Подробный разбор по теме в нашем закрытом телеграмм канале ВЭД Логика. В чате можно задать вопрос, посоветоваться с экспертами, поделиться новостью.
В нашей серии статей “Разъяснение стратегических целей ИКАО” мы рассматриваем шесть стратегических целей, которые будут определять наше видение глобальной авиации до 2050 года. Эти цели отражают нашу приверженность созданию безопасной, рациональной и инклюзивной системы воздушного транспорта, которая соединяет весь мир и никого не оставляет без внимания.
Среди этих целей экологическая устойчивость выделяется как одна из наиболее прогрессивных. По мере того как авиация продолжает развиваться, растет и ее ответственность за сокращение воздействия на окружающую среду. Наша стратегическая цель в области экологической устойчивости определяет глобальный путь к достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа в международной авиации к 2050 году, обеспечивая при этом адаптацию авиационных операций и инфраструктуры к требованиям меняющегося климата.
Смелое стремление к более экологичному будущему
Этой осенью на 42-й сессии Ассамблеи ИКАО будет рассмотрен вопрос о принятии Долгосрочного стратегического плана ИКАО на 2026-2050 годы — дорожной карты, определяющей будущее международной авиации. В плане поставлены смелые цели: свести к нулю число погибших в результате авиационных происшествий и свести к нулю выбросы углекислого газа к середине столетия.
Цель экологической устойчивости гласит:
“Стремитесь к достижению глобальной долгосрочной цели — нулевому уровню выбросов углекислого газа в международной авиации к 2050 году и обеспечьте снижение уровня шума и эмиссии международных воздушных судов до максимально возможного уровня в соответствии с международными положениями. Кроме того, необходимо адаптировать авиационную деятельность и инфраструктуру к последствиям изменения климата”.
Эта цель демонстрирует ощутимый прогресс в усилении защиты окружающей среды в авиации, отражая растущий глобальный консенсус в отношении того, что экологичность имеет основополагающее значение для будущей жизнеспособности, упругости и конкурентоспособности авиации.
Обезуглероживание
Достижение глобальных желательных целей ИКАО по обеспечению углеродно-нейтрального роста с 2020 года (CNG2020) и долгосрочной глобальной желательной цели (LTAG) по нулевому выбросу углерода к 2050 году будет способствовать повышению экологической устойчивости. Достижение желаемых целей подкрепляется разработкой и внедрением комплекса мер и инициатив, включая:
- Усовершенствование авиационной техники и эксплуатационных характеристик.
- Переход авиации к использованию экологически чистой энергии в соответствии с Глобальной рамочной программой ИКАО по устойчивому использованию авиационного топлива (SAF), авиационного топлива с низким содержанием углерода (LCAF) и других экологически чистых видов энергии в авиации, принятой на третьей конференции ИКАО по авиации и альтернативным видам топлива (CAAF/3). Это включает в себя коллективное видение сокращения выбросов CO2 в международной авиации на 5% к 2030 году за счет использования экологически чистой энергии в авиации.
- Дорожная карта ИКАО, в которой изложены действия по достижению результатов CAAF/3 и LTAG на основе сбалансированного подхода по четырем составляющим: 1) Политика и планирование; 2) Нормативно-правовая база; 3) Поддержка внедрения и 4) Финансирование.
- Мониторинг и отчетность LTAG (LMR), подкрепленные информацией из ежегодных отчетов LTAG ИКАО, инструментами отслеживания ИКАО, государственными планами действий по сокращению выбросов CO2 международной авиацией и другими источниками информации.
- Схема компенсации и сокращения выбросов углекислого газа в международной авиации (CORSIA), которая дополняет более широкий комплекс мер, направленных на достижение CNG-2020, путем компенсации выбросов CO2, которые невозможно сократить с помощью отраслевых мер. В 2026 году в CORSIA будут участвовать 130 государств, и еще большему числу государств предлагается добровольно участвовать в CORSIA, чтобы повысить ее экологическую чистоту, как единственной глобальной схемы для международной авиации.
- Целевые и адаптированные программы по наращиванию потенциала для развивающихся стран и государств с особыми потребностями в рамках программ помощи, наращивания потенциала и обучения ИКАО (ACT-CORSIA и ACT-SAF). На сегодняшний день у ACT-SAF более 260 партнеров, а партнерские отношения ACT-CORSIA охватывают более 130 государств.
- Доступ к финансированию проектов по декарбонизации авиации через Центр Finvest ИКАО, в то время как другие инициативы или механизмы финансирования в области климатического финансирования находятся в стадии рассмотрения, а также расширение международного сотрудничества.
- Снижение уровня авиационного шума и выбросов авиационных двигателей в соответствии с экологическими положениями ИКАО, включая рассмотрение более строгих стандартов по шуму и выбросам CO2.
Новые направления
ИКАО также продвигает работу в новых областях экологической устойчивости авиации, таких как адаптация к изменению климата и устойчивость инфраструктуры, одноразовые пластмассы, вторичная переработка и экономика замкнутого цикла, а также углубляет научное понимание воздействия авиации на климат.
Чтобы помочь государствам и заинтересованным сторонам реагировать на эти возникающие вызовы, Комитет ИКАО по охране окружающей среды от воздействия авиации (CAEP) разработал практические руководящие материалы по аэропортам и их эксплуатации. Дополнительная информация и руководящие материалы, касающиеся адаптации и авиации, также доступны на веб-сайте ИКАО.
В 2024 году ИКАО также созвала симпозиум ИКАО по авиационным выбросам, не связанным с CO2, для обобщения последних научных знаний об авиационных выбросах, не связанных с CO2, и их воздействии, а также для содействия обмену информацией между ИКАО и соответствующими заинтересованными сторонами
Описанный выше комплексный подход позволяет сочетать охрану окружающей среды и экономический рост, особенно при поддержке активного глобального сотрудничества. Подробную информацию о достижениях в области охраны окружающей среды в авиации можно найти в Экологическом отчете ИКАО за 2025 год.
Инновации и возможности
Экологическая устойчивость требует инноваций во всех сферах авиационной экосистемы. От проектирования воздушных судов до эксплуатации аэропортов и нормативно-правовой базы заинтересованным сторонам необходимо будет сотрудничать по-новому, чтобы сделать авиацию экологичнее, умнее и устойчивее.
Наша роль в ИКАО заключается в содействии глобальному диалогу, установлении стандартов и нормативно-правовой базы, а также в поддержке реализации экологических инициатив. Мы также помогаем государствам совершенствовать разработку политики и планирование, а также наращивать потенциал, чтобы они могли извлекать выгоду из более устойчивой глобальной системы и вносить свой вклад в ее развитие.
Первая авиационная климатическая неделя ИКАО, проходившая со 2 по 4 июня 2025 года, является примером того, как различные заинтересованные стороны объединились для участия в конструктивном диалоге в целях содействия охране окружающей среды в авиации и внедрению инноваций.
Общесистемная трансформация
Для достижения этой цели потребуется участие и совместная работа правительств, промышленности, международных организаций и гражданского общества. Охрана окружающей среды больше не является второстепенной задачей — это определяющая черта безопасного, надежного и ответственного авиационного сектора.
К 2050 году мы стремимся создать глобальную авиационную систему, которая не только соединит людей и экономику, но и будет уважать планету и поддерживать более широкие цели Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития.
Эта тема также освещена в нашей серии видеороликов с пояснениями ИКАО, в которых освещается работа ИКАО над ключевыми глобальными приоритетами. Посмотрите эпизод, посвященный охране окружающей среды, чтобы узнать больше о том, как ИКАО поддерживает усилия по достижению нулевого уровня выбросов углекислого газа. Ознакомьтесь со следующей статьей из серии “Разъяснение стратегических целей ИКАО”, в которой рассматриваются шесть целей, определяющих нашу работу до 2050 года. Ниже представлен Стратегический план ИКАО на 2026-2050 годы.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com).




