Содержание
51 год назад Airbus A300 совершил свой первый коммерческий рейс с новым заказчиком Air France, превратившись в один из самых влиятельных широкофюзеляжных самолетов в истории. Когда появился A300, он стал первым двухмоторным широкофюзеляжным коммерческим самолетом на рынке, предоставив авиакомпаниям воздушное судно, которое могло выполнять дальнемагистральные рейсы большой вместимости с меньшими эксплуатационными расходами, чем трех- и четырехмоторные альтернативы, такие как McDonnell Douglas DC-10 или Boeing 747. Когда A300 впервые полетел с Air France, его успех под руководством французского перевозчика привлек множество авиакомпаний, стремящихся воспользоваться выгодными экономическими условиями и универсальностью маршрутов.
Производитель Airbus, Тип широкофюзеляжный самолет, первая поставка 23 мая 1974 года
Развернуть Свернуть
A300 оставался в производстве почти четыре десятилетия и зарекомендовал себя как самолет, благодаря которому Airbus стал ведущим мировым производителем коммерческих самолетов. За время своего производственного цикла было построено более 550 самолетов Airbus A300, и twinjet до сих пор широко используется в качестве грузового самолета (и в редких случаях — пассажирского реактивного самолета). Airbus разработает удлиненную версию — A300-600, которая дебютировала в 1980-х годах и стала самым продаваемым вариантом семейства с более чем 300 поставками. Несмотря на первоначальные трудности в разработке, модель A300 имела большое значение для будущих широкофюзеляжных моделей по всему миру.
A300: Универсальный двухмоторный широкофюзеляжный самолет
Во время разработки A300s на рынке уже были зарекомендовавшие себя и популярные широкофюзеляжные самолеты, в частности Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10, которые обладали высокой вместимостью и дальностью полета, что идеально подходит для дальнемагистральных перевозок. Несмотря на то, что вышеупомянутые самолеты были превосходны для своего рынка, они были дорогостоящими в эксплуатации и, как правило, должны были выполняться на длинных маршрутах с высокой загрузкой, чтобы приносить прибыль.
A300 появился в результате совместного соглашения между правительствами Франции, Западной Германии и Великобритании. Как и было точно предсказано, у авиакомпаний возник спрос на широкофюзеляжные самолеты на более коротких сегментах, для которых эксплуатация таких экономичных самолетов, как 747, была бы неэкономичной. Таким образом, в центре внимания оказалась идея создания 300-местного двухмоторного реактивного самолета, предназначенного для среднемагистрального рынка, и ее разработка в конечном итоге привела к возникновению Airbus как компании.
Модель самолета | Типовая вместимость | Максимальная вместимость |
---|---|---|
Airbus A300-600 | 247-266 (двухклассный) | До 298 |
McDonnell Douglas DC-10 | 250-300 (трехклассный) | До 380 |
Boeing 747-200 | 366 (трехклассный) | До 480 |
Как заявили в Airbus, A300 «ознаменовал начало новой эры воздушного транспорта с увеличением пассажировместимости и непревзойденной эксплуатационной эффективностью«. Авиакомпания Air France стала первым официальным заказчиком A300, заключив контракт на поставку шести корпусов в 1970 году, за четыре года до того, как самолет впервые начал эксплуатироваться пассажирами, а немецкая авиакомпания Lufthansa последовала его примеру.
Что сделало A300 Популярным Самолетом?
Начиная с того момента, как A300 привлек внимание авиакомпаний, полеты с двумя двигателями значительно улучшили их эксплуатационную экономичность, что сделало его приемлемым вариантом для среднемагистральных рейсов, где 747-й не подходил. Кроме того, наличие всего двух двигателей также привело к экономии средств в отделе технического обслуживания и помогло бы эксплуатантам еще больше увеличить свою прибыль.
Благодаря усовершенствованной авионике самолет стал первым широкофюзеляжным самолетом, сертифицированным для полетов с двумя экипажами, что еще больше снизило эксплуатационные расходы. Таким образом, A300 может обеспечить гораздо более низкую стоимость одного посадочного места, чем триджеты того времени. По сравнению с узкофюзеляжными самолетами, A300 также обеспечивал значительное грузовое пространство в багажном отделении, что позволяло операторам получать дополнительный доход за рейс за счет перевозки дополнительного груза в салоне.
Спецификация | Аэробус A300-600R | McDonnell Douglas DC-10-30 | Локхид L-1011-500 |
---|---|---|---|
Длина | 54,08 м (177 футов, 5 дюймов) | 55,5 м (182 фута, 1 дюйм) | 50,05 м (164 фута) 2 дюйма |
Ширина фюзеляжа | 5,64 м (18 футов, 6 дюймов) | 5,54 м (18 футов, 2 дюйма) | 5,79 м (19 футов) |
Максимальный взлетный вес | 171 700 кг (378 000 фунтов) | 259 500 кг (572 000 фунтов) | 231 300 кг (510 000 фунтов) |
Диапазон | 4050 НМ (7500 км) | 5200 НМ (9600 км) | 6100 НМ (11 260 км) |
Авиапассажиры привыкли наслаждаться комфортом современных широкофюзеляжных самолетов, в первую очередь Boeing 747, но это, как правило, предназначалось для дальнемагистральных рейсов. Построенный с широким фюзеляжем длиной 5,64 метра, A300 предлагал просторную кабину и ощущение комфорта на борту многим городским пассажирам и завоевал репутацию «роскошного лайнера».
Первые продажи A300 были невысокими
Как и в случае с любым новым авиалайнером, поднимающимся в небо, авиакомпании должны проявлять определенную осторожность, прежде чем решаться на крупные покупки. Это было еще более актуально много десятилетий назад, когда производители экспериментировали с новыми технологиями или концепциями — в данном случае с двухконтурным широкофюзеляжным самолетом с использованием композитных материалов. Airbus также был новичком в отрасли и не имел зарекомендовавшего себя имени таких гигантов производства, как Boeing, Lockheed и McDonnell Douglas.
Первоначально основной объем заказов пришелся на внутренние авиаперевозчики Air France и Lufthansa, поскольку первые продажи самолета оказались разочаровывающими. Однако Korean Air стала первой неевропейской авиакомпанией, заказавшей самолет, и другие перевозчики последовали ее примеру. К концу 1970-х годов на A300 было получено более 200 твердых заказов, и более чем в дюжине авиакомпаний уже находилось в эксплуатации более 100 самолетов.
Закрывать
Этот период стал бы пиковым для поставок А300, поскольку лучший год программы (с точки зрения поставок) пришелся на 1982 год, когда было поставлено 46 самолетов. К этому моменту производитель самолетов находился в процессе сертификации своего нового реактивного самолета Airbus A310, сокращенной версии A300. В конечном итоге A310 превзошел A300 по объемам поставок спустя почти все годы после его дебюта в 1983 году, однако к 1990-м годам заказы на A310 иссякли, и Airbus осуществил всего девять поставок за последние пять лет реализации программы.
Напротив, продажи A300 продолжат расти и в новом тысячелетии, а Airbus сохранит стабильные темпы поставок до тех пор, пока в 2007 году не будет передан окончательный вариант планера. Несмотря на то, что к этому моменту семейство самолетов стало более популярным в качестве грузовых, оно, тем не менее, обеспечило Airbus стабильный доход и позволило серийному производству A300s продлиться впечатляющие 37 лет.
A300-600 стал бестселлером
В том же году, когда самолет A310 впервые начал обслуживать пассажиров, Airbus выполнял первый полет на своем последнем самолете семейства A300 — A300-600. Благодаря слегка вытянутому фюзеляжу, A300-600 получил несколько ключевых усовершенствований, которые в конечном итоге сделали его самым популярным вариантом в семействе A300.
Первоначально A300-600 оснащался двигателями Pratt & Whitney JT9D, но позже стал выпускаться с двигателями Pratt & Whitney PW4156/PW4158 или General Electric CF6. Затем Airbus модернизировал самолет, создав более дальнемагистральный вариант под названием A300-600R, который должен был заменить базовый вариант. В общей сложности Airbus построил более 300 самолетов A300-600, продажи которых превысили продажи A310 более чем на 50 самолетов.
Вариант | Произведенный |
---|---|
A300B2-100 | 32 |
A300B2-200 | 25 |
A300B2-320 | 4 |
A300B4-100 | 47 |
A300B4-200 | 136 |
А300-600 | 313 |
A300-600ST «Белуга» | 5 |
Давайте не будем забывать о легендарном A300-600ST (Super Transporter), созданном для перевозки негабаритных грузов. Созданный на основе A300-600, грузовой самолет, более известный как «Белуга», был сконструирован с выпуклым фюзеляжем и другими конструктивными усилениями для перевозки деталей между заводами Airbus. Этот похожий на кита реактивный самолет был введен в эксплуатацию в середине 1990-х годов, и было построено всего пять корпусов — хотя с тех пор его заменил Airbus BelugaXL (производная от A330-200), все пять A300-600ST остаются в эксплуатации и по сей день.
Влияние A300 на Будущие самолеты
В А300 было много нового, что стало основой для будущих самолетов, в частности, в нем использовались два двигателя и композитные материалы. С появлением следующего поколения широкофюзеляжных самолетов, включая A330 и Boeing 777, также использующих двухдвигательную модель, A300 установил стандарт, который остается актуальным и сегодня для A350, 787 Dreamliner и готовящегося к выпуску Boeing 777X.
Несмотря на то, что A300 был не таким совершенным, как системы автономной работы семейства A320, он стал одним из первых новаторов в этой области и вдохновил Airbus на разработку принципиально новых систем для A320 в конце 1980-х годов. Это также стало пионером в использовании кабин для двух членов экипажа на широкофюзеляжных самолетах, избавив от необходимости в бортинженере, что вскоре было принято остальной отраслью.
Реактивный самолет также начал бы определять динамику развития обрабатывающей промышленности, сделав базирующуюся в Европе компанию Airbus ключевым игроком в отрасли, в которой до сих пор доминировали американские компании. Воодушевленный успехом A300, Airbus разработал свое чрезвычайно популярное семейство узкофюзеляжных самолетов A320, а затем начал работу над еще одним широкофюзеляжным двухмоторным самолетом A330.
Airbus A330 станет одним из самых успешных семейств самолетов в истории, получив около 1500 заказов на свои оригинальные модификации A330-200 и A330-300. С тех пор Airbus обновил программу, представив A330neo, на который было получено почти 400 заказов, и, безусловно, показатели семейства A330 выше, чем у четырехмоторного A340, который был поставлен всего 377 раз.