Содержание
С тех пор как силуэты нового среднеразмерного самолета Boeing (NMA), также известного как 797, были впервые представлены на Парижском авиасалоне в 2017 году, они стали предметом ожесточенных споров. В связи с тем, что Boeing продолжает сталкиваться с большими объемами невыполненных заказов по многим своим заказам на разработку самолетов, еще неизвестно, будет ли этот самолет когда-нибудь реализован.
Компания Planemaker Основана 15 июля 1916 года, генеральный директор Келли Ортберг (Kelly Ortberg)
Развернуть Свернуть
В этой статье подробно рассказывается о том, что мы знаем о NMA и как он может вписаться в рынок. В том числе, как ожидается, он будет конкурировать с Airbus A321XLR и как он впишется в текущую линейку самолетов Boeing. Пожалуйста, обратите внимание, что Boeing держит свои карты при себе в отношении 797 NMA. Эту статью следует рассматривать как предположение о том, каким может быть 797 NMA.
Как ожидается, будет выглядеть NMA?
Планы по созданию NMA впервые появились в 2015 году, когда Boeing посчитала рынок достаточно большим для запуска нового самолета. Это было вызвано интересом нескольких авиакомпаний к самолету с семью рядами посадочных мест и двумя проходами. Ожидалось, что этот самолет будет называться Boeing 797.
Boeing планировал запустить в производство два варианта этого самолета. Вариант меньшего размера должен был иметь 225 посадочных мест и дальность полета 5000 морских миль (9300 км). Между тем, более крупный 275-местный вариант будет иметь дальность полета в 4500 морских миль (8300 км). Согласно прогнозу Boeing на июль 2016 года, объем рынка среднеразмерных самолетов составит от 4000 до 5000 единиц, что позволяет реализовать от 2000 до 3000 самолетов с учетом продаж Airbus A321neo и A330neo.
По данным Leeham News, цена составит от 65 до 75 миллионов долларов. Такая цена позволила бы авиакомпаниям получать на 30% больше доходов, чем на узкофюзеляжных самолетах, и на 40% меньше затрат, чем на широкофюзеляжных самолетах (767, A300 и A330). Boeing планировал, что 797-й будет оснащен новым турбовентилятором мощностью 50 000 фунтов, производимым CFM International или Pratt & Whitney. Этот реактивный двигатель будет иметь высокий коэффициент перепада давления, равный 10:1, и общее соотношение давлений, превышающее 50:1. Такие характеристики позволят получить высокопроизводительный и эффективный двигатель с относительно низким уровнем выбросов.
Airbus A321XLR: Новый самолет Boeing должен составить конкуренцию
Airbus A321XLR призван кардинально изменить ситуацию на рынке среднемагистральных самолетов. Два новых топливных бака существенно увеличили дальность полета узкофюзеляжного самолета, обеспечив дальность полета в 4700 морских миль, что значительно больше, чем у A321LR (4000 морских миль) и A321neo (3500 морских миль).
Это усовершенствование не наносит ущерба высокой топливной экономичности других современных самолетов семейства A320. В таблице ниже приведены основные технические характеристики Airbus A321XLR, согласно данным Airbus.
Максимальное количество посадочных мест | 244 |
---|---|
Типичные места для двух классов сидения | 206-220 |
Размах крыла | 117,5 футов (35,8 м) |
Максимальная дальность полета | 4700 морских миль (8700 км) |
Максимальный взлетный вес | 223 000 фунтов (101 тонна) |
Boeing должен быть обеспокоен перспективами, которые обещает A321XLR. Его дальность полета значительно больше, чем у конкурентов, что позволяет обслуживать больше среднемагистральных и дальнемагистральных направлений. Поскольку этот самолет меньше, чем другие реактивные самолеты с такой дальностью полета, он облегчит полеты на маршрутах с меньшим пассажиропотоком. Это уникальное рыночное предложение изменит динамику отрасли и позволит появиться новым авиакомпаниям, обслуживающим новые маршруты. Boeing срочно необходимо разработать самолет, который позволит ей не отставать.
Как 797-Й Может вписаться в Нынешнюю Линейку Boeing
Компания Simple Flying позиционирует Boeing 797 как потенциальную замену Boeing 757. Производство этого узкофюзеляжного реактивного самолета, впервые представленного компанией Eastern Air Lines в 1983 году, завершилось в 2004 году. Было построено чуть более 1000 самолетов Boeing 757. Половина из этих 757-х все еще эксплуатируется, а средний возраст составляет более 30 лет. Поскольку авиакомпании выводят из эксплуатации свои устаревшие 757-е, в предложении Boeing может возникнуть разрыв между меньшим 737 MAX и большим Boeing 787 Dreamliner.
Самый большой вариант MAX, 737 MAX 10, рассчитан на 230 посадочных мест и способен преодолевать расстояние до 3000 морских миль, частично, но не полностью, заполняя пробел, оставленный 757-м. В таблице ниже приведены подробные технические характеристики Boeing 757 по версии Global Air, иллюстрирующие профиль самолета, который Boeing, возможно, попытается заменить на 797 NMA:
Размах крыльев | 124 фута 10 дюймов |
Электростанция | 2x Pratt & Whitney PW2037 |
Типичная мощность | 239 |
Максимальный взлетный вес | 255,000 |
Максимальная дальность полета | 3900 морских миль |
Максимальный радиус действия | 42 000 футов |
Стандартная крейсерская скорость | 458 узлов |
Взлетная дистанция | 6500 футов |
Другим самолетом, который Boeing, возможно, попытается заменить на 797 NMA, является 767-й, который также быстро устаревает. Этому семейству также более 40 лет, а новейший вариант (767-400ER) был представлен в 2000 году.
Кризисы Задержали NMA Boeing
С тех пор как Boeing 797 был впервые анонсирован на Парижском авиасалоне в 2017 году, Boeing переходит от аварий к катастрофам. Авиакатастрофы 737 MAX прервали разработку самолета в 2018 и 2019 годах. После этих катастроф FAA приостановило эксплуатацию Boeing 737 MAX, и Boeing был вынужден уделять приоритетное внимание возвращению самолета в эксплуатацию, а не разработке новых самолетов. Модернизация Boeing 737 MAX продолжалась вплоть до 2024 года, когда поломка дверной заглушки в полете привела к дальнейшим осложнениям. В результате 737 MAX продолжает потреблять значительные ресурсы.
Выпуск 777X с большими задержками также потребляет значительную часть ресурсов Boeing. В результате другие проекты, такие как Boeing 797 (NMA), были приостановлены. Хотя первоначально поставка самолета была запланирована на 2020 год, она была отложена как минимум до конца 2025 года. Некоторые авиакомпании, такие как Emirates, предполагают, что это произойдет еще позже, и ожидают поставки 777X с середины 2027 по начало 2028 года.
Помимо проблем с 777X и 737 MAX, у Boeing имеется значительное отставание в производстве. Этот ряд проблем приведет к дальнейшим задержкам в разработке NMA. Однако они также нанесли ущерб репутации, который, возможно, не будет устранен в течение десятилетий. Авиакомпании могут неохотно приобретать Boeing 797, когда они в конечном итоге будут запущены в производство, если они не могут доверять производителю в соблюдении запланированного графика поставок или в производстве безопасного и эффективного самолета.
Необходимость разработки нового двигателя
Еще одна проблема с 797 NMA, которая вызывает дальнейшие задержки, заключается в том, что Boeing все еще не уверен в том, что у него правильный двигатель. В 2018 году компания запросила предложения (RFP) по двигателю с тягой в 45 000 фунтов при удельном расходе топлива (TSFC) на 25% ниже, чем у двигателей 757-го. Дэйв Кэлхун, главный исполнительный директор Boeing, в интервью газете Seattle Times в 2022 году рассказал о необходимости разработки подходящего двигателя, прежде чем проект 797 сможет продвинуться дальше:
“Пройдет как минимум пара лет, прежде чем я буду уверен, что эти инструменты будут протестированы и станут достаточно зрелыми для использования на следующем самолете. Когда это произойдет, мы разработаем следующий самолет. Мы не делаем все наоборот”.
Три ведущих производителя авиационных двигателей заинтересованы в оснащении перспективных самолетов: CFM International (партнерство General Electric и Safran), Pratt & Whitney и Rolls-Royce. Эти компании нервничают из-за участия в трехсторонней конкуренции, которая ограничивает их приверженность разработке движка для все еще спекулятивного проекта. В галерее ниже представлены примеры двигателей, производимых компаниями CFM International, Pratt & Whitney и Rolls-Royce, которые могли бы послужить основой для разработки будущего двигателя 797, хотя в настоящее время невозможно быть уверенным в том, что эти двигатели станут отправной точкой:
Закрывать
CFM International стремится основывать свои разработки на технологиях двигателей LEAP, которые в настоящее время используются на самолетах семейства A320neo, Boeing 737 MAX и Comac C919. Однако все три варианта двигателей LEAP весят значительно меньше 45 000 фунтов. Pratt & Whitney — еще один производитель реактивных двигателей, предлагающий существенно расширить возможности уже существующего двигателя. Компания намерена разработать двигатель из своего семейства PW1000G мощностью от 15 000 до 34 000 фунтов.
Компания Rolls-Royce подходит к проблеме с другой стороны, начиная со своего ультравентилятора. Этот турбовентиляторный двигатель с редуктором был разработан для двигателя мощностью 100 000 фунтов. Однако, поскольку разработка двигателей обходится в миллиарды долларов, Rolls-Royce может столкнуться с трудностями в привлечении средств после того, как после BREXIT ее исключили из инициативы ЕС «Чистое небо».