Содержание
- 1 Обеспечение устойчивости во взаимоотношениях аэропорта и розничной торговли
- 2 На примере аэропорта Болоньи
- 2.1 Повторное использование пластиковых стаканчиков из торговых автоматов
- 2.2 Улучшение сортировки отходов
- 2.3 Сокращение количества пластика в магазинах общественного питания
- 2.4 Пожертвование непроданных продуктов питания
- 2.5 Пожертвование фармацевтической продукции
- 2.6 Объединение сообщества аэропорта
Никола Гуаланди, менеджер по розничной торговле и рекламе, и Стефано Гардини, директор по неавиационному бизнесу аэропорта Болоньи, на примере своего аэропорта рассказывают о важности обеспечения устойчивости отношений между аэропортом и концессионером для удовлетворения ожиданий следующего поколения пассажиров аэропорта.
Фото: BLQ.
Никола Гуаланди представляет приведенное ниже тематическое исследование на предстоящем саммите International Airport Summit 2025, который состоится в Берлине 19-20 ноября. Это краткий обзор того, чего стоит ожидать! Обязательно забронируйте БЕСПЛАТНЫЙ билет на Международный саммит аэропортов, чтобы не упустить возможность напрямую пообщаться с Николой и другими руководителями международных аэропортов.
Аэропорты становятся все более зависимыми от конечных потребителей. Они не только используют инфраструктуру аэропортов для достижения конечного пункта назначения, но и пользуются коммерческими услугами, предоставляемыми в терминалах аэропорта, доходы от которых составляют основу бюджета аэропорта.
Понимание того, чего хотят потребители, и их готовность платить, является ключевым стратегическим фактором. Когда речь заходит об устойчивом развитии, важно также понимать изменения в поведении потребителей.
За последние 60 лет осведомленность об устойчивом развитии изменила поведение потребителей, изменив их ожидания и побудив большинство потребителей приобретать устойчивые решения (Революция спроса – как потребители переосмысливают устойчивое развитие и трансформируют будущее бизнеса, the MIT PRESS 2024).
Это исследование показало, что потребители не имеют единого представления об устойчивом развитии, но их можно разделить на различные группы или архетипы, которые варьируются от так называемых «неверующих» до потребителей, готовых платить высокую цену за экологически чистые продукты, так называемых ‘чемпионов’. На долю этих двух категорий приходится почти 23% рынка, а это означает, что оставшиеся 77% считают экологичность параметром, который необходимо учитывать в процессе покупки, влияющим на их готовность платить или общее восприятие продуктов и услуг.
Рассматривая причины, стоящие за этим, мы должны учитывать более высокую чувствительность новых поколений к окружающей среде. Компания Mccrindle, занимающаяся социальными аналитиками и демографами-консультантами, которая придумала термин «Поколение Альфа«, подчеркнула, что на это поколение повлияло их более заботливое к окружающей среде старшее поколение Z, и они демонстрируют более высокую приверженность устойчивому развитию, чем предыдущие поколения.
В ближайшие пять-десять лет нашими клиентами станут компании Gen alpha. Отсюда стремление привнести экологичность в отношения между аэропортом и концессионером, чтобы сделать поездки клиентов и коммерческие услуги аэропорта более устойчивыми.
Если в ближайшие годы спрос клиентов на экологичность будет расти, аэропорты должны начать воспринимать экологичность как способ привести свой бизнес в соответствие с ожиданиями клиентов. Несоответствие может привести к снижению доходов аэропортов и ухудшению восприятия аэропортовой среды.
Обеспечение устойчивости во взаимоотношениях аэропорта и розничной торговли
Аэропорты представляют собой среду с участием многих заинтересованных сторон и высокой степенью сложности их взаимоотношений.
Операторы аэропортов несут основную ответственность за обеспечение устойчивости функционирования аэропортов и бизнеса. Однако, когда дело доходит до путешествия клиента, розничные продавцы и другие коммерческие партнеры играют важную роль в формировании восприятия пассажиров и обеспечении соответствия их ожиданиям.
Если каждый концессионер аэропорта будет вынужден применять свои собственные критерии и программы устойчивого развития, это может ограничить преимущества комплексного подхода, в то время как операторы аэропортов играют ведущую роль в продвижении заинтересованных сторон аэропорта к общим целям.
Процесс должен начинаться с оценки уровня устойчивости коммерческих партнеров, в том числе с периодических аудитов, понимания ожиданий клиентов, в частности новых поколений, постановки общих целей в области устойчивого развития и обеспечения выполнения действий, направленных на достижение этих целей.
Если это может показаться простым, нам следует рассмотреть некоторые важные элементы. Концессионеры не только обладают разным опытом в области устойчивого развития, чувствительностью и целями, но и коммерческие предложения сильно зависят от решений о бренде, на которые аэропорты и розничные торговцы не имеют никакого или ограниченного влияния, по крайней мере в краткосрочной перспективе.
Однако стремление привнести устойчивость в отношения между аэропортом и концессионером не должно ограничиваться долгосрочными инициативами, такими как продление контракта или реконструкция магазина. Скорее, краткосрочные цели, по-видимому, являются способом обеспечения устойчивости отношений между аэропортом и концессионером.
При определении краткосрочных целей операторам аэропортов следует учитывать, что большинство составляющих отношений не будут изменены. Действительно, маловероятно, что концессионеры изменят свои торговые точки или ассортимент в соответствии с потребностями аэропорта. Поэтому важно провести глубокий анализ процессов концессионеров, чтобы понять, где могут быть реализованы принципы устойчивого развития.
Сортировка отходов, повторное использование материалов, использование местных продуктов, оптимизация расходных материалов в сфере общественного питания, повышение благосостояния сотрудников аэропорта, сокращение мобильности частных лиц, передача непроданных продуктов питания — все это открывает новые возможности и является основой для совместной работы аэропортов и концессионеров. инициативы, направленные на повышение устойчивости аэропортов в краткосрочной перспективе.
В равной степени, при осуществлении краткосрочных действий важно определить долгосрочные стратегии, которые включают в себя введение предписывающих договорных положений, включение критериев устойчивости при обновлении торговых точек и ассортимента или даже при планировании розничной торговли.
На примере аэропорта Болоньи
COVID-19 стал важной вехой в развитии нашей отрасли и поворотным моментом в пересмотре стратегии аэропорта Болоньи. Мы решили сделать устойчивое развитие одним из столпов нашей стратегии, включив принципы устойчивого развития в каждый элемент аэропортовой деятельности.
С целью воплощения стратегии в конкретные меры был создан Комитет по устойчивому развитию аэропорта, в состав которого входят руководители всех отделов аэропорта (коммерческого неавиационного и авиационного, юридического, технического обслуживания, управления персоналом, коммуникаций, эксплуатации, управления энергопотреблением и закупок). Совокупность этих действий составляет наш план устойчивого развития, который пересматривается раз в год.
Операторы аэропортов обладают глубокими знаниями в области аэропортового бизнеса, но когда речь заходит о нескольких аспектах устойчивого развития, им приходится полагаться на конкретные знания. Чтобы придать импульс нашему плану устойчивого развития на ранних этапах, мы создали ключевые партнерские отношения и сотрудничество, которые помогут нам разработать конкретную программу, направленную на улучшение отдельных аспектов устойчивого развития. Исследовательские центры, университеты, местные компании по переработке отходов, местные транспортные компании, некоммерческие организации, стартапы и местные учреждения — вот лишь некоторые из организаций, с которыми мы сотрудничаем, подписав декларацию о намерениях.
Концессионеры аэропортов играют важную роль в нашем подходе к устойчивому развитию, и они были определены в качестве ключевых партнеров для воплощения стратегии устойчивого развития в конкретные действия. Важность привлечения концессионеров на борт объясняется двумя основными причинами: во-первых, они имеют дело с огромным количеством товаров и отходов, когда даже незначительное улучшение приводит к большим выгодам; во-вторых, они являются важными точками соприкосновения для формирования восприятия пассажиров. Если исходить из того, что отношение потребителей к окружающей среде меняется и они ориентируются на рациональные покупки, магазины в аэропортах представляют собой ключевую точку соприкосновения с ожиданиями нового поколения покупателей.
Стремясь к достижению этой цели, мы разработали краткосрочные меры в рамках более всеобъемлющей долгосрочной стратегии. Краткосрочные мероприятия проводятся без внесения изменений в действующие контракты, реконструкции существующих торговых точек и существенного изменения ассортимента и направлены на улучшение сортировки отходов, развитие экономики замкнутого цикла, сокращение использования пластика и улучшение благосостояния сотрудников концессионера.
Вот некоторые из разработанных нами инициатив:
Повторное использование пластиковых стаканчиков из торговых автоматов
Чтобы сократить количество пластиковых отходов в торговых автоматах, аэропорт Болоньи одним из первых присоединился к проекту, направленному на повторное использование пластиковых стаканчиков. Использованные стаканчики собираются в специальные ящики, установленные рядом с торговыми автоматами, и периодически эти отходы отправляются конкретным компаниям, которые производят новые стаканчики для торговых автоматов или предметы из прочного пластика, что значительно сокращает количество образующихся отходов.
Улучшение сортировки отходов
Сортировка отходов представляет собой важную проблему для аэропортов. Пассажиры в терминалах аэропортов имеют множество входных данных и информации о них, поэтому уровень внимания, который они уделяют дифференциации отходов, ниже, чем в центре города. Аэропорты также являются стрессовой средой для розничной торговли и операторов общественного питания, и дифференциация отходов является сложной задачей. Из-за этих факторов средний процент сортировки отходов в аэропорту Болоньи составляет примерно 22-25%. Мы начали изучать факторы, которые мешали концессионерам аэропортов добиться более высокого процента сортировки отходов, а затем приступили к поиску решений, направленных на улучшение нескольких элементов процесса (логистики, процедур, обучения персонала). Всего за несколько месяцев процент сортировки отходов удвоился, и менее чем за год мы превысили 50%.
Сокращение количества пластика в магазинах общественного питания
Сокращение использования пластика является сложной задачей для розничной торговли в путешествиях: одноразовый пластик — идеальный материал для продуктов питания навынос и жидкостей, поскольку его легко транспортировать, он легкий в переноске, а пластиковые бутылки можно закрывать. Однако загрязнение пластиком представляет серьезную угрозу и вызывает обеспокоенность во всем мире. Тем не менее, рыночные альтернативы пластику по-прежнему ограничены. В сотрудничестве с Plastic Free Onlus мы разработали схему сокращения использования одноразового пластика в магазинах общественного питания. Пластиковые столовые приборы, соломинки, стаканчики и коробки для еды были заменены картоном и другими компостируемыми материалами. Мы также начали постепенно отказываться от пластиковых бутылок. В конце первого года три ресторана отказались от использования одноразового пластика в процессах B2C, в то время как в других ресторанах и барах мы наблюдали сокращение, при этом общее количество одноразового пластика в торговых точках, включенных в проект, сократилось на 50%.
Пожертвование непроданных продуктов питания
Побочным продуктом работы баров и ресторанов в аэропортах являются пищевые отходы. Операторы сводят к минимуму количество непроданных продуктов, ориентируясь на потребности клиентов или применяя такие схемы продаж, как «Слишком хорошо, чтобы уходить». Однако количество продуктов превышает спрос, в результате чего продукты, которые с санитарной точки зрения все еще пригодны для употребления, выбрасываются в отходы. Чтобы сократить количество отходов и помочь местным сообществам, мы выбрали местные ассоциации, которые обеспечивают питанием нуждающихся людей, и передали непроданные продукты daily. За первые шесть месяцев реализации проекта мы собрали и передали в дар около двух тонн продуктов питания, причем в текущем году их количество увеличилось в связи с увеличением количества баров и ресторанов, включенных в проект.
Пожертвование фармацевтической продукции
Недавно стартовал аналогичный проект, целью которого является передача фармацевтической продукции, которая не может быть продана из-за короткого срока годности. Эти продукты передаются местным медицинским клиникам, которые помогают людям, не получающим помощь от национальной системы здравоохранения.
Объединение сообщества аэропорта
Устойчивое развитие также означает улучшение условий труда для сотрудников концессионера и создание чувства общности. Вовлеченные и мотивированные люди создают сеть взаимоотношений, которая может распространять идеи устойчивого развития и положительно влиять на поведение клиентов.
Среди наших инициатив стоит отметить создание фитнес-клуба премиум-класса, доступного по очень выгодным ценам, ресторана здорового питания премиум-класса и специальную программу обучения для персонала концессионера, направленную на повышение их знаний в области устойчивого развития, качества обслуживания клиентов и сервиса. Сотрудникам также предлагается комплексная мобильная подписка для поездок в аэропорт вместо использования собственных автомобилей.
Никола Гуаланди представляет вышеупомянутое тематическое исследование на предстоящем саммите International Airport Summit 2025, который состоится в Берлине 19-20 ноября. У вас есть вопросы к Николе или вы хотели бы получить дополнительную консультацию по работе вашего аэропорта? Обязательно забронируйте бесплатный билет на Международный саммит Airport Summit, чтобы не упустить возможность пообщаться непосредственно с Николой.
БРОНИРУЙТЕ ПРЯМО сейчас
Никола Гуаланди получил высшее образование в области гражданского строительства, а затем защитил докторскую диссертацию в области транспортной инженерии, специализируясь на авиатранспортной отрасли и проектировании аэропортов. Его профессиональный путь начался в качестве менеджера проектов по инфраструктуре аэропортов. Получив степень магистра бизнеса и администрирования, Гуаланди перешел в коммерческий отдел, где он играет ключевую роль в развитии и управлении предприятиями розничной торговли, общественного питания, беспошлинной торговли и рекламы. Никола также активно работает в таких организациях авиатранспортной отрасли, как ACI Europe, ETRC (Европейская конфедерация розничной торговли туристическими услугами) и ATRI (Итальянская ассоциация розничной торговли туристическими услугами), он также преподает в Болонском университете и выступает с докладами на конференциях.
Стефано Гардини — директор по бизнесу, не связанному с авиацией, компании Aeroporto G. Marconi di Bologna и президент ATRI (Итальянской ассоциации розничной торговли туристическими услугами). Он окончил юридический факультет Болонского университета, затем получил степень магистра бизнеса и администрирования. Он квалифицированный специалист с большим опытом работы в области маркетинга. До прихода в аэропорт Болоньи Стефано работал в нескольких международных компаниях, в том числе в Jacob Suchard, L’Oreal и Conad Leclerc.