Содержание
Автор: Марк Сирл, директор по безопасности IATA
Многие ожидали публикации в прошлом месяце предварительного отчета о расследовании причин трагической катастрофы самолета Air India 171. Друзья и родственники погибших хотят понять, что случилось с их близкими. Работники авиационной отрасли готовы извлечь любые уроки, чтобы избежать трагедий в будущем. А население в целом стремится убедиться в том, что делается все возможное, чтобы сделать полеты максимально безопасными.
Этот отчет знаменует собой важную веху на пути к окончательному завершению расследования, и мы будем внимательно следить за дальнейшими обновлениями.
Недавние обновления в расследованиях авиакатастрофы со смертельным исходом на острове Чеджудо в Южной Корее в декабре прошлого года и столкновения в воздухе под Вашингтоном в январе показывают, почему своевременное представление отчетов так важно. Для многих сторон, заинтересованных в выяснении причин авиационного происшествия, эти отчеты предоставляют ценную информацию о том, что было исключено и на чем сосредоточено расследование. Они также укрепляют уверенность в том, что достигнут прогресс и что безопасность полетов является приоритетной задачей.
Это критически важный вклад в эпоху, когда средства массовой информации — социальные и традиционные — наводнены спекуляциями, многим из которых трудно претендовать на звание “экспертных”. Когда мы сопоставляем эти предположения с ценностью информированного расследования авиационных происшествий, IATA считает своим долгом напрямую поднять вопрос о своевременном представлении отчетов государствам по всему миру на Ассамблее Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая состоится позднее в этом месяце.
Отчет следователей — это единственное, что имеет значение. Несмотря на то, что предварительный отчет не является окончательным (и обязательно ограничивается тем, что известно на данный момент), он дает официальное представление о направлении расследования. Таким образом, становится ясно, что известно, что рассматривается, а что было официально исключено. Это очень ценная информация для семей, специалистов и путешественников.
Мы извлекаем уроки из прошлых аварий
Время появления этих сообщений не случайно. Учитывая важность расследований авиационных происшествий для повышения безопасности полетов, 193 государства — члена Международной организации гражданской авиации (ИКАО) изложили четкие требования, включая сроки и сферу охвата, к представлению сообщений об авиационных происшествиях в международном договоре, известном как Чикагская конвенция. В частности, Приложение 13 к конвенции требует, чтобы государства публиковали предварительный отчет в течение 30 дней с момента аварии и окончательный отчет как можно скорее или в течение года.
Предварительные отчеты следственных комиссий Индии, США и Южной Кореи были подготовлены в соответствии с первым сроком. Важно отметить, что в случае Air India она делает это, используя больше информации, чем некоторые, включая меня, обычно ожидают увидеть в предварительном отчете.
Хотя всегда можно сообщить о том, что известно по истечении 30 дней, не всегда возможно опубликовать окончательный отчет в течение года. Когда исключительные обстоятельства означают, что расследование может занять больше времени, следователь должен публиковать обновленную информацию о каждой годовщине несчастного случая до завершения расследования. Этим годовщинам предшествовали слушания NTSB по расследованию авиакатастрофы в Вашингтоне, которые состоялись в августе, и обновленная информация об авиакатастрофе на Чеджудо от южнокорейских властей. Это очень приветствуется.
Своевременное информирование должно быть всеобщим
Несмотря на то, что некоторые расследования занимают больше времени, чем ожидалось, периодические отчеты являются полезными вехами в подготовке окончательного отчета. Примером этого может служить расследование крушения самолета Air France 447, который разбился в Южной Атлантике в 2009 году. Только на то, чтобы найти обломки, ушло почти два года. Расследование продолжалось до 2012 года, и за это время были опубликованы три предварительных отчета. Упорство следователей привело к изменениям в конструкции компонентов самолета, функциональности бортовых самописцев и подготовке пилотов.
Учитывая, что на карту поставлены такие важные знания, шокирует тот факт, что соблюдение требований ИКАО по расследованию авиационных происшествий не является универсальным.
Из всех авиационных происшествий, произошедших в период с 2018 по 2023 год, в 43% расследований окончательный отчет не был опубликован. Это включает в себя 12 авиационных происшествий, которые унесли жизни 242 человек. Это неприемлемый результат. И мы подчеркиваем важность предварительного отчета, поскольку несоблюдение стандартов ИКАО на этой ранней стадии расследования часто приводит к сбоям в окончательной отчетности.
Запоздалые расследования замедляют повышение безопасности полетов
В течение двух лет подряд ИАТА в своем отчете Ежегодному общему собранию ИАТА подчеркивает острую необходимость завершения расследований авиационных происшествий в соответствии со стандартами ИКАО. Мы публикуем итоговые отчеты об авариях в Ежегодном отчете IATA о безопасности полетов и сводную информацию в Ежегодном обзоре IATA.
Существует множество причин, по которым государства не соблюдают эти требования, в том числе из-за отсутствия возможностей или недостаточных ресурсов. О политике как причине не говорится, но, к сожалению, в некоторых случаях она также может быть использована в качестве фактора.
Понимание, которое может спасти жизнь
Перед лицом понимания, которое может спасти жизнь, никакие оправдания неприемлемы. Проблемы с ресурсами и потенциалом можно решить с помощью делегирования полномочий или технических консультаций. И допускать, чтобы политические соображения влияли на решения или раскрытие информации о безопасности полетов, противоречит культуре справедливости, которая является основой авиационной безопасности.
Своевременная информация об этих недавних авариях является положительным примером того, что ожидается и крайне необходимо от государств при расследовании авиационных происшествий. Эти отчеты являются важным шагом к согласованию возможностей всей авиационной отрасли, чтобы гарантировать, что бы ни стало причиной подобных происшествий, они не повторятся. Более подробная информация по мере ее поступления и окончательные отчеты об авариях в кратчайшие сроки помогут всем извлечь уроки из этих трагедий и сделать полеты более безопасными.
Безопасность полетов является главным приоритетом авиации. Из-за этого несчастные случаи происходят редко. В 2024 году почти пять миллиардов человек совершили 40,6 миллиона рейсов. В том числе семь аварий со смертельным исходом, в результате которых погиб 251 человек. Это, конечно, слишком много для 251 человека. Каждая жизнь, погибшая в результате авиакатастрофы, является поводом для того, чтобы мы проявили еще большую решимость сделать полеты еще более безопасными. Отчеты об авиационных происшествиях, опубликованные в соответствии со стандартами ИКАО, невероятно ценны для выполнения этого торжественного обещания.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на официальном сайте Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (www.iata.org).