...
Главная Статьи Что стоит знать об импортозамещении в России: инструменты, законы, меры поддержки

Что стоит знать об импортозамещении в России: инструменты, законы, меры поддержки

от admin

Стратегия импортозамещения в России за последний десяток лет значительно изменила свой курс.

Ранее при запуске проектов основное внимание уделялось их рентабельности, и шансы на реализацию имели лишь те, что демонстрировали высокую экономическую целесообразность. Сегодня же возникает необходимость в расширении импортозамещения и производстве большего количества отечественных компонентов в областях, где раньше преобладал импорт.

Это особенно актуально для таких секторов, как машиностроение, информационные технологии, медицина и фармацевтика.  (таблица 1).

Таблица 1. Какие задачи стоят перед приоритетными отраслями в плане импортозамещения

Отрасль

Цели и задачи

Машиностроение Развитие металлургии, транспорта и химической промышленности до уровня, позволяющего независимо обеспечивать машиностроение необходимыми материалами для автомобильной, железнодорожной, авиационной и ракетной техники.

Формирование эффективной системы управления взаимодействием между отраслями.

Сотрудничество с отечественными малыми и средними предприятиями.

Поощрение роста профессионального образования и подготовка квалифицированных специалистов для машиностроительной сферы.

Сельское хозяйство Цель — обеспечить 80–95% продовольственной независимости.

Укрепление финансовой стабильности агропромышленных предприятий.

Поддержка устойчивого развития сельских районов, рациональное использование и восстановление земельных и прочих ресурсов в сельском хозяйстве.

Увеличение доли товарной продукции за счёт развития условий для сезонного хранения и переработки.

Гарантирование сбыта сельскохозяйственной продукции.

Внедрение экологически чистых технологий в производство.

Информационные технологии Достижение ИТ-независимости от зарубежных стран и формирование сильной информационно-технологической отрасли.

Организация производительных рабочих мест, условий для разработок надёжного российского ПО.

Перевод техники на безопасное ПО, повышение безопасности критической инфраструктуры.

Медицина и фармацевтика Разработка и организация производства российских аналогов зарубежных медицинских изделий и фармпрепаратов.

С уходом иностранных компаний с российского рынка и ограничением доступа части отечественных предприятий на мировые рынки, власти активизировали планы импортозамещения и обсуждают меры поддержки для тех компаний, которые готовы занять освободившиеся ниши.

Основные цели государственной политики импортозамещения включают:

— преодоление технического отставания и обеспечение стабильного качественного роста экономики;
— повышение конкурентоспособности на мировом рынке за счёт внедрения инноваций;
— улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, а также повышение их мобильности;
— улучшение экологической обстановки в регионах;
— повышение уровня жизни населения.

Политика импортозамещения обычно подразумевает два направления:

1. замена импортируемой продукции отечественными аналогами;
2. увеличение производства отечественной продукции до объемов, позволяющих экспортировать товары.

В связи с уходом иностранных брендов с рынка преимущественное внимание уделяется первому направлению.

Для реализации этой политики государство использует различные инструменты, которые можно условно разделить на меры поддержки и ограничения.

К мерам ограничения относятся, например, эмбарго — частичный или полный запрет торговли с определёнными странами, запрет на закупку отдельных товаров.

К мерам поддержки относятся:

— материальная помощь бизнесу в виде субсидий, грантов, компенсаций и льготных кредитов;
— финансовые инструменты: гранты на производство, гарантии по инвестиционным проектам, субсидии на выплату процентов по кредитам, возмещение части затрат на производство и сбыть товаров, софинансирование исследований и разработок;
— нефинансовая поддержка — консультации, бухгалтерские и юридические услуги, обучение сотрудников и другие программы.

Поддержка осуществляется как на федеральном, так и региональном уровнях, с учётом особенностей отраслей и конкретных программ. В некоторых случаях меры ориентированы преимущественно на малый и средний бизнес.

Меры поддержки импортозамещения

К ключевым мерам государственной поддержки, направленным на развитие импортозамещения, относятся:

— субсидирование производства опытных образцов и пилотных партий продукции в машиностроении, оборудовании и приборостроении;
— улучшение таможенного регулирования и администрирования, а также упрощение процедур экспортного контроля;
— возмещение НДС по определённым видам деятельности и снижение налоговой нагрузки для приоритетных отраслей;
— приоритетное использование российских товаров в государственных закупках;
— разработка законодательных инициатив, обязывающих российские компании переходить на отечественное программное обеспечение.

С 2014 года была принята серия федеральных законов и запущены программы поддержки импортозамещения в различных отраслях. См. таблицу 2.

Таблица 2. Нормативные акты, направленные на развитие импортозамещения

Нормативный акт

Какие меры поддержки предусматривает

Указ Президента РФ от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Документ содержит меры по импортозамещению в сфере IT, а также актуальные ограничения, связанные с использованием иностранного программного обеспечения.

С 31 марта 2022 года заказчики, закупающие по Закону № 223-ФЗ, не вправе приобретать иностранное ПО, включая программно-аппаратные комплексы, для объектов критической информационной инфраструктуры РФ без согласования с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Начиная с 1 января 2025 года, государственным органам и заказчикам полностью запрещено использовать иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры.

 

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ». Цель этого – упорядочить отношения между всеми сторонами, вовлеченными в формирование и реализацию промышленной политики России. Это включает промышленные предприятия, организации поддержки, а также органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ». Документ ввел ключевые инструменты поддержки НИОКР, предусматривающие выделение субсидий для компенсации части расходов организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с применением современных технологий.

Максимальный срок получения субсидии составляет три календарных года. Совокупный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь период проекта должен быть не менее пятикратного размера запрашиваемой субсидии.

Субсидии покрывают до 70% затрат на НИОКР, но не превышают максимального размера, установленного Минпромторгом.

Компенсируемые расходы включают:

— оплату труда сотрудников, непосредственно занятых НИОКР;
— подготовку и закупку исследовательского, испытательного и вспомогательного оборудования с комплектующими;
— накладные расходы (до 100% от оплаты труда участвующих работников);
— оплату услуг организаций, участвующих в НИОКР;
— аренду зданий, оборудования и оснастки для НИОКР;
— содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования и объектов основных средств, связанных с НИОКР;
— государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе НИОКР;
— производство опытной партии продукции, её тестирование, сертификацию, регистрацию и испытания;
— приобретение изделий сравнения.

Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 «О государственной поддержке российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков, и признании утратившими силу постановления правительства РФ от 8 июля 2020 г. № 1007 и отдельного положения акта правительства РФ». Фактически это механизм господдержки в виде компенсации части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением НИОКР и (или) усовершенствованием нынешней промышленной продукции, для экспорта.
Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям». Документ предназначен для поддержки производства и продажи пилотных партий средств производства.

Субсидии составляют не более 50% от фактически понесённых затрат, которые включают:

— расходы на сырьё, материалы и комплектующие для производства пилотной партии;
— затраты на изготовление или приобретение оснастки для производства (не более 20% от суммы субсидии);
— оплату труда работников, задействованных в производстве, в пределах средней заработной платы региона;
— расходы на приобретение расходного инструмента (не более 10% от суммы субсидии);
— затраты на топливо и электрическую энергию для производственных операций (не более 5% от суммы субсидии);
— логистические расходы на доставку пилотной партии (не более 10% от суммы субсидии).

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 № 1570 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности». Определяет механизм промышленной ипотеки, которая представляет собой льготный кредит для приобретения производственных площадей, необходимых для быстрого старта или расширения бизнеса.

Заёмщики могут получить кредит на следующие объекты недвижимости: здания, сооружения или их части, предназначенные для промышленного производства.

Существуют и ограничения. Ипотекой не могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и торговлей сырой нефтью, природным газом, производством и продажей жидкого топлива, а также табачных изделий и алкогольной продукции.

Указ Президента РФ от 2 марта 2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ». Стратегия импортозамещения в сфере ИТ основывается на дополнительной государственной поддержке:

— освобождение от плановых проверок государственными органами;
— освобождение от налога на прибыль до 31 декабря 2024 года;
— кредиты по ставке 3% годовых на реализацию новых проектов;
— возможность воспользоваться льготной ипотекой;
— упрощённая процедура найма иностранных специалистов и получения ими российского вида на жительство;
— отсрочка от призыва на военную службу для граждан РФ до достижения 30-ти летнего возраста.

Конкретные меры господдержки для той или иной отрасли, можно найти на портале государственной информационной системы Минпромторга России.

Роман Исаев

Похожие публикации