Автор: Мари Оуэнс Томсен, старший вице-президент IATA по устойчивому развитию и главный экономист
В сентябре этого года лидеры мировой авиации соберутся на 42-ю Ассамблею Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Это важнейшее совещание, которое проводится только раз в три года, и именно на нем государства собираются вместе, чтобы обсудить и согласовать действия, связанные с наиболее насущными проблемами авиации.
Как вы можете себе представить, в связи с обязательством достичь нулевого уровня выбросов углерода к 2050 году вопрос устойчивости будет занимать важное место в повестке дня Ассамблеи. В частности, в центре внимания будет CORSIA — схема компенсации и сокращения выбросов углерода в международной авиации.
По мере того, как авиация решала огромную проблему обезуглероживания, стало ясно, что для разработки технических решений по сокращению выбросов в атмосферу в авиакомпаниях потребуется время. Но авиационная отрасль не могла ждать. Ответом на это было финансирование сокращения выбросов (и получение права собственности на него) в тех областях, где это могло быть достигнуто быстрее. И чтобы сделать это упорядоченным образом — без путаницы налогов, сборов или других схем сбора средств — государства создали CORSIA в качестве единственной экономической меры по смягчению последствий международных полетов. Это было согласовано на Ассамблее ИКАО в 2016 году.
Как работает CORSIA? Она требует, чтобы авиакомпании покупали и отменяли “единицы измерения выбросов”, чтобы компенсировать свои выбросы, превышающие 85% выбросов в 2019 году. На практике это можно сделать, используя топливо, соответствующее требованиям CORSIA, или приобретая углеродные кредиты (приемлемые единицы выбросов, EEUs), которые предоставляются в рамках проектов по сокращению выбросов CO2. EEU — это не просто надежные углеродные кредиты — это инструменты климатического финансирования, которые обеспечивают проверенное сокращение выбросов CO2 и приносят сопутствующие выгоды, такие как занятость, сохранение биоразнообразия и передача технологий в развивающиеся страны. Эти преимущества особенно ощутимы в развивающихся странах из-за их уникальной способности обеспечивать как климатические, так и социально-экономические выгоды.
Существует тщательно продуманная система управления EEU, обеспечивающая их экологическую целостность. Помните, что государства также используют мероприятия по сокращению выбросов углерода в нарушение своих обязательств по Парижскому соглашению. А для обеспечения высокого качества и надежности только государства могут разрешать предоставлять информацию о сокращении выбросов углекислого газа в виде EEU.
Но есть большая проблема: на рынке недостаточно EEU, которые могли бы приобрести авиакомпании.
Парадокс CORSIA
Государства, которые согласились создать CORSIA, обязывают авиакомпании покупать EEU. Однако авиакомпании не могут получать EEU из источников без предварительного разрешения государств на их использование в национальных счетах для этой цели. Авиакомпании должны покупать, но государства не обязаны предоставлять. Это парадокс. Это также является проблемой соблюдения требований для авиакомпаний, поскольку без достаточного количества EEU авиакомпаниям будет сложно выполнять свои обязательства по CORSIA. В результате ограниченное предложение EEU также искажает ситуацию на рынке и приводит к росту цен на EEU.
Создание беспроигрышной ситуации
Воспользоваться преимуществами CORSIA для создания беспроигрышной ситуации не составит труда: она помогает странам получать столь необходимое климатическое финансирование, направляет усилия авиакомпаний по декарбонизации на сертифицированное сокращение выбросов, помогает странам выполнять свои обязательства по Парижскому соглашению и способствует улучшению социально-экономического положения. результаты для всех участников. Пример, который подает Гайана, должен вдохновлять другие государства. Чтобы воплотить это вдохновение в жизнь, существует краткий перечень рекомендаций:
- Согласовать процессы в поддержку Парижского соглашения и CORSIA.
- Придерживайтесь плана CORSIA и не дублируйте и не изобретайте новые налоги и сборы.
- Стимулируйте рынок, выявляя и поддерживая проекты, соответствующие требованиям CORSIA, которые могут помочь окружающей среде, сократить выбросы и поддержать экономическое и социальное развитие.
Уроки истории
Все это прекрасно вписывается в доказанные преимущества последовательного следования мировым стандартам. Единый свод правил, согласованный государствами в рамках ИКАО, способствовал феноменальному росту авиации после Второй мировой войны. Благодаря этому около пяти миллиардов человек смогут пользоваться свободой, которую обеспечивают авиаперелеты. От этого выиграют экономики и общества во всем мире.
Применение аналогичного подхода, основанного на “глобальных стандартах”, является единственным способом решения задачи по нулевому выбросу углекислого газа в атмосферу. Это означает, что CORSIA добьется успеха и обеспечит рынок достаточным количеством EEA. Это станет ключевым посланием, которое авиационная отрасль будет направлять Ассамблее ИКАО в ближайшие недели и в последующий период. Для достижения нашей цели по нулевому выбросу вредных веществ к 2050 году мы настоятельно призываем все государства — члены ИКАО активно поддерживать CORSIA!
Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).