Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.
Быстрое сценарное планирование и оперативная гибкость стали ключевыми факторами в управлении авиакомпаниями, поскольку геополитические проблемы, сбои в цепочках поставок и меняющиеся модели спроса меняют подходы к планированию в отрасли.
Выступая в ходе панельной дискуссии на саммите лидеров авиакомпаний CAPA в Лиссабоне, руководители British Airways, Finnair и TAP Air Portugal рассказали об операционной среде, в которой традиционное долгосрочное планирование сети было заменено постоянным моделированием непредвиденных обстоятельств.
“Исторически сложилось так, что в авиационной отрасли всегда возникали сложные ситуации”, — сказал директор по планированию и стратегии British Airways Нил Чернофф. “Мы поняли, что в мире, где происходит множество изменений, возможны сбои … вы должны планировать такие сбои, и поэтому мы включаем это в наш процесс планирования”.
Чернофф сказал, что British Airways теперь включает альтернативные варианты развертывания в свой годовой цикл планирования. “Мы, как правило, планируем на год вперед, так что вы не знаете, чего не знаете на данный момент. Но мы начали наши циклы планирования, чтобы сказать: «Хорошо, я хочу, чтобы сцена длилась 8 часов. Я думаю, что это будет поездка в США, но если что-то случится в США, какая у меня будет альтернатива?» И поэтому мы стараемся быть в состоянии справиться с этим”.
Finnair, которая больше других пострадала от закрытия воздушного пространства России, заявила, что ситуация вынудила ее изменить отношение к рискам при планировании полетов. “Воздушное пространство постоянно закрывается, но разница с текущей ситуацией заключается в том, как долго оно было закрыто”, — сказала директор по доходам Finnair Кристин Ровелли.
“Однако, если бы мы не пережили COVID, который научил нас быть гораздо более гибкими, гораздо более реактивными, гораздо меньше бояться рисковать, то нам было бы гораздо труднее справиться с [закрытием воздушного пространства]. Но для нас это больше не плановый сценарий. Он закрыт. Мы просто так ведем бизнес”.
TAP Air Portugal сталкивается с целой волной сбоев в работе — от выборов в Африке до проблем с эксплуатацией двигателей и экстремальных погодных условий, что требует пересмотра подхода к оперативному планированию. Глава стратегического отдела группы Анри-Шарль Озаровски сказал, что TAP сейчас работает, исходя из предположения, что волатильность постоянна.
“У вас должно быть пять микро-планов на каждый день”, — сказал он. “Вы не можете жить, думая, что в следующем году все снова будет хорошо … Составьте четкий план, но у вас должны быть еще три альтернативы”.
Озаровски сказал, что африканские рынки TAP, в частности, становятся все более чувствительными к политическим циклам, поскольку выборы приводят к резким изменениям спроса и операционным ограничениям. Поэтому, по его словам, цель состоит не в том, чтобы устранить сбои в работе, а в том, чтобы у авиакомпании всегда были наготове запасные варианты.
