больше данных из полка не поступало.
В первый день войны наиболее успешно в дивизии воевал И. Калабушкин, который на И-153 сбил пять немецких самолётов, в том числе двух истребителей Ме-109. Столько же на этом истребителе в 11-й дивизии сбил А.С. Данилов. Это опровергает утверждения многих авторов, что причиной поражения советской авиации явилось малое количество в частях новых типов самолётов.
К концу первого дня войны в составе трёх смешанных авиационных дивизиях осталось 185 самолётов. В результате сухопутные войска лишились поддержки и прикрытия с воздуха, а бомбардировочные полки – истребителей сопровождения и летали на боевые задания без их прикрытия в условиях полного господства противника в воздухе.
Оставшаяся 43-я истребительная авиационная дивизия на И-16 и И-153 двумя полками прикрывала Минск, одним полком – Пуховичи и одним – Барановичи.
Командир 13-й бомбардировочной дивизии Герой Советского Союза генерал-майор авиации Ф.П. Полынин о полёте пяти её полков на выполнение боевой задачи в первый день войны пишет, что после их возвращения в штаб дивизии стали поступать донесения. 24-й полк донёс, что боевую задачу выполнил без потерь, сбил два из четырёх атаковавших Ме-109. Из полков доносили: у одних сбито десять, у других — пять. Одну из групп атаковало 18 истребителей, и на аэродром вернулся лишь один экипаж.
Так продолжалось изо дня в день, и силы фронтовых и дальних бомбардировщиков таяли на глазах. В то же время устаревшие тихоходные тяжёлые бомбардировщики Тб-3 выполняли боевые задачи ночью и потерь не имели. Поэтому при отсутствии истребителей сопровождения фронтовые и дальние бомбардировщики нужно было перевести на ведение боевых действий ночью, но этого сделано не было.
В результате к концу приграничного сражения 30 июня в составе авиации Западного фронта осталось 50 самолётов и 70 в 3-м корпусе, то есть всего 120 машин от 2084, которые она имела в начале войны. Авиация Западного фронта практически прекратила своё существование.
Узнав об этом, командующий ВВС Западного фронта генерал-майор Копец застрелился.
ПРО АВИАЦИЮ
Захаров Г.Н. - командир 43-й истребительной авиационной дивизии Западного ОВО
Назову боевой состав 43-й истребительной авиадивизии по авиаполкам на 21 июня 1941 года.
160-й иап: 60 самолетов И-153, 72 летчика.
161-й иап: 62 самолета И-16, 70 летчиков.
162-й иап: 54 самолета И-16, 75 летчиков.
163-й иап: 59 самолетов И-16, 72 летчика.
Этим составом мы и начали воевать.
А у меня в ту ночь до рассвета спокойных часов уже не было.
Сначала пришла директива за подписью С. К. Тимошенко и Г. К. Жукова. Она начиналась словами: "В течение 22-23.6.41 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ПВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. [111] Нападение может начаться с провокационных действий"{2}. Это широко известный документ. Командирам приказывалось привести все части в боевую готовность и принять ряд конкретных, понятных каждому военному человеку мер. В частности, что касается авиации: "...перед рассветом 22.6.41 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать"{3}. Надо ли говорить, что за те считанные часы, которые оставались до начала войны, рассредоточить десятки авиационных полков, сотни машин, скопившихся на приграничных аэродромах, да еще и таких, скажем, машин, как "миги", на которых никто, кроме отдельных командиров полков и эскадрилий, не летал, оказалось невозможным. Поэтому после первых массированных ударов с воздуха по приграничным аэроузлам уцелели и сохранили боеспособность только те отдельные авиационные полки и эскадрильи, которые согласно планам предвоенных летних учений уже находились на полевых аэродромах и площадках.
militera.lib.ru/memo/russian/zaharov/04.html
ПРО АВИАЦИЮ
Копец И.И. - командующий ВВС Западного фронта, Герой Советского Союза
Застрелился 22 июня 1941 года
Птухин Е.С. - командующий ВВС Юго-Западного фронта, Герой Советского Союза
27 июня 1941 года арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму.
23 февраля 1942 года расстрелян по обвинению в участии в антисоветском военном заговоре.
6 октября 1954 года был полностью реабилитирован.
Алексей Павлович Ионов - командующий ВВС Северо-Западного фронта.
1 июля 1941 арестован, обвинён в неудачах советских ВВС в начальный период войны, в частности, «во вредительстве при аэродромном строительстве». Особым совещанием при НКВД СССР 13 февраля 1942 приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 23 февраля 1942.
Определением Военной коллегии Верховного суда СССР от 3 октября 1955 посмертно реабилитирован.
Сергей Александрович Черных - командир 9-й смешанной авиационной дивизии (9 сад). Западного фронта, Герой Советского Союза
Черных С.А. арестован 8 июля 1941 года в Брянске
28 июля 1941 года приговорён Военной Коллегией Верховного Суда СССР к высшей мере наказания. 16 октября 1941 года расстрелян в Коммунарке.
Реабилитирован в 1958 году с возвращением звания Героя Советского Союза (5.08.1958).
Андрей Иванович Таюрский - заместитель командующего Военно-воздушными силами Западного Особого военного округа в начале Великой Отечественной войны. После самоубийства генерал-майора авиации Героя Советского Союза И. И. Копца возглавил ВВС Западного фронта,
8 июля 1941 года был арестован. Расстрелян 23 февраля 1942 года
Реабилитирован посмертно в 1958 году.
ЛАСКИН НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - в начале войны — начальник штаба ВВС Юго-Западного фронта.
Арестован в июле 1941 года. Расстрелян 23 февраля 1942 года.
В 1956 году реабилитирован.
П. С. Володин - начальник штаба ВВС РККА.
27 июня 1941 года арестован. Расстрелян без суда 28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева.
Реабилитирован 17 апреля 1954 года.
И. И. Проскуров - командующий ВВС 7-й армии.
27 июня 1941 года был арестован. 28 октября расстрелян.
Реабилитирован 15 мая 1954 года
Па́вел Васи́льевич Рычаго́в
В 1940 году в возрасте 29 лет был назначен на высшие посты управления ВВС РККА. С июня 1940 года — заместитель начальника ВВС РККА, с июля — 1-й заместитель ГУВВС РККА, с августа 1940 года (в возрасте 29-ти лет) назначен начальником Главного управления ВВС РККА.
С февраля по апрель 1941 года — одновременно заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации.
12 апреля 1941 года Рычагов был снят с должности
24 июня 1941 года Рычагов арестован НКВД
Был расстрелян без суда 28 октября 1941 года. В 1954 году реабилитирован посмертно.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- FOMA
-
Автор темы
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
-
- никогда не сдавайся-предела НЕТ!
- Сообщений: 2090
- Спасибо получено: 2526
Не до конца понял-автор ,который "засранец",раскрывает ,на основании своего исследования,ошибочность некоторых цифр относительно боевого состава авиации ВВС РККА на 22.06.1941 г.В чем крамола и почему это "засирает форум"???Посмотрел "исследование".
Хотелось бы поделиться:
Исследование написал автор под ником zaCCCPanec ЗАСРАНЕЦ Уже самоназвание автора ни у кого никаких ощущений не вызывает? Естественно у этого засранца нет ни адреса,. ни имени. Засирает он бойко, написал много исторических "исследований". Скользит по поверхности, прикрывая "исследования" фото.
Я не собираюсь брать на себя роль цензора, тем более, что о цензуре на сайте уже кто-то заявил. Но засирать засранцем сайт ДАУГАВПИЛССКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА ИМЕНИ ЯНА ФАБРИЦИУСА да еще по истории авиации мне представляется фактом вопиющего безобразия и неуважения к офицерам авиаторам. Хотя, нельзя исключить и другое...
P.S. в приведенных в качестве "разоблачения "материалах упоминается всего две цифры -262 истребителя новых типов и 420 бомбардировщиков,что полностью "бьет" с исследованием приведенного автора--это ВСЕ,на чем основано столь громкое заявление о "засранце"...да и еще.ПРО АВИАЦИЮ
.Свищев Виктор Николаевич.
Генерал-майор авиации, доктор военных и кандидат технических наук, профессор.
Почему массированным налётам авиации в первый же день войны 22 июня подверглись 26 русских аэродромов , где базировались наиболее боеспособные авиационные полки?
откуда такой пассаж на сайте ДВВАИУ им.Я.Фабрициуса???Или уважаемый Maikl ЗАБЫЛ как называлась страна к армии которой принадлежали уничтоженные аэродромы???
Дальше-больше.Приводится ГЕНИАЛЬНАЯ цитатата:
Сначала командир дивизии приводит боевой состав авиации с указанием численности по типам.Четко видно,что материальной части нового поколения в дивизии нет от слова СОВСЕМ.ПРО АВИАЦИЮ
Захаров Г.Н. - командир 43-й истребительной авиационной дивизии Западного ОВО
Назову боевой состав 43-й истребительной авиадивизии по авиаполкам на 21 июня 1941 года.
160-й иап: 60 самолетов И-153, 72 летчика.
161-й иап: 62 самолета И-16, 70 летчиков.
162-й иап: 54 самолета И-16, 75 летчиков.
163-й иап: 59 самолетов И-16, 72 летчика.
Этим составом мы и начали воевать.
А у меня в ту ночь до рассвета спокойных часов уже не было.
Сначала пришла директива за подписью С. К. Тимошенко и Г. К. Жукова. Она начиналась словами: "В течение 22-23.6.41 г. возможно внезапное нападение немцев на фронтах ПВО, ПрибОВО, ЗапОВО, КОВО, ОдВО. [111] Нападение может начаться с провокационных действий"{2}. Это широко известный документ. Командирам приказывалось привести все части в боевую готовность и принять ряд конкретных, понятных каждому военному человеку мер. В частности, что касается авиации: "...перед рассветом 22.6.41 г. рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию, в том числе и войсковую, тщательно ее замаскировать"{3}. Надо ли говорить, что за те считанные часы, которые оставались до начала войны, рассредоточить десятки авиационных полков, сотни машин, скопившихся на приграничных аэродромах, да еще и таких, скажем, машин, как "миги", на которых никто, кроме отдельных командиров полков и эскадрилий, не летал, оказалось невозможным. Поэтому после первых массированных ударов с воздуха по приграничным аэроузлам уцелели и сохранили боеспособность только те отдельные авиационные полки и эскадрильи, которые согласно планам предвоенных летних учений уже находились на полевых аэродромах и площадках.
militera.lib.ru/memo/russian/zaharov/04.html
И тут же пишет о том,что "миги"рассосредоточить не удалось...забавно..если не бы не было так грустно...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.