Министерство транспорта США (DOT) обострило давний спор с Мексикой по поводу предполагаемых нарушений соглашения по открытому небу, подписанного странами в 2015 году, пригрозив ограничить доступ мексиканских авиакомпаний в США и прекратить трансграничное совместное предприятие (СП) Aeromexico-Delta Air Lines.
Министр транспорта США Шон Даффи обвинил Мексику в “вопиющем пренебрежении” соглашением по открытому небу, указав на “антиконкурентное” поведение, связанное с ограничениями пропускной способности, введенными в 2022 и 2023 годах в международном аэропорту Мехико имени Бенито Хуареса (MEX).
Этот спор восходит к предыдущим президентским администрациям Джо Байдена в США и Андреса Мануэля Лопеса Обрадора в Мексике. В то время как президент США Дональд Трамп и Даффи подчеркнуто обвиняли администрацию Байдена в нынешнем положении дел, новые заявки DOT подтверждают и развивают аргументы, выдвинутые в заявках 2024 года предыдущей DOT, возглавляемой тогдашним госсекретарем Питом Буттиджичем. 19 июля DOT обнародовала три новых приказа. Один из них требует от мексиканских авиакомпаний предоставлять подробную информацию о текущих операциях в США, чтобы определить, являются ли их трансграничные рейсы законными. Второй требует, чтобы мексиканские перевозчики “получали предварительное одобрение” от DOT, прежде чем выполнять пассажирские или грузовые чартерные рейсы в США. Третий — это обновление приказа администрации Байдена от января 2024 года, в котором предварительно предусматривалось прекращение деятельности трансграничного совместного предприятия Delta-Aeromexico, защищенного антимонопольным законодательством.
Лопес Обрадор, сославшись на сильную загруженность аэропорта Мехико, в 2023 году приказал операторам грузовых перевозок, включая американских перевозчиков FedEx и United Parcel Service, перенести рейсы из Мехико в международный аэропорт имени Фелипе Анхелеса (NLU), который открылся в марте 2022 года. NLU, бывшая военная база, переоборудованная для коммерческих операций, расположена примерно в 30 милях от Мехико и рассматривается перевозчиками как менее привлекательная для эффективной перевозки грузов через Мехико и его окрестности.
Это произошло через год после того, как мексиканское правительство вынудило American Airlines, Delta и United Airlines, а также мексиканских перевозчиков Aeromexico, Viva Aerobus и Volaris сократить количество пассажиров в аэропорту Мехико.
Сокращение количества мест было “сделано под предлогом ограниченности пропускной способности и операционных ограничений в MEX”, — говорится в заявлении DOT от 19 июля. “В 2023 году Мексика в одностороннем порядке вынудила всех американских грузовых перевозчиков покинуть Мексику под тем же предлогом насыщения, предупредив об этом всего за 108 рабочих дней. Мексика не предприняла никаких действий для восстановления эксплуатационных прав американских грузовых перевозчиков, гарантированных соглашением о воздушном сообщении между США и Мексикой.”
Правительство Мексики сократило количество разрешенных часовых рейсов воздушных судов в аэропорту Мехико с 61 — это ограничение действует с 2014 года — до 52 на зимний сезон 2022/23, а затем снова сократило их количество до 43 на зимний сезон 2023/24. Эти сокращения привели к сокращению количества пассажирских рейсов и переносу грузовых рейсов в NLU.
“Причина этих значительных сокращений остается неясной, поскольку физически ничего не изменилось ни в терминалах, ни на взлетно-посадочных полосах аэропорта Мексики”, — говорится в сообщении DOT от 19 июля.
DOT вводит новые требования к мексиканским авиакомпаниям, которые могут позволить агентству ограничить полеты в США. Оно требует, чтобы мексиканские авиакомпании представили подробные данные о расписании трансграничных рейсов, включая используемое оборудование, частоту и время прибытия и отправления в каждом аэропорту, до 29 июля, чтобы агентство могло “определить, выполняется ли операция». некоторые из услуг, содержащихся в этих расписаниях… могут противоречить применимому законодательству или отрицательно сказываться на общественных интересах”.
В DOT также говорится, что мексиканским перевозчикам вскоре потребуется “получить предварительное одобрение министерства в форме заявления о разрешении на выполнение” пассажирских или грузовых чартерных рейсов в США.
Последствия сотрудничества Aeromexico и Delta
DOT в постановлении от 19 июля о “показательном деле” заявила, что совместное предприятие Aeromexico и Delta, защищенное антимонопольным законодательством, больше не отвечает общественным интересам.
“Основываясь на действиях Мексики, которые привели к искажению рынка и существенному изменению конкурентных преимуществ совместного предприятия Delta-Aeromexico, мы не считаем, что существуют приемлемые альтернативы снятию [антимонопольного иммунитета], которые соответствовали бы общественным интересам и международной авиационной политике США.,”в картотеке указано.
Совместное предприятие Aeromexico и Delta, созданное в 2017 году, борется за выживание с 2020 года, когда истек срок действия первоначальных полномочий, предоставленных DOT в конце 2016 года. С тех пор деятельность совместного предприятия продолжалась на предварительной основе.
Совместное предприятие работает на антимонопольной основе, не принимая во внимание требования к металлам, при этом авиакомпании совместно планируют, продают, эксплуатируют и делят доходы от трансграничных рейсов. Delta владеет 20% акций Aeromexico.
По данным CAPA – Центра авиационных данных, по состоянию на март 2025 года совместное предприятие обслуживает 21,8% рейсов в обе стороны между Мексикой и США. Совокупная доля рынка этих двух авиакомпаний превышает долю American, на долю которой приходится 19,8% мест в двухстороннем сообщении, и United, на долю которой приходится 15,2%.
В DOT говорится, что “ненадежная и непрозрачная практика администрирования игровых автоматов, которая привела к снижению пропускной способности MEX”, привела к «потенциальному вредному воздействию антимонопольного иммунитета в этой среде, с особым акцентом на отсутствие доступа или возможности выхода на рынок Мехико”.
Агентство добавило, что оно “видит значительный экономический ущерб в результате действий Мексики, в том числе в отношении продолжения деятельности совместного предприятия Delta-Aeromexico, и этот ущерб, вероятно, со временем возрастет, учитывая нынешнюю искажающую ситуацию на рынке”.
DOT предварительно определила, что совместное предприятие должно быть прекращено, но уточнила, что оно “намерено отклонить эти соглашения только в целях снятия [антимонопольного иммунитета] с альянса. Чтобы внести ясность, департамент призывает [Delta и Aeromexico] продолжать коммерческое сотрудничество в интересах конкуренции и не считает, что сотрудничество на расстоянии вытянутой руки, широко практикуемое в авиационной отрасли, является антиконкурентным на этом рынке”.
Согласно заявлению Даффи, Delta и Aeromexico “смогут продолжить свое партнерство благодаря таким активным действиям, как совместное использование кодов, маркетинг и сотрудничество с часто летающими пассажирами. Delta также сможет сохранить свою долю в Aeromexico и беспрепятственно выполнять все существующие рейсы на рынке США и Мексики”.
В первоначальном заявлении, отреагировавшем на решение DOT о создании шоу, Delta заявила, что прекращение совместного предприятия “нанесет значительный ущерб потребителям, путешествующим между США и Мексикой”.
Даффи, тем временем, выступил с предупреждением в адрес “множества других стран, которые игнорируют условия наших соглашений о воздушном транспорте”. В заявлении DOT добавлено: “Например, мы проводим мониторинг европейских государств, чтобы убедиться, что они применяют сбалансированный подход к снижению шума в своих аэропортах и не вводят неоправданных эксплуатационных ограничений. Департамент стремится обеспечить соблюдение наших соглашений, чтобы обеспечить справедливый и конкурентный характер авиационных рынков”.