В четверг Соединенные Штаты разрешили двигателестроительному гиганту GE Aerospace возобновить поставки реактивных двигателей китайскому авиастроительному производителю COMAC, о чем впервые сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники, знакомые с этим вопросом. Это решение отменяет приостановку, введенную ранее в этом году, и принимается всего за несколько дней до истечения срока проведения ключевых торговых переговоров между двумя странами.
Comac позиционирует себя как прямого конкурента Boeing и Airbus на рынках узкофюзеляжных и региональных реактивных самолетов. Разрешение на поставку двигателей американского производства устраняет серьезные препятствия для компании и позволит ей наращивать производство и выходить на международный рынок.
GE Aerospace получает разрешение на экспорт двигателей для самолетов COMAC
Одобрение позволит GE Aerospace возобновить поставки реактивных двигателей для двух авиационных программ COMAC. К ним относятся LEAP-1C, который используется на узкофюзеляжном реактивном самолете C919, и CF34, который используется на меньшем региональном самолете C909. LEAP-1C производится компанией CFM International, давно работающим совместным предприятием GE и французской Safran.
Оба двигателя занимают центральное место в производственных планах COMAC, и на них повлияло приостановление действия лицензий, выданных ранее в этом году. Возобновление действия лицензий было подтверждено 3 июля, всего за три дня до запланированного срока — 90-дневного периода торговых переговоров между США и Китаем. Первоначальная приостановка была введена в мае 2025 года в рамках более широких ограничений США, направленных против аэрокосмического и высокотехнологичного секторов Китая.
Наряду с приостановкой поставок двигателей, США также приостановили экспорт Honeywell и Collins Aerospace, которые поставляют множество систем и компонентов для самолетов COMAC. Статус их лицензий остается неясным. Кроме того, по сообщениям, в тот же день приостановление действия лицензии по меньшей мере еще одной американской аэрокосмической компании также было отменено, хотя компания не была идентифицирована.
Остановка могла привести к замедлению графика выпуска COMAC C919
LEAP-1C является эксклюзивной силовой установкой для COMAC C919, что означает, что любые перебои с поставками двигателей немедленно сказываются на производстве самолетов. При отсутствии альтернативных двигателей новые C919 будут оставаться на земле без установленных силовых установок. Экспортная пауза может привести к замедлению поставок и оказать дополнительное давление на производителя, который и так уже имеет задолженность в более чем 1000 самолетов.
Ранее в этом году COMAC объявила о планах увеличить годовой объем производства C919 с 50 до 75 самолетов. Компания также поставила перед собой долгосрочную цель производить 200 самолетов в год к 2029 году. Достижение этого показателя значительно укрепило бы ее позиции на мировом рынке узкофюзеляжных самолетов, где в настоящее время доминируют Airbus и Boeing. Любая задержка в поставках двигателей может нарушить этот график и повлиять на обязательства по поставкам ключевым клиентам.
C919 поступил в коммерческую эксплуатацию в China Eastern в мае 2023 года. По состоянию на конец мая этого года флот авиакомпании увеличился до 18 самолетов, выполняющих рейсы в China Eastern, Air China и China Southern. Последний самолет, зарегистрированный как B-658P, был передан China Southern 21 мая и с тех пор выполнил более 10 коммерческих рейсов. Этот самолет позиционируется Китаем как альтернатива Boeing 737 и Airbus A320, которые в настоящее время лидируют в мире по производству узкофюзеляжных самолетов.
Китай разрабатывает двигатели отечественного производства, чтобы снизить зависимость от иностранных Поставщиков
Несмотря на то, что COMAC собирает C919 в Китае, большая часть важнейших компонентов самолета по-прежнему поставляется зарубежными поставщиками. Производство двигателей, в частности, по-прежнему в значительной степени зависит от зарубежных партнеров, и Китай стремится сократить это количество. В рамках этих усилий страна разрабатывает собственную альтернативу LEAP-1C в рамках поддерживаемой государством программы, направленной на создание полностью отечественного двигателя.
Проект, которым руководит китайская корпорация авиационных двигателей, неоднократно сталкивался с задержками. Первоначально планировалось, что двигатель поступит в эксплуатацию в 2020 году, но прогресс значительно замедлился из-за требования, чтобы все детали были местного производства. После нескольких лет неудач компания недавно подтвердила, что двигатель прошел первоначальные испытания и превзошел первоначальные ожидания по производительности.
Производитель Comac, Тип самолета узкофюзеляжный, Первая поставка 9 декабря 2022 года
Развернуть Свернуть
Сертификация запланирована на 2027 год, а ввод в эксплуатацию запланирован на конец десятилетия. В случае успеха двигатель станет важным шагом в долгосрочных усилиях Китая по снижению зависимости от западных поставщиков авиационной техники.