Содержание
Авиационная отрасль оказывает значительное влияние на экологию, так как её деятельность связана с выбросами большого количества парниковых газов, шумовым загрязнением и другими видами воздействия на окружающую среду.
Основные виды загрязнения авиации
1. Парниковые газы Самый существенный ущерб – выбросы углекислого газа (CO₂), оксидов азота (NOx) и парниковых газов. Самолёты сжигают авиационное топливо, что приводит к выбросам CO₂, способствующим глобальному потеплению.
2. Шумовое загрязнение Взлёт и посадка самолётов создают сильный шум, который влияет на качество жизни людей, проживающих рядом с аэропортами, и на дикую природу.
3. Воздействие на качество воздуха Помимо CO₂ и NOx, в атмосферу попадают частицы сажи и другие загрязнители, ухудшающие качество воздуха в районах вокруг аэропортов.
4. Использование ресурсов и отходы Производство и потребление топлива требуют огромных ресурсов. Также авиация сопровождается отходами: смазочные материалы, части самолетов, упаковка из питания на борту.
Как снизить экологический ущерб авиации
Если коротко, то это:
Переход на альтернативные виды топлива: биотопливо и синтетические керосины снижают выбросы CO₂.
Повышение эффективности двигателей и аэродинамики самолётов помогает экономить топливо.
Электрические и гибридные самолёты – перспективное направление для малых самолетов и региональных перевозок.
Оптимизация маршрутов и режимов полётов позволяет сократить время и расход топлива.
Развитие инфраструктуры для экологически чистых авиаперевозок – зарядные станции, переработка отходов.
Авиаперелеты стали одним из основных видов транспорта для миллионов людей из разных стран, позволяя им преодолевать большие расстояния за меньшее время. Расширение межконтинентальных торговых отношений и стремление людей исследовать мир — вот некоторые из причин быстрого роста мировой авиационной отрасли. За последние 15 лет объём мировых авиаперевозок увеличился более чем на две трети, достигнув примерно 39 миллионов рейсов в 2019 году. Однако полёты наносят значительный ущерб окружающей среде, выбрасывая в атмосферу углекислый газ (CO2) и другие загрязняющие вещества. В 2019 году коммерческие авиационные компании выбросили более 900 миллионов тонн CO2, что превышает показатель в 627 миллионов тонн CO2 в 2004 году. В 2020 году большинство пассажирских авиаперевозок по всему миру было отменено из-за пандемии коронавируса (COVID-19). В результате в 2020 году выбросы CO2 в авиационной отрасли снизились примерно на 60% по сравнению с 2019 годом.
Какие авиакомпании летают экологично
Движение частных лиц и международных регулирующих органов к борьбе с изменением климата побуждает авиакомпании реагировать и корректировать свои долгосрочные стратегии в целях устойчивого развития. Исследования и разработки уже продемонстрировали оптимизм в отношении выбросов авиакомпаний. В декабре 2020 года Lufthansa Cargo выполнила первый в мире экологичный рейс с использованием экологичного авиационного топлива для своего грузового самолета Boeing 777F между Франкфуртом (Германия) и Шанхаем (Китай). Интенсивность выбросов — это фактор, который авиакомпании могут минимизировать за счет технологического усовершенствования своего парка самолетов. В 2020 году в Европе у Wizz Air был самый низкий уровень выбросов углекислого газа среди авиакомпаний мира — 57 граммов CO2 на пассажиро-километр (RPK). С другой стороны, Lufthansa за тот же период выбрасывала около 92 граммов углекислого газа на пассажиро-километр. Учитывая глобальные цели по сокращению выбросов углерода, установленные Парижской конференцией 2015 года, авиакомпании по-прежнему отстают от идеальных уровней выбросов CO2.
Общественное мнение
Незаметность этих экологических затрат в ценах на билеты заставляет миллионы людей просто не брать на себя ответственность за снижение выбросов. Растущая осведомленность об углеродном следе авиаперелетов и глобальные переговоры об изменении климата стимулируют многомерный подход к снижению экологического ущерба, наносимого авиационной отраслью. В связи с этим как отдельные авиакомпании, так и страны стремятся сделать полеты более экологичными и предложить альтернативные виды транспорта, например, для внутренних перелетов.
В опросе 2020 года около 39% респондентов ответили, что недавно начали уделять больше внимания устойчивому развитию авиаперевозок. Кроме того, 27% респондентов заявили, что в будущем планируют совершать меньше перелетов, чтобы уменьшить свой углеродный след. В разбивке по странам более трети опрошенных в Великобритании заявили, что обеспокоены воздействием авиаперелетов на окружающую среду.
Защита окружающей среды является проблемой общественного блага, где каждая авиакомпания заинтересована в отклонении от глобальных обязательств, что является одной из основных причин, по которым группы авиакомпаний не могут достичь обязывающего соглашения о том, как уменьшить потенциальные экологические катастрофы. Несмотря на глобальные переговоры по борьбе с изменением климата, уровень выбросов CO2 от международной авиации в период с 1990 по 2019 год увеличился в 2,5 раза, что указывает на тревожно высокие темпы роста.
Согласно прогнозу с двумя сценариями после пандемии коронавируса (COVID-19), ожидается, что международная авиация выбросит 1,5 миллиарда тонн CO2 к 2050 году, если группы авиакомпаний предпримут недостаточные усилия по защите окружающей среды. По оценкам, в период с 2019 по 2050 год только в Китае уровень выбросов углекислого газа утроится, достигнув 371,6 миллиона метрических тонн выбросов CO2 к 2050 году. Хотя глобальные прогнозы рисуют более мрачную перспективу, будущее — это неопределенное путешествие, и не всегда прошлые тенденции напоминают будущее. Учитывая стремительный технологический прогресс, в будущем авиация может стать углеродно-нейтральной отраслью. Данный текст содержит общую информацию. Statista не несет ответственности за полноту и точность предоставленной информации. В связи с различными циклами обновления статистические данные могут быть более актуальными, чем указано в тексте.
Экологичные проблемы в авиации
Проекты по экологичным технологиям в авиации, которые реально снижают влияние отрасли на окружающую среду:
1. Использование устойчивого авиационного топлива (SAF)
Это биотопливо или синтетическое топливо, которое может сократить выбросы CO₂ до 80% по сравнению с обычным керосином. Рекомендуется закупать у проверенных производителей и постепенно внедрять в регулярные полёты.
2. Внедрение электрических и гибридных приводов
Электрические самолёты особенно эффективны для коротких региональных маршрутов. Нужно инвестировать в разработки и проводить пилотные проекты, чтобы понять возможности и ограничения.
3. Оптимизация аэродинамики и снижение веса самолётов
Использование лёгких композитных материалов снижает вес, позволяет экономить топливо. Важно совершенствовать дизайн самолётов, устанавливать новые крылья и упрощать конструкции.
4. Повышение эффективности двигателей
Обновление и модернизация двигателей с использованием технологий сгорания с меньшим выбросом, а также улучшение систем управления двигателем.
5. Цифровые системы управления полётами и маршрутизация
Применение современных систем, которые позволяют выбирать наиболее экономичные маршруты и минимизировать время в воздухе, например, использование спутниковых систем.
6. Рециклинг и экологичное обслуживание
Внедрение программ по переработке материалов, утилизации отходов и сокращению применения опасных веществ при обслуживании самолётов.
7. Шумопоглощающее покрытие и материалы
Использование специальных покрытий и конструкций, снижающих шумовую нагрузку, что снижает негативное воздействие на окружающих.
Эти шаги уже реализуются в некоторых авиакомпаниях и заводах, и их практическое применение можно адаптировать под конкретные условия бизнеса или проекта.
Источники
Информационное агентство https://botanchik.ru/
Федеральное агентство воздушного транспорта РОСАВИАЦИЯ: https://favt.gov.ru/
Международная ассоциация воздушного транспорта: https://www.iata.org
Международная ассоциация гражданских аэропортов (ИКАА): https://www.icao.int