- Сообщений: 2321
- Спасибо получено: 1832
Из истории авиации
- Maikl
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- На «кобру» под фюзеляж, вместо подвесного бака, вешали 250 килограммовую бомбу.
- Хватало ли американского высокооктанового бензина, или приходилось заливать нашим?
- Хватало. Всегда был американский бензин.
- Разница в обслуживании «кинг-кобры» и аэрокобры есть?
- Нет. Но мы на «Кингах» мало работали. Там помощнее был двигатель, и конструкция самого самолета – киль – был более вертикальный. На «кобрах» пологий киль, а это более углом. Они внешне только этим отличались. Для приемника антенна стояла, от кабины шла и на киль. Так что не чем особым не отличалось. Планер был совсем не изменен.
- На «кобре» фотокинопулемет стоял?
- Да, стоял, у тех кто шел на разведку. Это уже решало соответствующая служба и специалисты, это не моя обязанность.
- С точки зрения технического обслуживания, сколько вылетов в день вы смогли бы обслужить?
- Это все зависит от освещенности и поставленной задачи.
- В немецких мемуарах пишут по 10-12 вылетов в день, это реально?
- Нет. Ближайшие аэродромы подскока не ближе, чем 5 километров. Чтобы взлететь туда долететь, обратно, чтобы на бой у тебя хватило времени, так что я в это не верю – врут. А до 5 вылетов было. В дневное летнее время, когда длинный день. Но это до физического истощения.
- С технической точки зрения, сколько времени занимало обслуживание самолета после вылета, если не нужно проводить регламентных работ, заправить горючим, просто осмотреть самолет?
- Здесь все службы должны. Оружейники, пушки, пулеметы, если подвесить бомбу, это тоже нужно время. Если батальон обслуживания работает нормально, у него база хорошая, есть топливозаправщики, маслозаправщики, послеполетный осмотр провел, мотористу говоришь, что сделать. Двигатель проверишь, если перед этим жалоба. 40 минут, это минимум. А так за час – это хорошо.
- Отравления спиртом среди технического состава были?
- Во время войны не было, а после войны было. В земле обнаружили вкопанные большие цистерны с какой-то жидкостью. Достали ведром, смотрят, синий, думали бензин, немцы бензин синим подкрашивали. Понюхали, нет, спиртом пахнет. Оказалось, что он использовался в качестве то ли топлива, то ли окислителя при запусках.
- На самолетах звездочки, эмблемы рисовали?
- У нас в полку этим не увлекались. Был один, Дважды Герой Советского Союза Камозин, у него на самолете удав был нарисован, он за это поплатился. Его сожрали с этим удавом, как говорится. Немцы по-разному расписывали свои самолеты, а наших узнавали по эфиру. Сообщают, что Покрышкин в воздухе. Фадеев в воздухе, это тоже был боец, «борода», у нас в 101-м полку был в 9-й дивизии. Камозин, Клумбов, братья Глинки. Один дважды Герой, Дмитрий. Борис – Герой Советского Союза.
- У летчиков были суеверия, а у вас были суеверия?
- Примерно как в фильме «В бой идут одни старики». Но я на это вообще никогда внимания не обращал. У меня только привычка была – обходить с правой стороны.
- Некоторые техники говорят, что самолеты как женщины – есть любимы и нелюбимые. Были ли у вас любимые и нелюбимые самолеты?
- Если его хорошо подготовишь под себя, то он у тебя любимый. Правда, тебе стоило это больших затрат времени, внимания и здоровья, а летчик говорит – этот дубовый, а этот слишком вертлявый, а этот очень инертный. Каждый самолет со своим характером.
- У вас не было такого самолета, который все время ломался. Или другой, который вообще не ломался. Или самолет, который постоянно попадает в аварии?
- Да, нет. Если произошла какая-то авария, ее устраняют, и потом она не повторяется.
- В чем работали на аэродроме?
- В летнее время комбинезоны. Как везде рабочая форма на заводах, такая же и там были, только цвет немножко другой. В 1941 году нас обмундировали здорово – вплоть до того, что выдавали кожаные перчатки на выход. Куртка с подстежкой, брюки и гимнастерка х/б, кальсоны, рубашка, шинель. В зимнюю пору иногда давали валенки.
- А обычно что?
- По разному – хорошо, если кирзовые сапоги, а то ботинки с обмотками. В 1942 тяжелое время было и было тяжело с обеспечением. Некоторым иногда везло, склад разбомбят – можно было поживиться. Потом союзники по ленд-лизу стали кое-что давать – шинели хорошего сукна, некоторым попадались добротные английские ботинки, которые сносить невозможно. Уже позже, когда вошли в Польшу, там можно было достать материал и пошить брюки, гимнастерку.
- Как складывалось отношение с местным населением? Как к вам относились и как соответственно вы?
- Поляки очень поганые люди, они все время камень за пазухой держат. А вот в Австрии, когда в оккупационных войсках стояли, даже вернувшиеся из плена спокойно относились. А с немцами мы мало общались.
Когда мы проявляли человечность, они были удивлены. Что наши молодые люди оказывают пожилым женщинам какое-то внимание. Вот, например, из кирхи идут, вдруг поскользнулась, Егор Иванов ее подхватывает чтобы не упала. Им это удивительно.
Иногда шалили. Сначала говорили, когда перешли границу, нашим комиссарам завали вопрос, как себя вести? – Как совесть позволяет. А потом через неделю начали гайки закручивать, потому что слишком вольно себя вели, особенно в Германии.
- С особистами в полку приходилось сталкиваться?
- Особисты тоже разные. Был у нас такой летчик Самсонов и вот он говорил, что ниже Красной Звезды никаких орденов получать не будет. Это дошло до СМЕРШа. Начали вести расследование. Но ничего, вытащили его, а то он мог бы попасть в штрафную. Меня, как очевидца спрашивали, как это все произошло. Я свое мнение высказал. Его не стали наказывать. А так особисты работали. У них была агентура из сотрудников, которых все не очень уважали.
- Какие у вас за войну награды?
- В 1942 году получил медаль «За боевые заслуги», в конце войны орден Красной звезды, кроме того, медали «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», потом Горбачев еще юбилейный орден дал. А так, технический персонал был обделен наградами.
- Как встретили День Победы в полку?
- Мы базировались рядом с прекрасным хвойным лесом – в него зайдешь ни одной ветки, ни сучьев не валяется. Чистый лес. По нужде идешь, даже не хочется его поганить. Зайцы рядом прыгают.
Как только сообщили, все пошли на самолеты, на хвост садятся, из всего оружия салюты. С одной стороны наш полк, с другой соседний, такой фейерверк.
С утра начали поддавать, шнапс достали. И начпроды окорока достали… У нас там что-то вроде клуба было, два полка, кто-то кому-то морду побил.
Потом собрались утром и каждый думает, а что теперь делать будем. Те, кто постарше возрастом уже настроены на демобилизацию, а нас-то держать будут. А потом началась демобилизация – сперва специалисты, которые до войны чем-то занимались, там машинист, помощник машиниста. Потом нас перевели в Австрию и уже оттуда я демобилизовался.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- FOMA
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- никогда не сдавайся-предела НЕТ!
- Сообщений: 2090
- Спасибо получено: 2526
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Не в сети
- Модератор
- Сообщений: 4090
- Спасибо получено: 4481
Вот очень здесь можно почитать очень интересную книгу, основанную на записях в летной книжке и воспоминаниях ее хозяина, записанные после его смерти уже его сыном. Рекомендую всем, кому интересны достоверные сведения из первых уст об уровне подготовки наших и немецких пилотов, разных системах этой подготовки, описанием реальных боев и соотношении сил, а не высосанные из пальца заказные "исследования" неоисториков.
В. Урвачев. "На перехват!" Летная книжка "сталинского сокола".
bookz.ru/book.php?id=110837&n=1&p_count=...&a_id=viktor-urva4ev
(Глава, посвященная указанной теме, находится на странице 9. Прочитайте всю книгу - не пожалеете!)
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
1. Сравнение результатов достигнутых в разных условиях - занятие вполне бессмысленное.
Реальная "крутизна" пилота по сравнению с другим пилотом может быть выяснена только в реальном поединке на примерно равной технике( для надежности даже в серии поединков). Сравнивать результаты свободного охотника и обычного пилота - все равно что сравнивать результаты снайпера и рядового пехотинца.
2.
Вот тут бы привести пример аналогичных потерь с нашей стороны. Без такого сравнения эта цифра ни о чем не говорит.Эскадра JG45 потеряла 416 пилотов (при штате 112) в боях с советскими летчиками.
3.Довод про " моделирующие комплексы" вообще полный "абзац"... Как можно с них получить выводы о возможностях отдельно взятого пилота? Особенно учитывая описанную тактику, личный опыт и мастерство?
И такие категорические выводы... Полный бред "имхо"...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Не в сети
- Модератор
- Сообщений: 4090
- Спасибо получено: 4481
Штурман пишет: 1. Сравнение результатов достигнутых в разных условиях - занятие вполне бессмысленное.
Реальная "крутизна" пилота по сравнению с другим пилотом может быть выяснена только в реальном поединке на примерно равной технике( для надежности даже в серии поединков). Сравнивать результаты свободного охотника и обычного пилота - все равно что сравнивать результаты снайпера и рядового пехотинца.
2.Вот тут бы привести пример аналогичных потерь с нашей стороны. Без такого сравнения эта цифра ни о чем не говорит.Эскадра JG45 потеряла 416 пилотов (при штате 112) в боях с советскими летчиками.
3.Довод про " моделирующие комплексы" вообще полный "абзац"... Как можно с них получить выводы о возможностях отдельно взятого пилота? Особенно учитывая описанную тактику, личный опыт и мастерство?
И такие категорические выводы... Полный бред "имхо"...
1. Такое впечатление, что Штурман невнимательно читал автора. А автор как раз и отмечает разницу "как сбивать", а именно: разные подходы в тактике ведения боя. "У советских асов она была нацелена на общую победу, у экспертов люфтваффе - на их личный результат".
(Это как раз к тезису о свободном охотнике и обычном пилоте, который совершенно не противоречит выводам автора.)
Насчет реальных поединков. А что, приведенные примеры реальных поединков не убеждают? Подполковник Голубев (на счету которого было "всего" 19 лично сбитых) насбивал асов с количеством побед 92, 67, 61... Типа, случайно? Или мл. лейтенант Зайцев, сбивший комэска все из того же "Зеленого сердца", у которого было 75 побед, а у Зайцева пока ни одной? Тоже чудо? Таких чудес не бывает...
2. Потери личного состава 34 иап (в котором сражался летчик Урвачев) за все время боев, приводятся в тексте книги, точную цифру я сейчас не помню (она есть и ее можно найти), но она точно в разы меньше (по соотношению погибших к общему штатному составу).
3. "Моделирующие комплексы" придумал не автор, а некие исследователи (возможно, даже западные), он просто приводит конечные результаты этого компьютерного исследования, которые подтверждают его точку зрения.
Насчет категоричности и полного бреда. А мнение человека, который занимался этим вопросом с 1945 года, сам участвовал в воздушных боях с немецкими пилотами, Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя, А.А. Щербакова, тоже полный бред?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Не в сети
- Модератор
- Сообщений: 4090
- Спасибо получено: 4481
Американцы после окончания войны заявили о соотношении наших и своих потерь 20 к 1! И признали потерю 114 своих самолетов.
Вот, значит как. А в документах спасательной службы 5 ВА США говорится о том, что ими было спасено (подобрано на территории Кореи после сбития) более 1000 своих пилотов! Где они их столько набрали со 114 самолетов? А это ведь официальный ведомственный документ... Ну не красавцы?
Хорошо, хоть по асам теперь уже не отрицают, что наши сбивали больше, чем ихние...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.