Содержание
Если на складе хранится более ста различных товаров и его площадь превышает 200-300 квадратных метров, вы можете оптимизировать складские процессы, применив адресную систему хранения.
Это метод размещения товаров, при котором каждому виду или категории продукции назначается конкретное место. Необходимо разбить склад на зоны для более эффективного использования пространства.
Преимущества Адресного хранения
— Ускоряется поиск товаров, а также процессы приёмки, отгрузки и инвентаризации.
— Упрощается учёт складских операций.
— Снижаются риски ошибок.
— Процессы легче автоматизировать.
— Снижаются потери, например, за счёт сортировки и отгрузки товаров по сроку годности.
Для кого подходит адресное хранение
— Оптовых компаний, занимающихся продажей продуктов питания и другой скоропортящейся продукции.
— Производственных компаний, хранящих как готовую продукцию, так и комплектующие.
— Интернет-магазинов.
— Служб доставки.
Компании из различных сфер могут также оптимизировать хранение с помощью адресного хранения.
Как внедрить адресное хранение на складе
Для внедрения адресного хранения следуйте следущему алгоритму.
Шаг 1. Определяем подходящий вид хранения
Адресное хранение бывает статистическим или динамическим. Ориентируйтесь на размеры склада, тип продукции и объёмы хранения.
Вид адресного хранения | Особенности |
Статическое хранение | Подойдёт для компаний с небольшим ассортиментом товаров. За каждой категорией или видом товара закрепляется конкретный стеллаж, полка, шкаф или холодильник. Корректировать систему можно вручную. |
Динамическое хранение | Подходит для больших складов с ассортиментом свыше 100 единиц, при складировании мелкогабаритных товаров и ценной продукции. При приёмке товаров каждому из них присваивается адрес — секция, место на стеллаже или на полке. Такая работа может выполняться вручную работником склада, или автоматически системой учёта товаров. После отгрузки товара на его место кладут другой. Складские мощности используются рационально. Можно учесть сезонность. Например, в холодное время года выделить больше полок для хранения зимней обуви. Организация динамической системы потребует от компании финансовых вложений и обучения персонала. |
Шаг 2. Продумываем зонирование, структуру и маркировку товара
Склад следует разделить на три основные зоны:
— Приёмка
— Хранение
— Отгрузка
Дальнейшее деление будет зависеть от типа товаров. Каждую зону можно дополнительно разделить на секции. Например, можно выделить специальные хранилища для товаров, требующих особых условий, или секцию с паллетным хранением, если нужна зона для проезда погрузчиков и штабелёров.
Если товар будет храниться на стеллажах, структурной единицей станет полка; для паллет — паллета; а для товара, размещаемого на полу, границей между ними будут проходы.
Каждая ячейка хранения должна иметь уникальный адрес, представляющий собой буквенно-числовую последовательность, наносящуюся на наклейку. Код должен включать месторасположение товара: номер корпуса, этаж, стеллаж, ярус, паллету. Для товаров на полу можно использовать обозначение ряда и место в ряду.
Наклейки должны быть крупных размеров, а символы хорошо читаемыми. Чтобы избежать путаницы, не используйте буквы, которые напоминают цифры: например, «З» схоже с «3», а «О» с «0».
Для облегчения поиска можно раскрасить части кода в разные цвета. Также на этикетке должен быть штрихкод для терминала сбора данных. Для удобства сканирования продублируйте наклейки в нижней части.
Важно чётко обозначить границы каждой секции, паллеты или ячейки. Если склад небольшой, можно объединить зоны приёмки и отгрузки, разграничив их по времени или подготовив схему одновременной погрузки и отгрузки.
Помимо зон хранения и погрузки, учтите необходимость выделения рабочего места для сотрудников — рекомендуется от 3,25 до 5 квадратных метров на человека, а также зону для комплектовки заказов в зависимости от загрузки и количества работников.
Шаг 3. Закупка оборудования
Для сканирования штрихкодов и обработки информации необходимы терминалы сбора данных. Их количество должно соответствовать числу кладовщиков в смене. Также потребуется установить совместимое программное обеспечение для учёта товаров.
Для печати этикеток, кодов и штрихкодов следует приобрести принтер этикеток, предпочтительно трансфертный, так как такая печать менее подвержена повреждениям и выгоранию.
Шаг 4. Тест системы и обучение сотрудников
Наиболее распространенные ошибки возникают из-за недостаточного учета особенностей склада и неполного освоения программы сотрудниками. Предоставьте работникам тестовые задания на маркировку и поиск товаров. Если они успешно завершат задания без ошибок, значит, система выстроена правильно.
Роман Исаев