Содержание
McDonnell Douglas MD-80 был последним самолетом американского производства, оснащенным аналоговой кабиной пилота. Самолет поступил в коммерческую эксплуатацию Swissair в октябре 1980 года и стал основой ближнемагистральной авиации по всему миру. Американский производитель выпустил в общей сложности 1191 самолет MD-80, некоторые из которых эксплуатируются и по сей день.
Хотя на заре авиации аналоговые кабины были нормой, более современные самолеты могут похвастаться множеством цифровых приборов, которые поддерживают их работу. В этой статье мы рассмотрим аналоговую кабину пилота McDonnell Douglas MD-80, особенности, которые делают ее уникальной, и влияние этого самолета на коммерческую авиацию в США и за ее пределами. Мы также более подробно рассмотрим историю MD-80 и выясним, какие авиакомпании до сих пор эксплуатируют этот самолет.
Особенности аналоговой кабины пилота
Как и многие аналоговые кабины конца 1970-х — начала 1980-х годов, аналоговая кабина McDonnell Douglas MD-80 состоит из пяти основных аналоговых датчиков. Они помогают пилотам понять характеристики самолета на земле и в воздухе. Датчики измеряют:
- Воздушная скорость
- Высота
- Вертикальная скорость
- Заголовок
- Координация.
Как следует из названия, аналоговые кабины пилотов, как правило, не оснащены цифровыми дисплеями и часто лишены передовых систем управления полетом, которые используются на борту современных самолетов, таких как Boeing 737, Airbus A320 и Airbus A350.
Вместо этого они оснащены множеством механических переключателей и ручек, обеспечивающих пилотам прямой и ощутимый контроль над самолетом. В отличие от этого, многие современные самолеты управляются с помощью технологии fly-by-wire, при которой управление воздушным судном осуществляется с помощью ряда кнопок и электрических сигналов, а не физических средств управления.
Планировка кабины пилота
В аналоговой кабине пилота McDonnell Douglas MD-80 основная приборная панель расположена между двумя пилотами. На этой приборной панели расположены некоторые из основных приборов управления полетом. На верхних панелях кабины пилоты могут найти переключатели, необходимые, в частности, для изменения подачи топлива, гидравлики, отбора воздуха и противообледенительных механизмов самолета.
В кабине пилота также есть центральная тумба, на которой расположены рычаги управления самолетом и автопилотом, а также боковые панели, на которых расположено некоторое электрическое оборудование, такое как автоматические выключатели и элементы управления освещением.
Пилотский опыт для пилотов
Пилоты, как правило, управляют воздушным судном, используя ручное управление, автоматизированные системы и принятие ситуационных решений. Управление современным воздушным судном связано как с управлением системами и принятием решений, так и с практическим управлением.
Пилоты часто говорят, что предпочитают летать в аналоговой кабине, особенно те, кто предпочитает полеты старой школы и хочет получить более осязаемые ощущения от полета. McDonnell Douglas MD-80, безусловно, предлагает такой опыт, и это любимый самолет многих пилотов.
Однако аналоговая кабина пилота не лишена недостатков и, как правило, значительно увеличивает нагрузку на пилотов, требуя большего контроля и соблюдения дисциплины при составлении контрольных списков. Молодым пилотам, привыкшим в повседневной жизни к современным технологиям, может быть довольно сложно столкнуться с множеством приборов, переключателей и циферблатов вместо цифровых экранов и кнопок.
О McDonnell Douglas MD-80
Идея создания McDonnell Douglas MD-80, удлиненной версии DC-9-80, возникла в 1977 году. Самолет был сертифицирован в августе 1980 года и несколько месяцев спустя поступил в коммерческую эксплуатацию в авиакомпании Swissair. За прошедшие годы национальный авиаперевозчик Швейцарии эксплуатировал в общей сложности 29 MD-80.
McDonnell Douglas MD-80 стал участником в общей сложности 90 крупных инцидентов, в том числе 47 с повреждениями корпуса, в результате которых погибло более 1400 человек. К числу наиболее известных инцидентов с участием MD-80 относятся:
- Рейс 255 авиакомпании Northwest Airlines — самолет McDonnell Douglas MD-80 разбился вскоре после взлета из аэропорта Детройт Метрополитан Уэйн Каунти (DTW) в августе 1987 года, погибли все, кроме одного из 155 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, и двое на земле.
- Рейс 269 авиакомпании «One-Two-GO Airlines» — самолет McDonnell Douglas MD-80 разбился при посадке в международном аэропорту Пхукета (HKT) во время плохой погоды в сентябре 2007 года, погибли 90 из 130 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту.
- Рейс 5022 авиакомпании Spanair — самолет McDonnell Douglas MD-80 разбился в августе 2008 года при взлете из мадридского аэропорта Барахас (MAD), направлявшегося в аэропорт Лас-Пальмас (LPA) на острове Гран-Канария. В общей сложности в результате инцидента погибли 154 из 172 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту.
Крупнейшие в мире операторы McDonnell Douglas MD-80
В общей сложности McDonnell Douglas построила почти 1200 самолетов MD-80 до прекращения производства в 1999 году. На сегодняшний день крупнейшим в мире эксплуатантом MD-80 является American Airlines, в парке которой насчитывается 391 самолет. В таблице ниже представлены крупнейшие эксплуатанты этого самолета за всю историю его эксплуатации и различные варианты, на которых они летали:
Авиакомпания | McDonnell Douglas MD-81 | McDonnell Douglas MD-82 | McDonnell Douglas MD-83 | McDonnell Douglas MD-87 | Макдоннелл Дуглас MD-88 | Весь |
---|---|---|---|---|---|---|
Американские авиалинии | 8 | 270 | 108 | 5 | — | 391 |
Воздушные линии Delta Air Lines | — | 22 | 8 | 1 | 120 | 151 |
Авиакомпания Trans World Airlines | 8 | 39 | 65 | — | — | 112 |
Алиталия | — | 90 | — | — | — | 90 |
Скандинавские авиалинии | 11 | 47 | 3 | 21 | — | 82 |
Преданный Воздух | 13 | 2 | 49 | 4 | 6 | 74 |
Континентальные авиалинии | 5 | 61 | 4 | — | — | 70 |
Промежуток времени | 3 | 16 | 27 | 18 | — | 64 |
Аэромексико | 16 | 18 | 9 | 16 | 10 | 53 |
Авиалинии Аляски | — | 13 | 35 | — | — | 48 |
Delta Air Lines была одним из последних коммерческих авиаперевозчиков, списавших свой парк устаревших самолетов McDonnell Douglas MD-80, когда они были сняты с эксплуатации в 2020 году в разгар пандемии. Allegiant Air также эксплуатировала значительный парк самолетов MD-80, пока они не были выведены из эксплуатации несколькими годами ранее в 2018 году.
На сегодняшний день в мире по-прежнему эксплуатируется более 100 самолетов McDonnell Douglas MD-80. Крупнейшим пассажирским оператором является венесуэльская авиакомпания LASER Airlines, девять самолетов которой по-прежнему эксплуатируются на маршрутах по всей Америке. Между тем, крупнейшим грузовым оператором является компания Aeronaves TSM, базирующаяся в Мексике, парк которой насчитывает в общей сложности 15 самолетов MD-80.
Кабины современных самолетов
Кабины современных самолетов полностью отличаются от своих старых аналогов. Такие самолеты, как Boeing 787 и Airbus A350, оснащены кабинами, спроектированными с учетом новейших технологий и повышенного комфорта пилота. Так называемые стеклянные кабины оснащены полностью цифровыми пилотажными приборами с большими жидкокристаллическими дисплеями — например, Boeing 787 оснащен четырьмя большими дисплеями, а Airbus A350 — шестью.
Беспроводное управление также является нормой на современных самолетах, когда сигналы управления передаются с помощью электронных сигналов, а не механических кабелей. Кабины Airbus оснащены боковыми рычагами управления, в то время как кабины Boeing оснащены традиционным рычагом управления с проводным управлением под ним.
Продолжается разработка
McDonnell Douglas MD-80 — один из немногих сохранившихся коммерческих самолетов, в котором до сих пор имеется аналоговая кабина пилота. Это дает пилотам опыт старой школы, с множеством переключателей, рычагов и шкивов, которыми необходимо управлять, чтобы управлять самолетом, и резко контрастирует с кабинами пилотов более современных самолетов, таких как Boeing 787 и Airbus A350.
Аналоговая кабина пилота McDonnell Douglas MD-80 оснащена переключателями и циферблатами, которые используются для управления всеми аспектами самолета, а также позволяют пилотам визуально оценивать характеристики самолета, такие как скорость полета, высота, вертикальная скорость, курс и координация.
Код ICAO MD82 Код IATA M82 Количество пассажиров: 597 Экипаж: 2 Пассажира 130 — 172
Работает на
базе Expand Collapse