Закупка товара у китайского поставщика может быть как простой и безопасной, так и сопряженной с различными трудностями и финансовыми потерями. Ключевым моментом является осторожность. Помните пословицу: «Доверяй, но проверяй».
Процесс проверки поставщиков схож с проверкой российских контрагентов, но в данном случае вы находитесь здесь, а они — на расстоянии. Обратите внимание, что большинство ресурсов и инструментов может быть на китайском языке, однако современные автопереводчики помогут справиться с этой задачей.
Можно обратиться к учебной литературе, например, к книге Ольги Новиковой «Сделай это в Китае! Руководство по производству вашего товара в КНР: от идеи до партии на складе». Автор советует закупать товары непосредственно у производителей, а поставщиков, не занимающихся производством, исключать на начальном этапе. Оставшихся поставщиков также нужно тщательно проверять.
Следуйте десяти шагам:
-
- Убедитесь, что у компании есть действующая лицензия на ведение бизнеса. Это даст вам уверенность в её платёжеспособности и отсутствии в черных списках.
- Запросите Business license и проведите проверку. Сделать это можно через Национальную систему публичной информации о кредитоспособности предприятий Китая. Сайт — www.gsxt.gov.cn. Введите название компании или её регистрационный номер.Данные документов компании должны совпадать с информацией на портале. Если совпадают — всё в порядке, если нет — стоит задуматься о целесообразности сотрудничества.
- Звоните на стационарный телефон компании, номер которого обычно указывается в электронной переписке и на визитках. Убедитесь, что с вами общается представитель именно той компании, с которой вы уже общались. Также можно использовать видеосвязь через мессенджеры. Это позволит оценить обстановку вокруг контрагента. Если собеседник часто выходит на связь на фоне квартиры или неразборчивой обстановки, это может вызвать беспокойство.
- Проверьте официальный сайт компании. Не все китайские предприятия имеют сайты, и это нормально. Но если сайт есть, обратите внимание на дату его создания. Сравните её с датой регистрации компании, о которой говорят представители.
- Обратите внимание, есть ли у сайта китайская версия; эксперты советуют насторожиться, если сайт представленный только на английском языке. Ищите отзывы о компании в интернете, касающиеся недобросовестности и мошенничества. Введите в поисковик название компании + scam (+ dishonest). Если у других импортёров был негативный опыт, они могли об этом упомянуть в сети.
- Проверьте, не участвует ли компания в судебных разбирательствах. Проверка аналогична той, что проводится для отечественных контрагентов. В России можно получить такую информацию на сайтах арбитражного суда и ФССП. Для китайских компаний используйте сайт Верховного суда Китая: wenshu.court.gov.cn. Поиск следует вести по китайскому названию организации.
- Узнайте, с какими организациями сотрудничает компания. Желательно, чтобы это были надежные и известные бренды с хорошей репутацией на рынке.
- Запросите фотографии продукции, которую компания поставляет своим партнерам. Эти снимки должны быть сделаны на производстве, а не получены с интернета. Можно поинтересоваться у представителей компаний об их опыте работы с поставщиком и довольны ли они сотрудничеством.
- Запрашивайте образцы. Попросите изготовить пробники специально для вас — с вашим цветом, заявленным материалом, логотипом и упаковкой. Узнайте, как можно будет получить эти образцы. Лучше отправить курьера на адрес, указанный поставщиком. Это позволит убедиться в соответствии адреса, указанного в документах, с реальным местонахождением компании.
- Получите юридическую или консалтинговую поддержку. Обратитесь в компанию, основанную в Китае русскоязычными или англоязычными специалистами.
- Всегда проводите поэтапную и многостороннюю проверку поставщиков, это поможет избежать ненужных рисков.
Роман Исаев