Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) сделало важный шаг в создании всеобъемлющей нормативной базы для инновационной аэромобильности (IAM), представив конкретные приемлемые средства обеспечения соответствия (AMC) и руководящие материалы (GM) требованиям к выполнению пилотируемых полетов вертикального взлета и посадки (VTOL) — способный к полетам самолет (VCA).
Этот новый нормативный документ направлен на обеспечение безопасной реализации пилотируемых операций VCA и содействие принятию этих инновационных технологий гражданами Европы. В его задачи входит обеспечение безопасности полетов VCA в условиях организации воздушного движения (ATM), поддержка инноваций, предоставление рекомендаций компетентным органам, производителям и эксплуатантам, а также содействие скорейшему внедрению технологий IAM. Таким образом, новые AMC и GM имеют решающее значение для операторов VCA, производителей VCA, компетентных органов, летных экипажей и общественности, способствуя безопасной и эффективной интеграции VCA в европейскую авиационную систему.
Новые AMC и GM охватывают ключевые эксплуатационные аспекты в различных областях авиационного регулирования:
- Воздушные перевозки (Air OPS): Были внесены поправки в AMC и GM к Регламенту (ЕС) № 965/2012 и Приложению II (часть-ARO), Приложению III (Часть-ORO) и Приложению V (Часть-SPA) к нему, а также новое приложение IX (часть-IAM) специально для операций VCA. В руководстве особое внимание уделяется предполетной подготовке, наличию посадочных площадок (аэродромов, мест для перелета) и управлению расходом топлива и энергии.
- Лицензирование летного состава (FCL): AMC было разработано в соответствии со статьей 4f Регламента (ЕС) № 1178/2011, в которой содержатся рекомендации по учебным курсам по оценке типа VCA. Это включает в себя адаптацию к инновационным конструкциям самолетов и более широкий подход к теоретическим знаниям с учетом различных категорий воздушных судов.
- Стандартизированные европейские правила воздушного движения (SERA): Термин “топливо/энергия” был введен для обозначения различных источников энергии, используемых для приведения в движение воздушных судов, включая электрическую энергию, запасенную в аккумуляторах. Кроме того, несколько GM были адаптированы для обеспечения безопасного выполнения операций VCA в среде ATM.
AMC и GM к Регламенту (ЕС) 2024/1111 по IAM опубликованы вместе с решениями исполнительного директора EASA (ED) 2025/010/R, 2025/011/R и 2025/012/R и были разработаны в рамках задачи по нормотворчеству (RMT).0230, подзадача C#3.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Европейское агентство авиационной безопасности EASA (www.easa.europa.eu)