Стюарт Фокс, директор по летной и технической эксплуатации.
Многочисленные травмы на борту самолета Delta, выполнявшего рейс DL56, который в прошлом месяце столкнулся с сильной турбулентностью по пути из Солт-Лейк-Сити в Амстердам, подчеркивают опасность турбулентности. И пассажиры обратили на это внимание. Опрос IATA, проведенный в апреле этого года, показал, что 54% пассажиров больше обеспокоены турбулентностью, чем в прошлом году.
К счастью, такие серьезные инциденты случаются редко. Миллионы рейсов в год проходят без происшествий. Тем не менее, авиационное сообщество знает, что в этих редких случаях риски для пассажиров и экипажа значительны. И последствия таких инцидентов включают задержки, отклонения от маршрута и повреждения воздушных судов. Таким образом, решения по смягчению последствий инцидентов, связанных с турбулентностью, отвечают интересам всех.
Как авиакомпании могут справиться с турбулентностью?
Самая важная цель — по возможности избегать турбулентности. Мы все хотим, чтобы полеты были более безопасными и комфортными. Хотя нет гарантированного способа сделать это, обмен данными об инцидентах, связанных с турбулентностью, между авиакомпаниями в режиме реального времени открывает многообещающие перспективы.
Проще говоря, чем больше у нас данных об инцидентах, связанных с турбулентностью, тем лучше мы можем снабдить диспетчеров и летный экипаж средствами предотвращения турбулентности или управления ее последствиями в день выполнения полетов. И по мере того, как мы будем собирать эти данные с течением времени, мы увидим закономерности, которые помогут нам понять районы, более подверженные турбулентности, и, в конечном счете, как они могут измениться.
Основное внимание в отрасли уделяется турбулентности в чистом воздухе: высокодинамичным перемещениям воздушных масс, невидимым для пилота и с наибольшей вероятностью встречающимся во время полета. Несмотря на то, что летные экипажи и диспетчеры получают некоторую информацию из метеосводок, меняющийся характер турбулентности в ясную погоду затрудняет определение того, как она может повлиять на полет.
Внимание к турбулентности
Учитывая это, в 2018 году IATA запустила сервис Turbulence Aware. Сегодня 28 авиакомпаний на 2800 воздушных судах в режиме реального времени передают на платформу сообщения о турбулентности. Затем эти агрегированные данные практически мгновенно передаются авиакомпаниям, предоставляя пилотам представление о турбулентности перед их самолетом практически в режиме реального времени.
Хотя эта информация не является надежной, она дает пилотам информацию для принятия мер по смягчению последствий — будь то приостановка приема пищи, установка знака «Пристегните ремни» или изменение маршрута полета, где это возможно.
Чем больше авиакомпаний присоединяется к программе, тем больше данных мы можем предоставлять авиакомпаниям. За первые шесть месяцев 2025 года авиакомпании, участвующие в программе Turbulence Aware, получили 24,8 миллиона сообщений о турбулентности, что на 23% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Поскольку в 2025 году к нам присоединятся пять авиакомпаний, а за ними последуют и другие, мы ожидаем дальнейшего увеличения числа сообщений о турбулентности, особенно в тех регионах мира, где у нас в настоящее время меньше возможностей, таких как Африка.
Что будет дальше?
В то время как данные в режиме реального времени оказываются бесценными для пилотов, способность предсказывать, как изменяются метеорологические условия, ключевую роль в которых играет турбулентность, перед самолетом, была бы очевидным следующим шагом.
Мы работаем с авиакомпаниями и другими партнерами над тем, чтобы понять, как мы можем использовать данные Turbulence Aware вместе с инструментами искусственного интеллекта для разработки точных прогнозов турбулентности на ближайшее время.
Хотя сегодня мы не можем с уверенностью сказать, усиливается турбулентность или нет, в отрасли есть данные и инструменты, которые помогают авиакомпаниям понимать последствия турбулентности и управлять ими, что делает пребывание на борту более безопасным и комфортным для всех.
Узнайте больше о Turbulence Aware
> Что делает IATA для обеспечения безопасности полетов
> Прочитайте больше мнений
Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).