Содержание
Недавно компания Simple Flying сообщила, что еще один Airbus A380 Superjumbo направляется на свалку металлолома. Хотя эти массивные самолеты будут продолжать украшать небо до 2030-х годов, их количество неизбежно сократится, и все больше планеров будет разобрано, чтобы сохранить оставшийся парк летающих аппаратов. В октябре 2022 года Airbus выставил на аукцион пятьсот деталей A380, полученных в результате разборки Airbus A380 MSN 13 компанией TARMAC Aerosave.
Производитель Airbus, Тип самолета широкофюзеляжный, первая поставка 15 октября 2007 г.
Развернуть Свернуть
Последние самолеты Airbus A380, которые подлежат демонтажу, — это бывшие в употреблении самолеты Lufthansa и Malaysia Airlines. В отличие от них, списанные самолеты China Southern Airbus A380 получают вторую жизнь, поскольку их приобретают мировые авиакомпании. Итак, почему так много «Суперджумбо» отправляются на утилизацию? А380 разбирают на части и перерабатывают, потому что они никому не нужны? Ответ — и то, и другое.
12% А380 утилизированы
Согласно данным ch-aviation, на данный момент утилизировано около 29 самолетов A380. Похоже, что в это число не входят новейшие самолеты, которые только что были приобретены компанией Setna iQ для утилизации. Setna iQ — компания, базирующаяся в Чикаго и специализирующаяся на производстве запасных частей для коммерческих самолетов. Таким образом, общее количество списанных корпусов составляет около 30 единиц.
Хотя 30 самолетов Airbus A380, возможно, и не кажутся таким уж большим числом, на самом деле был поставлен всего 251 самолет Airbus A380. Это означает, что 12% мирового парка самолетов в настоящее время утилизировано. Два самолета (MSN 48 и MSN 73) были демонтированы в мае 2025 года. Эти два самолета ранее принадлежали авиакомпании Lufthansa. По недавним оценкам VAS Aero Services, в мире эксплуатируется до 175 самолетов Airbus A380, в то время как данные ch-aviation показывают, что в общей сложности 182 самолета A380 находятся в активной эксплуатации или в настоящее время проходят техническое обслуживание.
Даже
Emirates сократила свой авиапарк. По данным Planespotters.net, Emirates получила 123 самолета A380, с тех пор семь из них были проданы, и в настоящее время авиапарк насчитывает 116 самолетов, из которых 20 находятся на стоянке, а 96 работают. Из тех, что припаркованы, некоторые находятся на техническом обслуживании, а около восьми не летали годами (некоторые — с начала пандемии). Это говорит о том, что Emirates существенно сократила свой парк примерно на 10%.
Самолеты, которые почти никому не нужны.
Airbus A380 считается чем-то вроде белого слона. Авиастроительная компания Airbus так и не смогла окупить свои 25-миллиардные инвестиции в разработку самолета. Что касается самих авиакомпаний, то большинство из них стремятся избавиться от своих самолетов или сократить их парк. China Southern, Air France и Malaysia Airlines — три авиакомпании, которые досрочно прекратили полеты на самолетах A380 в период с 2020 по 2022 год.
Другие авиакомпании, такие как Qantas, Lufthansa, Korean Air и Qatar Airways, сократили свой авиапарк. Lufthansa сократила свой авиапарк с 14 до восьми самолетов. Авиакомпании, такие как Qatar Airways, неохотно отозвали большую часть своих A380 из-за эпидемии COVID. Со своей стороны, Qatar Airways заявила, что покупка A380 была величайшей ошибкой, которую когда-либо совершала авиакомпания. Сильные слова. Но у этих авиакомпаний нет иного выбора, кроме как продолжать летать на A380 еще некоторое время из-за задержек с заменой самолетов. В случае с Lufthansa одна проблема отчасти необычна. В настоящее время авиакомпания отказывается от поставки около десятка самолетов Boeing 787 Dreamliner из-за того, что некоторые из новых кресел бизнес-класса не сертифицированы FAA.
Airbus A380 Superjumbo | |
---|---|
Количество поставленных самолетов | 251 |
Номер в активном сервисе | 175 (по данным VAS Aero Services) |
Количество списанных | 30 (включая недавно приобретенные для утилизации) |
Крупнейший оператор | 116 с Эмирейтс (по данным Planespotters.net) |
Поставка самолетов Boeing 777X отложена до 2026 года, и это негативно сказывается на способности некоторых авиакомпаний обеспечить замену самолетов. Например, у Катара было заказано 94 самолета Boeing 777X до массового заказа Boeing в мае 2025 года. В марте 2025 года Executive Traveller сообщила, что у Korean Air нет иного выбора, кроме как продолжать полеты на своих A380, Boeing 747-8 и очень старых 777, поскольку их замена на A350, Boeing 787 и Boeing 777-9 задерживается. Авиакомпания заявила, что «у каждого производителя не хватает примерно по 20 самолетов».
Авиакомпании, которым действительно нужны А380
Невозможно говорить об A380, не упомянув Emirates, которая закупила половину из поставленных A380. В то время как большинство авиакомпаний хотят избавиться от A380, Emirates это нравится, и она зашла так далеко, что попросила Airbus возобновить производство A380neo. Emirates, вероятно, продолжит летать на A380 в течение 2030-х и, возможно, даже в начале 2040-х годов.
Начинающая авиакомпания Global Airlines покупает четыре экземпляра Superjumbo и, несмотря на неэффективность самолета, делает большие ставки на его будущее. Время покажет, оправдает ли себя модель Global Airlines. British Airways — еще одна авиакомпания, которая сохранила все свои рейсы Superjumbo, возможно, отчасти из-за того, что самолеты хорошо подходят для рейса Лондон-Хитроу, который, как известно, работает на пределе своих возможностей.
В то время как некоторые самолеты Airbus A380 (включая бывшие в употреблении самолеты Lufthansa) были проданы обратно Airbus, Emirates демонтирует свои самолеты A380 в Дубае. В 2021 году Emirates поделилась фотографиями 14-летнего самолета A380 (зарегистрированного A6-EDA), который был отправлен на слом в Центральном аэропорту Дубая. Работы выполнялись не компанией Emirates Engineering напрямую, а по контракту с третьей стороной — компанией Falcon Aircraft Recycling.
Спрос на запасные части
Необходимость в запасных частях для списанных A380 отчасти обусловлена тем, что производство самолетов прекращено. Чтобы самолеты продолжали летать, авиакомпаниям иногда приходится демонтировать другие планеры. Томми Хьюз (Tommy Hughes), главный исполнительный директор (CEO) VAS Aero Services, заявил: «Спрос на A380 растет, поскольку он удовлетворяет потребность в больших дальнемагистральных самолетах». Это увеличивает спрос на качественные подержанные запчасти для самых эксплуатируемых в мире самолетов A380.
Разборка старых самолетов на запчасти — обычное дело в военной авиации. Когда самолет снимается с производства, найти запасные части может быть очень сложно или непрактично. Гигантское кладбище отходов Военно–воздушных сил Соединенных Штатов на военно-воздушной базе Дэвис-Монтан частично служит своего рода складом запасных частей, а также местом хранения самолетов, которые могут быть возвращены в строй.
Airbus, скорее всего, не сможет продолжать производить многие детали для A380, даже если бы захотел. Это связано с тем, что цепочки поставок длинные и сложные, а производитель самолетов зависит от множества субподрядчиков, которые поставляют запчасти. Эти субподрядчики в конечном итоге прекращают свою деятельность или неизбежно переходят на другую работу после остановки производственной линии для производства новых самолетов. Компания Aviation A2Z резюмировала: «Утилизируя самолеты с истекшим сроком эксплуатации, VAS не только удовлетворяет эксплуатационные потребности, но и максимизирует остаточную стоимость списанных корпусов…»
Белый слон
Можно утверждать, что Airbus A380 был обречен на провал с момента прибытия, по крайней мере, в том смысле, что он был эффективным и конкурентоспособным самолетом. В то время как Airbus сделал ставку на модель со ступицами и спицами, Boeing сделал ставку на более гибкие маршруты с большим количеством перелетов из пункта в пункт. Самолеты A380 были введены в эксплуатацию в 2005 году, а Boeing 787 Dreamliner — в 2011 году. Несмотря на то, что A380 был крупным самолетом, он не предлагал ничего особенно нового. В то же время боинг-787, оснащенный более экономичными двигателями, широким использованием композитных материалов, увеличенной дальностью полета и другими инновациями, значительно повысил свою эффективность. Меньшая вместимость облегчила продажу посадочных мест и повысила гибкость маршрута.
Чтобы конкурировать с Dreamliner, Airbus также разработала новое поколение пассажирского самолета Airbus A350, который поступил на вооружение в 2015 году. В 2019 году, когда Emirates отменила 39 своих заказов на A380 в пользу A350 и других самолетов, эти более эффективные самолеты стали последним гвоздем в крышку гроба для A380, вошедшего в поговорку.
На сегодняшний день это самый большой самолет в производстве | Типичная вместимость самолетов трех классов |
---|---|
Airbus A350-1000 | от 375 до 400 человек (на каждый Airbus), максимальная вместимость — 480 человек |
Boeing 777-9 (еще не сертифицирован) | 349 (на Boeing), максимальное количество посадочных мест 550-555 |
Что еще хуже для A380, этот самолет непрактичен для других целей, таких как перевозка грузов. В то время как его аналог Boeing 747 является популярным грузовым самолетом, и некоторые пассажирские самолеты впоследствии переоборудуются, с A380 этого не произошло. Самолет A380 — это универсальная модель для перевозки пассажиров, но даже при этом он просто неэффективен.
Ненужные планеры утилизируются в обмен на востребованные планеры
Так почему же так много самолетов A380 списывается? Ответ заключается в том, что воздушные суда слишком неэффективны для эксплуатации авиакомпаниями, в то время как нехватка пропускной способности означает, что некоторые авиакомпании вынуждены продолжать полеты, по крайней мере, некоторым из них, до тех пор, пока не прибудут новые самолеты. Поскольку самолеты больше не производятся, возникает необходимость утилизировать вышедшие из эксплуатации планеры и использовать ограниченный запас запчастей для поддержания в рабочем состоянии оставшегося парка.
Тенденция, вероятно, сохранится, и к 2030 году все больше авиакомпаний будут отказываться от своих самолетов. С другой стороны, Emirates еще долгие годы будет зависеть от этого типа самолетов. Неясно, нужно ли Emirates закупать компоненты у дилеров подержанных запчастей, таких как Setna iQ, или же она может получать необходимые запчасти собственными силами, сокращая собственный автопарк.
Setna iQ заявляет, что специализируется на «материалах для коммерческих планеров Boeing, Airbus, Embraer, Bombardier и ATR текущего поколения». Например, переработанные компоненты от самолетов, таких как A380, выставленные на продажу, включают в себя компоненты ВСУ, колеса, тормоза, авионику, двигатели внутреннего сгорания, приводы, датчики, системы теплообмена, компоненты туалетов и водяное оборудование.