- Сообщений: 13150
- Спасибо получено: 700
взгляд изнутри
Из истории авиации
- stepanovich
- Автор темы
- Не в сети
- Ушедши
Взад
Больше
26 мая 2013 19:44 - 26 мая 2013 19:44 #31813
от stepanovich
stepanovich ответил в теме Из истории авиации
Хорошая статья, с претензией на глубину исследований.
Только для меня понятия "эффективность применения авиации" и "лётное мастерство пилотов" не тождественны.
Только для меня понятия "эффективность применения авиации" и "лётное мастерство пилотов" не тождественны.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Maikl
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 2321
- Спасибо получено: 1832
26 мая 2013 22:46 #31815
от Maikl
Maikl ответил в теме Из истории авиации
А.Пекарш
ВНИМАНИЕ: Спойлер!
Следует понять, что установление числа побед, реально одержанных [13] летчиком-истребителем, является достаточно трудной задачей.
Для начала необходимо четко представлять разницу между термином «подтвержденная победа» и реально сбитым самолетом — боевой потерей противника, что во многих случаях (если не в большинстве) далеко не одно и то же. Во все времена и во всех ВВС мира под термином «воздушная победа» понимается засчитанный по тем или иным правилам и утвержденный командованием факт уничтожения вражеского самолета. Как правило, для подтверждения было достаточно заявки летчика и доклада непосредственных участников боя, иногда подкрепленных свидетельством наземных наблюдателей. Естественно, что на объективность донесений летчиков в не лучшую сторону влияли сами условия динамичного группового воздушного боя, проходившего, как правило, с резкими изменениями скоростей, и высот — в такой обстановке следить за судьбой поверженного противника было практически невозможно, а зачастую и небезопасно, так как шансы самому тут же превратиться из победителя в побежденного были очень высоки. Доклады же наземных наблюдателей зачастую вообще были лишены практической ценности, так как, даже если бой и происходил непосредственно над наблюдателем, определить, кем конкретно сбит самолет, какого типа, и даже установить его принадлежность было достаточно проблематично. Что уж говорить о крупных воздушных битвах, которые неоднократно разыгрывались в небе над Сталинградом, Кубанью или Курской дугой, когда десятки и сотни самолетов вели затяжные бои весь световой день от рассвета и до заката! Вполне понятно, что множество засчитанных по всем правилам на счета летчиков «сбитых» вражеских самолетов благополучно возвращались на свои аэродромы. [14]
В среднем соотношение записанных на счета летчиков и реально уничтоженных самолетов для всех ВВС воюющих сторон колебалось в пределах 1:3–1:5, доходя в периоды грандиозных воздушных сражений до 1:10 и более.
Хотелось бы отметить, что нередки были случаи, когда воздушная победа заносилась на счет не ее автора, а другого летчика. Мотивы при этом могли быть совершенно различные — поощрение ведомого, обеспечившего ведущему успешные результаты боя, пополнение счета товарища, которому не хватало одного-двух сбитых до получения награды (которые, как известно, у летчиков-истребителей достаточно жестко были привязаны к количеству одержанных побед), и даже, если так можно выразиться, «право сильного», когда командиру засчитывали на боевой счет достижения подчиненных (было и такое).
Еще одним фактором, вносящим путаницу в определение окончательного счета конкретного летчика, являются нюансы, присущие классификации воздушных побед, принятой в советских ВВС. Как известно, на протяжении всей войны здесь существовало разделение воздушных побед на две категории — личные и групповые. Однако предпочтения, к какой категории отнести заявку на сбитый самолет, с ходом войны существенно менялись. В начальный период войны, когда удачно проведенных воздушных боев было гораздо меньше, чем поражений, а неумение взаимодействовать в воздушном бою было одной из главных проблем, всячески поощрялся коллективизм. Вследствие этого, а также для поднятия боевого духа все заявленные сбитыми в воздушном бою самолеты противника нередко заносились как групповые победы на счет всех участников боя, вне зависимости от их количества. Кроме того, такая традиция [15] действовала в ВВС РККА со времен боев в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии. Позже, с накоплением опыта и появлением успехов, а также с появлением четко привязанной к количеству побед на счету летчика системы награждений и денежных поощрений, предпочтение стало отдаваться личным победам. Однако к тому времени в советских ВВС было уже достаточно большое количество летчиков-истребителей, имевших на счету по десятку и более групповых побед при двух-трех лично сбитых самолетах противника. Решение было простым и парадоксальным одновременно: в некоторых полках был произведен пересчет части групповых побед в личные, чаще всего из соотношения 1:2, т.е. летчик с 5 личными победами и 25 групповыми превращался в аса с 15 личными и 5 групповыми, что во второй половине войны автоматически делало его кандидатом на присвоение звания Героя Советского Союза. В ряде случаев в штабах частей и соединений, не утруждая себя пересчетами, поступали еще проще: победы, необходимые летчику для получения той или иной награды, «добирались» из числа групповых, одержанных в предыдущие периоды боевой работы, при этом разделение сбитых на «лично» и «в группе» в наградных документах попросту опускалось.
Для начала необходимо четко представлять разницу между термином «подтвержденная победа» и реально сбитым самолетом — боевой потерей противника, что во многих случаях (если не в большинстве) далеко не одно и то же. Во все времена и во всех ВВС мира под термином «воздушная победа» понимается засчитанный по тем или иным правилам и утвержденный командованием факт уничтожения вражеского самолета. Как правило, для подтверждения было достаточно заявки летчика и доклада непосредственных участников боя, иногда подкрепленных свидетельством наземных наблюдателей. Естественно, что на объективность донесений летчиков в не лучшую сторону влияли сами условия динамичного группового воздушного боя, проходившего, как правило, с резкими изменениями скоростей, и высот — в такой обстановке следить за судьбой поверженного противника было практически невозможно, а зачастую и небезопасно, так как шансы самому тут же превратиться из победителя в побежденного были очень высоки. Доклады же наземных наблюдателей зачастую вообще были лишены практической ценности, так как, даже если бой и происходил непосредственно над наблюдателем, определить, кем конкретно сбит самолет, какого типа, и даже установить его принадлежность было достаточно проблематично. Что уж говорить о крупных воздушных битвах, которые неоднократно разыгрывались в небе над Сталинградом, Кубанью или Курской дугой, когда десятки и сотни самолетов вели затяжные бои весь световой день от рассвета и до заката! Вполне понятно, что множество засчитанных по всем правилам на счета летчиков «сбитых» вражеских самолетов благополучно возвращались на свои аэродромы. [14]
В среднем соотношение записанных на счета летчиков и реально уничтоженных самолетов для всех ВВС воюющих сторон колебалось в пределах 1:3–1:5, доходя в периоды грандиозных воздушных сражений до 1:10 и более.
Хотелось бы отметить, что нередки были случаи, когда воздушная победа заносилась на счет не ее автора, а другого летчика. Мотивы при этом могли быть совершенно различные — поощрение ведомого, обеспечившего ведущему успешные результаты боя, пополнение счета товарища, которому не хватало одного-двух сбитых до получения награды (которые, как известно, у летчиков-истребителей достаточно жестко были привязаны к количеству одержанных побед), и даже, если так можно выразиться, «право сильного», когда командиру засчитывали на боевой счет достижения подчиненных (было и такое).
Еще одним фактором, вносящим путаницу в определение окончательного счета конкретного летчика, являются нюансы, присущие классификации воздушных побед, принятой в советских ВВС. Как известно, на протяжении всей войны здесь существовало разделение воздушных побед на две категории — личные и групповые. Однако предпочтения, к какой категории отнести заявку на сбитый самолет, с ходом войны существенно менялись. В начальный период войны, когда удачно проведенных воздушных боев было гораздо меньше, чем поражений, а неумение взаимодействовать в воздушном бою было одной из главных проблем, всячески поощрялся коллективизм. Вследствие этого, а также для поднятия боевого духа все заявленные сбитыми в воздушном бою самолеты противника нередко заносились как групповые победы на счет всех участников боя, вне зависимости от их количества. Кроме того, такая традиция [15] действовала в ВВС РККА со времен боев в Испании, на Халхин-Голе и в Финляндии. Позже, с накоплением опыта и появлением успехов, а также с появлением четко привязанной к количеству побед на счету летчика системы награждений и денежных поощрений, предпочтение стало отдаваться личным победам. Однако к тому времени в советских ВВС было уже достаточно большое количество летчиков-истребителей, имевших на счету по десятку и более групповых побед при двух-трех лично сбитых самолетах противника. Решение было простым и парадоксальным одновременно: в некоторых полках был произведен пересчет части групповых побед в личные, чаще всего из соотношения 1:2, т.е. летчик с 5 личными победами и 25 групповыми превращался в аса с 15 личными и 5 групповыми, что во второй половине войны автоматически делало его кандидатом на присвоение звания Героя Советского Союза. В ряде случаев в штабах частей и соединений, не утруждая себя пересчетами, поступали еще проще: победы, необходимые летчику для получения той или иной награды, «добирались» из числа групповых, одержанных в предыдущие периоды боевой работы, при этом разделение сбитых на «лично» и «в группе» в наградных документах попросту опускалось.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
27 мая 2013 02:15 #31818
от Штурман
Тезка, а вот это ты к чему (в русле обсуждаемой темы) сказал?
Хочешь сказать, что у наших "лётное мастерство пилотов" было, а у немцев его не было и поэтому их асы не могли сбивать по самолету на каждые 2-3 в/боя?
Штурман ответил в теме Из истории авиации
stepanovich пишет: ...
Только для меня понятия "эффективность применения авиации" и "лётное мастерство пилотов" не тождественны.
Тезка, а вот это ты к чему (в русле обсуждаемой темы) сказал?
Хочешь сказать, что у наших "лётное мастерство пилотов" было, а у немцев его не было и поэтому их асы не могли сбивать по самолету на каждые 2-3 в/боя?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- stepanovich
- Автор темы
- Не в сети
- Ушедши
Взад
Больше
- Сообщений: 13150
- Спасибо получено: 700
27 мая 2013 06:47 - 27 мая 2013 06:53 #31821
от stepanovich
stepanovich ответил в теме Из истории авиации
[Хочешь сказать, что у наших "лётное мастерство пилотов" было, а у немцев его не было и поэтому их асы не могли сбивать по самолету на каждые 2-3 в/боя?]
Тезка, а вот это ты к чему (в русле обсуждаемой темы) сказал? И прочитал ли ты саму обсуждаемую статью ?
Тебе не понятно, что мои слова "для меня понятия "эффективность применения авиации" и "лётное мастерство пилотов" не тождественны " в равной степени относятся ко всем сторонам принимавшим участие в войне, и к русским, и к немцам, и к англичанам, и к американцам, и к японцам, и к...?
Тезка, а вот это ты к чему (в русле обсуждаемой темы) сказал? И прочитал ли ты саму обсуждаемую статью ?
Тебе не понятно, что мои слова "для меня понятия "эффективность применения авиации" и "лётное мастерство пилотов" не тождественны " в равной степени относятся ко всем сторонам принимавшим участие в войне, и к русским, и к немцам, и к англичанам, и к американцам, и к японцам, и к...?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Штурман
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 1333
- Спасибо получено: 869
27 мая 2013 21:59 #31835
от Штурман
Штурман ответил в теме Из истории авиации
Естественно, не понятно к чему это. Иначе бы и не спрашивал.
Если в теме обсуждается вопрос "могли ли немцы сбивать по 200-300 самолетов, если наши сбивали 50-60", то все ответы я пытаюсь рассматривать с этой точки зрения, а остальное все - желательно в рамках отдельной темы.
Если в теме обсуждается вопрос "могли ли немцы сбивать по 200-300 самолетов, если наши сбивали 50-60", то все ответы я пытаюсь рассматривать с этой точки зрения, а остальное все - желательно в рамках отдельной темы.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- О.Морозов
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 1859
- Спасибо получено: 2494
28 мая 2013 08:13 #31839
от О.Морозов
О.Морозов ответил в теме Из истории авиации
78 лет назад, 28 мая 1935 г. состоялся первый полёт немецкого истребителя Мессершмитт BF.109.
Один из самых массовых самолётов. Находился на вооружении многих стран более 30 лет (последние истребители сняты с вооружения ВВС Испании в 1965 г.). Всего на апрель 1945 г. выпущено почти 34 тыс. самолётов.
На снимке: Аэродинамические испытания истребителя Мессершмитт BF.109 в большой аэродинамической трубе Аэродинамического парка в районе Берлина Адлерсхоф.
Сама труба построена в 1932-1934 гг. Сохранилась до настоящее время и является охраняемым историческим памятником.
Один из самых массовых самолётов. Находился на вооружении многих стран более 30 лет (последние истребители сняты с вооружения ВВС Испании в 1965 г.). Всего на апрель 1945 г. выпущено почти 34 тыс. самолётов.
На снимке: Аэродинамические испытания истребителя Мессершмитт BF.109 в большой аэродинамической трубе Аэродинамического парка в районе Берлина Адлерсхоф.
Сама труба построена в 1932-1934 гг. Сохранилась до настоящее время и является охраняемым историческим памятником.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Модераторы: roger, lelik, dunay