Содержание
Авиационная компания Boom Supersonic стремится революционизировать будущее воздушного транспорта, вновь внедряя сверхзвуковые полеты. Единственным коммерческим самолетом, предлагавшим сверхзвуковые перевозки, был «Конкорд» и, совсем недолго, его советский аналог — Ту-144 «Конкордский». Сейчас середина 2025 года, и в течение 2025 года произошли некоторые важные изменения в стремлении Boom вывести на рынок сверхзвуковую модель Overture.
Boom Overture будет рассчитан на 60-80 пассажиров и будет иметь дальность полета 4250 морских миль. Он будет ориентирован на бизнес-сегмент рынка, ориентируясь на маршруты средней протяженности между ведущими деловыми центрами, например, из Нью-Йорка в Лондон. Вот что мы знаем о разработке и статусе авиалайнера Boom Supersonic Overture.
Отмена запрета на сверхзвуковые полеты над сушей
Одним из наиболее заметных событий является отмена Соединенными Штатами 50-летнего запрета на полеты сверхзвуковых самолетов над сушей. В июне 2025 года президент Трамп издал указ, требующий от FAA снять ограничения на сверхзвуковые полеты над воздушным пространством США. С 1970 года FAA ограничивает полеты с превышением скорости 1 Маха, а правила по шуму действуют с 1968 года. Это устраняет основное препятствие, с которым столкнулась компания Boom Overture.
Эти ограничения, препятствующие сверхзвуковым трансконтинентальным перелетам, были одной из главных причин, по которой Concorde не удалось привлечь покупателей за пределами British Airways и Air France. В течение многих лет NASA, Boom и другие компании экспериментировали с тем, как устранить или уменьшить сверхзвуковой шум, возникающий при разгоне самолетов выше скорости звука. Неясно, насколько шумной будет Overture, но, скорее всего, она будет намного тише, чем Concorde.
Кроме того, Overture намного меньше и медленнее Concorde. В то время как Concorde может развивать крейсерскую скорость более 2 Махов, максимальная крейсерская скорость Overture составляет около 1,7. Ранее Boom рекламировала на своем веб-сайте, что Overture сможет летать над водой со скоростью 1,7 Маха и на 20% быстрее, чем современные коммерческие самолеты на суше. Теперь, похоже, самолет сможет летать со скоростью 1,7 Маха над сушей, по крайней мере, над территорией США. Остается неясным, последуют ли примеру других стран и снимут ли запрет.
Первый пилотируемый сверхзвуковой полет Стрелы
В январе 2025 года экспериментальный самолет Boom XB-1 стал первым гражданским сверхзвуковым реактивным самолетом, созданным в Соединенных Штатах и преодолевшим звуковой барьер. Испытательный полет проходил над пустыней Мохаве в воздушно-космическом порту Мохаве в Калифорнии. Компания Boom назвала этот полет первым успешным сверхзвуковым полетом своего демонстратора.
Демонстрационный самолет XB-1 пилотировал главный летчик-испытатель Boom Тристан “Джеппетто” Бранденбург. Он поднялся на высоту 35 290 футов, а затем разогнался до 1122 Маха, что позволило ему впервые преодолеть звуковой барьер. По словам Boom, демонстратор включал в себя ряд функций, которые будут доступны в Overture, в том числе композитные материалы из углеродного волокна, цифровое усиление устойчивости и систему обзора в дополненной реальности для улучшения видимости при посадке.
Boom Supersonic Overture | |
---|---|
Крейсерская скорость | 1,7 Маха |
Диапазон | 4250 морских миль |
Первый рейс | 2026 год (планируется) |
Ввод в эксплуатацию | 2029 год (планируется) |
Количество посадочных мест | 60-80 мест |
Авиакомпании-партнеры (указано) | United Airlines, American Airlines, Japan Airlines |
Компания Boom заявила, что в настоящее время работает над расширением технологии, используемой в демонстраторе XB-1 для своего флагманского сверхзвукового авиалайнера Overture. По состоянию на январь 2025 года XB-1 совершил в общей сложности 11 испытательных полетов с пилотированием человека. Условия испытательных полетов для оценки демонстратора становятся все более сложными по мере того, как выполняются полеты на дозвуковых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
Компания Boom завершила строительство своего завода
В июне 2024 года компания Boom Supersonic ознаменовала завершение строительства своей суперфабрики Overture. Этот завод расположен в международном аэропорту Пьемонт-Триад в Гринсборо, штат Северная Каролина, который также является районом, выбранным стартапом JetZero для создания своего завода по производству новых самолетов со смешанным крылом и кузовом. Компания Boom заявляет, что именно здесь будет создана сборочная линия для производства сверхзвуковых реактивных самолетов Overture.
Мощность нового завода позволит выпускать 33 самолета Overture в год. Кроме того, компания Boom планирует построить еще одну сборочную линию, которая позволит увеличить годовой объем производства до 66 реактивных самолетов. Для справки, в 2024 году Boeing поставил 51 экземпляр Boeing 787 Dreamliner. Boeing 787 является самым продаваемым широкофюзеляжным авиалайнером Boeing. Компания Boom утверждает, что ее программы позволят создать 2400 рабочих мест в течение следующих 20 лет и вложат десятки миллиардов долларов в экономику Северной Каролины.
Пока неясно, когда будет построен первый полномасштабный самолет Overture и находятся ли опытные образцы в стадии разработки. Завершение строительства завода знаменует собой важную веху и свидетельствует о том, что Overture превращается из концепции в реальность. Ранее Boom заявлял, что первая модель Overture будет выпущена в 2025 году, совершит первый полет в 2026 году и поступит на вооружение в 2029 году. В прошлом были и другие американские сверхзвуковые программы, в том числе Boeing 2707 и Lockheed L-2000 в 1960-х и 1970-х годах. Однако они не продвинулись дальше стадии проектирования/создания макета.
Заказано/предзаказано 130 подъемов стрелы
На данный момент три крупные авиакомпании сотрудничают с Boom в разработке Overture и совместно заказали или предзаказали 130 экземпляров. United Airlines стала первой американской авиакомпанией, подписавшей коммерческий контракт с Boom Supersonic. Компания подписала соглашение о покупке 15 самолетов с опционом еще на 35 самолетов.
В августе 2022 года American Airlines объявила о заключении сделки с Boom Supersonic на покупку до 20 самолетов Overture с опционом еще на 40. American также внесла невозвратный депозит за первые 20 самолетов. Авиакомпания Japan Airlines является партнером программы с 2017 года, когда было достигнуто соглашение об инвестировании в Boom 10 миллионов долларов. У нее есть возможность приобрести до 20 самолетов по предварительному заказу.
Заказы/опции | |
---|---|
American Airlines | 60 |
Объединенные авиалинии | 50 |
Японские авиалинии | 20 |
На данный момент это три авиакомпании, которые Boom объявил в качестве партнеров Overture и которые уже разместили заказы. Это говорит о том, что за последние три года ни одна новая авиакомпания не сотрудничала с Boom. В 2016 году Virgin Group получила опционы на десять образцов, но в 2023 году они были отменены. Считается, что еще 51 образец был заказан или предоставлен в качестве опции неустановленным клиентам. Остается неясным, насколько большим будет спрос на эту новинку; многие авиакомпании, возможно, занимают выжидательную позицию. Между тем, United Airlines, Delta Air Lines и Alaska Airlines сотрудничают с JetZero в разработке самолетов BWB Z4.
Разработка двигателя Boom Overture
В июле 2024 года Boom Supersonic объявила, что ускоряет разработку двигателя Symphony для оснащения самолета. В компании заявили, что работа над двигателем продвигается быстрыми темпами, ведутся испытания оборудования, и первый полномасштабный двигатель будет запущен в эксплуатацию всего через 18 месяцев. Boom также сообщил, что двигатель Symphony будет собран в Сан-Антонио, штат Техас, по соглашению с компанией StandardAero. В июне 2024 года Boom сообщил, что уже работает над созданием и испытаниями оборудования Symphony, начиная с полномасштабных испытаний аэродинамики камеры сгорания.
В апреле 2025 года компания Boom объявила, что выбрала площадку в воздушно-космическом порту Колорадо в Вактинсе, штат Колорадо, для проведения испытаний двигателей Symphony. Ранее эта площадка использовалась для разработки гиперзвуковых двигателей. В настоящее время ведется подготовка площадки, и ожидается, что испытания сверхзвукового двигателя начнутся позднее в 2025 году.
Сверхзвуковой реактивный самолет будет оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями Boom Symphony со средним байпасом, что означает, что четырехмоторные пассажирские самолеты будут вновь запущены в производство. Они рассчитаны на мощность 35 000 фунтов при взлете и поддерживают крейсерскую скорость 1,7 Маха. В разработке двигателей участвуют такие компании, как дочерняя компания GE Aerospace Colibrium Additive, дочерняя компания Kratos Florida Turbine Technologies и StandardAero.
Прогресс в разработке
Несмотря на то, что первые признаки бума еще не проявились, очевидно, что проект развивается. Он привлек значительные инвестиции от авиакомпаний, хотя и не такие уж большие. До сих пор только четыре авиакомпании публично инвестировали в него, а одна авиакомпания прекратила свою деятельность. Снятие ограничений на сверхзвуковые полеты над воздушным пространством США является еще одним значительным шагом вперед, позволяющим открыть больше маршрутов.
На данный момент, похоже, Boom придерживается своей цели — выпустить первую увертюру в 2025 году, совершить свой первый полет в 2026 году, а затем ввести ее в эксплуатацию к 2029 году. Несмотря на достигнутый прогресс, неясно, сможет ли компания Boom придерживаться этого графика разработки. После авиакатастроф Boeing 737 MAX в 2018 и 2019 годах FAA стала уделять новым самолетам больше внимания, чем раньше. FAA задержало и до сих пор удерживает сертификаты типа для Boeing 737 MAX 7, Boeing 737 MAX 10 и Boeing 777X.
Boom’s Overture — это совершенно новый самолет, и пока неясно, сколько времени потребуется для получения сертификата типа. Если все пойдет по плану, Boom Overture займет свое место в качестве единственного сверхзвукового самолета, находящегося в эксплуатации. Его применение будет ограничено из-за дальности полета в 4250 морских миль, что означает, что он не сможет совершать беспосадочные полеты на дальнемагистральных маршрутах, но он будет хорошо подходить для трансатлантических маршрутов. Самый длинный широкофюзеляжный самолет, находящийся в эксплуатации на сегодняшний день, такой как A350, может иметь дальность полета более 8000 морских миль.