- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
Из истории авиации
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Бодрихин Н. Г.
Б 75 Величайшие воздушные асы хх века / Николай
Бодрихин. - М. : Яуза: Эксмо, 2011. - 512 с. : ил -(Война и мы).
ISBN 978-5-699-50391-9
Аннотация
Новая книга ведущего историка авиации. Энциклопедия лучших асов хх века - от рождения самого этого понятия в воздушных боях Первой Мировой, когда асами (<<тузами») стали величать летчиков, сбивших пять и более самолетов противника, до грандиозных сражений Великой Отечественной, от беспощадной воздушной бойни в Корее до Арабо-израильских и Вьетнамской войн. Автор не только приводит исчерпывающую информацию о величайших летчиках-истребителях и полные списки их побед, но и отвечает на самые сложные и спорные вопросы: Какие качества в первую очередь необходимы для победы в воздухе'! Что именно делает истребителя небесным снайпером'!
Благодаря чему пилот становится непревзойденным воздушным бойцом? Какую роль в культе асов играет военная пропаганда? Почему в отличие от гитлеровцев, сразу же превративших «экспертов» Люфтваффе в аргумент «расового превосходства», советская идеология стала уделять должное внимание самым результативным .сталинским соколам» лишь с конца 1942 года?
И, наконец, насколько достоверны боевые счета и списки побед лучших асов хх века?
В книге собраны биографические и военноисторические сведения о сотне известнейших асов -летчиков-истребителей за всю историю военной авиации -от первого результативного воздушного боя в ходе Первой мировой войны, проведенного вьщающимся русским летчиком Нестеровым, до воздушных противостояний конца хх века. Сказать, что речь идет только о результативнейших асах, - не точно: слишком разнились системы подсчета сбитых у победившей и проигравшей сторон во Второй мировой войне. А им посвящена большая часть книги. Сведения о победах, принятые в Люфтваффе, были даже не системой подсчета, а элементом нацистской пропагандистской машины. Необходимо заметить, что миф о немецких асах был подхвачен и старательно раздут американцами в годы «холодной войны», напуганных растущей мощью советских ВВС и ПВО, убедительно продемонстрированной им в Корее и Вьетнаме.
Некоторые авторы, пищущие об «экспертах Люфтваффе», подчеркивают якобы исключительную точность и скру
пулезность немецких заявок на победы. Этот прием в полемике называется «с точностью до наоборот». Во множестве
строк, различных шрифтах и добротной полиграфической подаче немецких заявок на победу меньше подтверждаю
щей информации, чем в советских рукописных записках, иногда называющихся «актом», С докладом летчика о побе
де, времени, месте падения сбитого самолета и подтверждающих подписях свидетелей боя. Главное - насколько
командование верило заявленным победам. В советских частях регулярно проводились проверки результатов боевой
работы как специально сформированным институтом инструкторов, так и вышестоящим военным руководством -
на дивизионном, корпусном и даже армейском уровнях, которые, как правило, приводили к жесткой ревизии за
явленных побед. Хотя большинство летчиков-истребителей искренне считало, что они уничтожили в воздушных боях
больше самолетов, чем бьmо записано на их счет. Заметим, что в воздушном бою его участник видит самолет против
ника считаные секунды, а то и доли секунды, т. е. фактически он лишен сколько-нибудь полной, а следовательно,
объективной информации о ходе боя. Летчик, как и фотокинопулемет , чаще может говорить, в лучшем случае лишь
о попаданиях в неприятельскую машину. В реактивной авиации, с увеличением дистанций боя и скоростей, а также ввиду затрудненности процессов горения на больших высотах, что ведет к повышению живучести машин, достоверность побед становится еще меньше. Коэффициент достоверности побед летчиков союзной авиации во Второй мировой войне колеблется в пределах от 0,5 до 0,7, немецких летчиков на Восточном фронте - от 0,1 до 0,3, а на Западном фронте достигает значений противника.
В ходе корейской, вьетнамской, арабо-израильских и некоторых других войн второй половины хх века, которые
велись на реактивных машинах, а следовательно, на высоких скоростях, «боевой контакт» ограничивался несколь
кими секундами, а то и их десятыми долями, коэффициент снижается до 0,3-0,4.
Подчеркнем, что коэффициент достоверности воздушной победы - расчетная величина, вычисленная на осно
ве закона больших чисел и ряда статистических характеристик: общего числа участников воздушных боев, числа
сбитых в боях самолетов противника и, конечно, заявленного числа побед.
В принципе он объективен интегрально, но применительно к тому или иному конкретному летчику становит
ся субъективным, зависящим от личных качеств человека. Проверить коэффициент достоверности для того или иного
летчика в условиях Второй мировой войны крайне затруднительно прежде всего потому, что на большинство воз
душных побед претендует сразу несколько, порой до десятка заявителей.
Для большинства военных конфликтов, в ходе которых происходили воздушные бои, дается таблица-список
результативнейших асов с указанием их воинских званий, частей, типов используемых боевых машин, обстоятельств
и даты гибели, если таковая произошла. Следом за таблицами даются расширенные биографические справки - персоналии лучших летчиков.
Важно знать, что число асов и, соответственно, воздушных побед определяется законом больших чисел. Общий смысл закона в том, что совместное действие большого числа случайных факторов при водит к результату, почти
не зависящему от случая. Естественно, что для побед сотен тысяч летчиков, воевавщих во Вторую мировую войну,
применим закон больших чисел. То есть, зная общее число побед, одержанных той или иной стороной, и количество участвовавших в боях самолетов, можно рассчитать и число побед. Исходя из названных положений, можно говорить о коэффициенте достоверности побед: отношении числа побед, реально одержанных, к числу побед заявленных. Для советских летчиков коэффициент достоверности побед составляет 0,6-0,7. Для немцев, сражавшихся на Восточном фронте, этот коэффициент находится в пределах 0,2-0,3, а на Западном фронте он более объективен и достигает коэффициента союзников. Таким образом, Э. Хартман в действительности сбил не 352, а около 90 советских
самолетов. Это связано прежде всего с политическими реалиями в войсках. Если в советских частях регулярны были
всевозможные комиссии, призванные уточнить и скорректировать число заявленных побед, то для немцев доклад о
победе в большинстве случаев приветствовался руководством, требовалось заполнить лишь формальную и богатую анкету.
Итак, автор выводит некоторые коэффициенты достоверности побед, которые, в отличие от коэффициентов Быкова уже неодинаковые для наших, союзников и немцев. И если разница в коэф-те наших и союзников всего 0,1(или 10%), то с немцами она достигает 0,6 (уже 60%). Причем у немцев коэф-т разный - на Вост. фронте 0,1-0,3 (0,2-0,3), а на Зап. фронте 0,5-0,7 !?
Каким образом эти коэфф-ты образованы (исходные данные, порядок расчетов, проверка их достоверности, кто считал) автор умалчивает, что заставляет усомниться в их реальности.
И, как бы вскользь, автор признает, что
Проверить коэффициент достоверности для того или иного летчика в условиях Второй мировой войны крайне затруднительно прежде всего потому, что на большинство воз душных побед претендует сразу несколько, порой до десятка заявителей.
Что, естественно, тут же снижает значимость этих коэффициентов для отдельно взятых летчиков практически до нуля.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
lelik пишет: А причем тут книга "Летчики, самолеты, испытания"? Эта книга, как видно из названия, посвящена совсем другой теме. Я говорил о статье Щербакова "Асы Геринга против сталинских соколов" (если невнимательно читал посты, вернись назад и убедись).
Вот найди ее, почитай, а потом будешь опровергать непосредственного участника событий, Заслуженного летчика, ГСС, воевавшего лично, а не собирающего информацию по интернету.
Позиция, конечно, интересная - "пойди туда не знаю куда, найди то, не знаю что"!
Интересная, но неконструктивная. Все, что я нахожу, я выкладываю для всех, не скрываю, текст и ссылки предоставляю.
Если ты читал эту статью, то расскажи нам ее содержание, если знаешь где она есть, то выложи ссылку.
Если же ты ее не читал, то как на нее можно ссылаться?
А книга, как может видеть любой из содержания - сборная, в которой, в том числе, Щербаков как раз говорит не о другой, а именно об этой теме.
И как быть, если другие непосредственные участники событий имеют мнение отличающееся от мнения Щербакова (см. посты Майкла)?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
РЕЙТИНГ АСОВ
Чьи летчики во Второй мировой войне были лучше?
Анатолий Докучаев
Определить самого эффективного мастера воздушного боя трудно, но, думается, все-таки можно. Как? Первоначально автор очерка попытался найти соответствующую методику. Для этого, по совету специалистов, применены следующие критерии. Первый, наиболее важный - против какого противника пришлось сражаться пилоту. Второй - характер боевой работы летчика, ведь одни вступали в поединки в любых условиях, другие вели боевые действия в качестве "свободных охотников". Третий - боевые возможности своих истребителей и противостоящих машин. Четвертый - количество (средний результат) сбитых самолетов противника за один вылет, за один проведенный бой. Пятый - число проигранных поединков. Шестой - количество сбитых машин. Седьмой - методика подсчета одержанных побед. И т.д. и т.п. (анализ всего имеющегося у автора фактического материала). Кожедуб, Покрышкин, Бонг, Джонсон, Хартманн и другие известные летчики получали определенное количество баллов с плюсом и минусом. Рейтинг пилотов (расчеты проведены на ЭВМ) получился, конечно, условный, но в его основе - объективные показатели.
Итак, Иван Кожедуб (ВВС СССР) - 1760 баллов. Николай Гулаев (ВВС СССР) - 1600, Эрих Хартманн (люфтваффе) - 1560, Ганс-Иоахим Марсель (люфтваффе) - 1400, Герд Баркхорн (люфтваффе) - 1400, Ричард Бонг (ВВС США) - 1380, Александр Покрышкин (ВВС СССР) - 1340. Такова первая семерка.
Понятно, многие читатели потребуют пояснения к приведенному рейтингу, а поэтому делаю это. Но вначале - о сильнейших представителях воздушных школ Второй мировой.
НАШИ
Наивысшего результата среди советских летчиков добился Иван Кожедуб - 62 воздушные победы.
Легендарный летчик родился 8 июня 1920 г. в деревне Ображеевке Сумской области. В 1939 г. в аэроклубе осваивает У-2. В следующем году поступил в Чугуевскую военную авиационную школу летчиков. Учится летать на самолетах УТ-2 и И-16. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора. В 1941 г. после начала Великой Отечественной войны вместе с персоналом школы эвакуируется в Среднюю Азию. Там просится в действующую армию, но только в ноябре 1942 г. получает направление на фронт в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал участник войны в Испании майор Игнатий Солдатенко.
Первый боевой вылет совершает 26 марта 1943 г. на Ла-5. Он был неудачным. Во время атаки на пару Мессершмиттов Bf-109 его "Лавочкин" был поврежден, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Кожедуб смог довести машину до аэродрома, но восстановить ее не удалось. Следующие вылеты совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5.
Курская дуга. 6 июля 1943 г. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке он, вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, одерживает первую победу - сбивает бомбардировщик Ju87. На другой день он одерживает новую победу. 9 июля Иван Кожедуб уничтожает два истребителя Мессершмитт Bf-109. В августе 43-го молодой летчик становится командиром эскадрильи. К октябрю на его счету уже 146 боевых вылетов, 20 сбитых самолетов, он представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 4 февраля 1944 г.). В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры "Мельдерс" и одолели. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб.
В мае-июне 1944 г. он дерется на полученном Ла-5ФН за # 14 (подарок колхозника Ивана Конева). Сначала сбивает Ju-87. А затем на протяжении шести следующих дней уничтожает еще 7 машин противника, в том числе пять Fw-190. Летчик второй раз представляется к званию Героя Советского Союза (присвоено 19 августа 1944 г.)...
...Однажды авиации 3-го Прибалтийского фронта доставила немало хлопот группа немецких летчиков во главе с асом, одержавшим 130 воздушных побед (из них 30 с его счета сняли за уничтожение в горячке трех своих истребителей), десятки побед имели и его сослуживцы. Для противодействия им на фронт с эскадрильей опытных пилотов прибыл Иван Кожедуб. Итог схватки - 12:2 в пользу советских асов.
В конце июня Кожедуб передает свой истребитель другому асу - Кириллу Евстигнееву и переходит в учебный полк. Однако в сентябре 1944 г. пилот направляется в Польшу, на левое крыло 1-го Белорусского фронта в 176-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный ордена Александра Невского истребительный авиаполк (заместителем его командира) и ведет бои уже способом "свободной охоты" - на новейшем советском истребителе Ла-7. На машине с # 27 он провоюет до конца войны, собьет еще 17 машин противника.
19 февраля 1945 г. Кожедуб уничтожает над Одером реактивный самолет Ме 262. Шестьдесят первый и шестьдесят второй самолеты противника (Fw 190) он сбивает над столицей Германии 17 апреля 1945 г. в воздушном бою, который как классический образец изучают в военных академиях и училищах. В августе 1945 г. ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. Войну Иван Кожедуб закончил в звании майора. В 1943-1945 гг. он выполнил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Советский летчик не проиграл ни одного поединка и является лучшим асом авиации союзников.
На личном счету Александра Покрышкина - 59 сбитых самолетов (плюс 6 в группе), Николая Гулаева - 57 (плюс 3), Григория Речкалова - 56 (плюс 6 в группе), Кирилла Евстигнеева - 53 (плюс 3 в группе), Арсения Ворожейкина - 52, Дмитрия Глинки - 50, Николая Скоморохова - 46 (плюс 8 в группе), Александра Колдунова - 46 (плюс 1 в группе), Николая Краснова - 44, Владимира Боброва - 43 (плюс 24 в группе), Сергея Моргунова - 43, Владимира Серова - 41 (плюс 6 в группе), Виталия Попкова - 41 (плюс 1 в группе), Алексея Алелюхина - 40 (плюс 17 в группе), Павла Муравьева - 40 (плюс 2 в группе).
Еще 40 советских летчика сбили от 30 до 40 самолетов каждый. Среди них - Сергей Луганский, Павел Камозин, Владимир Лавриненков, Василий Зайцев, Алексей Смирнов, Иван Степаненко, Андрей Боровых, Александр Клубов, Алексей Рязанов, Султан Амет-Хан.
27 советских летчиков-истребителей, удостоенных за боевые подвиги звания трижды и дважды Героя Советского Союза, одержали от 22 до 62 побед, в общей сложности они сбили 1044 вражеских самолета (плюс 184 в группе). По 16 и более побед имеют свыше 800 пилотов. Наши асы (3% от всех летчиков) уничтожили 30% самолетов противника.
СОЮЗНИКИ И ПРОТИВНИКИ
Из союзников советских летчиков лучшими были американский пилот Ричард Бонг и английский - Джонни Джонсон.
Ричард Бонг в годы Второй мировой войны проявил себя на Тихоокеанском театре военных действий. За 200 боевых вылетов с декабря 1942 г. по декабрь 1944 г. сбил 40 самолетов противника - все японские. Летчика в США считают асом "всех времен", отмечая профессионализм и мужество. Летом 1944 г. Бонг назначается на должность инструктора, однако добровольно возвращается в свою часть летчиком-истребителем. Удостоен Почетной медали конгресса США - высшего знака отличия страны. Кроме Бонга, еще восемь пилотов ВВС США одержали 25 и более воздушных побед.
На боевом счету англичанина Джонни Джонсона - 38 сбитых вражеских самолетов, причем все истребители. В годы войны прошел путь от сержанта, летчика-истребителя до полковника, командира авиакрыла. Активный участник воздушной "Битвы за Британию". Свыше 25 воздушных побед еще у 13 пилотов ВВС Великобритании.
Следует назвать также имя французского летчика лейтенанта Пьера Клостермана, сбившего 33 фашистских самолета.
В ВВС Германии лидером являлся Эрих Хартманн. Немецкий пилот известен как самый удачливый летчик-истребитель в истории воздушного боя. Практически вся его служба прошла на советско-германском фронте, здесь он одержал 347 воздушных побед, на его счету имеется и 5 сбитых американских - Р-51 "Мустанг" (всего 352).
Начал службу в люфтваффе в 1940 г., на Восточный фронт направлен в 1942 г. Сражался на истребителе Вf-109. В третьем же вылете его сбили.
Одержав первую победу (сбил штурмовик Ил-2) в ноябре 1942 г., был ранен. К середине 1943 г. на его счету 34 самолета, что не являлось каким-то исключением. Но 7 июля того же года вышел победителем в 7 поединках, а через два месяца довел счет своих воздушных побед до 95. 24 августа 1944 г. (по утверждению самого пилота) сбил 6 самолетов только за один боевой вылет, к концу того же дня одержал еще 5 побед, доведя общее количество сбитых самолетов до 301. Последнюю воздушную схватку выиграл в последний день войны - 8 мая 1945 г. В общей сложности Хартманн совершил 1425 боевых вылетов, в 800 из них вступал в бой. Дважды выбрасывался с парашютом из горящих машин.
В люфтваффе были и другие пилоты, которые имели солидные результаты: Герд Баркхорн - 301 победа, Гюнтер Ралль - 275, Отто Киттель - 267, Вальтер Новотный - 258, Вильгельм Бац - 237, Эрих Рудорфер - 222, Генрих Бер - 220, Герман Граф - 212, Теодор Вайсенбергер - 208.
106 пилотов германских ВВС уничтожили более чем по 100 самолетов противника каждый, в сумме - 15547, а 15 лучших - 3576 самолетов.
СЛАГАЕМЫЕ ПОБЕД
А теперь пояснение к приведенному рейтингу. Логичнее сравнивать советские и германские ВВС: их представители сбили наибольшее количество самолетов, из их рядов вышел не один десяток асов. Наконец, на Восточном фронте решался исход Второй мировой.
В начале войны немецкие летчики были подготовлены лучше, чем советские пилоты, они имели опыт сражений в Испании, Польше, кампании на Западе. В люфтваффе сложилась добротная школа. Из нее выходили высококлассные бойцы. Так вот против них и сражались советские асы, поэтому их боевой счет в силу этого более весом, чем у лучших немецких летчиков. Сбивали ведь они профессионалов, а не слабачков.
Немцы обладали возможностью основательно готовить летчиков к первому бою в начале войны (450 часов летной подготовки; правда, во второй половине войны - 150 часов), осторожно "обкатывали" их в боевых условиях. Как правило, молодые не вступали сразу в поединки, а только наблюдали за ними со стороны. Осваивали, так сказать, методику. К примеру, Баркхорн в первых 100 вылетах на фронте не провел ни одного боя с советскими пилотами. Изучал их тактику, повадки, в решающие минуты уходил от встречи. И только набравшись опыта, ринулся в схватку. Так что на счету лучших немецких и российских летчиков, в том числе Кожедуба и Хартманна, разные по мастерству пилоты сбитых самолетов.
Многим советским летчикам в первый период Великой Отечественной, когда враг стремительно рвался в глубь СССР, приходилось вступать в бой, зачастую не имея хорошей выучки, иногда после 10-12 часов летной подготовки на новой марке самолета. Новички и попадали под пушечный, пулеметный огонь германских истребителей. С опытными же пилотами не все немецкие асы выдерживали противоборство.
"В начале войны русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали скованно, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками, - отмечал в своей книге "Хорридо" Герд Баркхорн. - Но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться. В процессе войны русские летчики становились все более умелыми воздушными бойцами. Однажды в 1943 году мне пришлось на Bf-109G сражаться с одним советским летчиком, пилотировавшим ЛаГГ-3. Кок его машины был выкрашен в красный цвет, что означало - летчик из гвардейского полка. Это мы знали из данных разведки. Наш бой продолжался около 40 минут, и я не мог его одолеть. Мы вытворяли на своих машинах все, что только знали и могли. Все же были вынуждены разойтись. Да, это был настоящий мастер!"
Мастерство к советским летчикам на заключительном этапе войны приходило уже не только в боях. Была создана гибкая, приспособленная к военным условиям система обучения авиационных кадров. Так, в 1944 г. по сравнению с 41-м налет в расчете на одного летчика увеличился более чем в 4 раза. С переходом стратегической инициативы к нашим войскам на фронтах стали создаваться полковые учебные центры по подготовке пополнений к боевым действиям.
Успехам Хартманна, других немецких летчиков в немалой степени способствовало то, что многим из них, в отличие от наших пилотов, дозволялось на протяжении всей войны вести "свободную охоту", т.е. вступать в бой в благоприятных для себя условиях.
Следует также откровенно признать: достижения немецких летчиков во многом связаны с качеством техники, на которой они воевали, хотя и тут не все просто.
"Личные" истребители асов противоборствующих сторон не уступали друг другу. Иван Кожедуб дрался на Ла-5 (в конце войны на Ла-7). Эта машина ни в чем не уступала немецкому Мессершмитт Bf-109, на котором воевал Хартманн. По скорости (648 км/час) "Лавочкин" превосходил отдельные модификации "мессеров", однако уступал им в маневренности. Не слабее немецких Мессершмитт Bf-109 и Фокке-Вульф Fw 190 были американские истребители Р-39 "Аэрокобра", и Р-38 "Лайтинг". На первом сражался Александр Покрышкин, на втором - Ричард Бонг.
Но в целом по своим ТТХ многие самолеты советских ВВС уступали машинам люфтваффе. И речь не только об истребителях И-15, И-15 бис. Германские истребители, скажем правду, сохраняли преимущество до конца войны, ибо немецкие фирмы постоянно продолжали их совершенствовать. Уже под бомбежками союзной авиации они сумели произвести около 2000 реактивных истребителей Мессершмитт Me163 и Me262, скорость которых достигла 900 км/час.
И потом, данные о сбитых самолетах нельзя рассматривать в отрыве от количества боевых вылетов, проведенных боев. Скажем, Хартманн в общей сложности совершил за годы войны 1425 боевых вылетов, в 800 из них вступал в схватки. Кожедуб сделал за войну 330 боевых вылетов, провел 120 боев. Получается, советскому асу на один сбитый самолет требовалось 2 воздушных боя, немецкому - 2,5. Нужно учесть, что Хартманн проиграл 2 поединка, ему пришлось прыгать с парашютом. Однажды он даже попал в плен, но, воспользовавшись хорошим знанием русского языка, сбежал.
Нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчета сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса - по самолету, считалось, летчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны сотни, тысячи случаев, когда поврежденные самолеты возвращались на аэродромы. Когда же добротные немецкие кинофотопулеметы отказывали, то счет велся самим пилотом. Западные исследователи, когда заводят речь о результативности летчиков люфтваффе, часто применяют фразу "по утверждению пилота". К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолетов за один боевой вылет, но других подтверждений этому нет.
На отечественных самолетах фотоаппаратура, фиксировавшая попадания в машины противника, стала устанавливаться практически в конце войны, причем она служила дополнительным средством контроля. На личный счет советских пилотов заносились победы, только подтвержденные участниками данного боя и наземными наблюдателями.
К тому же советские асы никогда не приписывали себе самолеты, уничтоженные совместно с новичками, так как те начинали свой боевой путь, самоутверждались. Немало таких "подачек" в активе у Кожедуба. Так что его счет другой, чем тот, что занесен в энциклопедии. Он редко возвращался из боевого вылета без победы. По этому показателю его превосходит, пожалуй, лишь Николай Гулаев. Теперь, видимо, читателю понятно, почему рейтинг Ивана Кожедуба самый высокий, а Николай Гулаев идет в списке вторым.
Интересна попытка автора учесть в подсчитанном им рейтинге максимально возможное кол-во факторов влияющих на ход и исход воздушного боя (боев). К сожалению, вполне возможно, достаточно объективные рейтинги получены неизвестно как (опять же никаких исходных данных, порядка расчетов и т.д.)
Как ответ на этот материал появилась статья А.А. Щербакова (практически идентичная уже выставленной главе из его книги и, вполне возможно, являющаяся клоном упомянутой Леликом статьи "Асы Геринга..." ).
ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?
Александр Щербаков
Об авторе: Александр Александрович Щербаков - Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны.
www.allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/ge/publ/02.dat
В "НВО" # 15 за 2001 г. напечатана статья А.Докучаева "Рейтинг асов. Чьи летчики во Второй мировой войне были лучше?" В ней автор предлагает оценивать боевую эффективность летчиков-истребителей не только по количеству сбитых самолетов, но и по некоторым другим параметрам. Это соотношение количества побед к количеству проведенных боев, к количеству боевых вылетов, к количеству проигранных боев, а также учет характера боевой работы, оценка боевых качеств самолетов своих и противника.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОШИБКА
В предлагаемой методике, безусловно, есть логика и объективность подхода к определению рейтинга асов. Однако у читателя-непрофессионала должно возникнуть сомнение: почему все-таки Кожедуб, сбивший 62 самолета, на первом месте, а Хартман, сбивший в шесть раз больше, только на третьем? Поэтому считаю нужным отметить методическую ошибку, допущенную автором. Он использует количество сбитых самолетов, официально заявленное союзниками и официально заявленное немецкой стороной. А эти количества получены существенно разными системами счета и учета.
Так вот, не сбивали немецкие асы на восточном фронте по 200 и по 300 самолетов. Для такого утверждения у меня следующие основания. Во время Висло-Одерской и Берлинской операций наш 176-й гвардейский, Проскуровский истребительный авиаполк, поспевая за стремительно наступающими наземными войсками, занимал очередной аэродром, что называется, еще тепленький после немцев. Там в служебных помещениях оставались полетная документация, газеты, журналы. В одной газете люфтваффе (за февраль или март) я нашел небольшую заметку с небольшой фотографией о том, что Эрих Хартман сбил 303 советских самолета. Все мои товарищи были очень удивлены такой цифрой. Все они знали о высоких боевых качествах немецких летчиков, но столь большое их превосходство никто в реальных боях не отмечал.
С тех пор я стал собирать всевозможные публикации на данную тему: немецкие, английские и американские. Первые послевоенные публикации о немецких асах принадлежат перу американских авторов Толиверу и Констеблю. Это у них и были опубликованы счета сбитых Хартманом и другими немецкими асами самолетов. Не странно ли, что сведения о своих национальных героях немцы отдали в монополию американцам? Книги "Белокурый рыцарь рейха", "Немецкие асы 1939-1945" были изданы в США в начале 60-х гг., а затем уже в Европе с несколько иными названиями. Первоначальные сведения для этих книг авторам дал Хартман, находясь в США на стажировке по освоению реактивных самолетов. Вспомним, что издание этих книг совпадает с пиком холодной войны. Из упомянутых книг мы знаем, как велся подсчет "сбитых" самолетов в люфтваффе. Для утверждения победы требовались следующие условия:
- доклад летчика, сбившего самолет;
- подтверждение сбития участником боя;
- рекомендация командира эскадрильи (штаффелькапитэн);
- пленка фотокинопулемета, запечатлевшая попадание в самолет противника;
- подтверждение наземных свидетелей, видевших воздушный бой, или обнаружение обломков упавшего сбитого самолета.
Предлагаю проанализировать, насколько возможно было выполнить эти требования в период боевых действий. Поясню, что автор этих строк за время пребывания на фронте асом не стал, но суть и особенности воздушного боя второй половины войны понял достаточно хорошо. Итак, по пунктам.
НЕБЕСНЫЕ ПРИПИСКИ И РЕАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
Мог ли летчик, прицельно обстрелявший самолет противника, быть уверенным, что он его сбил, что тот не сумел вернуться из боя? Мог, но не всегда. Воздушные бои чаще всего были групповыми. Летчик после удачной атаки не будет сопровождать свою жертву до земли, как это делалось в Первую мировую войну. Наблюдая только за обстрелянным противником и теряя при этом высоту, летчик из победителя может сразу же превратиться в жертву, так как в воздухе есть и другие вражеские самолеты, которые могут атаковать его. После удачной атаки нужно энергичным маневром с набором высоты искать следующую цель или уходить из-под возможного удара сзади. Наши самолеты Ил-2, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 были очень живучими и часто, получив в бою пробоины, благополучно возвращались на свой аэродром, а после небольшого ремонта снова вылетали в бой. Сколько таких удачно обстрелянных, но не сбитых самолетов оказалось в личных счетах немецких летчиков истребителей? Наверное, немало.
Мог ли ведомый уверенно подтвердить победу своего ведомого? Мог, но далеко не всегда. Задача ведомого - прикрывать своего ведущего от атак сзади. Поэтому он большую часть своего внимания уделяет задней полусфере командира и меньше его способен оценивать результаты атаки. В данных рассуждениях я исключаю возможность заведомых приписок и ложных заявок. Однако в случаях сомнительных летчик, вероятно, будет трактовать сомнения в свою пользу.
Третий пункт - рекомендации командира эскадрильи (штаффелькапитэн) - имеет чисто формальное значение. Это учет докладов участников боя.
Следующий пункт - пленка фотокинопулемета. В наших ВВС фотокинопулеметы были на американских истребителях Аэрокобра Р-9. Были американские фотокинопулеметы на Ла-7 нашего полка. Их возможности и разрешающая способность хорошо нам известны. Эти аппараты фиксировали только выстрел в направлении противника. Киноаппарат снимает, пока стреляют пушка и пулеметы. Но результаты попадания появляются не мгновенно. Обычно следы разрушения появляются позже, когда нападающий кончил стрельбу и отвернул от цели. В архивах нашего полка сохранился кадр ФКП, сделанный Иваном Кожедубом. Он стрелял по Фокке-Вульф-190 с предельно малой дистанции. Сбитие подтвердили наземные войска. Но никаких следов попадания на пленке нет. Случаи, когда на пленке ФКП видны значительные разрушения конструкции, были очень редки. При тысячах сбитых самолетов убедительных кадров ФКП во всем мире наберется не многим более десятка, и они использованы во всех кинохрониках. В книгах Толивера и Констебля приведено несколько кадров. Среди них есть и весьма сомнительные, но ни один из них не принадлежит ни Хартману, ни Баркхорну, ни другим известным асам.
Наиболее надежными подтверждениями сбития самолета являются обнаружение упавшего самолета и сообщения наземных очевидцев. Однако очевидцы могли быть только тогда, когда воздушный бой происходил над расположением наземных войск. Если же самолет был сбит при свободной охоте, то подтвердить сбитие, как правило, было некому. Начиная с конца 1942 г. немецкие войска только отступали, и все сбитые ими самолеты над линией и за линией фронта вскоре оказывались в нашем тылу, и, естественно, всякое подтверждение для немецких летчиков исключалось. Так какая же часть в победных списках немецких асов является достоверной?
Сопоставление наших потерь с немецкими заявками на сбитие в отдельных операциях говорит, что немцы завышали свои победы в два-три раза. В общем, немецкие заявки на сбитие - это более или менее обоснованные предположения о возможности сбития, но не реальные факты.
А как же учитывались победы наших летчиков? Может быть, их тоже нужно сократить? Принцип использования истребителей в ВВС был иной, чем в люфтваффе. Главной задачей истребителей было прикрытие от ударов с воздуха наземных войск и прикрытие действий штурмовиков и бомбардировщиков. Наши истребители в основном действовали над линией фронта, над плацдармом, над переправой, в полосе наступления, то есть непосредственно над своими войсками. Поэтому подтверждение наземных войск было, как правило, надежным, и оно являлось главным зачетным основанием. Когда наши истребители сопровождали штурмовиков и бомбардировщиков и сбитие происходило за линией фронта, то ввиду того, что с 1943 г. наши войска только наступали, могли быть подтверждены самолеты, сбитые за линией фронта, после окончания наступления.
Возможно, в учете сбитых самолетов противника были сомнительные случаи и с нашей стороны, но наши победы скорее преуменьшены, чем преувеличены. Дело в том, что в первый период войны из-за повсеместного отступления наших войск и дезорганизации работы штабов многие наши летчики лишались возможности подтверждать свои сбитые самолеты. Так было с Александром Покрышкиным. Будучи однополчанином Кожедуба, я знаю, что Иван Никитович щедро одаривал своими сбитыми своих ведомых, так что его фактический счет превышал счет официальный.
УСЕРДИЕ НЕ ПО РАЗУМУ
Отрицая огромные победные счета немецких летчиков-истребителей, автор не ставит под сомнение их боевое мастерство и их боевой дух. Летчики-истребители люфтваффе, особенно те, что имели довоенную подготовку, показали себя очень сильными воздушными бойцами. Однако, блестяще выигрывая отдельные воздушные бои, они начиная с 1943 г. проигрывали воздушные сражения. После Курской битвы 1943 г. немецкая авиация полностью утратила свое господство в воздухе, чего не мог пережить, покончив с собой, начальник штаба люфтваффе генерал Ешонек. Блестяще выигрывать отдельные сражения, но проигрывать главные, судьбоносные войны - не главная ли это черта немецкой военной истории начиная с XVIII века?
Количество самолетов, сбитых Эрихом Хартманом, вошло в Книгу рекордов Гиннесcа, и, к сожалению этому есть "доказательство", которое трудно опровергнуть. Оказавшись в советском плену, Хартман был судим и приговорен к 20 годам исправительных лагерей, как сказано в деле # 463 Главной военной прокуратуры, "за нанесение ущерба советской экономике, выразившееся в уничтожении 347 самолетов". Разумеется, жрецам военной Фемиды не пришло в голову проверять цифру 347. Они ее получили из показаний самого Хартмана, который по наивности думал, что победившая сторона оценит его воинскую доблесть. Вот этот приговор и осуждение послужили для западной прессы и историков убедительным доказательством числа побед Хартмана. Так наши прокуроры прославили немецкого аса. Услужливый дурак опаснее врага.
Итак, если в предлагаемой А.Докучаевым методике сократить число побед немецких летчиков раза в два, для чего есть убедительные основания, то в рейтинговом ряду произойдет значительная подвижка не в пользу немецких асов.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Maks-69
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1115
- Спасибо получено: 1055
Штурман пишет: ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?
Ребята, я с удовольствием читаю вашу дискуссию по теме. Узнал для себя много нового, а интересного ещё больше. Особенно благодарен Майклу, который выложил такой обширный великолепный фактический материал. Но формулировать вопрос таким образом: ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?, на мой взгляд, не этично. Лучше те лётчики, которые победили. Честь им и слава!
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
Maks-69 пишет:
Штурман пишет: ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?
Ребята, я с удовольствием читаю вашу дискуссию по теме. Узнал для себя много нового, а интересного ещё больше. Особенно благодарен Майклу, который выложил такой обширный великолепный фактический материал. Но формулировать вопрос таким образом: ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?, на мой взгляд, не этично. Лучше те лётчики, которые победили. Честь им и слава!
Это не Штурман пишет!
Если бы ты посмотрел материал по ссылке, то увидел бы, что это слова Александра Александровича Щербакова - Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- stepanovich
- Автор темы
- Не в сети
- Ушедши
- Сообщений: 13150
- Спасибо получено: 700
Maks-69 пишет:
Штурман пишет: ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?
Ребята, я с удовольствием читаю вашу дискуссию по теме. Узнал для себя много нового, а интересного ещё больше. Особенно благодарен Майклу, который выложил такой обширный великолепный фактический материал. Но формулировать вопрос таким образом: ТАК ЧЬИ ЖЕ ЛЕТЧИКИ ЛУЧШЕ?, на мой взгляд, не этично. Лучше те лётчики, которые победили. Честь им и слава!
Вопрос возможно звучит как у лучшего представителя "пикейных жилетов", но всё же: А подал бы руку Хартману ас Рихтгофен за сбитые в спину при свободной охоте, за добитые, за расстреляных на парашютах пилотов?
Война дело грязное, даже в таком романтическом роде как авиация. Или победившего не судят?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.