Содержание
- 1 Упущенные риски – как аэропорты могут адаптироваться к следующему инциденту на наземной территории
- 2 Почему такое мышление?
- 3 Угрозы, с которыми сталкиваются
- 4 Обеспечение безопасности на наземных территориях – непростая задача
- 5 Более надежная привокзальная зона
- 6 Формирование культуры безопасности
- 7 Формирование будущего привокзальной безопасности – единый подход
- 8 Новый отчет International Airport Review: Обеспечение безопасности аэропортов в условиях меняющегося ландшафта угроз
Патрик Кушиери (Patrick Cuschieri), консультант по авиационной безопасности Управления гражданской авиации Катара, призывает аэропорты переосмыслить меры безопасности на наземной территории, сочетая технологии, бдительность и культуру, чтобы опережать возникающие угрозы.
На протяжении десятилетий авиационная безопасность была почти полностью сосредоточена на привокзальных зонах аэропортов. Однако в последнее время именно на суше уязвимости становятся все более очевидными, говорит Патрик.
Каждое путешествие начинается с приземления, когда семьи обнимаются на прощание, путешественники выстраиваются в очередь у стоек регистрации, а в залах аэропорта кипит жизнь. И все же за этой обыденной сценой скрывается уязвимость.
В то время как безопасность в аэропорту строго контролируется, а доступ ограничен для добросовестных пассажиров и проверенного персонала, наземные зоны, открытые для всех, остаются гораздо менее безопасными. По мере развития угроз на наземной территории эти общественные зоны аэропортов незаметно становятся одной из самых уязвимых мишеней для тех, кто стремится нарушить воздушное сообщение.
Упущенные риски – как аэропорты могут адаптироваться к следующему инциденту на наземной территории
На протяжении десятилетий авиационная безопасность была почти полностью сосредоточена на привокзальных зонах аэропортов. Правила в первую очередь были разработаны для защиты воздушных судов, при этом особое внимание уделялось проверке на контрольно-пропускных пунктах и в зонах ограниченного доступа. Однако, как показали инциденты по всему миру, уязвимые места становятся все более очевидными именно на наземной территории — у входа в воздушные перевозки.
Риски на прибрежных территориях больше нельзя игнорировать, но к ним по-прежнему часто относятся запоздало.
Сегодня риски в наземных зонах уже невозможно игнорировать, но к ним по-прежнему часто относятся как к чему-то второстепенному. Если мы серьезно относимся к обеспечению безопасности авиаперевозок, мы должны переориентировать наши усилия на наземные зоны и развивать более сильную и инициативную культуру безопасности. Это смещение акцента должно начинаться у самой входной двери, а не у выхода на посадку.
Почему такое мышление?
Авиационная безопасность формируется под влиянием страха и в большинстве случаев является реакцией на нападения. В 1960–х и 70-х годах мир стал свидетелем волны угонов самолетов, когда международные организации ввели строгие меры безопасности перед посадкой в самолет — металлодетекторы, рентгеновские аппараты и досмотр багажа. В то время основное внимание уделялось только одному – защите вылетающих самолетов.
Со временем воздушная зона аэропорта превратилась в настоящую крепость, где каждый человек, сумка и предмет проходят регламентированный процесс обеспечения безопасности. В то же время, хотя воздушная зона была усилена, наземные зоны оставались такими, какими они были задуманы — открытыми, привлекательными, гостеприимными и легкодоступными. В конце концов, аэропорты предназначены не только для пассажиров, но и для семей, предприятий и, в конечном счете, являются важным источником дохода для аэропортов.
Угрозы, с которыми сталкиваются
Сегодня наземные угрозы разнообразны, и наиболее непосредственные угрозы часто исходят от прямых нападений, таких как использование самодельных взрывных устройств (СВУ), огнестрельного оружия или инцидентов с таранами транспортных средств, направленных против входов в терминалы и скопления людей. Однако на этом риски не заканчиваются. Внутренние угрозы – лица, имеющие законный доступ к зонам ограниченного доступа и конфиденциальной информации, которые решают стать злоумышленниками, – могут воспользоваться открытостью наземных зон. Кроме того, кибератаки представляют собой еще один серьезный риск, поскольку они могут быть направлены против критически важных наземных систем, таких как системы регистрации, контроля доступа, освещения и другой операционной инфраструктуры. Эти атаки могут привести к массовым сбоям в работе без единого выстрела.
Скопление людей само по себе является уязвимым местом. Оставленный без присмотра предмет или сумка могут спровоцировать эвакуацию. Своевременная паника может привести к остановке всей работы аэропорта. Аэропорты являются локомотивами экономики, и их нарушение не только наносит вред людям, но и подрывает доверие общественности и вызывает волновой эффект далеко за пределами аэропорта.
Если безопасность на наземной территории остается неизменной, в то время как угроза растет, разрыв будет только увеличиваться. Здесь нам следует задать вопрос: насколько хорошо мы подготовлены к тому, чтобы остановить или свести к минимуму ущерб в случае успешной атаки на наземной территории?
Обеспечение безопасности на наземных территориях – непростая задача
Проработав так долго в сфере авиационной безопасности, я бы сказал, что легко усилить меры безопасности там, где доступ в зону контролируется и ограничен. Однако гораздо сложнее защитить зону, которая по своей природе открыта и гостеприимна.
Установка контрольно-пропускных пунктов на всех входах в терминал нецелесообразна и нежелательна. Пассажиры и сопровождающие их члены семьи или друзья хотят иметь возможность беспрепятственно проходить к стойкам регистрации и наземным терминалам, чтобы выпить чашечку кофе. Кроме того, создание «узкого места» на входе в терминал сделает людей главными мишенями именно для тех атак, которые служба безопасности аэропорта хочет предотвратить.
Обеспечение безопасности на наземной территории часто осложняется разделением обязанностей. Во многих аэропортах различные службы безопасности, от полиции и операторов аэропортов до частных служб безопасности и других подразделений, контролируют различные участки привокзальных территорий. Без четкого распределения обязанностей, эффективной координации и обмена важной информацией целостность системы безопасности может быть нарушена.
В конечном счете, все сводится к деньгам. Инфраструктура безопасности, люди и принимаемые меры — все это требует затрат. Модернизация инфраструктуры, наем сотрудников по выявлению нарушений и совершенствование систем наблюдения — все это создает нагрузку на бюджеты аэропортов. К сожалению, аэропорты часто применяют эти меры безопасности только в тех случаях, когда это предусмотрено правилами.
Более надежная привокзальная зона
Акцент в области авиационной безопасности был сделан не только на контрольно-пропускных пунктах, но и на более широком подходе к обеспечению безопасности, который сочетает в себе как технологии, так и опыт людей. Передовые системы наблюдения, использующие искусственный интеллект (ИИ), наряду с выборочными проверками безопасности, создают непредсказуемую среду, что значительно затрудняет планирование потенциальных угроз.
Одним из самых передовых решений в области повышения безопасности на территории является интеграция интеллектуальных систем видеонаблюдения на базе искусственного интеллекта. В отличие от традиционных камер видеонаблюдения, эти системы активно анализируют данные в режиме реального времени, чтобы выявить потенциальные угрозы до их возникновения.
Камеры, оснащенные искусственным интеллектом, могут обнаруживать подозрительное поведение, например, если кто-то задерживается в определенном районе или ведет себя странно. Системы также могут немедленно предупреждать сотрудников службы безопасности. Система распознавания лиц также может идентифицировать людей и отмечать их в списках разыскиваемых служб безопасности, когда они проходят через общественные зоны – даже у шлагбаумов для штрафов за парковку автомобилей.
Автоматизируя мониторинг территории, эти системы предоставляют информацию в режиме реального времени службам безопасности аэропортов. Сочетание искусственного интеллекта и усовершенствованного видеонаблюдения повышает безопасность, обеспечивая бесперебойную работу пассажиров и посетителей. Эта методология помогает выявлять потенциальные угрозы на привокзальных площадках, не вызывая задержек.
Другой способ повысить безопасность на территории — использовать мобильные подразделения охраны и беспилотные летательные аппараты для патрулирования общественных зон. Традиционные методы, такие как стационарные контрольно-пропускные пункты или предсказуемое патрулирование, можно легко предвидеть. Дроны, оснащенные камерами и датчиками, отлично подходят для мониторинга труднодоступных мест, таких как парковки, зоны высадки пассажиров и периметры терминалов. Они могут летать над толпами людей и быстро охватывать большие территории, что делает их ценным инструментом для быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Аналогичным образом, мобильные подразделения безопасности, включая патрульных и специально обученные команды K9, могут непредсказуемо перемещаться по терминалу, обеспечивая наблюдение за каждой привокзальной территорией без создания пробелов в системе безопасности. Такой подход укрепляет периметр физической безопасности, добавляя элементы непредсказуемости, которые могут отпугнуть потенциальных злоумышленников, сохраняя при этом высокий уровень бдительности по всей привокзальной площади.
Кроме того, методы управления толпой и определения поведения людей играют решающую роль в обеспечении безопасности привокзальных территорий. Используя интеллектуальные датчики по всему терминалу, аэропорты могут отслеживать плотность толпы и схемы передвижения, что позволяет службам безопасности предвидеть и устранять проблемы до того, как они обострятся. Эти датчики могут обнаруживать неожиданные скопления людей или узкие места, которые могут сигнализировать о возникновении угрозы безопасности, что позволяет немедленно вмешаться.
Кроме того, тренинг по выявлению поведения для персонала аэропорта позволяет ему выявлять едва заметные признаки беспокойства или подозрительной активности пассажиров. Будь то подозрительный язык тела или признаки эмоционального расстройства, обученные сотрудники по выявлению поведения (BDO) могут сообщать об этих наблюдениях, что позволяет службам безопасности провести дальнейшее расследование, прежде чем ситуация станет опасной. Такое сочетание технологий и бдительности персонала создает проактивную среду безопасности, значительно затрудняя обнаружение угроз.
Формирование культуры безопасности
Создание устойчивой культуры безопасности в наземных зонах имеет важное значение для того, чтобы опережать возникающие угрозы. Прочная культура безопасности выходит за рамки простого использования технологий и является неотъемлемой частью каждого аспекта деятельности аэропорта. Речь идет о создании среды, в которой каждый сотрудник, от агентов по регистрации до уборщиков, осознает свою ответственность за поддержание безопасности и при этом чувствует себя способным действовать в случае необходимости. Периодическое обучение играет важнейшую роль, гарантируя, что все заинтересованные стороны аэропорта обладают навыками и знаниями для выявления потенциальных угроз и реагирования на них. Запланированные учения по обеспечению безопасности, информационные кампании и четкие каналы коммуникации также имеют жизненно важное значение для повышения бдительности на всех уровнях организации.
Помимо привлечения персонала аэропорта, крайне важно развивать совместный подход всех заинтересованных сторон. Полиция, персонал аэропорта, авиакомпании и даже пассажиры — все они играют жизненно важную роль в обеспечении безопасности. Совместная работа, поддерживаемая обменом данными в режиме реального времени и четкой цепочкой подчинения, сокращает время реагирования и позволяет быстро принимать меры во время инцидента. Когда все согласны с процедурами обеспечения безопасности, гораздо проще быстро и эффективно устранять угрозы.
Устойчивая культура безопасности также означает гибкость и способность к адаптации. По мере возникновения новых рисков необходимо совершенствовать меры безопасности, что требует мышления, ориентированного на инновации и постоянное совершенствование. Сочетая передовые технологии с хорошо обученной и вовлеченной рабочей силой, аэропорты могут создать среду безопасности, которая не только защищает пассажиров, но и укрепляет доверие к безопасности аэропорта в целом. В конечном счете, сильная культура безопасности обеспечивает готовность привокзальных территорий к неожиданностям и укрепляет идею о том, что безопасность — это общая ответственность всех участников.
Формирование будущего привокзальной безопасности – единый подход
В заключение, для обеспечения безопасности наземных зон в аэропортах требуется комплексная стратегия, сочетающая в себе передовые технологии, адаптируемые меры безопасности и сильную культуру безопасности. Благодаря передовому наблюдению, мобильному патрулированию и активному управлению толпой аэропорты могут не только защищать общественные места, но и способствовать формированию культуры бдительности. Это обеспечивает как безопасность пассажиров, так и бесперебойную работу аэропорта.
На саммите International Airport Summit, который состоится 19-20 ноября 2025 года в Берлине, Патрик расскажет об инновационных и продвинутых решениях в области безопасности, которые преобразуют авиационную отрасль, включая биометрический скрининг, системы обнаружения угроз на базе искусственного интеллекта, сканеры нового поколения и передовые меры безопасности по периметру во время ‘Конференция «Безопасность в небе: передовые технологии безопасности, необходимые каждому аэропорту«, которая состоится во второй день саммита.
У вас есть вопросы к Патрику? Или вы хотели бы получить дополнительные советы по обеспечению безопасности в вашем аэропорту? Обязательно забронируйте бесплатный билет на Международный саммит Airport Summit, чтобы не упустить возможность пообщаться с ним напрямую!
Забронируйте сейчас
Эта статья была опубликована в рамках специальной бесплатной рассылки на
‘Безопасность аэропортов в условиях меняющегося ландшафта угроз к 2025 году».
Обладая более чем 25-летним опытом работы в авиации, в том числе в аэропортах, авиаперевозчиках и регулирующих органах по всей Европе и на Ближнем Востоке, Патрик Кушиери в настоящее время является консультантом по авиационной безопасности в Управлении гражданской авиации Катара.
Он имеет степень магистра делового администрирования и магистра креативности и инноваций, а также множество международно признанных квалификаций в области авиации и дрессировки собак.
Известный своей приверженностью к позитивным изменениям в авиационной отрасли и созданию высокопроизводительных команд, Патрик увлечен наставничеством и обучением следующего поколения авиационных специалистов.
Его значительный вклад признается во всех странах, где он работал, и неизменно оставляет неизгладимый положительный след.
Читайте СЕГОДНЯ!
Новый отчет International Airport Review: Обеспечение безопасности аэропортов в условиях меняющегося ландшафта угроз
Международный обзор аэропортов собрал ведущих представителей мирового сектора авиационной безопасности, включая Международную организацию гражданской авиации (ICAO), ACI World, Fraport, Управление гражданской авиации Катара, Управление аэропортов Виннипега и Smiths Detection, для рассмотрения наиболее актуальных проблем безопасности аэропортов на сегодняшний день и возникающих угроз.
Этот подготовленный экспертами отчет содержит стратегическую оценку уязвимостей, с которыми столкнутся аэропорты в 2025 году, включая кибератаки, полеты беспилотных летательных аппаратов, меняющиеся геополитические риски и новые технологии.
В результате получилось практичное и содержательное руководство по повышению устойчивости аэропортов, предупреждению рисков до их эскалации и недопущению появления информации о вашем аэропорту на первых полосах газет
Скачайте отчет бесплатно и будьте на шаг впереди в обеспечении безопасности – ЧИТАЙТЕ БЕСПЛАТНО ПРЯМО СЕЙЧАС!