Стратегия импортозамещения в России за последний десяток лет значительно изменила свой курс.
Ранее при запуске проектов основное внимание уделялось их рентабельности, и шансы на реализацию имели лишь те, что демонстрировали высокую экономическую целесообразность. Сегодня же возникает необходимость в расширении импортозамещения и производстве большего количества отечественных компонентов в областях, где раньше преобладал импорт.
Это особенно актуально для таких секторов, как машиностроение, информационные технологии, медицина и фармацевтика. (таблица 1).
Таблица 1. Какие задачи стоят перед приоритетными отраслями в плане импортозамещения
Отрасль | Цели и задачи |
Машиностроение | Развитие металлургии, транспорта и химической промышленности до уровня, позволяющего независимо обеспечивать машиностроение необходимыми материалами для автомобильной, железнодорожной, авиационной и ракетной техники. Формирование эффективной системы управления взаимодействием между отраслями. Сотрудничество с отечественными малыми и средними предприятиями. Поощрение роста профессионального образования и подготовка квалифицированных специалистов для машиностроительной сферы. |
Сельское хозяйство | Цель — обеспечить 80–95% продовольственной независимости. Укрепление финансовой стабильности агропромышленных предприятий. Поддержка устойчивого развития сельских районов, рациональное использование и восстановление земельных и прочих ресурсов в сельском хозяйстве. Увеличение доли товарной продукции за счёт развития условий для сезонного хранения и переработки. Гарантирование сбыта сельскохозяйственной продукции. Внедрение экологически чистых технологий в производство. |
Информационные технологии | Достижение ИТ-независимости от зарубежных стран и формирование сильной информационно-технологической отрасли. Организация производительных рабочих мест, условий для разработок надёжного российского ПО. Перевод техники на безопасное ПО, повышение безопасности критической инфраструктуры. |
Медицина и фармацевтика | Разработка и организация производства российских аналогов зарубежных медицинских изделий и фармпрепаратов. |
С уходом иностранных компаний с российского рынка и ограничением доступа части отечественных предприятий на мировые рынки, власти активизировали планы импортозамещения и обсуждают меры поддержки для тех компаний, которые готовы занять освободившиеся ниши.
Основные цели государственной политики импортозамещения включают:
— преодоление технического отставания и обеспечение стабильного качественного роста экономики;
— повышение конкурентоспособности на мировом рынке за счёт внедрения инноваций;
— улучшение качества профессиональной подготовки специалистов, а также повышение их мобильности;
— улучшение экологической обстановки в регионах;
— повышение уровня жизни населения.
Политика импортозамещения обычно подразумевает два направления:
1. замена импортируемой продукции отечественными аналогами;
2. увеличение производства отечественной продукции до объемов, позволяющих экспортировать товары.
В связи с уходом иностранных брендов с рынка преимущественное внимание уделяется первому направлению.
Для реализации этой политики государство использует различные инструменты, которые можно условно разделить на меры поддержки и ограничения.
К мерам ограничения относятся, например, эмбарго — частичный или полный запрет торговли с определёнными странами, запрет на закупку отдельных товаров.
К мерам поддержки относятся:
— материальная помощь бизнесу в виде субсидий, грантов, компенсаций и льготных кредитов;
— финансовые инструменты: гранты на производство, гарантии по инвестиционным проектам, субсидии на выплату процентов по кредитам, возмещение части затрат на производство и сбыть товаров, софинансирование исследований и разработок;
— нефинансовая поддержка — консультации, бухгалтерские и юридические услуги, обучение сотрудников и другие программы.
Поддержка осуществляется как на федеральном, так и региональном уровнях, с учётом особенностей отраслей и конкретных программ. В некоторых случаях меры ориентированы преимущественно на малый и средний бизнес.
Меры поддержки импортозамещения
К ключевым мерам государственной поддержки, направленным на развитие импортозамещения, относятся:
— субсидирование производства опытных образцов и пилотных партий продукции в машиностроении, оборудовании и приборостроении;
— улучшение таможенного регулирования и администрирования, а также упрощение процедур экспортного контроля;
— возмещение НДС по определённым видам деятельности и снижение налоговой нагрузки для приоритетных отраслей;
— приоритетное использование российских товаров в государственных закупках;
— разработка законодательных инициатив, обязывающих российские компании переходить на отечественное программное обеспечение.
С 2014 года была принята серия федеральных законов и запущены программы поддержки импортозамещения в различных отраслях. См. таблицу 2.
Таблица 2. Нормативные акты, направленные на развитие импортозамещения
Нормативный акт | Какие меры поддержки предусматривает |
Указ Президента РФ от 30 марта 2022 года № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». | Документ содержит меры по импортозамещению в сфере IT, а также актуальные ограничения, связанные с использованием иностранного программного обеспечения. С 31 марта 2022 года заказчики, закупающие по Закону № 223-ФЗ, не вправе приобретать иностранное ПО, включая программно-аппаратные комплексы, для объектов критической информационной инфраструктуры РФ без согласования с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Начиная с 1 января 2025 года, государственным органам и заказчикам полностью запрещено использовать иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры.
|
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ». | Цель этого – упорядочить отношения между всеми сторонами, вовлеченными в формирование и реализацию промышленной политики России. Это включает промышленные предприятия, организации поддержки, а также органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях. |
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 года № 1649 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ». | Документ ввел ключевые инструменты поддержки НИОКР, предусматривающие выделение субсидий для компенсации части расходов организаций на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с применением современных технологий. Максимальный срок получения субсидии составляет три календарных года. Совокупный объем реализации инновационной продукции в денежном выражении за весь период проекта должен быть не менее пятикратного размера запрашиваемой субсидии. Субсидии покрывают до 70% затрат на НИОКР, но не превышают максимального размера, установленного Минпромторгом. Компенсируемые расходы включают: — оплату труда сотрудников, непосредственно занятых НИОКР; |
Постановление Правительства РФ от 18 июня 2021 г. № 931 «О государственной поддержке российских организаций на компенсацию части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и (или) омологацией существующей промышленной продукции для внешних рынков, и признании утратившими силу постановления правительства РФ от 8 июля 2020 г. № 1007 и отдельного положения акта правительства РФ». | Фактически это механизм господдержки в виде компенсации части затрат в целях создания новой конкурентоспособной промышленной продукции, связанных с проведением НИОКР и (или) усовершенствованием нынешней промышленной продукции, для экспорта. |
Постановление Правительства РФ от 25 мая 2017 № 634 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям». | Документ предназначен для поддержки производства и продажи пилотных партий средств производства. Субсидии составляют не более 50% от фактически понесённых затрат, которые включают: — расходы на сырьё, материалы и комплектующие для производства пилотной партии; |
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 № 1570 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным российским организациям и (или) индивидуальным предпринимателям на приобретение, строительство, модернизацию, реконструкцию объектов недвижимого имущества в целях осуществления деятельности в сфере промышленности». | Определяет механизм промышленной ипотеки, которая представляет собой льготный кредит для приобретения производственных площадей, необходимых для быстрого старта или расширения бизнеса. Заёмщики могут получить кредит на следующие объекты недвижимости: здания, сооружения или их части, предназначенные для промышленного производства. Существуют и ограничения. Ипотекой не могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся добычей и торговлей сырой нефтью, природным газом, производством и продажей жидкого топлива, а также табачных изделий и алкогольной продукции. |
Указ Президента РФ от 2 марта 2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в РФ». | Стратегия импортозамещения в сфере ИТ основывается на дополнительной государственной поддержке: — освобождение от плановых проверок государственными органами; |
Конкретные меры господдержки для той или иной отрасли, можно найти на портале государственной информационной системы Минпромторга России.
Роман Исаев