Конвенция о международной гражданской авиации, более известная как Чикагская конвенция, была подписана в 1944 году с целью создания основы для безопасного и упорядоченного глобального воздушного транспорта. Она учредила ИКАО и заложила основу для стандартов и практики, обеспечивающих гармонизацию международной авиации. В приложениях к Конвенции изложены стандарты и рекомендуемая практика (SARPS), ожидаемые от государств, подписавших Конвенцию. В них подробно описывается, что требуется от государств и как они должны обеспечивать соблюдение требований. Разработка и поддержание в рабочем состоянии международных SARPS и процедур аэронавигации (PANS) являются основополагающими принципами Чикагской конвенции и ключевым аспектом миссии ИКАО.
ИКАО разрабатывает эти SARPS в рамках структурированного процесса консультаций с участием государств-членов, групп экспертов и технических органов. SARPS не являются статичными и постоянно пересматриваются и обновляются с учетом новых знаний, появляющихся технологий и меняющегося ландшафта рисков. Целью является гармонизация: обеспечение того, чтобы все государства соблюдали единые нормы авиационной безопасности, охраны окружающей среды и эксплуатационных норм, с тем чтобы воздушные суда могли безопасно и беспрепятственно пересекать международные границы.
Располагая более чем 12 000 SARPS, содержащимися в 19 приложениях и пяти PANS, ИКАО обеспечивает глобальную основу для обеспечения авиационной безопасности, сохранности полетов, эффективности и устойчивости. Внедрение имеет такое же важное значение, как и разработка, поэтому ИКАО также тесно сотрудничает с государствами — в рамках таких инициатив, как программа “Ни одна страна не останется без внимания”, — чтобы обеспечить своевременное и устойчивое внедрение этих стандартов. ИКАО предоставляет доступ к Приложениям 1-19 с последними обновлениями в пакете приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. Годовая подписка, доступная в магазине ICAO Store, поставляется в цифровом виде, что идеально подходит для тех, кто хочет быть в курсе последних событий. Ознакомьтесь с тем, что предлагает ИКАО в рамках этого пакета услуг:
Приложение 1 – Лицензирование персонала: В приложении 1 приведены стандарты и рекомендуемые методы лицензирования членов летного экипажа, таких как пилоты, бортинженеры и штурманы, авиадиспетчеры, операторы аэронавигационных станций, техники по техническому обслуживанию и диспетчеры полетов. Соответствующие учебные пособия ориентируют государства в отношении объема и глубины учебных программ для обеспечения уверенности в безопасной аэронавигации, как это предусмотрено Конвенцией и Приложением 1. Эти учебные пособия также служат руководством для подготовки другого авиационного персонала, такого как аварийные бригады аэродромов, офицеры управления полетами, радисты и лица, занимающиеся другими смежными дисциплинами.
Приложение 2 – Правила воздушного движения: В приложении 2 содержатся общие правила, включая правила визуального полета и полета по приборам. Они применяются без исключения над открытым морем и национальными территориями в той мере, в какой они не противоречат правилам полетов над воздушным пространством государств.
Приложение 3 – Метеорологическое обслуживание международной аэронавигации. Цель метеорологического обслуживания, изложенная в третьем приложении, заключается в содействии обеспечению безопасности, эффективности и регулярности аэронавигации. Это достигается путем предоставления необходимой метеорологической информации эксплуатантам, членам летных экипажей, подразделениям служб воздушного движения, поисково-спасательным командам, руководству аэропортов и другим лицам, имеющим отношение к авиации.
Приложение 4 – Аэронавигационные карты: Стандарты, рекомендуемая практика и пояснительные примечания, содержащиеся в Приложении 4, определяют обязательства государств по предоставлению определенных типов аэронавигационных карт ИКАО и определяют охват, формат, идентификацию и содержание карт, включая стандартизированную символику и использование цветов. Цель состоит в том, чтобы удовлетворить потребность в единообразии и последовательности при предоставлении аэронавигационных карт, содержащих соответствующую информацию определенного качества.
Приложение 5 – Единицы измерения, используемые в воздушных и наземных операциях: Вопрос о единицах измерения, используемых в международной гражданской авиации, восходит к истокам самой ИКАО. На Международной конференции гражданской авиации, состоявшейся в Чикаго в 1944 году, была осознана важность стандартной системы измерений, и была принята резолюция, призывающая государства использовать метрическую систему в качестве основного международного стандарта. В приложении 5 приведены стандарты и рекомендуемая практика в отношении единиц измерения, используемых в воздушных и наземных операциях. В нем также разъясняется стандартное применение единиц измерения и прекращение использования единиц, отличных от СИ. Во вложениях к Приложению содержатся материалы, описывающие развитие Международной системы единиц (СИ) и рекомендации по применению СИ, коэффициентам пересчета, всемирному координированному времени (UTC) и представлению даты и времени в полностью цифровой форме.
Приложение 6 – Эксплуатация воздушных судов: Приложение 6 является одним из бестселлеров ИКАО. Суть этого приложения заключается в том, что воздушные суда, эксплуатируемые в международных воздушных перевозках, должны быть максимально стандартизированы для обеспечения высочайшего уровня безопасности и эффективности. Она состоит из трех частей: Международные коммерческие перевозки в аэропортах и международная авиация общего назначения для самолетов, а также международные полеты для вертолетов. В части 1 рассматриваются летные операции, эксплуатационные характеристики с использованием ограничений, самолетные приборы, оборудование, полетные документы и многое другое. В него также включены поправки 44, 45, 46 и исправление к поправке 44. Часть 2 посвящена подготовке к полету и процедурам в полете, ограничениям по летно-техническим характеристикам, приборам и оборудованию самолета. Часть 3 состоит из стандартов и рекомендуемой практики, приведенных в Приложении 6, которые применяются ко всем вертолетам, задействованным в международных коммерческих воздушных перевозках или в международных авиационных перевозках нового поколения.
Приложение 7 – Национальная принадлежность воздушного судна и регистрационные знаки: Как классифицируются и идентифицируются воздушные суда и как вы можете определить национальную принадлежность воздушного судна? Ответы на эти два вопроса приведены в 7-м приложении ИКАО, в котором рассматриваются национальная принадлежность воздушного судна и регистрационные знаки. Это приложение устанавливает стандарты для букв, цифр и других графических символов, используемых в национальной принадлежности и регистрационных знаках. В нем указано, где будут располагаться символы на различных летательных аппаратах, таких как самолеты легче воздуха и тяжелее воздушной среды. В нем также содержатся стандарты, принятые ИКАО в качестве минимальных стандартов для нанесения знаков, указывающих на соответствующую национальность и регистрацию, которые соответствуют статье 20 Конвенции.
Приложение 8 – Летная годность воздушных судов: Приложение 8 содержит общие стандарты, которые определяют для применения национальными органами, отвечающими за летную годность, минимальные основания для признания государствами сертификатов летной годности для полетов воздушных судов других государств на их территории и над их территориями. Это приложение состоит из четырех частей. Часть 1 содержит определения; Часть 2 посвящена процедурам сертификации и поддержания летной годности воздушных судов; Часть 3 содержит технические требования для аккредитации новых крупных конструкций самолетов; Часть IV посвящена вертолетам.
Приложение 9 – Упрощение процедур: Приложение 9 содержит справочную информацию для проектировщиков и руководителей международных аэропортов, описывающую максимальные ограничения обязательств отрасли и минимальные возможности, которые должны быть предоставлены правительствами. В нем также указаны методы и процедуры проведения операций по таможенному оформлению таким образом, чтобы они соответствовали двум целям: эффективному соблюдению законов государств и повышению производительности для эксплуатантов, аэропортов и государственных инспекционных органов.
Приложение 10 – Авиационная электросвязь: Приложение 10, являющееся одним из бестселлеров ИКАО, охватывает три наиболее сложных и важных элемента международной гражданской авиации: аэронавигационную связь, навигацию и наблюдение. Он также разделен на пять томов: Радионавигационные средства, Процедуры связи, включая статус PANS, Системы связи (Часть 1: Системы передачи цифровых данных и часть 2: Системы голосовой связи), Радары наблюдения и системы предотвращения столкновений, а также Использование авиационного радиочастотного спектра. Пять томов, включенных в это приложение, содержат стандарты и рекомендуемую практику (SARPs), процедуры аэронавигационного обслуживания (PANS) и руководящие материалы по системам аэронавигационной связи, навигации и наблюдения.
Приложение 11 – Обслуживание воздушного движения: В 1944 году управление воздушным движением было практически неизвестно. Сегодня службы управления воздушным движением, полетной информации и оповещения, входящие в состав служб воздушного движения, занимают важное место среди необходимых наземных вспомогательных средств, обеспечивающих безопасность воздушного движения и эффективную эксплуатацию во всем мире. Приложение 11 определяет обслуживание воздушного движения и определяет общемировые стандарты и рекомендуемую практику, применимые при предоставлении этих услуг. Как описано в приложении 11, службы обслуживания воздушного движения стремятся предотвращать столкновения между воздушными судами, будь то при рулении в зоне маневрирования, взлете, посадке, в пути следования или в режиме ожидания на аэродроме назначения. В Приложении также рассматриваются вопросы ускорения и поддержания упорядоченного потока воздушного движения и предоставления рекомендаций и информации для безопасного и эффективного выполнения полетов и оповещения о воздушном судне, терпящем бедствие. Положения ИКАО предусматривают создание центров полетной информации и подразделений управления воздушным движением для достижения этих целей.
Приложение 12 – Поисково-спасательные работы: Поисково-спасательные службы организованы для оказания помощи людям, которые, по всей видимости, терпят бедствие и нуждаются в помощи. В связи с необходимостью быстрого обнаружения и спасения выживших в авиакатастрофах, в Приложение 12 ИКАО «Поиск и спасание» (SAR) был включен набор согласованных на международном уровне стандартов и рекомендуемой практики. Этот документ дополняет Руководство по поиску и спасанию, состоящее из трех частей, в которых рассматриваются организация, управление и процедуры SAR. В нем излагаются положения о создании, техническом обслуживании и эксплуатации поисково-спасательных служб Договаривающимися государствами ИКАО на их территориях и в открытом море. В приложении также подробно описываются принципы организации и взаимодействия, необходимые для эффективного проведения поисково-спасательных операций, излагаются необходимые подготовительные меры и надлежащие оперативные процедуры для служб поисково-спасательной службы в реальных чрезвычайных ситуациях.
Приложение 13 – Расследование авиационных происшествий и инцидентов: Когда происходят авиационные происшествия или серьезные инциденты, надлежащим образом проведенное расследование имеет решающее значение для выявления причинных факторов этих инцидентов. В приложении 13 подчеркивается этот момент и указывается, что целью расследования авиационного происшествия или инцидента является предотвращение. Девятое издание Приложения 13 состоит из восьми глав, добавления и четырех дополнений. В нем также содержатся международные требования к расследованию авиационных происшествий и инцидентов. Этот документ служит справочным материалом для специалистов по всему миру, которым, зачастую без предварительного согласования, приходится сталкиваться со многими аспектами расследования авиационного происшествия или серьезного инцидента.
Приложение 14 – Аэродромы: Приложение 14, являющееся одним из бестселлеров ИКАО, охватывает все, от планирования аэропортов и вертодромов до таких деталей, как время переключения на вторичное электроснабжение. От гражданского строительства до освещения, от оснащения современным оборудованием для спасения и пожаротушения до простых требований по защите аэропортов от птиц. Влияние этих многочисленных аспектов на данное Приложение усугубляется быстро меняющейся отраслью, которую должны поддерживать аэропорты. Новые модели воздушных судов, увеличение объема полетов воздушных судов, полеты в условиях ограниченной видимости и технологические достижения в области оборудования аэропортов в совокупности делают Приложение 14 одним из наиболее быстро меняющихся приложений. Документ разделен на два тома: «Проектирование и эксплуатация аэродромов» и «Вертодромы». Первый том включает стандарты и рекомендуемые методы, которые определяют физические характеристики и ограничения по препятствиям на поверхности аэродромов и вертодромов для второго тома.
Приложение 15 – Службы аэронавигационной информации. 15-е приложение ИКАО направлено на обеспечение единообразия и последовательности в предоставлении аэронавигационной информации/данных, необходимых для оперативного использования международной гражданской авиацией. Документ определяет, как служба аэронавигационной информации получает и формирует, сопоставляет и компонует, редактирует, форматирует, публикует, хранит и распространяет определенную аэронавигационную информацию и данные. Служба аэронавигационной информации (АИС) выполняет одну из наименее известных и наиболее важных функций в области поддержки международной гражданской авиации. Целью службы аэронавигационной информации является обеспечение потока информации, необходимой для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации.
Приложение 16 – Охрана окружающей среды: В приложении 16 в двух томах дополнительно разъясняется защита окружающей среды от авиационного шума и выбросов двигателей. Приложение 16, посвященное различным аспектам проблем авиационного шума, было принято в 1971 году на основе рекомендаций Специального совещания 1969 года по авиационному шуму вблизи аэродромов. В настоящее приложение включены процедуры описания и измерения авиационного шума, толерантности человека к авиационному шуму, сертификации авиационного шума, критерии для разработки процедур снижения авиационного шума, контроля за землепользованием и процедур снижения шума при разбеге самолета.
Приложение 17 – Безопасность: Приложение 17 представляет собой основу программы ИКАО по обеспечению безопасности гражданской авиации и направлено на защиту гражданской авиации и ее объектов от актов незаконного вмешательства. Документ содержит стандарты и рекомендуемые практические методы, касающиеся безопасности международных воздушных перевозок, и в него регулярно вносятся поправки с учетом меняющейся угрозы. Резкий рост числа насильственных преступлений, который негативно сказался на безопасности гражданской авиации в конце 1960-х годов, привел к созыву Внеочередной сессии Ассамблеи ИКАО в июне 1970 года. В одной из резолюций этой Ассамблеи содержался призыв к включению в существующие или новые приложения к Чикагской конвенции уточнений, конкретно касающихся проблемы незаконного вмешательства в незаконный захват воздушных судов. По итогам работы Аэронавигационной комиссии, авиатранспортного комитета и Комитета по борьбе с незаконным вмешательством 22 марта 1974 года Советом были приняты стандарты и рекомендуемая практика в области безопасности, которые были включены в Приложение 17 «Безопасность». Приложение постоянно пересматривается, чтобы обеспечить актуальность и влияние технических требований. Поскольку этот документ устанавливает минимальные стандарты авиационной безопасности во всем мире, он подвергается тщательной проверке, прежде чем вносить какие-либо изменения, дополнения или удаления. С момента своей публикации в Приложение 17 десять раз вносились поправки в соответствии с потребностями, выявленными государствами, и оно постоянно пересматривается Комиссией по авиационной безопасности (AVSEC).
Приложение 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху»: В приложении 18 указаны общие стандарты и рекомендуемые методы, позволяющие безопасно перевозить опасные грузы. Этот документ содержит относительно стабильный материал, который требует лишь редких изменений с использованием обычного процесса внесения изменений в приложение. Это также обязывает Договаривающиеся государства соблюдать положения Технических инструкций, которые содержат очень подробные и многочисленные указания, необходимые для правильного обращения с опасными грузами. Они требуют частого обновления по мере развития химической, обрабатывающей и упаковочной промышленности. ИКАО признает важность перевозки грузов и приняла Приложение 18 и связанный с ним документ «Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов воздушным транспортом», чтобы обеспечить возможность перевозки таких грузов.
Приложение 19 – Управление безопасностью полетов. В приложении 19 разъясняются общие положения, применимые к функциям управления безопасностью полетов, связанным с безопасной эксплуатацией воздушных судов или косвенно поддерживающим ее. В нем подчеркивается важность управления безопасностью полетов на государственном уровне в различных областях авиации. Положения о государственном надзоре за безопасностью полетов, а также о сборе, анализе, обмене и защите информации были включены в дополнение к Государственной программе обеспечения безопасности полетов (SSP) и Системе управления безопасностью полетов (SMS), изложенным в настоящем приложении.
В магазине ИКАО доступны два других пакета: «Управление воздушным движением», который включает в себя 16 публикаций, таких как Doc 44, приложения 11 и 12, и пакет ultimate 2-в-1, который предоставляет доступ к обоим пакетам в одном цифровом пакете. Поскольку покупка изданий по отдельности не дает клиентам права на автоматическое обновление последующих изданий, пакеты ИКАО являются отличным способом быть в курсе последних событий. Чтобы узнать больше о приложениях ИКАО к Конвенции о международной гражданской авиации, нажмите здесь.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com).