Содержание
Чтобы защитить внутренние рынки от внешней конкуренции, а также стимулировать национальные экономики, правительства стран применяют протекционистскую политику, используя разные инструменты тарифного и нетарифного регулирования.
Протекционизм, согласно его сторонникам, защищает отечественный бизнес и рабочих, ограничивая или контролируя торговлю с другими странами.
Тем временем сторонники свободной торговли, которая является противоположностью протекционизму, утверждают, что ограничения негативно воздействуют на естественное развитие отраслей в условиях свободной конкуренции, а также на экономический рост и благосостояние.
Несмотря на критику, многие страны активно используют торговые барьеры. Далее рассмотрим наиболее распространенные из этих инструментов.
Тарифные ограничения
Ограничения в торговле делятся на тарифные и нетарифные. Эти два механизма служат для управления международной торговлей.
Тарифные ограничения могут включать установление пошлин, которые применяются для защиты внутреннего рынка от внешней конкуренции и для стратегического контроля объемов торговли.
Одной из самых распространенных и простых форм торгового протекционизма является импортная пошлина. Это налог, взимаемый с товаров и услуг, которые ввозятся в страну. Пошлины увеличивают стоимость импортируемых товаров и услуг, так как компании перекладывают расходы на потребителей. Тарифы способствуют поддержке местных производителей и наполняют государственный бюджет.
В мировой практике существует система классификации тарифов. Так, их можно разделить согласно критериям на несколько типов (таблица 1)
Таблица 1. Какие типы тарифов существуют: классификация
Критерий | Типы тарифов | Особенности |
Критерий введения (наложения) | Специфический тариф | Фиксированная пошлина за физическую единицу или вес товара (например, килограмм, литр, метр). Применяется к определённым видам товаров (например, пшеница, рис, сахар, удобрения, ткани) и не зависит от их стоимости. |
Адвалорный тариф | Рассчитываются как процент от стоимости товара на таможне. Размер пошлины зависит от стоимости товара и может колебаться в зависимости от его ценности. | |
Комбинированный (сложный) тариф | Объединяет в себе элементы как специфических, так и адвалорных тарифов, что позволяет более гибко устанавливать тарифы для разных категорий товаров, учитывая их стоимость и характеристики. | |
Тариф по скользящей шкале | Пошлины меняются в зависимости от цен на товары. Могут быть либо на специальной, либо адвалорной основе. | |
По цели введения | Доходный тариф | Вводится в первую очередь для увеличения доходов государства. |
Защитный тариф | Может вводиться правительством для защиты отечественной промышленности от жёсткой конкуренции со стороны товаров иностранного производства. Чем выше защитный тариф, тем сильнее может быть его эффект. | |
По признаку дискриминации | Дискриминационные | Для товаров из разных стран действуют разные тарифные ставки. Для товаров из стран, которые пользуются благосклонностью, тарифы ниже, чем на товары из других государств. |
Недискриминационные | Применяются ко всем товарам вне зависимости от страны происхождения. | |
Критерий относительно экспорта и импорта | Импортные пошлины | Страна вводит пошлины на товары зарубежных стран при ввозе на свою территорию. |
Экспортные пошлины | Товары страны происхождения облагаются налогом по мере того, как они покидают её территорию для продажи на внешнем рынке. | |
Критерий на основе ответной реакции | Зеркальные пошлины | Страна А ввела пошлины на экспорт из страны Б. Страна Б в ответ вводит пошлины на продукцию страны А. |
Компенсирующие пошлины | Страна А экспортировала большое количество своей продукции на рынок страны Б благодаря экспортным субсидиям. Страна Б может нейтрализовать такое преимущество и ввести пошлин на иностранные товары при ввозе на свою территорию. |
Тарифные ограничения импорта действующие в России
Таможенная (ввозная) пошлина — это обязательный платеж, который уплачивают физические и юридические лица при ввозе различных товаров через границу страны. Этот инструмент является основным средством, используемым Россией для ограничения импорта. В соответствии с законодательством, налог на импортные товары может изменяться в зависимости от их категории, происхождения и таможенной стоимости.
Налог на добавленную стоимость (НДС) также взимается на импортируемые товары в Россию. Ставка НДС, согласно Налоговому кодексу РФ, может составлять 10% или 20% в зависимости от типа ввезенного товара.
Антидемпинговые пошлины — это дополнительные налоги на импортируемую продукцию, которые применяются для борьбы с демпингом.
Экспортные пошлины вводятся при вывозе товаров за пределы России.
Что касается нетарифных ограничений
Нетарифные ограничения включают в себя разнообразные неденежные меры. Их можно рассматривать как различные политические инструменты, не связанные с обычными таможенными тарифами, которые оказывают экономическое влияние на международную торговлю, изменяя объем торговли или уровень цен, либо оба этих аспекта.
У применения торговых барьеров есть свои сильные и слабые стороны (таблица 2).
Таблица 2. Преимущества и недостатки нетарифных барьеров
Плюсы | Минусы |
+ Защищают отечественные отрасли от иностранной конкуренции, дешёвого импорта. + Гарантируют качество и безопасность импортной продукции. + Способствуют национальной безопасности. + Помогают предотвратить демпинг продукции из других стран. | — Могут нарушить естественный поток товаров, создавая препятствия для импорта, что приводит к торговому дисбалансу, неэффективности и искажениям рынка. — Могут ограничивать выбор потребителей, их доступ к потенциально лучшим или более доступным продуктам. — Могут быть дорогостоящими как для производителей, так и для потребителей. — Импортёры могут нести дополнительные издержки, связанные с документацией, инспекциями и проверками соответствия. — Чрезмерные ограничительные барьеры могут препятствовать экономическому росту, ограничивая доступ к мировым рынкам и подавляя конкуренцию . — Если нетарифные ограничения направлены на защиту неэффективных внутренних отраслей, могут неэффективно распределяться ресурсы. |
Одна из самых известных классификаций нетарифных мер была разработана под руководством United Nations Conference on Trade and Development — Конференция ООН по торговле и развитию (таблица 3).
Таблица 3. Классификация мер нетарифного регулирования ЮНКТАД
Импортные меры | Технические меры | A. Санитарные и фитосанитарные меры | Санитарные и фитосанитарные меры (ограничения в отношении содержания определённых веществ), которые призваны обеспечить безопасность пищевых продуктов, не допустить распространения болезней или вредителей. Меры оценки соответствия нормам безопасности пищевых продуктов (сертификация, исследования, проверка и введение карантина). |
B. Технические торговые барьеры | Меры, связанные с характеристиками продукции (стандарты в отношении технических спецификаций и требования к качеству). Требования к соответствующим процессам и методам производства, к маркировке и упаковке. Меры по оценке соответствия техническим требованиям (сертификация, испытания, проверка). | ||
C. Предотгрузочная инспекция и другие формальности | Меры, касающиеся предотгрузочной инспекции и других таможенных формальностей. | ||
Нетехнические меры | D. Условные торгово-защитные меры | Меры по нейтрализации негативного воздействия импорта на рынок импортирующей страны (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры). | |
E. Неавтоматическое лицензирование, квотирование, запреты и количественные ограничения | Лицензирование, квоты и другие меры количественного контроля, включая тарифные квоты. | ||
F. Меры ценового контроля, включая дополнительные налоги и сборы | Меры контроля над ценами в целях контроля или воздействия в отношении цен на импортируемые товары (меры, направленные на поддержание внутренних цен на определённые товары в случае более низких импортных цен, установление внутренних цен на определённые товары из-за ценовых колебаний на внутренних рынках или нестабильности цен на внешнем рынке). Иные меры, направленные на повышение стоимости импорта. | ||
G. Финансовые меры | Меры предусматривают ограничения в отношении платежей, связанных с импортом (например, в случае регулирования доступа к иностранной валюте или её стоимости. Меры, устанавливающие ограничения в отношении условий платежа. | ||
H. Меры, затрагивающие конкуренцию | Меры направлены, в частности, на предоставление исключительных или особых преференций или привилегий одной или нескольким ограниченным группам экономических операторов. Такие меры преимущественно относятся к монополистическим мерам (механизмы государственной торговли, система эксклюзивных импортёров, обязательное национальное страхование или перевозки). | ||
I. Инвестиционные меры, связанные с торговлей | Включают меры, ограничивающие инвестиции в форме требования в отношении местного компонента или увязывающие инвестиции с последующим экспортом, уравновешивающим импорт. | ||
J. Ограничения в отношении сбыта | Касаются того, каким образом в дальнейшем реализуются товары. Включают ограничительные меры, касающиеся реализации импортируемых товаров внутри страны. | ||
K. Ограничения в отношении послепродажного обслуживания | Направлены на связанные с товарами услуги после импорта. Охватывают ограничения в отношении послепродажного обслуживания. | ||
L. Субсидии (кроме экспортных субсидий) | Меры, относящиеся к затрагивающему торговлю субсидированию. | ||
M. Ограничения государственных закупок | Включают ограничительные меры, с которыми могут столкнуться участники торгов, которые хотят продавать свои товары иностранному государству. | ||
N. Меры, связанные с правом интеллектуальной собственности | Ограничения, связанные с интеллектуальной собственностью и правами на интеллектуальную собственность. | ||
O. Ограничения по происхождению товара | Включают меры, устанавливающие ограничения в отношении происхождения товаров или их компонентов. | ||
Экспортные меры | P. Экспортные меры | Меры, которые страна может применять в отношении своего экспорта (экспортные налоги, экспортные квоты, запреты на экспорт). |
Примеры нетарифных ограничений импорта товаров в России
В России нетарифное регулирование представлено различными мерами
Квоты на импорт — это ограничения на количество товаров, которые можно ввезти в страну в течение определенного периода времени.
Лицензирование — процесс получения разрешений на импорт товаров.
Технические нормы устанавливают требования к качеству, безопасности и другим характеристикам импортируемых товаров.
Санитарно-эпидемиологические требования также играют важную роль в регулировании.
Валютный и экспортный контроль — меры, влияющие на расчетные операции в внешнеэкономической деятельности.
Меры нетарифного регулирования в России определяются рядом федеральных законов:
— Закон от 3 августа 2018 года № 289-Ф «О таможенном регулировании в РФ»;
— Закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;
— Закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Кроме того, действует Договор о ЕАЭС, который устанавливает единые нормы нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
Что нужно знать о квотах, лицензиях и требованиях к местному содержанию
Один из способов уменьшить объем импорта — введение квот. Это ограничение на количество определенного товара, который можно ввезти в страну.
Экспортные и импортные квоты используются для контроля объемов ввоза и вывоза товаров, а также для влияния на их стоимость. Импортные квоты обычно направлены на защиту местных производителей от избыточного иностранного импорта.
Правильное квотирование позволяет ввозить товары, производимые только за границей, и не импортировать те, что производятся внутри страны, что, в свою очередь, способствует увеличению ВВП.
Самым строгим ограничением является эмбарго на поставки, которое может быть введено в случае идеологических разногласий между государствами. Обычно под эмбарго попадают торговля и коммерческая деятельность, за исключением медицинских и гуманитарных поставок.
Если страна не хочет вводить квоты и тарифы, она может установить требования к местному содержанию. Эти требования, устанавливаемые правительством, предполагают, что определенный процент товара должен производиться в стране, а иностранные компании должны использовать локальные рабочие силы и ресурсы.
Дополнительно защиту внутреннего рынка можно осуществить посредством лицензирования. В этом случае только компании с полученным разрешением могут поставлять товары на внутренний рынок. Лицензии выдаются уполномоченными государственными органами.
Несмотря на наличие критиков, тарифные и нетарифные ограничения являются важной частью таможенной политики и, как правило, направлены на защиту интересов внутренних рынков. Они служат для стимулирования развития ключевых секторов экономики, обеспечения безопасности населения и охраны окружающей среды.
Использование этих ограничительных мер позволяет быстро реагировать на изменения в условиях внешнеэкономической деятельности и противостоять нарушениям установленных норм. Однако определение конкретных тарифных и нетарифных мер для отдельных товаров составляет сложную задачу, требующую профессиональной квалификации.
Роман Исаев