Знак ДВВАИУ

Сейчас двояк поставлю! Железный!! Во!!!

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

интересно почитать...

Больше
11 мая 2012 20:10 #18083 от Maikl
Maikl ответил в теме интересно почитать...
Полковник Василий Хорешко,
обозреватель журнала “Ориентир”

“Цель 8255. Сенсация, которой могло не быть”



28 мая 1987 года с аэродрома г. Хельсинки стартовал спортивный самолет "Сессна-172". Пилот-самоубийца (как его окрестят позже) гражданин Матиас Руст замахнулся на невиданный рекорд. Рискуя головой, он пробился через все заслоны и осуществил задуманное: финишировал в центре Москвы, цитадели социализма.
Это стало мировой сенсацией. И ударом по репутации советской ПВО, по авторитету великой державы. Как же мы допустили такой позор, не пресекли дерзкую выходку немецкого юноши? И сейчас, 11 лет спустя, нелишне поговорить об этом.
Оператор Дильмагомбетов против пилота Руста
В тот злосчастный день, как всегда, тысячи воинов ПВО стерегли воздушное пространство, выполняя приказ Родины, задачу государственной важности. Начеку были многочисленные дежурные расчеты, смены, экипажи локаторщиков, ракетчиков, авиаторов.
В приграничной зоне, на одном из мысов эстонского побережья, привычно прочесывали небо антенны радиолокаторов. Безрассудный юнец за штурвалом "Сессны” летел над водами Финского залива. Он всматривался в дымку чужого берега, не догадываясь, что уже замечен. И первым засек германского молодца-удальца (исторический факт!) его ровесник - оператор РЛС рядовой Дильмагомбетов. Представляю этого славного паренька в тот момент в кабине станции, заставленной аппаратурой. Сосредоточенный вид, цепкий взгляд. Все внимание - на линию разверстки индикатора кругового обзора. Вот на экране появилась бледная дужка...
"Знаете, как иногда непросто в "мусоре" отраженных сигналов докопаться до "зернышка", - просвещал меня однажды искушенный в этом деле офицер. - Когда после смены анализируем фотографии, подчас поражаемся: как просто не увидеть едва заметную цель".
Дильмагомбетов не прозевал, безошибочно зафиксировал подозрительный объект, игнорирующий запросный сигнал: "свой" или "чужой". Неведомая "пташка" попала в "силки" искусного "охотника” примерно в 10 км от государственной границы СССР, над нашей акваторией, в районе 1-го международного воздушного коридора. Не зря оператор считается центральной фигурой среди специалистов РЛС, ибо он - первоисточник радиолокационной информации. В 14.29 солдат доложил на пункт управления радиолокационной роты: цель движется в глубь советской территории, курс 120°, высота - около 600 м.

Рядовой Дильмагомбетов сделал все от него зависящее. Не подвели и его сослуживцы - Шаргородский, Бабский, Лизанец, Чипичадзе, другие солдаты и сержанты. Жаль, что я ничего не знаю об этих ребятах: откуда они, как стали грамотными операторами, высотометристами, планшетистами, радиотелефонистами. Ясно одно: они сработали на совесть, сознавая, что от их стараний зависит своевременный ввод в бой зенитных ракетных комплексов и истребительной авиации.
Четко среагировал на сообщение с пункта управления роты и оперативный дежурный радиотехнического батальона капитан Голощапов. Он немедленно объявил готовность номер один дополнительным радиолокационным средствам. Наступал черед экипажей двух самолетов-истребителей. Действуя и дальше столь же решительно все, кому положено, - авантюристу на "Сессне" не поздоровилось бы. Поневоле посетуешь на то, что не нашлось отчаянных голов, которые бы на свой страх и риск, не дожидаясь указаний сверху, проучили бы незваного гостя.
16 роковых минут
Все пошло насмарку начиная с командного пункта (КП) Н-ского соединения ПВО. Здесь с 9 утра в составе сокращенного боевого расчета находились на рабочих местах два немолодых и достаточно опытных офицера. Оперативный дежурный - 43-легний подполковник И. Карпец. Его заместитель по разведывательно-информационному центру (РИЦ) - 45-летний майор В. Черных. В 14.31 по автоматизированной системе управления, а чуть раньше - по своим каналам связи каждый из них получил данные о цели (азимут, дальность, скорость, высота, направление полета, отсутствие сигнала "Я свой самолет"). Оставалось действовать согласно приказам и инструкциям. Как развивались события - запечатлено в стенограммах боевой работы (которые впоследствии легли в основу приговора). Попытаюсь воссоздать картину в документальной последовательности.
14.29 - 14.46 - локаторщики устойчиво сопровождают воздушный объект, не переставая выдавать его характеристики на КП.
У оперативного дежурного и его заместителя есть все основания заподозрить по меньшей мере нарушителя режима полетов и мигом известить вышестоящие и взаимодействующие командные инстанции (а также органы управления воздушным движением). Но офицеры медлят. Потом в свое оправдание подполковник скажет: опасался, что в случае ложной тревоги им снизят оценку за боевое дежурство. Мол, стая птиц или облака тоже могли дать отметку на индикаторе РЛС. На противоречивость и неоднородность поступивших сведений ссылался и майор.

Между тем Инструкция на сей счет категорична: радиолокационные отметки, принадлежность которых не установлена, объявляются воздушной целью.
14.30 - дежурный синоптик Хрулев, отвечая на запрос о метеообстановке, попутно уточняет: полет неопознанного объекта не совпадает с направлением и скоростью ветра, значит, данная цель не природного происхождения и не метеозонд.
14.33 - с взлетной полосы одного из военных аэродромов Прибалтики готова взмыть на перехват пара самолетов-истребителей. Им дается отбой.
14.35 - в донесении на РИЦ высказывается догадка: в поле зрения попал малоскоростной (150 - 170 км/ч) летательный аппарат. Карпец думает о хорошем: может, это наша, советская авиетка (самолет с мотором мощностью до 35 л.с.).
14.37 - с запозданием (которое поставили в вину Черных, а он пенял на своего подчиненного майора Кривицкого) цели присваивается общесоюзный номер 8255. Одновременно (не желая беспокоить начальство?) заместитель оперативного дежурного распоряжается снять непроверенную информацию с аппаратуры оповещения КП объединения ПВО. Самое обидное, что в тот временной промежуток других целей, кроме 8255, не наблюдалось. Полеты военной авиации прекратились около 13 час. Так что о загруженности боевого расчета КП и речи идти не могло.
14.40 - командир радиотехнического батальона Ерин заносит в журнал боевой работы: "Цель - легкомоторный летательный аппарат". О его государственной принадлежности пока никому ничего неясно.
С непонятным благодушием подполковник Карпец не торопится что-либо предпринять. А его напарника по боевому дежурству обуревают сомнения: не пора ли, дескать, принимать меры? Правда, уговоры тут ни к чему: статус заместителя по РИЦ позволяет ему быть вполне самостоятельным в своих действиях. Но, видно, не хотелось Черных прослыть выскочкой, подводить сослуживца.
14.45 - после третьего напоминания майор Карпец наконец соглашается: "Выдавай информацию!" Мало того, что произошла 16-минутная заминка (а это вам не рекламная пауза!). Чтобы их не упрекали, два офицера в своих донесениях исказили ситуацию. Обнаружение цели они приписали радиотехническим средствам, находящимся в десятках километров южнее, и время, естественно, указали другое - 14.46. А неизвестный объект, замеченный возле самой границы, и просто нарушитель полетов - две разные вещи. Вроде бы незначительный обман повлек за собой череду промахов.

"Русские горки"
Получилось, как в анекдоте: рано, еще рано, а вот теперь... поздно, ничего не поделаешь. Когда "Сессна” уже покинула зону ответственности соединения ПВО, Карпец удосужился послать вдогонку самолет. Нет, не для того, чтобы умерить прыть воздушного хулигана, а для... ведения визуальной разведки. Озадаченный туманным напутствием, военный летчик Пучнин в указанном районе приметил белую авиетку с синей полосой вдоль борта. Нечего сказать, ценное открытие! Стоило ради этого поднимать истребитель-перехватчик? Вспоминая об этой встрече в небе, Руст не скрывал, что у него душа в пятки ушла. А наш летчик пронесся мимо, лишь серебряным махнув крылом. Детальнее рассмотреть таинственного пришельца могли бы вертолеты погранотряда! Где там! Карпец забыл оповестить и пограничников.
Завяз было коготок у "птички”, да сумела вырваться - непроизвольно помог незадачливый расчет КП. Понятно, никто не призывал расправиться с мистером Иксом как с воздушным пиратом - тогда разговор был бы коротким. Хотя, по-моему, парень с безумной затеей заслуживал подобной участи - все равно он плохо кончил. От расчета же (имеющего под рукой предостаточно сил и средств) требовалось совсем немного: поступить с целью 8255 как с воздушным судном, не соблюдающим режим полетов. Оперативный дежурный и его заместитель проявили преступную безответственность (по определению военного трибунала ПрибВО). В конечном итоге "был нанесен серьезный политический ущерб Советскому государству и престижу Вооруженных Сил СССР".
1 октября 1987 года прозвучал суровый приговор: лишить свободы с отбыванием в исправительно-трудовой колонии усиленного режима на 5 лет - Карпеца Ивана Васильевича, на 4 года - Черных Вячеслава Яковлевича. Беспечные минуты на посту поставили крест на четвертьвековой безупречной службе каждого из них, на воинских званиях и наградах.
Не слишком ли дорога цена? Ладно, пусть за те пресловутые 16 минут "Сессна" покрыла расстояние около 40 км. Но впереди-то до чаемой Москвы - столицы государства оставались еще свыше четырех часов (а по другим расчетам и того больше), сотни километров полета. Как же негодный мальчишка пробился через "частоколы" сплошных, перекрывающих друг друга радиолокационных полей? Дуракам везет - слабое утешение. Наши эксперты диву давались: как же удалось пилоту-любителю выбрать столь удачный маршрут с участками, непросматри-ваемыми PJ1C? Шел низко, огибая рельеф местности - будто на "русских горках” катался (мы их почему-то называем "американскими”).
Само собой, собственные "ухабы” интересовали нас гораздо больше.
Суровые комиссии, которые по горячим следам "прошерстили" все рубежи и стыки на трассе перелета, вскрыли как объективные трудности, так и обыкновенное ротозейство.
Так, на КП радиотехнического батальона под командованием майора В. Сироша поступила невразумительная информация о какой-то стае гусей. Их "пасли" соседи и передали по эстафете. Вдобавок отказал телекодовый канал связи с подчиненной радиолокационной ротой. "Можно ли нормально общаться, имея такую допотопную аппаратуру?" - язвил один из затюканных офицеров. А пять генералов во главе с заместителем главкома войсками ПВО учиняли "разбор полетов" строптивцам, указывая на примитивную подготовку оперативных дежурных и других специалистов. Поэтому и "око" РЛС не видело цель, и на зенитно-ракетный "зуб" она не попала. Через многочисленные "прорехи" (выявленные почти повсеместно) и проскользнул немецкий шельмец.
"Голубок мира” и козлы отпущения
До самого последнего момента никто не придавал значения цели 8255, особо не стремился распознать: что за гусь прилетел на Русь. А то бы... Между прочим, хвостовой стабилизатор "Сессны", этого "посланца мира" (по мерке Запада) был украшен силуэтом... атомной бомбы. Красноречивый жест - его можно расценить и так: мол, и ядерного оружия на вас не жалко. Однако со спортивными самолетами, даже со зловещей эмблемой, мы не воюем. Войска ПВО вообще-то предназначены для уничтожения средств воздушно-космического нападения.
Вот суть высказываний разных людей, так или иначе причастных к нашумевшему событию 11-летней давности. Признаюсь, опальные офицеры не пожелали со мной встретиться - говорила в них застарелая обида.
Тогда никому не поздоровилось: ни хозяевам роскошных кабинетов, ни тем, кто в тот день не смыкал очей на благоустроенных КП или в тесных кунгах. Руст не расшиб себе лоб на "русских горках", а сколько наших голов полетело! Думал ли, например, главком войсками ПВО маршал авиации А. Колдунов (в годы войны лично сбивший почти полусотню фашистских асов), что сокрушительный удар исподтишка нанесет ему какой-то юнец, недоучившийся в авиаклубе.
Полковник Е. Суховеров, заместитель начальника радиотехнических войск Московского округа ПВО, до сей поры убежден, что с грандиозной чисткой кадров перегнули палку:

- Пострадала масса народу, а это были в основном нормальные специалисты. Многих следовало оставить на своих должностях. Чуть позже иным комкорам и комдивам предложили вернуться в строй - и это после того, как о них вытерли ноги, с треском выгнали из армии, из партии. Да, найти козлов отпущения куда проще, чем разобраться, отчего подвела система противовоздушной обороны, заложниками которой они и стали. Не наше дело - гоняться за психами под облаками. А если серьезно: во вверенные им средства не закладывались параметры для противодействия такому классу целей.
Да, в крови у нас крайности, любим все доводить до абсурда. Когда факт уже свершился, надолго выгнали на боевые позиции кого надо и не надо, держали в состоянии повышенной боеготовности. Обжегшись на Русте...
А сколько потом леса повырубали, горок понасыпали. Но это хоть с толком: чтобы увеличить дальности обнаружения целей на малых высотах.
Касаясь офицеров (которых после полета Руста усадили на скамью подсудимых), полковник заметил:
- Все мы крепки задним умом. Неизвестно, как сами поступили бы в тот момент. Пока бы до решительных действий дошло, намучились бы с докладами и согласованиями...
И, пожалуй, в этих доводах вряд ли заподозришь проявление корпоративного духа. Когда несколько улеглись страсти, Военная коллегия Верховного суда СССР смягчила категоричность выводов в отношении осужденных офицеров. Не все свидетельствует против них, кое-что их как-то оправдывает. Что ни говори, а боевую готовность номер один в соединении они все-таки объявили. Делалась и попытка (неудавшаяся по техническим причинам) определить, что за "птица" к нам пожаловала. К тому же непонятный объект непрерывно держали под контролем с момента засечки и до оповещения КП объединения. Наконец, как оперативный дежурный такого ранга, Карпец просто не имел права самостоятельно отдать команду на уничтожение цели. Иной вопрос, что нерадивость и нерешительность проявили вышестоящие должностные лица, которые "не приняли надлежащих мер по пресечению полета".
Обратив внимание на перечисленные нюансы, Военная коллегия под председательством генерал-лейтенанта юстиции Г. Бушуева (на заседании 28 января 1988 г.) сочла необходимым переквалифицировать содеянное Карпецом и Черных. Приговор изменили, вернув бедным офицерам заслуженные награды и воинские звания. Сроки наказания уменьшили на один год. И... тут же освободили обоих из-под стражи. Ворота тюрьмы им открыла... юбилейная медаль (в ознаменование 100-летия В.И. Ленина), кавалеры которой подпадали под амнистию (в связи с 70-летием Великого Октября).
Говорят, оба даже собирались восстановиться в армии. Но их поезд ушел, когда упорхнул от них тот самолетик.
Эхо черных дней ПВО
Если б Руста не было, то его стоило бы придумать. Чудно было услышать эту сакраментальную фразу от бывалых пэвэошников. А они вкладывали в нее горькую иронию. Припомнили то время, когда страна, как полоумная, жила самобичеванием: разоблачениями, скандалами (журнал "Огонек" рвали на части). Непрошеный гость пришелся ко двору перестройщикам, получившим прекрасный повод для дискредитации Вооруженных Сил. И вместе с тем пощечина армии несколько привела в чувство прекраснодушных руководителей (начиная с "лучшего немца Горби”), немного обуздала разоруженческий психоз доморощенных пацифистов-пофигистов. Словом, "голубок" с "ядерным перышком" оставил после себя не одни "руины".
В те черные дни ПВО я сдавал госэкзамены в академии, - рассказывает генерал-майор А. Шрамченко, начальник радиотехнических войск Московского округа ПВО. - Случай взволновал всех. Некоторые из нас как раз защищались по темам, связанным с повышением эффективности борьбы с маловысотными целями.
Принятые тогда на государственном уровне решения помогли в кратчайший срок усовершенствовать систему противовоздушной обороны. Многое было сделано для обеспечения беспровальной проводки подобных "рустов". Наращивались рубежи обнаружения объектов на малых высотах. Устаревшие РЛС заменялись станциями с улучшенными боевыми характеристиками. Несомненную пользу принесло и создание мобильных радиолокационных взводов...
Однако примерно с 1993 - 1994 годов программа (рассчитанная до конца века) из-за недофинансирования стала пробуксовывать. Реформирование выражается лишь в резком сокращении (чуть ли не наполовину) радиотехнических подразделений. Каких-то качественных изменений нет и не предвидится. Техника работает на износ, запчасти не поставляются. О модернизации можем только мечтать. Опять же безденежье не позволяет реализовать интересные проекты. А совершенствоваться надо непрерывно, иначе затянувшаяся пауза будет стоить нам слишком дорого.
Сейчас проблем на порядок больше, чем 10 лет назад, - выражают общую тревогу ветераны ПВО. - Живем как бы по инерции с того времени, когда благодаря Русту значительно обновился парк боевых средств. Не получи тогда Войска ПВО столь мощный импульс и задел, вряд ли дотянули бы до сегодняшнего дня. Какая же новая встряска нужна обществу, чтобы понять: мы на пределе.
С потерей объектов в Прибалтике, на Украине до невероятности "скукожилось" контролируемое воздушное пространство. Следить за порядком в небе все сложнее, ибо границы не промаркированы, коридоры перелетов не определены...
А далеко и близко от Москвы несут службу люди, из которых выжимают все, как из очень изношенной матчасти. Притом зарплату офицерам и прапорщикам не выплачивают по нескольку месяцев. А дети их за 10 - 15 км топают в школу - нет транспорта либо бензин на нуле. В какой другой стране увидишь нечто подобное?
...Посмотрел бы я, как заговорил мир, если бы с ответным визитом на Кайзер-платц в Бонне приземлился какой-нибудь наш сорвиголова, питомец аэроклуба. Прекрасно сознаю, что это химера. И не потому, что мы взращены в иной атмосфере. Нашелся бы и среди нас "сумасшедший", не приученный еще до безумия любить все чужое и презирать свое кровное. Только далеко от родного пепелища не улетел бы - сбили бы за милую душу вчерашние братья по оружию. Да и некому вылетать из разоренных "гнезд" досаафовских школ (на Ходынке, что под боком у нашей редакции, ангары давно превращены в амбары с заграничным барахлом).
Поистине Руст стал для Запада символом крушения советской империи. И поныне остается кумиром. С него началось у тамошней молодежи повальное увлечение авиаспортом. Немцы охотно щеголяют в рубашках с характерным рисунком: кружок предупреждающего (не запрещающего!) знака: "Осторожно, спортивные самолеты" на фоне собора Василия Блаженного. На дорогах Европы полно машин с наклейками на бампере: "Я Руст, сейчас взлечу”, "До встречи на Красной площади!". Ему посвящают книги, фильмы, песни (например, альбом известной панк-группы "Летчик-смертник"). В США со времени скандального перелета не перестает выпускаться серия комиксов о похождениях супермена по имени Русти (что означает "хитрозадый" на сленге южных штатов).
Но я не собираюсь бранить Запад, умеющий возвеличивать своих героев, даже сомнительных. Мне горько от того, что и мы славим заморскую лихость, похерив собственный героизм. На потеху всяким шоуменам сдаем святое место - Красную площадь. Видел и я там "Сессну", специально притащенную для съемок какой-то комедии. А возьмите рекламные плакаты (продающиеся в центральных магазинах столицы) со словами "Я люблю Москву!". Кто на них изображен в ряду достопамятных личностей? Может, наш легендарный ас или зенитчик, защитник чистого неба? Ошибаетесь - собственной персоной маниакальный юноша на "Сессне". Хорошенькое сочетание: "хитрозадый" и "сердце Родины моей”. Дивись, приезжий люд, саморазрушительному экстазу! Неужели ни капли собственной гордости не осталось?
Ей-богу, не помешало бы нам отыскать безвестного оператора Дильмагомбетова и растиражировать его фотографию где только можно. Не хуже бы смотрелся повсюду и портрет нашей русской красавицы, которой нет равных. Нет, не певички какой-нибудь, а девушки-оператора -РЛС, АСУ (в пэвэошной системе московского мегаполиса они составляют до 90 процентов специалистов радиотехнических войск).
Пусть кто угодно в мире сомневается, что Россия когда-нибудь снова возродится, как Феникс из пепла. Главное, чтобы мы сами верили. И делали все, чтобы никакие "голубки-ястребки” к нам не залетали.
Спасибо сказали: lelik, stepanovich, Аркадий

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Длинный
  • Не в сети
  • ДВВАИУ`шникЪ
  • ДВВАИУ`шникЪ
  • На чудеса лес уповал - но начался лесоповал...
Больше
13 мая 2012 23:32 #18251 от Длинный
Длинный ответил в теме интересно почитать...
"Когда б вы знали, из какого сора..."
dedmaxopka.livejournal.com/59515.html






Вложения:
Спасибо сказали: stepanovich, Хлопок Александр

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 мая 2012 22:26 #18427 от Штурман
Штурман ответил в теме интересно почитать...
Для желающих порыться в Ленинке (она же РГБ) - она присутствует в Инете в электронном виде:

search.rsl.ru/ru

Материалы посовременней пока недоступны, но старые книги можно просматривать/читать.
Спасибо сказали: stepanovich

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
01 июнь 2012 16:47 #19675 от Штурман
Штурман ответил в теме интересно почитать...
Уходили в Афган " Партизаны"
samlib.ru/w/wolkow_n_w/uhodiliwafganpartizany.shtml

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 июнь 2012 10:13 #20288 от Maikl
Maikl ответил в теме интересно почитать...
Николай Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
16 июнь 2012 18:44 - 16 июнь 2012 18:48 #20786 от stepanovich
stepanovich ответил в теме интересно почитать...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: rogerlelikdunay
Работает на Kunena форум