...
Главная Авиатехника Как Airbus A300 произвел революцию в широкофюзеляжных Перевозках 51 Год Назад

Как Airbus A300 произвел революцию в широкофюзеляжных Перевозках 51 Год Назад

от admin

51 год назад Airbus A300 совершил свой первый коммерческий рейс с новым заказчиком Air France, превратившись в один из самых влиятельных широкофюзеляжных самолетов в истории. Когда появился A300, он стал первым двухмоторным широкофюзеляжным коммерческим самолетом на рынке, предоставив авиакомпаниям воздушное судно, которое могло выполнять дальнемагистральные рейсы большой вместимости с меньшими эксплуатационными расходами, чем трех- и четырехмоторные альтернативы, такие как McDonnell Douglas DC-10 или Boeing 747. Когда A300 впервые полетел с Air France, его успех под руководством французского перевозчика привлек множество авиакомпаний, стремящихся воспользоваться выгодными экономическими условиями и универсальностью маршрутов.

Производитель Airbus, Тип широкофюзеляжный самолет, первая поставка 23 мая 1974 года

Развернуть Свернуть

A300 оставался в производстве почти четыре десятилетия и зарекомендовал себя как самолет, благодаря которому Airbus стал ведущим мировым производителем коммерческих самолетов. За время своего производственного цикла было построено более 550 самолетов Airbus A300, и twinjet до сих пор широко используется в качестве грузового самолета (и в редких случаях — пассажирского реактивного самолета). Airbus разработает удлиненную версию — A300-600, которая дебютировала в 1980-х годах и стала самым продаваемым вариантом семейства с более чем 300 поставками. Несмотря на первоначальные трудности в разработке, модель A300 имела большое значение для будущих широкофюзеляжных моделей по всему миру.

A300: Универсальный двухмоторный широкофюзеляжный самолет

How The Airbus A300 Revolutionized Widebody Service 51 Years Ago

Во время разработки A300s на рынке уже были зарекомендовавшие себя и популярные широкофюзеляжные самолеты, в частности Boeing 747 и McDonnell Douglas DC-10, которые обладали высокой вместимостью и дальностью полета, что идеально подходит для дальнемагистральных перевозок. Несмотря на то, что вышеупомянутые самолеты были превосходны для своего рынка, они были дорогостоящими в эксплуатации и, как правило, должны были выполняться на длинных маршрутах с высокой загрузкой, чтобы приносить прибыль.

A300 появился в результате совместного соглашения между правительствами Франции, Западной Германии и Великобритании. Как и было точно предсказано, у авиакомпаний возник спрос на широкофюзеляжные самолеты на более коротких сегментах, для которых эксплуатация таких экономичных самолетов, как 747, была бы неэкономичной. Таким образом, в центре внимания оказалась идея создания 300-местного двухмоторного реактивного самолета, предназначенного для среднемагистрального рынка, и ее разработка в конечном итоге привела к возникновению Airbus как компании.

Модель самолета

Типовая вместимость

Максимальная вместимость

Airbus A300-600

247-266 (двухклассный)

До 298

McDonnell Douglas DC-10

250-300 (трехклассный)

До 380

Boeing 747-200

366 (трехклассный)

До 480

Как заявили в Airbus, A300 «ознаменовал начало новой эры воздушного транспорта с увеличением пассажировместимости и непревзойденной эксплуатационной эффективностью«. Авиакомпания Air France стала первым официальным заказчиком A300, заключив контракт на поставку шести корпусов в 1970 году, за четыре года до того, как самолет впервые начал эксплуатироваться пассажирами, а немецкая авиакомпания Lufthansa последовала его примеру.

Что сделало A300 Популярным Самолетом?

How The Airbus A300 Revolutionized Widebody Service 51 Years Ago

Начиная с того момента, как A300 привлек внимание авиакомпаний, полеты с двумя двигателями значительно улучшили их эксплуатационную экономичность, что сделало его приемлемым вариантом для среднемагистральных рейсов, где 747-й не подходил. Кроме того, наличие всего двух двигателей также привело к экономии средств в отделе технического обслуживания и помогло бы эксплуатантам еще больше увеличить свою прибыль.

Благодаря усовершенствованной авионике самолет стал первым широкофюзеляжным самолетом, сертифицированным для полетов с двумя экипажами, что еще больше снизило эксплуатационные расходы. Таким образом, A300 может обеспечить гораздо более низкую стоимость одного посадочного места, чем триджеты того времени. По сравнению с узкофюзеляжными самолетами, A300 также обеспечивал значительное грузовое пространство в багажном отделении, что позволяло операторам получать дополнительный доход за рейс за счет перевозки дополнительного груза в салоне.

Спецификация

Аэробус A300-600R

McDonnell Douglas DC-10-30

Локхид L-1011-500

Длина

54,08 м (177 футов, 5 дюймов)

55,5 м (182 фута, 1 дюйм)

50,05 м (164 фута) 2 дюйма

Ширина фюзеляжа

5,64 м (18 футов, 6 дюймов)

5,54 м (18 футов, 2 дюйма)

5,79 м (19 футов)

Максимальный взлетный вес

171 700 кг (378 000 фунтов)

259 500 кг (572 000 фунтов)

231 300 кг (510 000 фунтов)

Диапазон

4050 НМ (7500 км)

5200 НМ (9600 км)

6100 НМ (11 260 км)

Авиапассажиры привыкли наслаждаться комфортом современных широкофюзеляжных самолетов, в первую очередь Boeing 747, но это, как правило, предназначалось для дальнемагистральных рейсов. Построенный с широким фюзеляжем длиной 5,64 метра, A300 предлагал просторную кабину и ощущение комфорта на борту многим городским пассажирам и завоевал репутацию «роскошного лайнера».

Первые продажи A300 были невысокими

How The Airbus A300 Revolutionized Widebody Service 51 Years Ago

Как и в случае с любым новым авиалайнером, поднимающимся в небо, авиакомпании должны проявлять определенную осторожность, прежде чем решаться на крупные покупки. Это было еще более актуально много десятилетий назад, когда производители экспериментировали с новыми технологиями или концепциями — в данном случае с двухконтурным широкофюзеляжным самолетом с использованием композитных материалов. Airbus также был новичком в отрасли и не имел зарекомендовавшего себя имени таких гигантов производства, как Boeing, Lockheed и McDonnell Douglas.

Первоначально основной объем заказов пришелся на внутренние авиаперевозчики Air France и Lufthansa, поскольку первые продажи самолета оказались разочаровывающими. Однако Korean Air стала первой неевропейской авиакомпанией, заказавшей самолет, и другие перевозчики последовали ее примеру. К концу 1970-х годов на A300 было получено более 200 твердых заказов, и более чем в дюжине авиакомпаний уже находилось в эксплуатации более 100 самолетов.

Закрывать

Этот период стал бы пиковым для поставок А300, поскольку лучший год программы (с точки зрения поставок) пришелся на 1982 год, когда было поставлено 46 самолетов. К этому моменту производитель самолетов находился в процессе сертификации своего нового реактивного самолета Airbus A310, сокращенной версии A300. В конечном итоге A310 превзошел A300 по объемам поставок спустя почти все годы после его дебюта в 1983 году, однако к 1990-м годам заказы на A310 иссякли, и Airbus осуществил всего девять поставок за последние пять лет реализации программы.

Напротив, продажи A300 продолжат расти и в новом тысячелетии, а Airbus сохранит стабильные темпы поставок до тех пор, пока в 2007 году не будет передан окончательный вариант планера. Несмотря на то, что к этому моменту семейство самолетов стало более популярным в качестве грузовых, оно, тем не менее, обеспечило Airbus стабильный доход и позволило серийному производству A300s продлиться впечатляющие 37 лет.

A300-600 стал бестселлером

How The Airbus A300 Revolutionized Widebody Service 51 Years Ago

В том же году, когда самолет A310 впервые начал обслуживать пассажиров, Airbus выполнял первый полет на своем последнем самолете семейства A300 — A300-600. Благодаря слегка вытянутому фюзеляжу, A300-600 получил несколько ключевых усовершенствований, которые в конечном итоге сделали его самым популярным вариантом в семействе A300.

Первоначально A300-600 оснащался двигателями Pratt & Whitney JT9D, но позже стал выпускаться с двигателями Pratt & Whitney PW4156/PW4158 или General Electric CF6. Затем Airbus модернизировал самолет, создав более дальнемагистральный вариант под названием A300-600R, который должен был заменить базовый вариант. В общей сложности Airbus построил более 300 самолетов A300-600, продажи которых превысили продажи A310 более чем на 50 самолетов.

Вариант

Произведенный

A300B2-100

32

A300B2-200

25

A300B2-320

4

A300B4-100

47

A300B4-200

136

А300-600

313

A300-600ST «Белуга»

5

Давайте не будем забывать о легендарном A300-600ST (Super Transporter), созданном для перевозки негабаритных грузов. Созданный на основе A300-600, грузовой самолет, более известный как «Белуга», был сконструирован с выпуклым фюзеляжем и другими конструктивными усилениями для перевозки деталей между заводами Airbus. Этот похожий на кита реактивный самолет был введен в эксплуатацию в середине 1990-х годов, и было построено всего пять корпусов — хотя с тех пор его заменил Airbus BelugaXL (производная от A330-200), все пять A300-600ST остаются в эксплуатации и по сей день.

Влияние A300 на Будущие самолеты

How The Airbus A300 Revolutionized Widebody Service 51 Years Ago

В А300 было много нового, что стало основой для будущих самолетов, в частности, в нем использовались два двигателя и композитные материалы. С появлением следующего поколения широкофюзеляжных самолетов, включая A330 и Boeing 777, также использующих двухдвигательную модель, A300 установил стандарт, который остается актуальным и сегодня для A350, 787 Dreamliner и готовящегося к выпуску Boeing 777X.

Несмотря на то, что A300 был не таким совершенным, как системы автономной работы семейства A320, он стал одним из первых новаторов в этой области и вдохновил Airbus на разработку принципиально новых систем для A320 в конце 1980-х годов. Это также стало пионером в использовании кабин для двух членов экипажа на широкофюзеляжных самолетах, избавив от необходимости в бортинженере, что вскоре было принято остальной отраслью.

Реактивный самолет также начал бы определять динамику развития обрабатывающей промышленности, сделав базирующуюся в Европе компанию Airbus ключевым игроком в отрасли, в которой до сих пор доминировали американские компании. Воодушевленный успехом A300, Airbus разработал свое чрезвычайно популярное семейство узкофюзеляжных самолетов A320, а затем начал работу над еще одним широкофюзеляжным двухмоторным самолетом A330.

Airbus A330 станет одним из самых успешных семейств самолетов в истории, получив около 1500 заказов на свои оригинальные модификации A330-200 и A330-300. С тех пор Airbus обновил программу, представив A330neo, на который было получено почти 400 заказов, и, безусловно, показатели семейства A330 выше, чем у четырехмоторного A340, который был поставлен всего 377 раз.

Похожие публикации