Содержание
Сформулируйте краткое содержание этой истории Вот краткое содержание истории, основанное на фактах: Вот упрощенная версия содержания истории: Вот беззаботный взгляд на содержание истории: Взгляните с другой точки зрения: Покажите мне факты, объясните это так, как будто мне 5 лет, Дайте мне беззаботный обзор
В 1998 году Конгресс принял закон, прямо запрещающий экспорт современных истребителей Lockheed Martin F-22 Raptor в другие страны. Это был полный запрет, распространявшийся на таких близких союзников США, как Великобритания и Израиль. F-22 — это малозаметный истребитель господства в воздухе, разработанный для замены многоцелевых истребителей семейства F-15 Eagle. Между тем, США также сильно ограничили экспорт своих истребителей F-35 Lightning II и часто налагают «обременительные условия» на страны, которые они экспортируют, для обеспечения безопасности самолетов.
До появления самолетов пятого поколения F-22 и F-35 F-15 был ведущим истребителем в арсенале ВВС США. Истребитель F-15 знаменит тем, что одержал более 100 побед в боях класса «воздух-воздух» и ни разу не был сбит в воздушном бою. Самолеты семейства F-15 поставляются отдельным союзникам и партнерам по всему миру, но в какие страны США отказались их поставлять? Вот несколько фактов, которые следует знать о политике США в отношении экспорта F-15.
F-15, введение
Прежде чем обсуждать экспортные поставки F-15, сначала кратко познакомимся с самолетом F-15. Он был разработан компанией McDonnell Douglas в 1970-х годах и по сей день находится в производстве Boeing. Это усовершенствованный, большой двухмоторный всепогодный истребитель, который изначально разрабатывался как специализированный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Этот тип был принят на вооружение в 1976 году.
Помимо Соединенных Штатов, он был ведущим истребителем, стоящим на вооружении Израиля, Японии и Саудовской Аравии. На протяжении многих лет он постоянно модернизировался, расширяя спектр своих задач от обеспечения превосходства в воздухе до многоцелевого истребителя с дополнительными возможностями для атаки наземных целей. С появлением истребителей пятого поколения, таких как F-35, он стал еще и средством увеличения боевой мощи, дополняя улучшенную скрытность этих самолетов и превосходную осведомленность о пространстве боя.
F-22 Raptor был разработан для замены семейства Eagle. Однако распад Советского Союза в то время, когда Китай не был равным противником, означал, что США почувствовали, что им не нужны такие передовые и дорогие платформы. Программа F-22 была досрочно прекращена, что вынудило ВВС вернуться к F-15. Военно-воздушные силы и некоторые союзники, такие как Израиль, по-прежнему заказывают больше Eagles, а именно модернизированные F-15EX. Ожидается, что производство будет продолжаться в небольших количествах до начала 2030-х годов.
Запреты времен холодной войны на экспорт
Во время правления администрации Картера (1977-1981) ограничения на военный экспорт использовались в качестве инструмента внешней политики. США запретили продажу истребителей (в том числе новых на тот момент F-15) странам, не входившим в группу избранных союзников. США будут экспортировать истребители только союзникам по НАТО (тогда НАТО было намного меньше) и другим близким союзникам, таким как Израиль, Япония и Австралия. Эти ограничения были введены в контексте холодной войны и имели целью ограничить возможности попадания в советские руки передовых технологий, таких как F-15.
Семейство истребителей F-15 Eagle: | |
---|---|
Поступило на вооружение: | 1976 |
Роль: | Превосходство в воздухе/многофункциональность |
Экспортные клиенты: | Катар, Саудовская Аравия, Южная Корея, Япония, Израиль, Сингапур |
Новейший вариант: | F-15EX II |
Подрядчик: | Первоначально McDonnell Douglas, теперь Boeing |
США более спокойно относились к экспорту F-16, поскольку он был менее совершенным и дешевым, чем F-15. Несмотря на это, было время, когда США отказывались экспортировать F-16 во все латиноамериканские страны, хотя в конечном итоге они экспортировали их в Венесуэлу, а затем и в Чили. Были даже дипломатические инциденты, когда США ограничивали продажу F-16 Израилю (например, в 1981 и 1982 годах). F-15 столкнулся с большими экспортными ограничениями, чем F-16, и его экспорт был в основном ограничен Израилем (1976 год), Японией (1977 год) и Саудовской Аравией (1981 год).
Экспорт современного оружия невероятно политизирован. Зарубежные страны не только получают доступ к передовым технологиям и возможностям, но и эти контракты также являются своего рода браком между странами. На протяжении десятилетий военным страны, закупающей истребители, необходимо будет поддерживать связи и контракты, чтобы получать запасные части и услуги для истребителей. Продажи истребителей связывают оборонные секторы стран примерно на 40 лет.
Сегодня F-15 экспортируется
С окончанием холодной войны и развитием технологий США стали более спокойно относиться к экспорту F-15. Хотя F-15EX является одним из самых совершенных истребителей четвертого поколения в мире, он больше не является вершиной технологий, какой был когда-то. В настоящее время он занят самолетами типа F-22 и F-35, а позже будет занят самолетами F-47.
Страны, которые приобрели модификации F-15, включают Катар, Саудовскую Аравию, Южную Корею, Японию, Израиль и Сингапур. Израиль недавно разместил еще один (похоже, окончательный) заказ на модернизированные варианты, которые будут поставлены в 2030-х годах. Некоторые страны, такие как Египет и Таиланд, обратились с просьбой о покупке F-35. Однако США отказались и вместо этого предложили продать F-15. Такие страны, как Индонезия и Польша, также рассматриваются в качестве потенциальных эксплуатантов.
Но, несмотря на то, что F-15EX является отличным истребителем, он является устаревающей платформой, и ведущие военно-воздушные силы мира с нетерпением ожидают истребителей пятого и шестого поколений. На вооружении США они были частично заменены F-22, а в настоящее время частично заменяются F-35, а также модернизированными F-15EX. В конечном итоге они будут полностью заменены такими платформами, как F-47. На данный момент военно-воздушные силы, такие как ВВС США и ВВС Израиля, сочетают его с малозаметным истребителем F-35 для создания мощного ударного комплекса.
Сегодня США экспортируют истребители
Как правило, США будут экспортировать меньшие по размеру истребители F-16 Fighting Falcon практически в любую союзническую страну или государство, которое они считают дружественным партнером. ВВС США больше не закупают новые истребители F-16, а это означает, что все новые модели теперь поставляются на экспорт. Возможно, США более разборчивы в том, кому они продают истребители F-15EX, но у них также меньше военно-воздушных сил, располагающих финансами или потребностями для поддержки таких больших и дорогих самолетов.
Одной из основных причин, по которой США продолжают экспортировать Eagle, является то, что это позволяет поддерживать работу производственной линии Boeing. Только три американских оборонных подрядчика строят боевые самолеты. Lockheed Martin строит F-16 и F-35, Northrop Grumman — B-21, а Boeing — F/A-18 Super Hornet и F-15. Поддержание работы этих производственных линий в рабочем состоянии считается вопросом национальной безопасности, поскольку, как только они останавливаются, опыт и мощности утрачиваются, и возобновить их может быть невероятно сложно.
Поставки истребителей для промышленности США в 2024 году: | Подрядчик: | Количество: |
---|---|---|
F-35 «Лайтнинг II»: | Локхид Мартин | 110 |
Истребитель F-16 Fighting Falcon: | Локхид Мартин | 16 |
F-15EX: | Боинг | 14 |
Супер Хорнет: | Боинг | 11 |
Военно-морской флот разместил последние заказы на «Супер Хорнет», и производство скоро подойдет к концу. Тем временем Boeing выиграла контракт на создание истребителя шестого поколения F-47. Чтобы гарантировать, что производство истребителей Boeing не остановится, Boeing необходимо продолжать выпускать F-15. Вот почему Вашингтон иногда закупает военную технику, которая не нужна Министерству обороны, просто чтобы поддержать промышленность. Экспорт — отличный способ поддержать промышленность США, чтобы она могла перейти на истребители следующего поколения, когда придет время.
Ограничения на экспорт F-35
Истребитель, экспорт которого интересует США гораздо больше, — это F-35. США отказались продавать свой ценный истребитель многим странам-союзникам и партнерам, таким как Турция, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар, Таиланд и Тайвань. Иногда США прекращали продажу после того, как были заключены первоначальные соглашения (как с Египтом и ОАЭ) или после того, как был построен первый самолет (как с Турцией). Следует отметить, что администрация Трампа более открыта для экспорта F-35 и даже рекламировала его экспорт в Индию.
США хранят секреты F-35 и не потерпят, чтобы они были раскрыты. Странам запрещено обновлять свое программное обеспечение или вносить в него изменения. Это должны сделать Соединенные Штаты, хотя Израиль и пошел на некоторые уступки, которые позволяют его самолетам нести некоторые израильские ракеты.
США отказались продавать Тайваню истребители F-35 из-за опасений китайского шпионажа. Турция была исключена из программы поставок истребителей F-35 после того, как приобрела российскую систему ПВО С-400. Компания также отказалась продавать его странам, в которых установлены китайские интернет-системы Huawei 5G.
Экспортные ограничения в середине пути
Семейство истребителей F-15 уже давно сталкивается с более жесткими экспортными ограничениями, чем F-16 Fighting Falcon. Практически любой союзник или партнер США может приобрести этот истребитель. Хотя в прошлом экспорт истребителей F-15 был сильно ограничен, сегодня США гораздо более открыты для поставок этого истребителя более широкому кругу союзников и партнеров.
Экспортные ограничения на истребители F-35 остаются гораздо более жесткими, чем на F-15, несмотря на то, что F-35 экспортируется гораздо шире, поскольку он становится все более популярным. США могут зайти так далеко, что будут диктовать, кому из пилотов союзных военно-воздушных сил разрешено управлять самолетом. Например, в 2023 году газета The Jerusalem Post сообщила, что США запретили израильским пилотам с двойными паспортами летать на нем.
Сегодня ограниченный экспорт истребителей F-15, скорее всего, связан не столько с американскими ограничениями на экспорт, сколько с тем, какие самолеты могут позволить себе страны и какие возможности им требуются. Более дешевого и менее боеспособного F-16 достаточно для большинства небольших и ограниченных по бюджету военно-воздушных сил. Между тем, более продвинутые военно-воздушные силы все больше заинтересованы в модернизации до F-35. В Европе F-15 сталкивается с конкуренцией со стороны европейских истребителей, таких как Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale.