Знак ДВВАИУ

Я вас заставлю отдавать честь начиная с меня каждому столбу!

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

Город Даугавпилс - расположен на пересечении границ Латвии, Литвы и Белоруссии - основан в 1275 Ливонским орденом как замок Динабург. По реке Дина ( Даугава, Западная Двина ) проходил путь из варяг в греки. Замок на ее берегу позволял контролировать выход к морю. Неудивительно, что властители соседних государств всегда стремились овладеть им. В разное время Динабург принадлежал немецкому ордену, литовскому княжеству, шведам, Польше и Российской империи. Соответственно и назывался он в разные годы по-разному: Динабург, Невгин, Борисоглебов, Двинск. После первой мировой войны отошел к Латвии и обрел свое современное название.

Начало биографии - Динабургский замок

В то время замок считался большим: 120 шагов в длину и 40 в ширину. Вокруг него был расположен двор, огороженный защитной стеной, толщина которой превышала два с половиной метра. Предполагают, что около замка создавался город. В замке поселились крестоносцы Ливонского ордена, огнем и мечом державшие в повиновении местное население. Отсюда они совершали опустошительные набеги на соседние литовские и русские княжества. Поэтому литовские и русские князья стремились всеми силами захватить и разрушить Динабургский замок. Уже в 1277 году, когда магистр Ратцебург уехал в Ригу, замок осадил правитель Литовского государства великий князь Тройден. Он построил и применил огромные камнеметательные машины. Но четырехнедельная осада не принесла ожидаемых результатов - поставленный на узкой горе, между двумя оврагами, замок был тогда неприступен. В 1313 году литовцы под предводительством князя Витена предпринимают новый поход на Динабург. На этот раз им удалось захватить его и разрушить все сооружения. Однако магистр ордена Герард Йорке, учитывая важное стратегическое значение крепости, восстановил ее в том же году и усилил четырьмя башнями. Но и это не помешало литовцам в 1396 году, а затем в 1403-м снова разорить замок. Ордену приходилось постоянно перестраивать его, укреплять, увеличивать рыцарский гарнизон. Во второй половине XV века, чтобы приобрести доступ к Балтийскому морю, в Ливонию устремляется великий князь Московский Иван Третий. В 1481 году он взял Динабург (в документах того времени он недолго именовался Невгином). Борьба за выход к Балтийскому морю, в которой сталкивались экономические и политические интересы многих государств, в том числе и России, переросла в Ливонскую войну, длившуюся без малого четверть века (1558-1583 годы). В самом начале ее магистр ордена Готард Кеттлер, видя, что не сможет остановить стремительного продвижения русских войск, срочно отправился за покровительством в Краков к польскому королю Сигизмунду Второму Августу. 3 сентября 1559 года между ними был подписан договор о передаче Польше под залог в 700 тысяч талеров Динабургского, Резекненского, Лудзенского и других замков со всеми территориями, поселениями и доходами. Взамен орден получил обещание защищать Ливонию и разделить с ней будущие завоевания в России. В ноябре 1561 года, после окончательного развала рыцарского ордена, Динабург полностью перешел под власть Польского государства. Спустя пять лет Сигизмунд Август приказал назначить его главным городом Инфляндского (Латгальского) воеводства, выбросить старый герб замка (щит, разделенный чертой на две части, в верхней - образ богоматери с младенцем в руках, в нижней - рыцарь на коленях, обнимающий замковую стену) и присвоить новый: на красном поле белый гриф держит в правой лапе обнаженный меч, на груди этой полуптицы полульва - инициалы короля Сигизмунда Августа. Вскоре в Динабурге разместилось административное управление всей Латгалии, резиденция католического епископа. Значение города возросло.

Второе рождение Динабурга - крепость

Динабург В июле 1577 года царь Иван Грозный быстропродвигался по Ливонии. Он брал города один за другим, "точно птиц ловил на клей", как вспоминает летописец. После двухнедельной осады русские войска вошли в Динабург. За время частых сражений город настолько пострадал, что восстанавливать его не было никакого смысла. Тем более, что к тому времени, с развитием артиллерии, Динабургский замок утратил свое военное значение. И царь Иван Грозный стал искать более выгодное место.Он нашел его в 19 километрах ниже по течению Даугавы и велел насыпать там высокий земляной вал. Его начали сооружать на правом берегу реки, на холме, между двумя рукавами речки Шуницы, впадающей в Даугаву.Вал на 170 метров протянулся вдоль берега. С трех сторон он был усилен шестью небольшими бастионами. Впоследствии возле этих укреплений начал строиться город. Некоторые историки полагают, что новый Даугавпилс заложил в низовье Шуницы польский король Стефан Баторий, заставивший Россию по мирному договору, заключенному 15 января 1582 года в деревне Киверова гора, что под Псковом, отказаться от земель, принадлежавших раньше Ливонскому ордену. Однако при сооружении теперешней крепости (1810-1819 годы), неподалеку от бывшего иезуитского костела, была найдена медная доска с русской надписью о том, что шанец (так назывались в то время в России временные полевые укрепления) заложен Иваном Грозным. Считают, что Стефан Баторий завершил в 1582 году строительство укреплений и перенес сюда город, разрушенный вблизи старого Динабургского замка. В том же году он официально предоставил Динабургу городские права. В 1600 году на город напали шведские войска и взяли крепость. В 1656 году ее захватили войска русского царя Алексея Михайловича. Динабург переименовали в Борисоглебск. Но через четыре года русские войска отказались от него, и город снова отошел к Польше и получил свое прежнее название - Динабург. Рос он медленно, хотя и являлся важным торговым и таможенным центром на Даугаве - все струги и плоты, направлявшиеся с товарами из Верхнедвинского бассейна (Полоцка, Витебска, Смоленска) в Ригу, должны были проходить мимо Динабурга. В 1765 году в нем было всего 72 дома.Не предпринимая почти никаких мер для развития и благоустройства Латгальского края, Польша стремилась как можно лучше использовать его выгодное географическое положение - судоходная река, стык границ различных государств.Росло количество таможенных пунктов, облагающих данью провозимые товары, увеличивалось число польских чиновников.

Старостами Динабурга все двести лет польского владычества были только поляки. Эта должность передавалась из рук в руки чуть ли не по наследству.Крепостные крестьяне подвергались жестокой эксплуатации. Многие из них даже убегали в соседние государства, особенно в Россию.Поводом для этого служило и усиленное насаждение католичества, ополячивание местного населения. Польский король Стефан Баторий был очень удивлен, когда на захваченных латгальских землях он не нашел ни одного костела. Он не скрывал своего намерения "истребить еретиков и насадить католическую веру".Известный историк Густав Мантейфель (1832- 1916), некоторое время живший в Илукстском уезде, пишет в книге "Инфлянты польские" (1869 год), что когда Польша приобрела Латгалию, "выступил во всей силе своей религиозный фанатизм поляков, которые рады были всех инфлянтов возвратить католицизму" (инфлянты - латгалы). Началось строительство костелов. Лишь в одном Динабурге и его окрестностях их было 48. В город устремились члены одной из самых реакционных и воинствующих организаций католической церкви - иезуиты. Для них воевода Гонсевский, сумевший отбить в 1626 году от стен города шведов, приказал построить на территории нынешней крепости большой костел. Староста Ляцкий разобрал деревянную лютеранскую кирху, стоявшую возле старого Динабургского замка, и отдал материал иезуитам. В 1746 году костел был перестроен. Его взорвали немецкофашистские захватчики в годы Великой Отечественной войны. Правители города подарили иезуитам, основавшим для распространения католицизма 12 специальных миссий, три деревни. В 1626 году иезуиты перевели в Динабург из Цесиса свой коллегиум - учебное заведение для подготовки проповедников католицизма. Открылся иезуитский монастырь. Преследование православных, которые не имели права занимать общественные должности и быть избранными в сейм, и насильственное ополячивание местного населения прекратилось после первого раздела Польши, в 1772 году. Екатерина Вторая объявила в манифесте "всем и каждому свободу отправления веры". После раздела Польши Динабург вошел в состав Псковской губернии, через пять лет - Полоцкой, а с 1802 года - Витебской.Он стал приобретать облик современного города. 19 июня 1772 года последовало высочайшее повеление о строительстве шести крепостей на присоединенных землях, в том числе и в Динабурге. Для этой цели предусматривалось использовать и иезуитский монастырь с коллегиумом. Однако спокойствие на западных границах затянуло начало осуществления плана до 1810 года.

Развитие города в Российской империи

Двинск 23 ноября 1772 года было утверждено постановление об устройстве почтовой службы. Для содержания почтовых дворов каждый житель города платил налог, сначала семь с лишним копеек, а затем - двенадцать. 25 октября 1776 года было разрешено за счетрижскихкупцов произвести частичную очистку Даугавы, освободить ее от камней. 21 февраля 1778 года Екатерина Вторая утвердила план строительства Динабурга. Ему проектировалось иметь прямоугольную форму, главную площадь в центре и четыре площади у въездных ворот - по одной со всех четырех сторон. Четыре квартала, расположенных вокруг главной площади, предназначались для различных учреждений, еще четыре ближайших к ней квартала - для дворян,а остальные шестнадцать - для застройки домов прочих граждан, ремесленников. 25 февраля 1797 года по проекту графа Сиверса началась прокладка Березинского канала, соединяющего Даугаву с Днепром. В это сложное по тому времени гидротехническое сооружение входило 14 шлюзов и около 24 километров соединительных каналов.Динабург стал оживленным торговым пунктом. Значительно увеличилось в нем купеческое сословие: в 1787 году было 5 купцов, в 1805-м стало 132. В 1848 году в городе уже работало 195 лавок, 12 трактиров и 33 питейных дома. 21 сентября 1781 года город получил новый герб: щит пурпурного цвета, разделенный надвое, вверху на золотом поле - двуглавый орел, внизу на красном поле с серебряными полосками - воин на коне, держащий в правой руке саблю, а в левой - красный щит с крестом. 10 февраля 1782 года последовало повеление о строительстве в Белоруссии и Латвии новых сухопутных дорог. Некоторые из них связали Даугавпилс с важными промышленными и культурными центрами России.

1 июля 1826 года открылась почтовая дорога Петербург-Динабург. В том же году вступила в строй дорога Друя- Динабург. Через 10 лет началось движение по дороге Динабург - Каунас. В 1844 году открылась шоссейная дорога, связывающая Динабург с Псковом, протяженностью в 132 версты. Все эти дороги строились руками крепостных крестьян в неимоверно тяжелых условиях. Суровые формы крепостного права задерживали рост населения города, тормозили его промышленное развитие - не хватало рабочих рук. Поэтому первые промышленные предприятия в Динабурге были малочисленными, занимались в основном переработкой сельскохозяйственного сырья и местных полезных ископаемых. В 1814 году Крживицкий и в 1835 году мещанин Шурин открыли кожевенные заводы, в 1840 году купец Фридлянд - пивоваренный, а Васильев - кафельный. В 1841 году мещанин Спиридович создал гончарное производство, а сын купца Фейгина в 1845 году - известковое. Работало на этих заводах по несколько человек. По данным на 1 мая 1847 года, в городе было 8 заводов, на которых работало 30 человек. Население с 3473 жителей в 1784 году увеличилось в 1812 году до 5073. В 1840 году в Динабурге было 764 дома. В них жило 11 361 человек. Большие изменения в жизнь города внесло строительство новой крепости. Оно началось в 1810 году в связи с усилившейся угрозой наполеоновского нашествия. Горожанам пришлось переселяться дальше от крепости - или на южный берег озера Шуню, где возник Старый форштадт, или в новый пригород, туда, где расположен современный центр Даугавпилса.Он состоял тогда как бы из четырех частей: крепости, нового пригорода, Старого форштадта и Гривы, раскинувшейся на левом берегу Даугавы. Крепость не успели закончить к началу Отечественной войны 1812 года, но, и недостроенная, она сыграла важнейшую роль в защите северо-запада России от наполеоновских войск - маршал Удино после долгой и безуспешной осады вынужден был обойти неприступные укрепления.Позже крепость нередко использовалась и как тюрьма для политических ссыльных. С 16 октября 1827 года по 15 апреля 1831 года в ее казематах томился "политический узник ¦ 25" поэт-декабрист В. К. Кюхельбекер. Выдающийся советский писатель Юрий Николаевич Тынянов, уроженец здешних мест (г. Резекне), написал об этом "Повесть о декабристе", получившую при переиздании название "Кюхля".
В середине XIX века, в связи с усиленным развитием железнодорожного строительства в России, Динабургстал важным железнодорожным узлом. В 1858-1861 годахоткрылась первая в Латвии железнодорожная линия Рига - Динабург. Через пять лет ее продлили до Орла, а в 1871 году - до Царицына. Через Динабург пролегла и другая, не менее важная, железная дорога Петербург-Варшава. Строительство железных дорог оживило торговлю. Город, получивший хорошую железнодорожную связь, превратился в значительный центр оптовой торговли льном, кожей, лесом, хлебом. В 1897 году торговлей занималось уже около 8000 Динабургских жителей. После отмены крепостного права в России часть латгальских крестьян ушла в город работать на промышленные предприятия, число которых во второй половине XIX века значительно увеличилось. Развивалась в основном легкая промышленность. К последней четверти XIX века в городе уже находилось 60 предприятий. На каждом из них было занято в среднем около двух десятков рабочих. Наиболее крупными предприятиями в то время считались железнодорожные мастерские, кожевенные заводы, спичечная, табачная и пуговичная фабрики. Большинство жителей города занималось ремеслом. С развитием промышленного производства быстро росло городское население. В 1875 году в Динабурге было сорок тысяч, в 1886-м - около шести-десяти, в 1897-м - семьдесят, а в 1913 году - сто тринадцать тысяч жителей, больше, чем в Минске. Общественная жизнь в городе особенно оживилась с открытием частного драматического театра (1857 год). В нем ставились пьесы прогрессивных русских драматургов и зарубежных классиков, выступали заезжие русские и иностранные артисты: знаменитые итальянцы, певица Аделина Патти, балерина Вирджиния Цукк, опереточная труппа Борисова, профессор Парижской консерватории Раул Пюньо - один из выдающихся парижских коммунаров. Известный историк А. Сементовский, превосходный знаток Витебской древности, в 1864 году писал о Динабурге: "В настоящее время Динабург занимает первое место не только среди городов Витебской губернии, но по красоте зданий и по торговле ничуть не отстает от самого Витебска. Общественная жизнь в Динабурге более развита, чем во всех остальных городах Витебской губернии. В нем имеется частный театр. Планируется разбить два парка". Большой популярностью пользовался у горожан сад, находившийся в конце нынешней улицы Суворова, за хлебным рынком. Здесь под большими деревьями, выступали часто акробаты, фокусники, танцоры, пел хор. Славился тогда своей музыкальной программой, которая чередовалась с акробатическими и другими номерами, и "концертный сад" Рунау. Правда, попасть на спектакли в театр или на концерт в сад Рунау рабочим было трудно - там встречали "по одежде", билеты стоили дорого. Любимым развлечением простых горожан были выступления передвижного, или, как тогда называли, "бродячего" цирка. В отличие от театра и концертной эстрады в цирке можно было нередко услышать и остроумную политическую сатиру на правящую царскую верхушку и ее приспешников. Недаром многие известные клоуны по указанию полиции высылались из города еще до окончания гастролей. Примечательны были тогда и паноптикумы. Предприимчивые антрепренеры снимали обычно помещения в одном из домов на Рижской улице и за плату показывали восковые фигуры разных "знаменитостей". Например, императора Наполеона III, бесчестного и жестокого главу французского правительства Тьера, прозванного карликом-чудовищем, Гамбетта - министра внутренних дел "правительства национальной обороны" после низложения Наполеона III (по меткому выражению Карла Маркса, это правительство достойно было называться "правительством национальной измены"). В паноптикуме демонстрировались также восковые фигуры германского императора Вильгельма I, "железного" канцлера Бисмарка. Последняя фигура привлекала особое внимание - Бисмарк однажды посетил Медуми, и въездную аллею в это имение назвали в честь визита его именем. Зимой зрителей привлекали рысистые бега, проводившиеся на льду замерзшей Даугавы.

XX век - Двинск

В начале XX века Двинск (в 1893 году по приказу Александра III Динабург был переименован в Двинск) продолжал расти в основном как торговый центр. Развивалась кустарная промышленность, а количество рабочих на промышленных предприятиях несколько уменьшилась в результате экономического кризиса 1900-1903 годов. По данным центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, в 1904 году в городе насчитывалось 38 фабрик и заводов, на которых работало 1915 человек, и 1026 различных мастерских, где трудилось 2689 ремесленников. Условия жизни рабочих фабрично-заводских предприятий и мелких ремесленных мастерских были очень тяжелыми. В Двинске, как и в других городах царской России, продолжительность рабочего дня равнялась 15-16 часам, а заработная плата обычно составляла 12-15 рублей в месяц. Этих денег едва хватало, чтобы рабочей семье не умереть с голода. На пуговичных, табачных и других фабриках работало много женщин и детей. За одинаковый труд им платили намного меньше, чем мужчинам. Рабочие и работницы подвергались всяческим унижениям, их нередко даже били.

С февраля по декабрь 1918 года Двинск был оккупирован немецкими войсками, позже город заняли большевики и удерживали его в течении 13 месяцев. Третьего января 1920 года город освободили объединенные латышские, литовские и польские силы. Открытый в 1935 году мост Виенибас был первым стальным мостом в Латвии. В 1937 году в Даугавпилсе было построено монументальное здание - Дом Виенибас (Единства). В городе работало много учебных заведений и национальных школ.

Во время Первой мировой войны через город проходила прифронтовая линия, город пострадал в ходе военных действий, промышленные предприятия были эвакуированы, уменьшилось население. В результате освободительной борьбы в Латвии в январе 1920 года Даугавпилс был занят частями латвийской и польской армий. Начались активные 20 лет развития народного хозяйства, культуры и образования. Быстро развивалась базировавшаяся на местном сырье деревообрабатывающая промышленность, текстильное производство. В 1921 году в городе открылся учительский институт, а с 1923 года открыла свои двери Латгальская народная консерватория, в это время работают латышский и русский театры. В 1938 году был построен Дом Единства - одно из самых больших строений в Латвии того времени. Город становиться важным культурным центром в Восточной Латвии. В 1944 году возобновляет работу основанный в 1923 году Учительский институт, который в 1952 году был преобразован в Даугавпилсский Педагогический институт. А в 1993 году он реорганизован в Даугавпилсский Педагогический Университет, при котором работают экспериментальные основная и средняя школы. В 1961 году в Даугавпилсе открыт филиал Рижского Политехнического института. В 1988 году возобновил работу Даугавпилсский государственный театр. Образована Русская гимназия, открыты Польская и Еврейские национальные школы, общество национальных культур.

В годы Второй мировой войны Даугавпилс сильно пострадал: была разрушена большая часть жилых домов, железнодорожная станция. В 50 - 80 годах в Даугавпилсе были построены большие жилые массивы и новые предприятия - завод приводных цепей, "Электроинструмент", завод химического волокна.. В 1946 году в городе начали укладывать трамвайные пути.
В советское время резко выросло население города. В 1956 году к Даугавпилсу присоединили город Гриву, расположенный на левом берегу Даугавы и к началу 90-х годов в Даугавпилсе проживало 120 тыс. человек, из них 13% - латыши.
В кипение городской жизни в то время вносило весомый вклад расположенное в крепости Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище (ДВВАИУ)

Яндекс.Метрика