- Сообщений: 1909
- Спасибо получено: 1743
АВИАистории. А вот еще был случай...
- kombat
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
07 мая 2013 22:27 #31505
от kombat
kombat ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
Конец 50-х.Туркмения.Военный аэродром в Джебеле,что близ Небит-Дага.Лето.Раскалённый песок.Личный состав деж.звена поливает из шланга специально присланная водовозка.И вдруг объявляется гот.№1 и следом команда "Воздух".Пилот как был в трусах запрыгнул в МиГ17.Запуск,выруливание,взлёт.После барражирования в воздухе пилот получает команду произвести посадку в Красноводске.Из-за давности события подробности этой летной истории забыты.Но точно известно,что летчик категорически отказался лететь в Красноводск и произвел посадку на свой родной аэродром в Джебеле.
p.s.Записано со слов летчика 1класса 364 ИАП п\пол-ка в отставке Кущ Павла Ефимовича.
p.s.Записано со слов летчика 1класса 364 ИАП п\пол-ка в отставке Кущ Павла Ефимовича.
Спасибо сказали: lelik, FOMA, Длинный, Maks-69, Maikl
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Автор темы
- Не в сети
- Модератор
Взад
Больше
- Сообщений: 4097
- Спасибо получено: 4488
01 апр 2015 23:48 - 16 апр 2015 12:01 #43711
от lelik
lelik ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
СОЛДАТЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Таких людей еще можно встретить в любом бывшем авиагарнизоне СССР.
Тех солдат холодной войны, которые ковали воздушный щит Родины в эпоху развитого социализма. Эпохи, которая давно уже стала достоянием истории.
Эпоха ушла из реальной жизни, но люди - они еще здесь, эти люди, многие из них живы, и несмотря на возраст "глубоко за пятьдесят-шестьдесят" - местами даже здоровы, и потому не чураются иногда выпить сто грамм (или чуть больше) со товарищами по бывшей службе. А заодно и вспомнить какую-нибудь историю из своего славного авиационного прошлого.
Простая и банальная мысль: ребята, ведь это тоже не будет вечно? И наступит время, когда и такое уж недавнее прошлое - по сравнению с Великой Отечественной, например, или с бурным развитием реактивной техники в 50-е - так вот, когда и про эти славные времена 70-80-х прошлого века, рассказывать будет уже некому. И будут историки авиации собирать по крупицам - да впрочем, уже собирают - воспоминания очевидцев тех лет для своих исследований.
Вот и подкинем им пару коротких историй - от очевидцев
.
Не далее как вчера получилось экспромтом – вечерком, после работы, в гаражах – пообщаться с двумя бывшими военными летчиками первого класса. Оба служил в свое время на Северах и ДВ, а закончили службу в Кайдаках.
…Про «Орионы» вспомнили как-то само собой – как о машине, в свое время изрядно досаждавшей дежурным силам в приграничных районах.
Вспомнив «Орион», вспомнили и Васю Цимбала с его нашумевшей на весь Союз проделкой.
Ну, все знают – вылетев на Су-27 из ДСов в Килпах на сопровождение разведчика- - норвежского «Ориона» над морем возле наших границ, бесшабашный Вася прошелся несколько раз перед ним, выныривая из-под его брюха перед самым носом. Разумеется, предварительно включая форсаж. Но спутной струи от форсажа по супостату Васе показалось мало, и он решил добавить в меню для «друзей из НАТО» еще и слив топлива на лобовое стекло. Но самое веселье у них (у «друзей) началось после того, как Вася в процессе этих хулиганских маневров зацепил законцовкой киля лопасть винта одного из моторов. Кусок лопасти обломился и пробил обшивку фюзеляжа разведчика, а сам двигатель задымил. «Орион», тут же прекратив выполнение задания, отвалил на базу. А Вася Цымбал с чувством исполненного долга и помахав «друзьям» ручкой, вернулся на свой аэродром.
(Вот, нашел в сети даже картинку с реконструкцией этого случая)
На следующий день начались великие разборки, потому что ушлые норвеги записали Васины проделки на видео. Дело дошло до уровня МИДа и Министра Обороны, короче, у нас, как всегда - Васю сначала вжарили, а потом помиловали, но награждать не стали, а перевели служить на юга, в ЗО.
А новый Командующий округом даже пожал Васе руку и сказал: «Молодец! Такие бойцы нам нужны!» Вот.
Все это я не придумал, а рассказываю вам со слов одного из моих вчерашних собеседников, который слышал эту историю лично от Васи, во время совместного отдыха в санатории МО СССР.
Да, так вот про «Орион». Этому Васиному собеседнику, нашему кайдакскому пилоту, тоже довелось по нему отработать. Произошло это во время его службе на Чукотке. Был он уже летчиком первого класса, 10 лет отлетавшим на Як-28. Но тем не менее, запомнил он этот полет на всю жизнь. Дело в том, что погодные условия, при которых дали готовность, были никакие. Никакие даже для взлета. Мела метель, и видимость гораздо меньше 50 метров. (Хотя первоклассные летчики там все были натасканы здорово, и минимум для взлета был у них 50-70.) И когда им дали готовность, и он со штурманом-оператором запустились и порулили, то оба были уверены, что после рулежки по РД услышат от руководителя команду на заруливание на стоянку. Однако, не поверив своим ушам, услышали команду на взлет…
Тогда с этим не игрались – появился нарушитель, значит дежурные силы вылетают на перехват при любой погоде! А как и где сядет потом самолет, и сядет ли вообще – это уже второстепенно, главное, выполнение боевой задачи.
Хотя, как потом узнали пилоты, решение на вылет принималось тяжело, и были задействованы вышестоящие инстанции - никто не хотел брать ответственность, но и никто не хотел "отгрести" за невыполнение БЗ. Так что вылет был, еще не начавшись, на особом контроле верхов.
(Продолжу в следующий раз.)
Таких людей еще можно встретить в любом бывшем авиагарнизоне СССР.
Тех солдат холодной войны, которые ковали воздушный щит Родины в эпоху развитого социализма. Эпохи, которая давно уже стала достоянием истории.
Эпоха ушла из реальной жизни, но люди - они еще здесь, эти люди, многие из них живы, и несмотря на возраст "глубоко за пятьдесят-шестьдесят" - местами даже здоровы, и потому не чураются иногда выпить сто грамм (или чуть больше) со товарищами по бывшей службе. А заодно и вспомнить какую-нибудь историю из своего славного авиационного прошлого.
Простая и банальная мысль: ребята, ведь это тоже не будет вечно? И наступит время, когда и такое уж недавнее прошлое - по сравнению с Великой Отечественной, например, или с бурным развитием реактивной техники в 50-е - так вот, когда и про эти славные времена 70-80-х прошлого века, рассказывать будет уже некому. И будут историки авиации собирать по крупицам - да впрочем, уже собирают - воспоминания очевидцев тех лет для своих исследований.
Вот и подкинем им пару коротких историй - от очевидцев
.
Не далее как вчера получилось экспромтом – вечерком, после работы, в гаражах – пообщаться с двумя бывшими военными летчиками первого класса. Оба служил в свое время на Северах и ДВ, а закончили службу в Кайдаках.
…Про «Орионы» вспомнили как-то само собой – как о машине, в свое время изрядно досаждавшей дежурным силам в приграничных районах.
Вспомнив «Орион», вспомнили и Васю Цимбала с его нашумевшей на весь Союз проделкой.
Ну, все знают – вылетев на Су-27 из ДСов в Килпах на сопровождение разведчика- - норвежского «Ориона» над морем возле наших границ, бесшабашный Вася прошелся несколько раз перед ним, выныривая из-под его брюха перед самым носом. Разумеется, предварительно включая форсаж. Но спутной струи от форсажа по супостату Васе показалось мало, и он решил добавить в меню для «друзей из НАТО» еще и слив топлива на лобовое стекло. Но самое веселье у них (у «друзей) началось после того, как Вася в процессе этих хулиганских маневров зацепил законцовкой киля лопасть винта одного из моторов. Кусок лопасти обломился и пробил обшивку фюзеляжа разведчика, а сам двигатель задымил. «Орион», тут же прекратив выполнение задания, отвалил на базу. А Вася Цымбал с чувством исполненного долга и помахав «друзьям» ручкой, вернулся на свой аэродром.
(Вот, нашел в сети даже картинку с реконструкцией этого случая)
На следующий день начались великие разборки, потому что ушлые норвеги записали Васины проделки на видео. Дело дошло до уровня МИДа и Министра Обороны, короче, у нас, как всегда - Васю сначала вжарили, а потом помиловали, но награждать не стали, а перевели служить на юга, в ЗО.
А новый Командующий округом даже пожал Васе руку и сказал: «Молодец! Такие бойцы нам нужны!» Вот.
Все это я не придумал, а рассказываю вам со слов одного из моих вчерашних собеседников, который слышал эту историю лично от Васи, во время совместного отдыха в санатории МО СССР.
Да, так вот про «Орион». Этому Васиному собеседнику, нашему кайдакскому пилоту, тоже довелось по нему отработать. Произошло это во время его службе на Чукотке. Был он уже летчиком первого класса, 10 лет отлетавшим на Як-28. Но тем не менее, запомнил он этот полет на всю жизнь. Дело в том, что погодные условия, при которых дали готовность, были никакие. Никакие даже для взлета. Мела метель, и видимость гораздо меньше 50 метров. (Хотя первоклассные летчики там все были натасканы здорово, и минимум для взлета был у них 50-70.) И когда им дали готовность, и он со штурманом-оператором запустились и порулили, то оба были уверены, что после рулежки по РД услышат от руководителя команду на заруливание на стоянку. Однако, не поверив своим ушам, услышали команду на взлет…
Тогда с этим не игрались – появился нарушитель, значит дежурные силы вылетают на перехват при любой погоде! А как и где сядет потом самолет, и сядет ли вообще – это уже второстепенно, главное, выполнение боевой задачи.
Хотя, как потом узнали пилоты, решение на вылет принималось тяжело, и были задействованы вышестоящие инстанции - никто не хотел брать ответственность, но и никто не хотел "отгрести" за невыполнение БЗ. Так что вылет был, еще не начавшись, на особом контроле верхов.
(Продолжу в следующий раз.)
Спасибо сказали: Kites, А_Кузубов, КТС-20, О.Морозов, Maks-69, Maikl, Docent
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Maks-69
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 1115
- Спасибо получено: 1055
02 апр 2015 07:54 - 02 апр 2015 08:08 #43712
от Maks-69
Maks-69 ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
Памяти лётчика Васи Цымбала
(С) Подборка из воспоминаний (извините, снимка более высокого качества не нашёл):
Светлая память ...
(С) Подборка из воспоминаний (извините, снимка более высокого качества не нашёл):
ВНИМАНИЕ: Спойлер!
Сидел Вася в составе дежурных сил на боевом дежурстве. Задача была проста : в случае нарушения госграницы взлететь и используя всю мощь истребителя Су-27 уничто-жить супостата.
А супостат тут - как тут. В лице самолета разведчика "Орион". Кто не знает, обьясняю. Это самолет типа нашего Ил - 38. Внутри у него разведывательная аппаратура, а во-оружения так и вообще нет. Встретились они далеко - далеко от границы, там где и берега не видно, а видно только, что внизу море Баренца волнами шумит. И стал Вася перед су-постатом свой норов и мощь показывать: и так пролетит, и эдак, и вверх колесами, и ку-лаком ему погрозит... Короче, сблизился опасно Вася с супостатом да и столкнулся.
Кое - как оба самолета благополучно ушли на свои аэродромы и там сели. Васю долго таскали феэсбэшники, угрожали, и каждый раз портили ему настроение, а потом перевели его служить подальше от тех мест, где супостаты встречаются.
А еще через какое - то время по инициативе бывшего директора мебельного салона, а в то время министра обороны РФ полк решили расформировать. Аргументация мини-стра - мебельщика была вполне научно обоснована: нехер ему там стоять...
Лётчики полка зажурились... Кругом только и слышалось:
- Это как же так ? Отличный полк и вдруг расформировывать... В нём же сам Вася Цымбал летал...
А Вася до этого позора не дожил. Будучи в отпуске, он нелепо погиб...
Широкую известность получил инцидент, имевший место 13 сентября 1987 г. над Норвежским морем, когда летчик 941-го ИАП 10-й армии ПВО старший лейтенант Василий Цымбал на своем Су-27 таранил самолет-разведчик Р-3 «Орион» 333-й эскадрильи ВВС Норвегии. Судя по доступной информации, дело обстояло следующим образом. В одном из районов Баренцева моря советские подводные лодки проводили отработку боевых за-дач. Прибыл «норвежец» и начал ставить гидроакустические буи. Дабы помешать ему и выпроводить из упомянутого района, и был направлен находившийся в воздухе самолет Цымбала. Поначалу советский летчик начал «отжимать» Р-3, а затем вышел вперед, дабы «Орион» попал в спутную струю Су-27. Норвежская машина резко сбросила скорость, но советский истребитель все держался рядом. Затем Цымбал вышел вперед и облил «Ори-он» керосином, выполнив аварийный слив. Затем Р-3 попытался выполнить очередной маневр уклонения, а Цымбал — помешать ему. В результате произошло столкновение: «Орион» винтом четвертого двигателя зацепил киль «сухого». Лопасти оказались повре-жденными, а двигатель «противолодочника» также вышел из строя. Пришлось норвежцам срочно поворачивать на базу. Цымбал также без особых проблем вернулся на свой аэродром «Килп-Ярв». Было произведено затем совместное расследование инцидента. Поскольку в мире веяли «ветры перестройки и нового мышления», то все уладили полюбовно: обе стороны признали свои ошибки и принесли взаимные извинения...
Самолет Су-27 б/н 36 сразу после столкновения получил б/н 38, сейчас он имеет б/н 31, не летает лет пять и находится в Килпах ( скорее всего , инфе пара лет ), с 1 декабря 2009г. Килпы расформируют и этот самолет скорее всего под нож пустят, если еще не пустили.
Интересно, а зачем ему номер заменили? Кто-нибудь это знает?
Супостата запутать
Не иначе.
Чтобы в случае международного расследования сказать - нет у нас такого самолета, все вы врете.
Это вряд ли. Фотографии есть - никуда не денешься.
Ну и что, что фото есть, а самолета с бортовым номером 36 нет! "Тупые америкосы" ни в жисть бы не догадались
И Цымбала в течении суток быстро перевезли в Крымск - и самолета нет и пилота такого нет в Килпах.
Так оно и было, жаль правда Василий Цымбал позже трагически погиб.
А вот пара фото реального борта, снятые в начале 2000х Андреем Зинчуком
Наиболее серьезный случай произошел уже в годы перестройки над Норвежским морем. 13 сентября 1987 г. вдоль советских территориальных вод летел Р-ЗВ Orion из состава 333-й АЭ ВВС Норвегии. Его сопровождал на Су-27 ст. л-т Василий Цимбал из 941-го ИАП 10-ой Армии ПВО. "Норвежец" вылетел с авиабазы Аннейя и вел разведку переме-щений кораблей СФ. Во время взаимных маневра самолетов произошло столкновение в воздухе. С вышедшим из строя крайним правым двигателем и поврежденными на нем ло-пастями, "Орион" все-таки дошел к себе на базу. Су-27 также благополучно сел на аэро-дроме Килп-Явр.** При расследовании инцидента обеими сторонами была признана вина как норвежского экипажа, так и советского пилота, но все закончилось взаимными извинениями.
** По некоторым сведениям, В. Цымбала направили в район, где выполняли отработку боевой задачи наши подводные лодки и где появился норвежский противолодочный "Орион", начавший ставить гидроакустические буи. Советскому летчику было приказано воспрепятствовать этому. Вначале он пытался отжимать норвежца, затем вышел вперед - так, чтобы "Орион" попал в струю от Су-27. "Норвежец" пытался "стряхнуть" назойливого соседа, уменьшая скорость, но даже на его минимальной скорости "Су" уверенно держался рядом и даже мог маневрировать. Есть версия, что Цимбал, выйдя вперед окатил "Орион" топливом, включив аварийный слив. Однако "норвежец" упорно продолжал патрулирование. Во время очередного сближения Р-З сделал резкий маневр .
Почему столкнулись: Супостат запаниковал, потеряв нашего из виду, будучи не в курсе, что у сушки сваливание меньше, нежели у "ориона". Под себя пропустил, и испугавшись стал дёргаться - влево заложил, и пожалуйста ))
Как там наш ст.л-т Цымбал:
Законцовку киля покоцал немножко об винт, но ничего страшного - вернулся нормально, правда его потом в другой полк перевели. А вот норвежца осколками лопастей разгерме-тизировало - страху ребята натерпелися. Им ещё потом долго натовцев пугали - типа чуть что - так сразу "Ахтунг, ахтунг ! Ваську Цымбала - в воздух "
А.Гарнаев:
Гость: 07/11/2004 [09:14:04],
С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадри-лье (он сам был родом из Армавира).
В полку он отличался своей шебутной лихостью - тогда в Килп-Явре дежурное звено за-далбливали подъёмами, особенно по Орионам. Как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топ-лива - и устроил американиям обильный керосиновый душ...
Потом эта история с Орионом... НАТОвцы начали передавать Васе "привет", и его перевели в Крымск. Туда иногда меня заносило - в командировки, на промежуточные посадки - и мы несколько раз по старой дружбе встречались. В конце 90-х он там погиб.
В.Н.:
Многое из написанного об этом инциденте не совсем точно. Мне пришлось его расследо-вать, причём - под дикий крик из МИДа (Шеварднадзе тогда рулил).
Итак.
"Орион" не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхо-да лодки на дежурство. В.Кушнир увидел момент сбрасывания буёв, доложил по радио. Потом большую часть переговоров местное начальство стёрло. Но явственно слышно бы-ло слово, переспрошенное Кушниром по радио: "Помешать ?"
Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы ПОД "Орио-ном", на выходе включая слив топлива. В ноте НАТОвцев было сказано:"Включал фор-саж....". Это они не разобрались в причине появления белого шлейфа.
В момент, когда Су-27 скрывался под брюхом, "Орион" уменьшал скорость и пытался ма-неврировать. В очередном заходе Василий прошел "близковато" и влез килём в винт "Ориона", который в этот момент накренился. Экипаж поднял страшный крик по радио, т.к. обломки винта пробили фюзеляж. До дому они дотянули. Василий же после этого ещё пол-часа бдительно дежурил в этой зоне и благополучно вернулся.
На вопрос:"А где у твоего самолёта часть киля" он вначале отвечал:"Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;.
Я потом составил проект ответа на натовскую ноту. Смысл такой:" Вы, господа, вынудили нашего лётчика действовать решительно, т.к. ваш экипаж сам действовал некорректно, да ещё и с некрасивыми намерениями..."
Шеварднадзе, надо сказать к его чести, подписал.
А что касается перевода в другой полк - тоже отчасти моя работа.
Позвонили из авиации армии и говорят: Слушай, тут политработники собираются Васи-лия из партии исключать за допущенные нарушения! Что делать?"
Из партии лётчика - однозначный конец карьеры. Пришлось весьма срочно организовать Василию перевод и вывести его из зоны досягаемости местных ретивых замполитов.
А.Гарнаев:
С Васей Цымбалом были корешами, курсантами в одной армавирской эскадрилье на МиГ-23...
... После "тарана" его из Килпов перевели в Крымск, я туда прилетал и мы встречались. Там потом Вася трагически погиб ...
В.Н.:
>>А.Гарнаев:
До сих пор не знал о трагической гибели Василия Цымбала. Сожалею. Он тогда, при рас-следовании столкновения, показался нам настоящим бойцом, в прямом смысле - лётчи-ком-истребителем ПВО на своём месте! Именно потому, что он вызывал настоящие сим-патии, я и способствовал его переводу. Иначе политработники проявили бы свою актив-ную бдительность.
Они ещё раньше, как потом выяснилось, со своим напарником лётчиком Думаницким го-няли надоевшее всем разведсудно "Мориата", поливая его керосином. Это тоже незакон-но, но вертолёты с "Мориаты", стоявшей у самой границы, буквально издевались над де-журными силами, постоянно "подныривая" под нижнюю границу нашего радиолокационного поля.
Цымбал и Думаницкий задачу успешно решили. И молодцы.
foxbat:
В.Н.: "На вопрос: "А где у твоего самолёта часть киля" он вначале отвечал:"Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;."
Можно уточнить, кто ему этот вопрос и когда (в начале чего?) задавал? ) Здесь фантазий и домыслов и так хватает..
Цымбал о столкновении не сообщал до момента посадки. Даже выйдя из самолёта бросил технику "матчасть без замечаний!". Повреждён был не киль самолёта, а лишь радиопро-зрачная законцовка киля, т.н. "пилотка", которую заменили на новую практически сразу. Неожиданным было решение перекрасить бортномер самолёта, исправить 36 на 38. Таким нехитрым способом хотели "спрятать" самолёт.. Так и летал в дальнейшем этот самолёт под этим № до очередных ОШМ, когда бортномер был в очередной раз изменён. На па-мять о событии, под фонарём кабины имеется силуэт "Ориона" на фоне белой звёздочки, какая-никакая, а победа!
А самолёт всё ещё в строю!
В.Н.:
>Аноним:
>>В.Н.: "На вопрос:"А где у твоего самолёта часть киля" он вначале отвечал:"Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;."
Можно уточнить, кто ему этот вопрос и когда (в начале чего?) задавал? ) Здесь фантазий и домыслов и так хватает..>>
Домыслы - это по другому адресу, уважаемый. Я ведь старался не загружать ветку по-дробностями, а Вы со своими намёками вынуждаете....
Я был тогда начальником отдела боевой подготовки Управления авиации ПВО. Расследо-вание проводили вдвоём: Командующий авиацией ПВО генерал В.И.Андреев и я. Да, Цымбал ничего сразу не сказал. Мы узнали об инциденте из ноты протеста, которую в ГШ переслали из МИДа. Немедленно вылетели в Килп-Явр. Насчёт замены радиопрозрачной части киля "практически сразу" неправда Ваша. Мы сразу прошли вдоль стоянки, где и стоял спокойно самолёт с повреждённым килем. Выяснив, что летал Цымбал, в начале разбора задали ему сначала вопрос: "Где часть киля ?".
А кто и зачем перекрашивал номера, кто стирал с плёнки радиообмен и т.п. - во-первых, в общем понятно, а во-вторых, не по теме.
А.Гарнаев:
Джентльмены,- совсем ДОСТОВЕРНО то, что действительно творилось в ТОМ полёте и в голове у Васи Цымбала (тут никакие догадки не нужны) я узнал в совершенно непринужденной беседе в Крымске непосредственно от него самого (пусть теперь земля ему будет ... небом!):
... В ТОТ период их с БД за@бали:
то Орионы, то вертолёты с кораблей ... Обнаглели донельзя - наших пилотов подготовленных во всех условиях было немного, в ДЗ ходили через день, за одно дежурство - по семь-восемь подъёмов. Вот и начали они из простых "эгоистических" соображений - чтоб хоть немного поменьше было тревог! - не просто барражировать, а пользоваться "НЕуставными" методами воздействия на "вероятных друзей":
... сначала "пописали" аварийными сливами на палубу - до ТЕХ дошло эффективно, вер-тушки у морской границы стали шнырять намного меньше ...
... а до Орионов решили "достучаться" тупо и понятно: максимальным спутным вихрем. Для этого вставали под него, успокаивались, а затем с максимальной приёмистостью раз-жигали ПФы и, минимально выскочив вперёд, заламывали перегрузку ... делали это МНОГО раз, но до ТЕХ доходило плохо - вот постепенно и пришлось сокращать дистан-цию и "временной интервал" ...
Последующий результат общеизвестен - см. ВСЁ вышенаписанное!
Прапор :
Вася Цымбал Вечная ему память летчик от Бога!!! Уважали его и летуны и технота, осо-бенно технота, простой был мужик хоть и выпить любил крепко!
А погиб правда по какому то глупому стечению обстоятельств! Был у него друг закадыч-ный технарь Андрюха Меньшенин и поехали они как-то на Грушёвую балку в горах толи водки пить, то ли девок щупать - история умалчивает! Так у Васи была иномарка не новая и они возле реки тормознулись погулять, а машину стянуло в реку ну Андрюха побежал на трассу машину тормознуть а Васёк бегом за трос и пока машину не стянуло тросом хо-тел подцепить. Раз нырнул, два нырнул, его и затянуло под машину! А потом дальше там его и искали всем полком. Через несколько дней нашли. Под берег затянуло течением, со-всем недалеко от машины! Хоронил весь гарнизон, даже мужики плакали!! Сам там был, все видел жуткое зрелище!!!
А супостат тут - как тут. В лице самолета разведчика "Орион". Кто не знает, обьясняю. Это самолет типа нашего Ил - 38. Внутри у него разведывательная аппаратура, а во-оружения так и вообще нет. Встретились они далеко - далеко от границы, там где и берега не видно, а видно только, что внизу море Баренца волнами шумит. И стал Вася перед су-постатом свой норов и мощь показывать: и так пролетит, и эдак, и вверх колесами, и ку-лаком ему погрозит... Короче, сблизился опасно Вася с супостатом да и столкнулся.
Кое - как оба самолета благополучно ушли на свои аэродромы и там сели. Васю долго таскали феэсбэшники, угрожали, и каждый раз портили ему настроение, а потом перевели его служить подальше от тех мест, где супостаты встречаются.
А еще через какое - то время по инициативе бывшего директора мебельного салона, а в то время министра обороны РФ полк решили расформировать. Аргументация мини-стра - мебельщика была вполне научно обоснована: нехер ему там стоять...
Лётчики полка зажурились... Кругом только и слышалось:
- Это как же так ? Отличный полк и вдруг расформировывать... В нём же сам Вася Цымбал летал...
А Вася до этого позора не дожил. Будучи в отпуске, он нелепо погиб...
Широкую известность получил инцидент, имевший место 13 сентября 1987 г. над Норвежским морем, когда летчик 941-го ИАП 10-й армии ПВО старший лейтенант Василий Цымбал на своем Су-27 таранил самолет-разведчик Р-3 «Орион» 333-й эскадрильи ВВС Норвегии. Судя по доступной информации, дело обстояло следующим образом. В одном из районов Баренцева моря советские подводные лодки проводили отработку боевых за-дач. Прибыл «норвежец» и начал ставить гидроакустические буи. Дабы помешать ему и выпроводить из упомянутого района, и был направлен находившийся в воздухе самолет Цымбала. Поначалу советский летчик начал «отжимать» Р-3, а затем вышел вперед, дабы «Орион» попал в спутную струю Су-27. Норвежская машина резко сбросила скорость, но советский истребитель все держался рядом. Затем Цымбал вышел вперед и облил «Ори-он» керосином, выполнив аварийный слив. Затем Р-3 попытался выполнить очередной маневр уклонения, а Цымбал — помешать ему. В результате произошло столкновение: «Орион» винтом четвертого двигателя зацепил киль «сухого». Лопасти оказались повре-жденными, а двигатель «противолодочника» также вышел из строя. Пришлось норвежцам срочно поворачивать на базу. Цымбал также без особых проблем вернулся на свой аэродром «Килп-Ярв». Было произведено затем совместное расследование инцидента. Поскольку в мире веяли «ветры перестройки и нового мышления», то все уладили полюбовно: обе стороны признали свои ошибки и принесли взаимные извинения...
Самолет Су-27 б/н 36 сразу после столкновения получил б/н 38, сейчас он имеет б/н 31, не летает лет пять и находится в Килпах ( скорее всего , инфе пара лет ), с 1 декабря 2009г. Килпы расформируют и этот самолет скорее всего под нож пустят, если еще не пустили.
Интересно, а зачем ему номер заменили? Кто-нибудь это знает?
Супостата запутать
Не иначе.
Чтобы в случае международного расследования сказать - нет у нас такого самолета, все вы врете.
Это вряд ли. Фотографии есть - никуда не денешься.
Ну и что, что фото есть, а самолета с бортовым номером 36 нет! "Тупые америкосы" ни в жисть бы не догадались
И Цымбала в течении суток быстро перевезли в Крымск - и самолета нет и пилота такого нет в Килпах.
Так оно и было, жаль правда Василий Цымбал позже трагически погиб.
А вот пара фото реального борта, снятые в начале 2000х Андреем Зинчуком
Наиболее серьезный случай произошел уже в годы перестройки над Норвежским морем. 13 сентября 1987 г. вдоль советских территориальных вод летел Р-ЗВ Orion из состава 333-й АЭ ВВС Норвегии. Его сопровождал на Су-27 ст. л-т Василий Цимбал из 941-го ИАП 10-ой Армии ПВО. "Норвежец" вылетел с авиабазы Аннейя и вел разведку переме-щений кораблей СФ. Во время взаимных маневра самолетов произошло столкновение в воздухе. С вышедшим из строя крайним правым двигателем и поврежденными на нем ло-пастями, "Орион" все-таки дошел к себе на базу. Су-27 также благополучно сел на аэро-дроме Килп-Явр.** При расследовании инцидента обеими сторонами была признана вина как норвежского экипажа, так и советского пилота, но все закончилось взаимными извинениями.
** По некоторым сведениям, В. Цымбала направили в район, где выполняли отработку боевой задачи наши подводные лодки и где появился норвежский противолодочный "Орион", начавший ставить гидроакустические буи. Советскому летчику было приказано воспрепятствовать этому. Вначале он пытался отжимать норвежца, затем вышел вперед - так, чтобы "Орион" попал в струю от Су-27. "Норвежец" пытался "стряхнуть" назойливого соседа, уменьшая скорость, но даже на его минимальной скорости "Су" уверенно держался рядом и даже мог маневрировать. Есть версия, что Цимбал, выйдя вперед окатил "Орион" топливом, включив аварийный слив. Однако "норвежец" упорно продолжал патрулирование. Во время очередного сближения Р-З сделал резкий маневр .
Почему столкнулись: Супостат запаниковал, потеряв нашего из виду, будучи не в курсе, что у сушки сваливание меньше, нежели у "ориона". Под себя пропустил, и испугавшись стал дёргаться - влево заложил, и пожалуйста ))
Как там наш ст.л-т Цымбал:
Законцовку киля покоцал немножко об винт, но ничего страшного - вернулся нормально, правда его потом в другой полк перевели. А вот норвежца осколками лопастей разгерме-тизировало - страху ребята натерпелися. Им ещё потом долго натовцев пугали - типа чуть что - так сразу "Ахтунг, ахтунг ! Ваську Цымбала - в воздух "
А.Гарнаев:
Гость: 07/11/2004 [09:14:04],
С Васей Цымбалом мы были корешами, летали в Армавирском училище в одной эскадри-лье (он сам был родом из Армавира).
В полку он отличался своей шебутной лихостью - тогда в Килп-Явре дежурное звено за-далбливали подъёмами, особенно по Орионам. Как-то раз, взлетев по авианосной группе раз в пятый-седьмой за дежурство, он просто прошёл над их палубой, включив слив топ-лива - и устроил американиям обильный керосиновый душ...
Потом эта история с Орионом... НАТОвцы начали передавать Васе "привет", и его перевели в Крымск. Туда иногда меня заносило - в командировки, на промежуточные посадки - и мы несколько раз по старой дружбе встречались. В конце 90-х он там погиб.
В.Н.:
Многое из написанного об этом инциденте не совсем точно. Мне пришлось его расследо-вать, причём - под дикий крик из МИДа (Шеварднадзе тогда рулил).
Итак.
"Орион" не патрулировал. Он целенаправленно работал над фарватером выхода наших лодок на боевое дежурство. Ставил (сбрасывал) радиобуи для определения момента выхо-да лодки на дежурство. В.Кушнир увидел момент сбрасывания буёв, доложил по радио. Потом большую часть переговоров местное начальство стёрло. Но явственно слышно бы-ло слово, переспрошенное Кушниром по радио: "Помешать ?"
Василий, чтобы воспрепятствовать сбросу буёв, начал выполнять проходы ПОД "Орио-ном", на выходе включая слив топлива. В ноте НАТОвцев было сказано:"Включал фор-саж....". Это они не разобрались в причине появления белого шлейфа.
В момент, когда Су-27 скрывался под брюхом, "Орион" уменьшал скорость и пытался ма-неврировать. В очередном заходе Василий прошел "близковато" и влез килём в винт "Ориона", который в этот момент накренился. Экипаж поднял страшный крик по радио, т.к. обломки винта пробили фюзеляж. До дому они дотянули. Василий же после этого ещё пол-часа бдительно дежурил в этой зоне и благополучно вернулся.
На вопрос:"А где у твоего самолёта часть киля" он вначале отвечал:"Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;.
Я потом составил проект ответа на натовскую ноту. Смысл такой:" Вы, господа, вынудили нашего лётчика действовать решительно, т.к. ваш экипаж сам действовал некорректно, да ещё и с некрасивыми намерениями..."
Шеварднадзе, надо сказать к его чести, подписал.
А что касается перевода в другой полк - тоже отчасти моя работа.
Позвонили из авиации армии и говорят: Слушай, тут политработники собираются Васи-лия из партии исключать за допущенные нарушения! Что делать?"
Из партии лётчика - однозначный конец карьеры. Пришлось весьма срочно организовать Василию перевод и вывести его из зоны досягаемости местных ретивых замполитов.
А.Гарнаев:
С Васей Цымбалом были корешами, курсантами в одной армавирской эскадрилье на МиГ-23...
... После "тарана" его из Килпов перевели в Крымск, я туда прилетал и мы встречались. Там потом Вася трагически погиб ...
В.Н.:
>>А.Гарнаев:
До сих пор не знал о трагической гибели Василия Цымбала. Сожалею. Он тогда, при рас-следовании столкновения, показался нам настоящим бойцом, в прямом смысле - лётчи-ком-истребителем ПВО на своём месте! Именно потому, что он вызывал настоящие сим-патии, я и способствовал его переводу. Иначе политработники проявили бы свою актив-ную бдительность.
Они ещё раньше, как потом выяснилось, со своим напарником лётчиком Думаницким го-няли надоевшее всем разведсудно "Мориата", поливая его керосином. Это тоже незакон-но, но вертолёты с "Мориаты", стоявшей у самой границы, буквально издевались над де-журными силами, постоянно "подныривая" под нижнюю границу нашего радиолокационного поля.
Цымбал и Думаницкий задачу успешно решили. И молодцы.
foxbat:
В.Н.: "На вопрос: "А где у твоего самолёта часть киля" он вначале отвечал:"Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;."
Можно уточнить, кто ему этот вопрос и когда (в начале чего?) задавал? ) Здесь фантазий и домыслов и так хватает..
Цымбал о столкновении не сообщал до момента посадки. Даже выйдя из самолёта бросил технику "матчасть без замечаний!". Повреждён был не киль самолёта, а лишь радиопро-зрачная законцовка киля, т.н. "пилотка", которую заменили на новую практически сразу. Неожиданным было решение перекрасить бортномер самолёта, исправить 36 на 38. Таким нехитрым способом хотели "спрятать" самолёт.. Так и летал в дальнейшем этот самолёт под этим № до очередных ОШМ, когда бортномер был в очередной раз изменён. На па-мять о событии, под фонарём кабины имеется силуэт "Ориона" на фоне белой звёздочки, какая-никакая, а победа!
А самолёт всё ещё в строю!
В.Н.:
>Аноним:
>>В.Н.: "На вопрос:"А где у твоего самолёта часть киля" он вначале отвечал:"Это бывает, тряска и т.п., вот и отвалился;."
Можно уточнить, кто ему этот вопрос и когда (в начале чего?) задавал? ) Здесь фантазий и домыслов и так хватает..>>
Домыслы - это по другому адресу, уважаемый. Я ведь старался не загружать ветку по-дробностями, а Вы со своими намёками вынуждаете....
Я был тогда начальником отдела боевой подготовки Управления авиации ПВО. Расследо-вание проводили вдвоём: Командующий авиацией ПВО генерал В.И.Андреев и я. Да, Цымбал ничего сразу не сказал. Мы узнали об инциденте из ноты протеста, которую в ГШ переслали из МИДа. Немедленно вылетели в Килп-Явр. Насчёт замены радиопрозрачной части киля "практически сразу" неправда Ваша. Мы сразу прошли вдоль стоянки, где и стоял спокойно самолёт с повреждённым килем. Выяснив, что летал Цымбал, в начале разбора задали ему сначала вопрос: "Где часть киля ?".
А кто и зачем перекрашивал номера, кто стирал с плёнки радиообмен и т.п. - во-первых, в общем понятно, а во-вторых, не по теме.
А.Гарнаев:
Джентльмены,- совсем ДОСТОВЕРНО то, что действительно творилось в ТОМ полёте и в голове у Васи Цымбала (тут никакие догадки не нужны) я узнал в совершенно непринужденной беседе в Крымске непосредственно от него самого (пусть теперь земля ему будет ... небом!):
... В ТОТ период их с БД за@бали:
то Орионы, то вертолёты с кораблей ... Обнаглели донельзя - наших пилотов подготовленных во всех условиях было немного, в ДЗ ходили через день, за одно дежурство - по семь-восемь подъёмов. Вот и начали они из простых "эгоистических" соображений - чтоб хоть немного поменьше было тревог! - не просто барражировать, а пользоваться "НЕуставными" методами воздействия на "вероятных друзей":
... сначала "пописали" аварийными сливами на палубу - до ТЕХ дошло эффективно, вер-тушки у морской границы стали шнырять намного меньше ...
... а до Орионов решили "достучаться" тупо и понятно: максимальным спутным вихрем. Для этого вставали под него, успокаивались, а затем с максимальной приёмистостью раз-жигали ПФы и, минимально выскочив вперёд, заламывали перегрузку ... делали это МНОГО раз, но до ТЕХ доходило плохо - вот постепенно и пришлось сокращать дистан-цию и "временной интервал" ...
Последующий результат общеизвестен - см. ВСЁ вышенаписанное!
Прапор :
Вася Цымбал Вечная ему память летчик от Бога!!! Уважали его и летуны и технота, осо-бенно технота, простой был мужик хоть и выпить любил крепко!
А погиб правда по какому то глупому стечению обстоятельств! Был у него друг закадыч-ный технарь Андрюха Меньшенин и поехали они как-то на Грушёвую балку в горах толи водки пить, то ли девок щупать - история умалчивает! Так у Васи была иномарка не новая и они возле реки тормознулись погулять, а машину стянуло в реку ну Андрюха побежал на трассу машину тормознуть а Васёк бегом за трос и пока машину не стянуло тросом хо-тел подцепить. Раз нырнул, два нырнул, его и затянуло под машину! А потом дальше там его и искали всем полком. Через несколько дней нашли. Под берег затянуло течением, со-всем недалеко от машины! Хоронил весь гарнизон, даже мужики плакали!! Сам там был, все видел жуткое зрелище!!!
Светлая память ...
Спасибо сказали: Kites, А_Кузубов, FOMA, Олег Плясунов, Длинный, Docent
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- МИМ
- Не в сети
- ДВВАИУ`шник!
Взад
Больше
- Сообщений: 674
- Спасибо получено: 834
02 апр 2015 14:59 - 02 апр 2015 15:10 #43723
от МИМ
Вверху фото фамилия Карват.
Я так понимаю, первый Герой Белоруссии!!!
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80...B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
МИМ ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
Maks-69 пишет: Памяти лётчика Васи Цымбала
(С) Подборка из воспоминаний (извините, снимка более высокого качества не нашёл):
Светлая память ...
Вверху фото фамилия Карват.
Я так понимаю, первый Герой Белоруссии!!!
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80...B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Спасибо сказали: kombat, А_Кузубов, Длинный, Maks-69
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Автор темы
- Не в сети
- Модератор
Взад
Больше
- Сообщений: 4097
- Спасибо получено: 4488
04 апр 2015 14:20 - 13 март 2021 18:30 #43807
от lelik
Продолжаю.
Как потом узнали пилоты, решение на вылет принималось тяжело, и были задействованы вышестоящие инстанции. Так что вылет был, еще не начавшись, на особом контроле верхов. «Орион» в тот раз границу таки нарушил, очевидно, рассчитывая на непогоду на всех близлежащих советских аэродромах. А раз нарушил - решили поднимать, и что летчик первого класса справится.
(Я не называю фамилию по просьбе самого летчика не светить его в интернете. Но для сослуживцев по полку могу сделать исключение в личке и удовлетворить любопытство.)
В общем, взлетели они - в снежной каше.
Взлетали на форсажах, хотя на Яке полагалось на максималах (на форсажах разрешалось только при ведении боевых действий).
Пока их наводили, пока набрали высоту, вышли на рубеж перехвата - нарушитель быстренько вернулся за «ленточку». И подумал, что для него
Но его все-таки догнали и немножко даже пуганули - за прыткость.
Получилось спонтанно, но в итоге удачно. Завели-то их с превышением в тысячу-полторы метров по высоте. (А, может, пилоты "Ориона" тоже были не новички и не спали в шапку, а маневрировали по высоте).
В общем, когда наш Як увидел разведчика прямо под собой, то испугался, что перелетит (разница-то в скоростях турбовинтового "Ориона" и реактивного истребителя приличная) и потеряет из виду... И что потом делать и как оправдываться?
Короче, глаза видят, а руки уже делают - резкий маневр с перетягиванием ручки - и в результате самолет просто валится через крыло прямо на «Ориона».
Тот, бедолага, скорее всего подумал, что сумасшедший русский тупо идет на таран, потому что шарахнулся в сторону и тут же развернулся восвояси.
Скатертью дорога, родной!
Боевая задача выполнена. Но предстояло еще возвращение на свой заложенный пургою аэродром.
Какая там погода - они знали, и руководитель улучшением их порадовать не мог.
Запасных тоже не было. Обычная ситуация для Северов...
Следовательно, надо было возвращаться домой и садиться - при той видимости, а вернее, ее отсутствии, какая была - и надеяться на чудо.
Были и другие факторы, на которые можно было надеяться.
Опыт полетов и посадок в сложных условиях и при минимуме – десять лет службы на Северах и Востоке даром не проходят. Это раз.
(Начинал наш летчик лейтенантом после училища летать в Комсомольске (Ханты-Мансийский округ), потом продолжил в Анадыре (Чукотка). Приходилось за эти годы летать и в Смирных (Сахалин), и в Амурской области, и с других дальневосточных аэродромов. Где погодка по своей бархатности как бы далека от средиземноморских субтропиков по определению.)
А еще сзади сидел старый опытный штурман-оператор, съевший зубы в своем штурманском катапультируемом кресле. Это два.
И зубр-штурман тоже помог. Когда, уже при подходе к ближнему приводу пилот все-таки задергался и заелозил ручкой, пытаясь увидеть хоть какой-то ориентир на земле - старый опытный штурман сурово и непреклонно отозвался из задней кабины по СПУ : «Не трогай ручку! Так и иди - строго по РСБНу!»
И РСБН тоже не подвел, потому что отстроен был как надо.
Короче, полосу они увидели уже под собой. Промелькнувшие за секунды до этого прожектора по бокам полосы уже подсказали им, что полоса где-то рядом.
И руководитель полетов их тоже уже увидел - когда они пролетали мимо КДП. И тоже успокоил: «Не бойся перелета, садись – полоса длинная!»
Да, полоса там была 4.5 километра - что тоже помогло этой истории закончиться благополучно.
Так вот и сели.
По команде руководителя выключили двигатели на полосе - от греха подальше, куда рулить при такой видимости?
В это время с КП уже ехал командир полка. Вышел к самолету из УАЗика, экипаж уже был на земле, и поздравил с удачным боевым вылетом.
И объявил экипажу благодарность. Прямо возле самолёта, под завывание пурги. И пожал своим лётчикам руки.
Вот и вся история, и вся награда за ратный летный труд. Но запоминается такое на всю жизнь.
А потом у нашего летчика был знаменитый перелет в составе полка через весь Союз - из "Угольков" в Гудауту. Та еще эпопея.
А потом , уже в Гудауте, первый самостоятельный вылет на Су-27, но – без тренажера и без провозных на спарке!
Только теоретическое изучение новой матчасти на месте. Уж не знаю, что там была за спешка в освоении новой техники полком, но поступил вот такой приказ: не дожидаясь спарок и тренажера, летчикам первого класса вылететь без провозных самостоятельно! И они вылетели, все благополучно.
А представляете эту пропасть между Як-28 (из каменного века) и современнейшей на тот момент машиной?
Говорят, единственный случай при освоении Су-27 в Союзе, где такое имело место.
А потом он еще полетал на Су-27 в Килп-Явре, и в конце концов, оказался в Кайдаках...
А другой присутствующий военный летчик первого класса в запасе, рассказал, что во время службы на Дальнем Востоке ему приходилось несколько раз вылетать на МиГ-25 на перехват легендарного SR- 71.
Оба-на! Cпоры про то, смог бы МиГ-25 перехватить и сбить «Черного дрозда», ведутся в интернете давно. Естественно, я не преминул спросить :
«Саша, а вот скажи, что ты, как человек, реально вылетавший по этой черной птичке, скажешь по поводу ее перехвата? Смог бы сбить? Хотя бы теоретически?»
«Из задней полусферы без вариантов – шансов нет.
На встречно-пересекающихся, при точном наведении и удачно выбранном ракурсе сближения – можно пытаться. Если повезет. Теоретически.»
Вот такие люди живут в нашем бывшем авиагарнизоне.
Одном из многих на просторах бывшей великой страны.
lelik ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
lelik пишет:
Продолжу в следующий раз.
Продолжаю.
Как потом узнали пилоты, решение на вылет принималось тяжело, и были задействованы вышестоящие инстанции. Так что вылет был, еще не начавшись, на особом контроле верхов. «Орион» в тот раз границу таки нарушил, очевидно, рассчитывая на непогоду на всех близлежащих советских аэродромах. А раз нарушил - решили поднимать, и что летчик первого класса справится.
(Я не называю фамилию по просьбе самого летчика не светить его в интернете. Но для сослуживцев по полку могу сделать исключение в личке и удовлетворить любопытство.)
В общем, взлетели они - в снежной каше.
Взлетали на форсажах, хотя на Яке полагалось на максималах (на форсажах разрешалось только при ведении боевых действий).
Пока их наводили, пока набрали высоту, вышли на рубеж перехвата - нарушитель быстренько вернулся за «ленточку». И подумал, что для него
Но его все-таки догнали и немножко даже пуганули - за прыткость.
Получилось спонтанно, но в итоге удачно. Завели-то их с превышением в тысячу-полторы метров по высоте. (А, может, пилоты "Ориона" тоже были не новички и не спали в шапку, а маневрировали по высоте).
В общем, когда наш Як увидел разведчика прямо под собой, то испугался, что перелетит (разница-то в скоростях турбовинтового "Ориона" и реактивного истребителя приличная) и потеряет из виду... И что потом делать и как оправдываться?
Короче, глаза видят, а руки уже делают - резкий маневр с перетягиванием ручки - и в результате самолет просто валится через крыло прямо на «Ориона».
Тот, бедолага, скорее всего подумал, что сумасшедший русский тупо идет на таран, потому что шарахнулся в сторону и тут же развернулся восвояси.
Скатертью дорога, родной!
Боевая задача выполнена. Но предстояло еще возвращение на свой заложенный пургою аэродром.
Какая там погода - они знали, и руководитель улучшением их порадовать не мог.
Запасных тоже не было. Обычная ситуация для Северов...
Следовательно, надо было возвращаться домой и садиться - при той видимости, а вернее, ее отсутствии, какая была - и надеяться на чудо.
Были и другие факторы, на которые можно было надеяться.
Опыт полетов и посадок в сложных условиях и при минимуме – десять лет службы на Северах и Востоке даром не проходят. Это раз.
(Начинал наш летчик лейтенантом после училища летать в Комсомольске (Ханты-Мансийский округ), потом продолжил в Анадыре (Чукотка). Приходилось за эти годы летать и в Смирных (Сахалин), и в Амурской области, и с других дальневосточных аэродромов. Где погодка по своей бархатности как бы далека от средиземноморских субтропиков по определению.)
А еще сзади сидел старый опытный штурман-оператор, съевший зубы в своем штурманском катапультируемом кресле. Это два.
И зубр-штурман тоже помог. Когда, уже при подходе к ближнему приводу пилот все-таки задергался и заелозил ручкой, пытаясь увидеть хоть какой-то ориентир на земле - старый опытный штурман сурово и непреклонно отозвался из задней кабины по СПУ : «Не трогай ручку! Так и иди - строго по РСБНу!»
И РСБН тоже не подвел, потому что отстроен был как надо.
Короче, полосу они увидели уже под собой. Промелькнувшие за секунды до этого прожектора по бокам полосы уже подсказали им, что полоса где-то рядом.
И руководитель полетов их тоже уже увидел - когда они пролетали мимо КДП. И тоже успокоил: «Не бойся перелета, садись – полоса длинная!»
Да, полоса там была 4.5 километра - что тоже помогло этой истории закончиться благополучно.
Так вот и сели.
По команде руководителя выключили двигатели на полосе - от греха подальше, куда рулить при такой видимости?
В это время с КП уже ехал командир полка. Вышел к самолету из УАЗика, экипаж уже был на земле, и поздравил с удачным боевым вылетом.
И объявил экипажу благодарность. Прямо возле самолёта, под завывание пурги. И пожал своим лётчикам руки.
Вот и вся история, и вся награда за ратный летный труд. Но запоминается такое на всю жизнь.
А потом у нашего летчика был знаменитый перелет в составе полка через весь Союз - из "Угольков" в Гудауту. Та еще эпопея.
А потом , уже в Гудауте, первый самостоятельный вылет на Су-27, но – без тренажера и без провозных на спарке!
Только теоретическое изучение новой матчасти на месте. Уж не знаю, что там была за спешка в освоении новой техники полком, но поступил вот такой приказ: не дожидаясь спарок и тренажера, летчикам первого класса вылететь без провозных самостоятельно! И они вылетели, все благополучно.
А представляете эту пропасть между Як-28 (из каменного века) и современнейшей на тот момент машиной?
Говорят, единственный случай при освоении Су-27 в Союзе, где такое имело место.
А потом он еще полетал на Су-27 в Килп-Явре, и в конце концов, оказался в Кайдаках...
А другой присутствующий военный летчик первого класса в запасе, рассказал, что во время службы на Дальнем Востоке ему приходилось несколько раз вылетать на МиГ-25 на перехват легендарного SR- 71.
Оба-на! Cпоры про то, смог бы МиГ-25 перехватить и сбить «Черного дрозда», ведутся в интернете давно. Естественно, я не преминул спросить :
«Саша, а вот скажи, что ты, как человек, реально вылетавший по этой черной птичке, скажешь по поводу ее перехвата? Смог бы сбить? Хотя бы теоретически?»
«Из задней полусферы без вариантов – шансов нет.
На встречно-пересекающихся, при точном наведении и удачно выбранном ракурсе сближения – можно пытаться. Если повезет. Теоретически.»
Вот такие люди живут в нашем бывшем авиагарнизоне.
Одном из многих на просторах бывшей великой страны.
Спасибо сказали: Kites, С.Нежигай, А_Кузубов, FOMA, КТС-20, Олег Плясунов, belev36, Balakin55Viktor, О.Морозов, Длинный и ещё 3 человек сказали спасибо.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Maks-69
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 1115
- Спасибо получено: 1055
05 апр 2015 10:05 - 05 апр 2015 10:11 #43825
от Maks-69
Maks-69 ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
Посадка вслепую в пургу – абсолютно реальна. Именно так садились пилоты на Новой Земле, когда Рогачёво закрывала внезапная метель, частое в тех краях явление, а запасных просто не было. Только 2 прожектора ставили ещё в торце ВПП против посадочного курса, и они светили навстречу садящемуся борту. Лётчик садился в световое пятно на полосе и выдерживал курс на светящие ему в лицо сквозь пургу прожектора. И это на МиГ-17, где, понятное дело, никакого РСБНа не было. Бывало, что и пассажирские Ан-24 сажали таким же способом, ибо карасину на обратный путь до Архангельска или Нарьян-Мара у них уже не было, а Ам-дыра тоже внезапно закрывалась, например, туманом. Очко, конечно, жим-жим, но пилоты были классные, и такие посадки выполняли.
О перехвате SR-71 в ППС. Лично присутствовал на обмывании Ордена Красной Звезды лётчику, который это несколько раз выполнял. По той же причине, что и Алексей, называть его фамилию не буду. Живёт он сейчас в Бельбеке, надеюсь, что летом мне удастся там побывать в гостях у кума, и тогда, с разрешения героя, при желании назову его ФИО.
Дело было в 21 корпусе ПВО. Сафоновский 174 гвиап как раз переучивался на МиГ-31 и работать по «Дрофе» (так его кликали по оповещению ДС) не мог. Килповский 941 иап на МиГ-23 – вообще ни о чём. А супостат летает …
Тогда командир корпуса поднимает с Африканды Су-15тм и наводит его в ППС на SR. Пилот всё время в радиообмене, докладывает: ля-ля-ля, тра-ля-ля, цель вижу, атакую, включаю высокое, ПР прошли, разрешите пуск … «Дрофа» тут же под 90 градусов (ну, понятно, с учётом скорости в1000 м/сек) отваливает на Норвегию … После не то третьего, не то пятого такого «фокуса» лётчик получил на грудь «Звезду». Имел честь в ресторане города Мончегорска отхлебнуть глоточек из обмывочного бокала …
Так что полностью солидарен с Алексеем в отношении настоящих мужиков, которые живут в бывших гарнизонах. Привет !
P.S. В своё время имел некоторое касательство к эпопее выкидывания под ж... 57-го гвиап из Бесовца в Алыкель. А вот о замене двух полков из Угольных Копей в Гудауту (и соответственно, другого в обратном направлении) только слышал. Может есть участники, поделитесь. Полагаю, весьма интересная ситуация могла быть ...
О перехвате SR-71 в ППС. Лично присутствовал на обмывании Ордена Красной Звезды лётчику, который это несколько раз выполнял. По той же причине, что и Алексей, называть его фамилию не буду. Живёт он сейчас в Бельбеке, надеюсь, что летом мне удастся там побывать в гостях у кума, и тогда, с разрешения героя, при желании назову его ФИО.
Дело было в 21 корпусе ПВО. Сафоновский 174 гвиап как раз переучивался на МиГ-31 и работать по «Дрофе» (так его кликали по оповещению ДС) не мог. Килповский 941 иап на МиГ-23 – вообще ни о чём. А супостат летает …
Тогда командир корпуса поднимает с Африканды Су-15тм и наводит его в ППС на SR. Пилот всё время в радиообмене, докладывает: ля-ля-ля, тра-ля-ля, цель вижу, атакую, включаю высокое, ПР прошли, разрешите пуск … «Дрофа» тут же под 90 градусов (ну, понятно, с учётом скорости в1000 м/сек) отваливает на Норвегию … После не то третьего, не то пятого такого «фокуса» лётчик получил на грудь «Звезду». Имел честь в ресторане города Мончегорска отхлебнуть глоточек из обмывочного бокала …
Так что полностью солидарен с Алексеем в отношении настоящих мужиков, которые живут в бывших гарнизонах. Привет !
P.S. В своё время имел некоторое касательство к эпопее выкидывания под ж... 57-го гвиап из Бесовца в Алыкель. А вот о замене двух полков из Угольных Копей в Гудауту (и соответственно, другого в обратном направлении) только слышал. Может есть участники, поделитесь. Полагаю, весьма интересная ситуация могла быть ...
Спасибо сказали: head, Kites, lelik, FOMA, Олег Плясунов, Balakin55Viktor, О.Морозов, Длинный, Maikl, Docent
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Модераторы: roger, lelik, dunay