...
Главная Авиатехника Сколько Осталось самолетов Boeing 707?

Сколько Осталось самолетов Boeing 707?

от admin

Сколько самолетов Boeing 707 осталось в мире на сегодняшний день? Хотя когда-то Boeing 707 был символом реактивной эры, сейчас он встречается все реже. Тем не менее, этот самолет не исчез полностью. Понимание того, сколько из этих реактивных самолетов осталось и в каком качестве, дает представление о прошлом и настоящем авиации, а также о длинных тенях, отбрасываемых технологическими иконами и символами золотого реактивного века.

Разработанный в 1950-х годах и впервые поднявшийся в воздух в 1957 году, Boeing 707 стал самолетом, положившим начало эре коммерческих реактивных самолетов. Он произвел революцию в сфере перевозок на дальние расстояния, способствовал росту мировых авиакомпаний и на десятилетия повлиял на дизайн самолетов. Несмотря на то, что самолет перестал обслуживать коммерческие пассажирские перевозки, его прочный и легко приспосабливаемый корпус нашел новое применение в военной службе. В этой статье мы рассмотрим текущее состояние Boeing 707, включая количество пригодных к полетам самолетов, их эксплуатантов, роли, которые они выполняют, и то, как пассажирский самолет, которому почти 70 лет, продолжает выполнять полеты в 21 веке.

Сколько Самолетов Boeing 707 Все Еще Пригодны Для Полетов?

How Many Boeing 707s Are Left?

По данным базы данных ch-aviation, на сегодняшний день в эксплуатации по всему миру находится 79 самолетов Boeing 707. Ни один из них не выполняет коммерческие пассажирские перевозки, и все они в настоящее время служат военным или правительственным службам. Последний известный пассажирский рейс Boeing 707 был выполнен иранской авиакомпанией Saha Airlines в 2013 году, что ознаменовало прекращение коммерческих пассажирских перевозок на этом культовом воздушном судне.

Из 79 самолетов, пригодных для полетов, наиболее значимыми эксплуатантами являются Военно-воздушные силы США и Военно-морской флот США, которые используют этот самолет для воздушного оповещения и управления (E-3 Sentry), ретранслятора воздушной связи (E-6B Mercury) и других специализированных функций, а также в качестве наиболее распространенного военного средства связи. самолет Boeing 707: KC-135 Stratotanker, используемый для дозаправки в воздухе. Подразделение НАТО E-3A, базирующееся в Гайленкирхене, Германия, эксплуатирует 14 самолетов, включая учебные и материально-технические подразделения. В число дополнительных эксплуатантов входят военно-воздушные силы Франции, Чили, Индии, Израиля, Ирана и Саудовской Аравии, а также президентская авиакомпания Congo и частный подрядчик по заправке из США Omega Air.

Актуальность Boeing 707 в основном обусловлена его технической мощью и адаптивностью. Его грузоподъемность в сочетании с большим внутренним пространством сделали его идеальным для переоборудования в самолеты системы АВАКС, заправщики и грузовые самолеты. Несколько самолетов, особенно ВМС США, были модернизированы новыми двигателями (CFM56), цифровой авионикой и современными системами управления полетами. Это превращение из коммерческого новшества в стратегический военный актив является редким примером долгосрочного перепрофилирования аэрокосмической отрасли.

Кто до сих пор летает на Boeing 707?

How Many Boeing 707s Are Left?

Военно-воздушные силы Соединенных Штатов эксплуатируют самый большой парк самолетов Boeing 707, включающий значительное количество самолетов E-3B и E-3C AWACS, 18 самолетов все еще находятся на вооружении, а также впечатляющие 396 стратотанкеров KC-135, как отметили ВВС США. Самолеты E-3B и E-3C были поставлены в период с 1976 по 1983 год и, по прогнозам ch-aviation, будут эксплуатироваться до 2035 года. Рекорд KC-135 гораздо более впечатляющий, поскольку, как сообщает the Aviationist, самолет может оставаться в эксплуатации до 2050 года, а это означает, что некоторые самолеты отпразднуют свой 90-летний юбилей в воздухе. Кроме того, ВМС США используют 16 самолетов E-6B Mercury, поставленных в период с 1989 по 1992 год, которые остаются в полной боевой готовности.

Компонент НАТО E-3A,базирующаяся в Гайленкирхене, Германия, компания располагает парком из 14 самолетов системы АВАКС, оснащенных двигателями PW JT3D. Каждый из них планируется вывести из эксплуатации в 2031 году, но в настоящее время НАТО изучает возможность замены. Французские военно-воздушные и космические силы эксплуатируют три варианта E-3F, каждый из которых оснащен более тихими и эффективными двигателями CFM56. Эти самолеты поступили на вооружение в 1991-1992 годах и продолжают выполнять регулярные полеты в интересах Франции и операций союзников. Франция также эксплуатировала парк из 15 самолетов C-135FR (модифицированных KC-135 для ВВС Франции) для дозаправки в воздухе, но последний самолет был списан 30 июня 2025 года, как сообщает Simple Flying. Парк заправщиков Boeing был заменен на более новую платформу Airbus A330 MRTT европейского производства.

Список самолетов Boeing 707, пригодных к полетам (за исключением KC-135 Stratotanker):

Оператор

Количество действующих самолетов Boeing 707

Основные роли

Военно-воздушные силы Соединенных Штатов

18

E‑3 Sentry системы АВАКС

Военно-морские силы Соединенных Штатов

15

E‑6B Mercury communications/танкер-заправщик

Компонент НАТО E‑3A

10 (+4 резервных)

Система АВАКС

Военно-воздушные и космические силы Франции

3

E‑3F системы АВАКС

Королевские военно-воздушные силы Саудовской Аравии

13

Самолеты‑заправщики E‑3 AWACS и KE-3A

ВВС Израиля

9

Варианты «Танкер-заправщик» и «ЭЛИНТ»

Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран

5

Автоцистерна/грузоподъемность 707‑300C

Военно-воздушные силы Индии

1

Обязанности стратегических заправщиков

Военно-воздушные силы Чили

2

Заправщик / подсобный рабочий

Президентский рейс в Конго

1

Президентский VIP-транспорт

Omega Air

2

Контрактные танкеры для дозаправки в воздухе

По данным ch-aviation, Королевские военно-воздушные силы Саудовской Аравии используют различные самолеты-заправщики E-3 AWACS и KE-3A с 13 действующими самолетами. ВВС Израиля эксплуатируют по меньшей мере девять переоборудованных боингов 707 для выполнения задач заправщиков и ELINT. Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран продолжают эксплуатировать пять модификаций 707-300C, многие из которых были поставлены еще до Исламской революции 1970-х годов. Индия, Чили и авиакомпания Congo Presidential Flight завершают список, при этом Чили эксплуатирует два бывших самолета Королевских военно-воздушных сил, а Конго — последний в мире действующий президентский боинг-707.

Omega Air, оборонный подрядчик, базирующийся в США, продолжает эксплуатировать по меньшей мере два самолета 707-300C, оба из которых являются переоборудованными пассажирскими авиалайнерами. Эти самолеты используются в качестве арендуемых воздушных заправщиков и часто используются вооруженными силами НАТО и США во время учений. Наличие этих самолетов в частном секторе подчеркивает непреходящую полезность платформы Boeing 707 даже за пределами традиционных военных каналов.

Почему Boeing 707 все еще используется?

How Many Boeing 707s Are Left?

Boeing 707 используется и по сей день, в первую очередь потому, что он обладает проверенной и экономичной конструкцией, способной выполнять сложные задачи. Прочность конструкции самолета позволяет ему оснащаться большими обтекателями, стрелами для дозаправки, а также современным оборудованием для связи и наблюдения. Большой радиус действия и высокая выносливость делают его идеальным для выполнения длительных задач, таких как воздушное оповещение или ретрансляция.

С экономической точки зрения боинг-707 остается конкурентоспособным в специализированных областях. Для многих стран переоборудование или техническое обслуживание существующих 707-х значительно дешевле, чем приобретение современных моделей, таких как Airbus A330 MRTT или Boeing 737 AEW&C. Кроме того, системы технического обслуживания и обучения уже хорошо отлажены, особенно у крупных и богатых эксплуатантов, таких как ВВС США и НАТО. Эти экономические реалии часто перевешивают возраст самолета и тот факт, что у него четыре двигателя вместо двух.

Технические усовершенствования также помогли продлить срок службы 707-го. В ВМС США, Саудовской Аравии и Франции двигатели CFM56 обеспечивают более низкий уровень шума и топливную экономичность по сравнению с оригинальными турбовентиляторами PW JT3D. Новая цифровая авионика, системы управления полетами и пакеты спутниковой связи позволяют 707 variants взаимодействовать с современными самолетами. Без этих усовершенствований большая часть существующего парка была бы выведена из эксплуатации десятилетия назад.

Последний коммерческий рейс и вывод из эксплуатации гражданских самолетов

How Many Boeing 707s Are Left?

Последний коммерческий пассажирский рейс Boeing 707 был выполнен иранской авиакомпанией Saha Airlines, принадлежащей военным. В 2013 году последний рейс Boeing 707 ознаменовал окончание регулярных гражданских полетов. Эти самолеты использовались в основном как на гражданской, так и на военной службе в Иране и продолжали эксплуатироваться на внутренних маршрутах еще долгое время после того, как были выведены из эксплуатации в других странах.

Эти последние гражданские самолеты были устаревшими во всех смыслах: с шумными двигателями, простыми интерьерами и отсутствием современных удобств. Тем не менее, они вызывали ностальгию и были свидетельством способности Ирана поддерживать стареющий авиапарк в условиях санкций. Авиационный блогер Сэм Чуи (Sam Chui) в своем обзоре полета Saha 707 отметил сочетание очарования и анахронизма, которые эти самолеты представляли в последние годы своей службы. Вы можете посмотреть отчет о его поездке в видео ниже:

Несмотря на то, что в 2013 году было прекращено пассажирское авиасообщение, Иран продолжал эксплуатировать несколько боингов 707 в качестве грузовых самолетов. В 2019 году трагическая катастрофа боинга 707, эксплуатируемого военными, высветила риски, связанные со старением оборудования. Самолет по ошибке приземлился не в том аэропорту и выехал за пределы взлетно-посадочной полосы. Эта авария послужила отрезвляющим напоминанием о необходимости современных систем безопасности и навигации, фактически ознаменовав конец гражданской эры Boeing 707.

Проблемы, риски и будущее

How Many Boeing 707s Are Left?

Boeing 707 продолжает играть жизненно важную роль в военной авиации, но сталкивается с растущими эксплуатационными и нормативными проблемами. Трудно найти запасные части, а многие системы больше не производятся. Техническое обслуживание воздушных судов является трудоемким процессом, требующим специальных знаний, которые постепенно исчезают по мере того, как новые воздушные суда доминируют в мировом парке.

Экологические нормы также вызывают растущую обеспокоенность. На большинстве боингов 707 по-прежнему используются устаревшие двигатели JT3D, которые по современным стандартам являются громкими и неэффективными. Самолеты, модернизированные CFM56, работают лучше, но по-прежнему не соответствуют стандартам по шуму и выбросам вредных веществ, предъявляемым во многих воздушных пространствах. Ограничения на использование более старых самолетов, вероятно, возрастут, что еще больше ограничит возможности полетов этих реактивных самолетов.

Заглядывая в будущее, большинство вооруженных сил рассматривают возможность замены своих самолетов Boeing-707. В настоящее время НАТО оценивает свои будущие возможности системы АВАКС, в то время как ВВС США разрабатывают усовершенствованную систему управления боем (ПРО), которая в конечном итоге заменит самолеты E-3 и E-8. С появлением этих новых платформ эпоха 707-го, наконец, подойдет к концу, но не раньше, чем будет отмечено почти 80-летие совместной коммерческой и военной службы.

Итог

Закрывать

Итак, сколько еще осталось самолетов Boeing 707? По состоянию на середину 2025 года в эксплуатации находится 79 самолетов, за исключением варианта KC-135, все они служат в армии, правительстве или по контракту. Превращение самолета из коммерческой основы в глобальный оборонный актив — это редкое и замечательное наследие.

Продолжающееся использование Boeing 707 отражает непреходящую ценность качественной инженерной подготовки. Несмотря на то, что его возраст и неэффективность становится все труднее оправдать, для многих эксплуатантов он остается незаменимым, по крайней мере, на данный момент. При правильной модернизации и тщательном техническом обслуживании он продолжает выполнять важные задачи, которые пока не под силу ни одному другому самолету в их парке.

Со временем Boeing 707 исчезнет из активного использования, но его влияние сохранится. История этого реактивного лайнера, который положил начало современной эре авиаперевозок и изменил военную стратегию, далека от забвения. Вероятно, его запомнят как один из самых универсальных и важных самолетов, когда-либо построенных.

Производитель Boeing, Тип самолета узкофюзеляжный, Первая поставка 26 октября 1958 года

Развернуть Свернуть

Похожие публикации