Содержание
Вопрос о том, какая страна производит лучшие истребители, всегда вызывает споры. В конце концов, некоторые могут возразить, что самолеты китайского или российского производства могут превосходить знаменитые американские самолеты. Однако неоспоримо то, что Соединенные Штаты располагают гораздо большим количеством реактивных истребителей, чем любая другая армия в мире.
Объединенные силы ВВС, ВМС, морской пехоты и сухопутных войск США насчитывают в сотни раз больше истребителей, чем их ближайший соперник. Вооруженные силы США имеют огромное качественное и количественное преимущество даже над Китаем, ближайшим конкурентом в классе истребителей.
Таблица лидеров военно-воздушных сил
Военно-воздушные силы во всем мире постоянно меняются. В последние годы в некоторых странах наблюдается рост, например, в Военно-воздушных силах Народно-освободительной армии Китая (НОАК). В других странах, таких как Соединенные Штаты и Россия, наблюдается сокращение. Единственной неизменной величиной, по крайней мере, с момента распада Советского Союза, является то, что США являются бесспорным мировым лидером в области авиации, что отражено в общедоступных данных, таких как обзор мирового народонаселения за 2025 год.
Разница в размерах авиапарка не только невелика, но и у США гораздо больше самолетов пятого поколения, чем у любой другой армии. Неясно, сколько всего было выпущено истребителей Су-57, но из примерно 30, которые, как утверждается, были произведены, по разным оценкам, от пяти до дюжины полностью боеспособных самолетов. Считается, что на вооружении ВВС НОАК имеется около 200 единиц J-20 Mighty Dragon, что подтверждается обновленной информацией, полученной прошлым летом от Jane’s.
Ранжирование | Количество бойцов |
---|---|
1. США | 2,358 |
2. Китай | 1,975 |
3. Россия | 1,008 |
4. Индия | 542 |
5. Япония | 253 |
Парк реактивных самолетов Индии весьма интересен. В число разнообразных платформ, на которых летают различные эскадрильи, входят самолеты Dassault, Sukhoi, Mikoyan и даже отечественного производства HAL Tejas. Поднявшись на пьедестал почета только в этом году, Япония лишь недавно начала поставки истребителей-невидимок F-35 для модернизации своих сил самообороны (SDF). В настоящее время планируется приобрести в общей сложности 127 истребителей Joint Strike, которые будут разделены между обычными моделями F-35A и V/STOL F-35B.
Флагманские истребители
Закрывать
Истребитель Lockheed Martin F-22 Raptor остается бесспорным лидером в небе. Россия может похвастаться небольшим количеством истребителей-невидимок Sukhoi Su-57 Felon, которые, как сообщается, соответствуют стандартам пятого поколения, но американские самолеты превосходят их по численности. Всего насчитывается чуть менее 200 самолетов Raptors, но с учетом того, что в мировом парке новых самолетов-невидимок Skunk Works насчитывается более 1200 единиц, F-35A/B/C Lightning II намного превосходит своего предшественника по численности.
Текущие отчеты свидетельствуют о том, что у ВВС НОАК больше самолетов-невидимок, чем у России. Китайский J-20 находится в производстве достаточно долго, чтобы накопить значительное количество самолетов, в то время как J-35 поступит в массовое производство со дня на день. Нечеткие фотографии предполагаемых истребителей шестого поколения, размещенные в китайских социальных сетях, не способствуют повышению их общей мощи, но способствуют повышению узнаваемости ВВС НОАК. В 2025 году участились случаи появления прототипов, и, возможно, в стадии разработки находятся две разные модели.
Военно-воздушные силы Индии (IAF) неуклонно расширяются и модернизируются за счет новых истребителей, таких как французский Rafale, и ведут переговоры с Lockheed Martin о возможном производстве реактивных самолетов F-16V по лицензии, получившей название F-21. В настоящее время истребители Dassault Rafale и Sukhoi Su-30MKI являются лучшими истребителями ВВС Индии. Индия уже отказалась от экспортного варианта Су-57 и решила инвестировать в отечественную программу создания перспективных средних боевых самолетов пятого поколения (AMCA).
Рабочие лошадки
Закрывать
Военно-воздушные силы США неуклонно модернизируют свой обширный парк реактивных самолетов, таких как F-15, F-16 и A-10, оснащая их новыми системами и даже модернизированными вариантами, чтобы «рекапитализировать» устаревший парк истребителей. Эти самолеты обладают большей массой и служат бок о бок с более совершенными F-22, F-35 и будущими F-47 шестого поколения. Истребители F-15 и F-16 особенно трудолюбивы, поскольку характеристики и полезная нагрузка Eagle сочетаются с известной гибкостью Viper в выполнении задач.
Парк российских воздушно-космических сил немного разнообразнее, чем у большинства других, с точки зрения комплектации. Вооруженные силы сочетают в себе устаревшие советские самолеты, такие как МиГ-29 и МиГ-31 Микояна-Гуревича или Су-25 Сухого, с более новыми реактивными самолетами, такими как МиГ-35, Су-34, Су-25, Су-35 и Су-30СМ2. Устаревшие реактивные самолеты обеспечивают легкодоступный резерв на случай проблем с готовностью, а также позволяют увеличить мощность воздушного судна или восполнить потери до тех пор, пока не прибудут новые реактивные самолеты.
Самолеты Chengdu J-10C, Shenyang J-11 и J-16 составляют основную часть тактических истребителей НОАК. Прорыв аэрокосмической промышленности КНР в области стелс-технологий опережает ее способность производить реактивные двигатели наравне с такими конкурентами, как Россия и США. Эти истребители хорошо выполняют возложенные на них многоцелевые задачи, но их недостаток более заметен у J-20 или J-35 по сравнению с F-22 и F-35.
Трио истребителей ВВС — Dassault Rafale, Су-30МКИ и Tejas — делает их истребительную авиацию более совершенной и устойчивой. Сочетание характеристик высокопроизводительного и прочного самолета Sukhoi хорошо сочетается с многофункциональным и высокотехнологичным Rafale. Tejas — это надежный производитель, который дополняет свое портфолио устойчивой и надежной цепочкой поставок, обеспечивающей постоянную высокую общую готовность персонала.
Mitsubishi F-15J и F-2 являются лицензионными версиями соответствующих американских аналогов, F-15C/D и F-16C/D. Заметным отличием является то, что F-2 намного больше обычного F-16 по размеру крыла и площади поверхности. Это делает его более эффективным и способным нести большую полезную нагрузку для выполнения ударных задач на море. Оба они в конечном итоге будут заменены истребителями F-35 и GCAP шестого поколения, или BAE Tempest.
Военно-морские истребители
Закрывать
Россия — единственная страна, где нет боеспособных сил морской авиации, поскольку авианосец «Кузнецов» остается непригодным к плаванию. ВМС США располагают своим парком суперкарьеров, который намного больше, чем у любого другого, но у Китая и Индии есть несколько крупнопалубных авианосцев, и даже у Японии есть штурмовые авианосцы, способные использовать вариант F-35B VSTOL. Военно-морской флот США составляет 451 единицу от общего числа американских истребителей, в то время как морская пехота США владеет 297 из общего парка истребителей США.
То
Boeing F/A-18E/F Super Hornet остается лидером авиационной отрасли США благодаря своей большей грузоподъемности, надежности двухдвигательного двигателя и двухместной конфигурации, что повышает эксплуатационные возможности. Военно-морская пехота США принимает на вооружение больше истребителей F-35, но по тем же причинам сохраняет и «Супер Хорнеты». Тем временем ВМС НОАК работают над модернизацией Shenyang J-15 до малозаметных J-35 с выпуском новых крупнопалубных самолетов.
Авианосцы ВМС Индии «Викрамадитья» и «Викрант» построены на базе советских кораблей класса «Киев». Они меньше, чем «Ляонин» и «Шаньдун» класса «Кузнецов», которые эксплуатируются по плану. По большинству стандартов эти корабли по-прежнему имеют «большую палубу», а для подъема в воздух высокопроизводительных многоцелевых истребителей используется трап. Военно-воздушные силы ВМС Индии располагают эскадрильей из 16 истребителей МиГ-29К как в одноместной, так и в двухместной комплектации.
Роль авианосцев, особенно американских суперносцев, была поставлена под сомнение, поскольку огромная стоимость одного корабля (около 13 миллиардов долларов для USS Ford) сопряжена с высоким риском в случае его уничтожения. Факт остается фактом: в 2025 году и на обозримые десятилетия современной войны авианосец станет непревзойденным средством проецирования глобальной мощи. Штурмовики и вертолетоносцы с малой палубой, оснащенные F-35B, предоставляют такие же возможности небольшим военно-морским силам, таким как Япония и Великобритания.
Истребители нового поколения
Закрывать
Истребители шестого поколения — это новейшие и величайшие боевые самолеты, разрабатываемые на сегодняшний день. Они готовы расширить возможности самолетов пятого поколения за счет внедрения передовых технологий, таких как искусственный интеллект, беспилотные летательные аппараты «верный напарник» и усовершенствованная сенсорная сеть. Предполагается, что эти реактивные самолеты будут представлять собой «систему систем», обладающую большей летальностью, гибкостью в выполнении задач и дальностью полета, чем самолеты пятого поколения.
Будущее истребителей — это малозаметность, сверхмощность с двигателями с изменяемым циклом работы, слияние сенсоров, искусственный интеллект и гиперзвуковое оружие. Открытая архитектура (модульность) имеет решающее значение для обеспечения быстрой адаптации и модернизации по мере появления новых технологий в течение срока службы планера. Ожидается, что эти реактивные самолеты станут основой военной сети в спорном пространстве, способной адаптироваться к меняющимся угрозам и выполнять различные задачи в воздухе.
6-е поколение | 5-е поколение | 4,5-е поколение |
---|---|---|
BAE Tempest | Lockheed Martin F-22 Raptor | Boeing F/A-18E/F Super Hornet |
Boeing F-47 (NGAD) | Lockheed Martin F-35 | Сухой Су-30 |
Сухой Охотник-Б (беспилотник) | Сухой Су-57 | Сухой Су-35 |
Dassault/Airbus FCAS | Chengdu J-20 | Eurofighter Typhoon |
Чэнду J-XX (спекулятивный) | Saab Gripen | |
Dassault Rafale |
Поколение 4.5, или «четыре с плюсом», представляет собой тип рекапитализации самолетов с улучшенными системами и малозаметной модификацией для рекапитализации истребителей, в то время как более «изысканные» платформы выполняют самые рискованные миссии. Четвертое поколение увеличило производительность многоцелевых реактивных самолетов до предела при выполнении любых задач. Передовые беспроводные системы, цифровая авионика, улучшенный радар и высокоточные боеприпасы — все это отличительные черты этого класса.
Третье поколение характеризуется достижениями в области многоцелевых истребителей BVR. Между тем, во втором поколении были представлены сверхзвуковые возможности, форсажные камеры, ранние радарные системы и управляемые ракеты класса «воздух-воздух».
4-е поколение | 3-е поколение | 2-е поколение | 1-е поколение |
---|---|---|---|
Grumman F-14 Tomcat | McDonnell Douglas F-4 Phantom II | Североамериканский истребитель F-100 Super Sabre | Messerschmitt Me 262 |
McDonnell Douglas F-15 Eagle | Northrop F-5 | Локхид F-104 Старфайтер | Глостер Метеор |
Дженерал Дайнемикс F-16 | МиГ-23 Микояна | МиГ-21 Микояна | Локхид P-80 «Падающая звезда» |
МиГ-29 Микояна | Сухой Су-17 | Сухой Су-9 | Североамериканский истребитель F-86 Sabre |
Сухой Су-27 | Dassault Mirage F1 | Dassault Mirage III | МиГ-15 имени Микояна |
Dassault Mirage 2000 | British Aerospace Harrier | Saab Draken | Ла-15 имени Лавочкина |
Эволюция реактивных истребителей с середины 1940-х до середины 1950-х годов стала началом современной эры в области ведения воздушной войны. Известными примерами того времени являются МиГ-15, F-86 Sabre, Gloster Meteor и de Havilland Vampire. Этот период инноваций в области скорострельности и беспрецедентных достижений в области скорости, габаритов, полезной нагрузки и вооружения сопровождался многочисленными человеческими жертвами среди летного состава, пока не появились более совершенные технологии проектирования, а также катапультируемые кресла.