Содержание
До 2020 года авиастроительный концерн Boeing осознал необходимость разработки замены Boeing 757, который использовался с 1983 года. В то время как Boeing 737 MAX вышел на рынок, чтобы конкурировать с Airbus A321neo, другим среднеразмерным узкофюзеляжным самолетом, 737 MAX с увеличенной дальностью полета был разработан для двигателей меньшего размера, чем те, которые используются в настоящее время.
Тип бизнеса Planemaker Дата основания: 15 июля 1916 года Генеральный директор: Келли Ортберг
Развернуть Свернуть
Чтобы заставить эти более мощные двигатели работать, Boeing пришлось внести ряд изменений в конструкцию 737 MAX, в том числе удлинить посадочные стойки, сделать форму капота двигателя более плоской, а двигатели были установлены дальше вперед и выше на крыльях, что привело к неоптимальной управляемости в воздухе. Из-за трудностей с 737 MAX планы Boeing по разработке нового среднеразмерного самолета (NMA), который должен был соответствовать моделям 737 и 787, были значительно отложены, но не отменены. Ниже приведены некоторые подробности о NMA, известном как Boeing 797.
Что замедлило развитие проекта 797?
Исследование, проведенное компанией Boeing, показало, что рынок готов к выпуску нового среднеразмерного самолета в 2015 году. Самолет планировался как среднеразмерный самолет с композитным корпусом, с двумя проходами, рассчитанный на семь посадочных мест в ряд. Планировалось, что самолет, оснащенный двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney или General Electric, будет доступен в двух вариантах: 225-местной версии с дальностью полета 5000 морских миль и 275-местной версии с дальностью полета 4500 морских миль.
Однако в этот процесс разработки вмешались два фактора, которые привели к остановке проекта. Первой причиной стал COVID, который начал вызывать остановки по всему миру к январю 2020 года, когда новый исполнительный директор Boeing Дэвид Кэлхун объявил о полной переоценке проекта, как сообщает Reuters. Он сказал следующее журналистам в ходе телефонной конференции:
«С тех пор, как был взят в руки первый чистый лист бумаги, ситуация немного изменилась… условия конкуренции немного изменились. Мы собираемся снова начать с чистого листа бумаги; я с нетерпением жду этого».
Прекращение разработки нового среднеразмерного самолета позволило компании сосредоточиться на устранении некоторых проблем, выявленных в 737 MAX, в частности, в интерфейсе между пилотом и самолетом. Производитель намеревался использовать уроки, извлеченные из внедрения системы улучшения маневренных характеристик (MCAS), заявив, что они «собираются, вероятно, использовать другой подход» при разработке NMA.
Несколько неудачных попыток
По данным Aviation Week, до 2020 года к проекту NMA проявлялся значительный интерес, и Emirates, похоже, была готова его приобрести. Хотя эти планы были сорваны решением вернуться к чертежной доске в 2020 году, в 2021 году была предпринята попытка возродить проект в качестве конкурента Airbus A321XLR с использованием готовых деталей. Планировалось, что эта версия станет преемницей 757-200/300 и сможет перевозить 225 пассажиров на расстояние 5000 морских миль.
В 2021 году также появились убедительные признаки того, что этот тип узкофюзеляжных самолетов сохранит доминирующую долю рынка продаж в авиационной отрасли, которая потенциально составит около 70% к 2025 году. По данным FlightGlobal, аналитики были непреклонны в том, что Boeing должен запустить коммерческий самолет среднего размера, чтобы не отставать от Airbus в этом секторе.
Несмотря на шумиху вокруг развития этой идеи и множество слухов, появившихся с тех пор, планы по выпуску более дешевого «временного» преемника среднего размера 757-200/300 в конечном итоге не увенчались успехом. Как сообщалось в статье Seattle Times, опубликованной в 2022 году, Кэлхун объявил, что потребуется по меньшей мере два года, прежде чем Boeing продолжит разработку NMA. По словам Кэлхауна, производитель ожидал технологических достижений в области турбовентиляторных двигателей, а также улучшений в проектировании, сборке и отслеживании самолетов с течением времени.
Что нового о Boeing 797?
Согласно заявлениям Calhoun за 2022 год, Boeing решила пересмотреть весь процесс проектирования и производства, используя разработку учебно-тренировочного самолета T-7 (на фото выше), чтобы усовершенствовать процесс, прежде чем внедрять его на новом коммерческом NMA. В команды разработчиков были включены специалисты по техническому обслуживанию, что позволило создать самолет, который со временем стало легче обслуживать. Технологии также активно используются для внедрения более управляемых процессов.
Стойки бортового радиоэлектронного оборудования с быстрым доступом, подкрыльевые люки, открывающиеся с боков козырьки и быстрая замена двигателя — вот лишь некоторые из особенностей, которые были включены в это новое дизайнерское решение. Также внедряются цифровые функции, такие как цифровая аналитика и программное обеспечение для прогнозирования технического обслуживания. Что касается NMA, то в 2022 году Кэлхун сделал заявление, в котором сообщил, что потребуется больше времени:
«[Пройдет] по крайней мере пара лет, прежде чем я буду уверен, что эти инструменты будут протестированы и станут достаточно зрелыми для внедрения на следующем самолете. Когда это происходит, мы проектируем следующий самолет. Мы не делаем все наоборот.”
Теперь, когда с момента этого объявления прошло более двух лет, появилось еще немного новостей. В 2024 году компания Slashgear сообщила, что Boeing заключила новый контракт с профсоюзом Международной ассоциации машинистов и работников аэрокосмической отрасли (IAM) на строительство «нового самолета» в штате Вашингтон. В соответствующем пресс-релизе Boeing говорилось следующее:
«Корни Boeing находятся здесь, в Вашингтоне. Именно здесь поколения работников создавали невероятные самолеты, которые соединяют мир. И именно поэтому мы рады, что в рамках контракта наша команда в регионе Пьюджет-Саунд построит следующий новый самолет Boeing. Это будет сочетаться с другими нашими флагманскими моделями, что обеспечит рабочие места для будущих поколений. Это большое обязательство перед вами и нашим сообществом”.
Дополнительные стимулы для разработки двигателей
Напомним, что четыре дня назад стало известно, что президент США Трамп подписал указ, отменяющий запрет на гражданские сверхзвуковые полеты над территорией страны. Запрет действовал с 1973 года и создал значительные препятствия для развития авиации. С точки зрения дальности полета и эффективности на субзвуковых скоростях он ненамного превосходит двухконтурный турбовентиляторный двигатель, что делает его идеальным для коммерческих пассажирских самолетов. Увеличение их размера только улучшает их характеристики для этой цели.
После отмены запрета производители двигателей смогут радикально изменить свои дизайнерские идеи, и некоторые из этих новых разработок могут найти выход на коммерческий рынок, возможно, даже в рамках проекта NMA. Как упоминалось ранее, Кэлхун своими заявлениями, сделанными в 2022 году, надеялся на прогресс в области турбовентиляторных технологий, поэтому отмена этого запрета может стать хорошей новостью для проекта NMA.
Отмена запрета также позволит США конкурировать в сверхзвуковой категории с Китаем, у которого есть своя собственная сверхзвуковая программа. Интересно,
что у American Airlines есть все шансы вырваться вперед на рынке коммерческой сверхзвуковой авиации, поскольку она заключила соглашение о покупке 20 авиалайнеров Boom Overture в августе 2022 года, как сообщается в пресс-релизе авиакомпании. Планируется, что самолеты серии Boom поступят в продажу в 2025 году, а первые пассажиры будут доставлены к 2029 году.
Насколько радикальным будет дизайн Boeing 797?
На самом деле, NMA, когда он, наконец, достигнет стадии разработки, на которой начнут появляться изображения, скорее всего, будет выглядеть довольно похоже на существующий 787-й, причем многие элементы будут выполнены из современных композитных материалов. В статье Norebbo утверждается, что Boeing 797 заменит самолеты семейств 737 и 757, став основным вариантом для региональных рейсов вместимостью 200 пассажиров и более. В общих чертах, в статье приводятся следующие обоснованные предположения о том, какие элементы дизайна могут быть в нем использованы:
- Фюзеляж: Он может в значительной степени напоминать более тонкий и короткий 787, с небольшими изменениями, за исключением материалов.
- Крылья: Они также могут быть в значительной степени основаны на конструкции Boeing 787, но уменьшенная масса фюзеляжа позволит немного уменьшить общую площадь поверхности и угол наклона.
- Вертикальный стабилизатор: возможно, на меньшем 797-м его не нужно так сильно проектировать, и он может быть короче.
- Шасси: Поскольку размер двигателя был одной из проблем, связанных с 737 MAX, Boeing может подстраховаться и спроектировать довольно высокое шасси, позволяющее устанавливать различные типы двигателей.
- Двигатели: Они не будут иметь знаковых угловатых шевронов, характерных для модели 787, и, скорее всего, будут намного меньше, чем у модели 737 MAX.
Как сообщалось в статье Slashgear, Boeing проконсультировался с 57 авиакомпаниями в рамках проекта NMA, и их отзывы показали, что они отдают предпочтение дизайну, который обеспечивает комфорт в салоне и сокращает время разворота между рейсами. В этом аспекте некоторые придерживаются мнения, что Boeing 797 в конечном итоге станет широкофюзеляжным двухмоторным реактивным самолетом, способным вместить от 220 до 270 пассажиров, с дальностью полета до 5000 морских миль. Как упоминалось в статье, эти параметры сделали бы его отличной заменой модели 767.
Знакомый дизайн, скорее всего, подойдет
Ранее, на ранних этапах обсуждения NMA, Boeing заявлял, что в нем будут использованы несколько технологий Boeing 777 и 787, главным отличием которых является широкое использование композитных материалов для увеличения дальности полета и эффективности. Согласно первоначальному графику проектирования, первоначальная настройка 797-го должна была начаться в 2017 году. Первоначальная сборка и испытания были запланированы на начало 2020-х годов, а первая поставка ожидалась к 2025 году. Однако сейчас многие ожидают, что эта первая поставка состоится самое раннее в 2030 году.
Хотя забавно предполагать, что Boeing может создать революционный самолет с новой технологией реактивных двигателей, реальность такова, что Boeing нуждается в легкой победе, поскольку она уже несколько лет отстает от Airbus. Для проекта NMA это, скорее всего, означает создание безопасного и надежного самолета, который не будет выходить за рамки общепринятых в коммерции технологий.
797-й, когда он будет представлен, скорее всего, будет построен на заводе в штате Вашингтон и, скорее всего, будет похож на уменьшенный 787-й. Вопрос о том, будет ли это узкофюзеляжный самолет среднего размера или широкофюзеляжный, еще не решен. В 2018 году, как сообщает FlightGlobal, потенциальный двигатель для Boeing 797 был представлен в трех вариантах. Однако заявления Кэлхуна о том, что в 2022 году ожидается появление турбовентиляторных двигателей и усовершенствований в производстве, могут означать, что могут быть рассмотрены и другие двигатели. Пока не объявлено больше, все это остается под большим вопросом.