...
Главная Статьи Новое в международных перевозках: знакомимся с Инкотермс 2020

Новое в международных перевозках: знакомимся с Инкотермс 2020

от admin

С 1 января 2020 действуют новые правила международной торговли, регулирующие права и обязанности сторон при доставке товара от продавца к покупателю, Инкотермс 2020 (International commercial terms). По сравнению с Инкотермс 2010, новые правила более удобны для бизнеса. Они стали проще и лучше адаптированы к современным требованиям и тенденциям рынка.

С 1 января 2020 действуют новые правила международной торговли, регулирующие права и обязанности сторон при доставке товара от продавца к покупателю, Инкотермс 2020 (International commercial terms). По сравнению с Инкотермс 2010, новые правила более удобны для бизнеса. Они стали проще и лучше адаптированы к современным требованиям и тенденциям рынка.

Инкотермс 2020 во многом аналогичен предыдущей версии. Он включает одиннадцать трехбуквенных сокращений. Все они делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта (Таблица 1).

Таблица1.

Правила Инкотермс 2020

I Правила Инкотермс 2020 для любого вида (видов) транспорта

II Правила Инкотермс 2020 для морского и внутреннего водного транспорта

EXW — «Ex Works / Франко завод»
FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»
СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до»
CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»
DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
DAP — «Delivered at Place / Поставка в месте назначения»
DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин»

FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
FOB — «Free on Board / Свободно на борту»
CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

Чем Инкотермс 2020 отличаются от Инкотермс 2010

1. Переименование DAT в DPU.

Терминату DAT — Delivered at Terminal — «доставка на терминале» заменила термината DPU Инкотермс – 2020 (Delivered Named Place Unloaded) — «Поставка на место выгрузки».

DPU стало единственным правилом, поручающим продавцу разгрузку товара в месте доставки. Передачу товара теперь можно не привязывать к конкретному терминалу. Покупатель и продавец могут согласовать любое место, удобное для обеих сторон. По мнению экспертов, такое нововведение добавляет гибкости отношениям между покупателем и продавцом.

2. Безопасность.

Одной из приоритетных норм новых правил стала безопасность транспорта. Она подкреплена статьями A4 / B4 и A7 / B7.

Согласно статье A4 / B4 («Перевозка») продавцу до пункта доставки товара необходимо соблюдать любые требования безопасности (где это применимо), связанные с транспортом и (или) информировать покупателя касаемо требований безопасности, связанных с транспортом, необходимой для организации перевозки.

Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») теперь также прямо требует от продавца соблюдения любых, связанных с безопасностью формальностей, при оформлении экспорта. Продавцу также следует помогать покупателю в получении любых документов или информации, требуемых для соблюдения таможенных формальностей.

3. Таможенное оформление.

Ответственность продавца и покупателя за выполнение требований к таможенному оформлению на границе в Инкотермс-2020 детализировали. Конкретизируется, кто (продавец или покупатель) несёт ответственность за выполнение таможенных формальностей и оформление товара на границе.

В правила добавили выпуск товаров, находящихся в пути. В данном случае ответственность будет возлагаться на сторону, принимающую риск перевозки до места назначения. К примеру, если риск перевозки переносится в стране продавца, то ответственность за таможенное оформление ляжет на покупателя, и наоборот.

4. Условия поставки FCA.

Правило FCA (Free Carrier/франко-перевозчик) – наиболее распространённое. Оно охватывает до 40% коммерческих операций. В Инкотермс-2020 предусматриваются два возможных места отгрузки товара продавцом.

  • Первый вариант — территория продавца (склад, предприятие, магазин). Отгрузка считается выполненной, когда товар продавца физически загружен на транспортное средство, указанное покупателем.
  • Второй вариант — территория, не принадлежащая продавцу (вокзал, аэропорт, морской порт, терминал). В данном случае отгрузка может считаться завершенной, когда товар погружен на оплаченное продавцом транспортное средство перевозчика. При этом обязанности по выгрузке продавец товара не несет.

Покупатель и продавец в рамках условия поставки FCA в договоре купли-продажи могут прописать, что покупатель обязует своего перевозчика выдать коносамент с бортовой записью продавцу.

Во избежание спорных ситуаций и проблем с получением продавцом коносамента с бортовой записью, при заключении внешнеторгового контракта контрагенты теперь могут оговорить, что, например, покупатель обязуется дать указание своему перевозчику выдать продавцу коносамент с пометкой «на борту».

5. Перевозка личным транспортом.

В правила Инкотермс 2020 допускается не прибегать к услугам логистических или транспортных компаний. Доставку товар покупатель или продавец могут производить самостоятельно, восполнив пробел Инкотермс 2010 и значительно упростив регулирование поставок товара.

6. Страхование товара.

Новые правила Инкотермс 2020, как и прежние, обязуют продавца страховать экспортируемый товар в пользу покупателя согласно условиям поставки CIF Инкотермс-2020 (Cost Insurance and Freight/Стоимость, страхование и фрахт) и условиям поставки CIP Инкотермс-2020 (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до).

Как и в правилах Инкотермс 2010, для условий поставок CIF Инкотермс 2020, необходимо минимальное страховое покрытие. По обоюдному согласию стороны могут согласовать в контракте и более высокие уровни покрытия.

Сумма страховки для условий поставки CIP Инкотермс 2020 должна составлять не менее 110% от общей стоимости товара, приобретенного покупателем. Однако стороны также могут договориться и о меньшей сумме. Главное, чтобы она устраивала обе стороны.

Поправка особенно актуально, кода речь идёт о недорогом товаре (сырье, минералы и т.п), высокий уровень страхового покрытия которого привёл бы к существенному росту розничной цены.

Важно! Инкотермс 2020 является актуальным на данный момент сводом правил международной торговли. Однако участники ВЭД имеют право пользоваться базисами поставки и из более ранних версий: Инкотермс 2010 и Инкотермс 2000.

Для этого, при заключении внешнего контракта, контрагентам нужно указать версию международных правил. Вот примерный шаблон: «[Выбранный базис] [порт/город или иное место передачи товара] Инкотермс [год редакции]».

Похожие публикации