...
Главная Авиатехника Airbus A380: Внутри самого большого четырехъядерного самолета, когда-либо построенного

Airbus A380: Внутри самого большого четырехъядерного самолета, когда-либо построенного

от admin

В апреле этого года Airbus отметил 20-ю годовщину первого полета самолета A380. Этот реактивный самолет строился 254 раза и побил бесчисленное количество рекордов, в том числе стал единственным самолетом с более чем 500 посадочными местами и двухэтажным самолетом в полный рост. В экономичной комплектации он вмещает более 800 пассажиров. Airbus также объявил, что самолет совершил более 800 000 рейсов, обслужив 300 миллионов пассажиров.

Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о A380. Узнайте о его дорогостоящей разработке, крупнейших эксплуатантах и о том, как Airbus продолжает использовать A380 для внедрения инноваций, несмотря на то, что лайнер больше не выпускается.

Астрономически дорогая разработка

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

Проект A380 был запущен в 2000 году. Концепция самолета Super-jumbo была предложена в связи с популярностью рейсов из аэропорта в аэропорт и введением ограничений на количество рейсов. Единственным способом обслужить больше пассажиров без увеличения количества требуемых рейсов было увеличение габаритов воздушного судна. Однако инженеры Airbus тайно начали работать над авиалайнером сверхвысокой вместимости (UHCA) в 1988 году, и общие очертания самолета были анонсированы на авиасалоне в Фарнборо в 1990 году.

Конструкторы хотели снизить эксплуатационные расходы на 15% по сравнению с 747-400, сохранив при этом существенно более высокую производительность. После многолетнего рассмотрения различных вариантов конструкции, в том числе с расположенными бок о бок фюзеляжами A340, инженеры Airbus остановились на проекте двухэтажного самолета примерно в 2000 году. К концу 2000 года наблюдательный совет Airbus согласился запустить проект стоимостью 9,5 миллиардов евро по созданию самолета A3XX, который был обозначен как A380. Когда в январе 2002 года было завершено строительство первого самолета, стоимость проекта, по оценкам, возросла до 11-14 миллиардов евро. Эта стоимость продолжала расти. После того, как самолет был в эксплуатации в течение 10 лет, предполагаемые затраты на разработку достигли 25-30 миллиардов евро.

Одной из причин, по которой разработка была такой дорогостоящей, была сложность самолета, который имеет более 330 миль электрических кабелей. Более того, его компоненты производятся по всей Европе, включая Францию, Уэльс, Испанию и Германию.

Огромные размеры A380

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

А380 любим любителями авиации по всему миру за его умопомрачительные размеры, уступающие только грузовым самолетам украинского производителя «Антонов».

В таблице ниже приведены технические характеристики A380, которые объясняют, почему его размеры так впечатляют:

Максимальное количество посадочных мест на главной палубе

853

Размах крыла

79,75 м (261,8 футов) с углом наклона 33,5°

Максимальная взлетная масса

575 т (1 268 000 фунтов)

Масса пустого самолета

285 т (628 000 фунтов)

Запас топлива

253 983 кг (559 937 фунтов)

Крейсерская скорость

Типичная — 488 узлов, максимальная — 513 узлов

Диапазон

14 800 км (7 991 км/ч)

Этот размер намного больше, чем у любого из конкурентов A380, таких как 747-й. Размах крыльев Boeing jumbo jet составляет 195 футов 8 дюймов (59,6 м), что почти на 70 футов меньше, чем у A380. Кроме того, он способен поднимать в небо гораздо меньше грузов. Самый большой вариант (747-8) имеет максимальную взлетную массу 975 000-987 000 фунтов (442,3–447,7 т).

Большинство модификаций Boeing 747 также не соответствуют модельному ряду A380, что делает их менее подходящими для полетов от узла к узлу. Самолеты 747-400 и 747-8 имеют дальность полета более 7000 морских миль, но самолеты 747-100, -200B и -300 имеют дальность полета более чем на 1000 миль меньше, чем A380.

Операторы A380

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

Airbus поставил первый A380 в

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

Singapore Airlines в октябре 2007 года. С тех пор Emirates стала крупнейшим оператором, и самолет продолжает играть важную роль в ее парке. Авиакомпания Emirates объявила о модернизации своих самолетов A380, наряду с самолетами Boeing 777, и о предоставлении этих услуг еще по восьми направлениям. Аднан Казим, заместитель президента и коммерческий директор Emirates, сказал:

«Новейшее внедрение обновленных самолетов Airbus A380 и Boeing 777, а также новых самолетов A350 открывает перед клиентами в более чем 70 динамично развивающихся городах и странах с растущей экономикой больше возможностей насладиться нашими бортовыми услугами премиум-класса последнего поколения в сочетании с нашим отмеченным наградами сервисом. Активизация нашей программы модернизации означает, что к концу этого года Emirates зарекомендует себя как один из выдающихся лидеров отрасли, предлагающий места премиум-класса в экономклассе. В ближайшие два года мы окончательно укрепим свои позиции в качестве лидера отрасли по размещению пассажиров премиум-класса в экономклассе».

В таблице ниже представлена десятка крупнейших эксплуатантов A380 по текущему размеру парка согласно данным Airbus:

Авиакомпания

Активный парк самолетов A380

Emirates

116 (21 на стоянке)

Сингапурские авиалинии

12 (3 на стоянке)

British Airways

12

Квантас

10

«Люфтганза»

8

Катарские авиалинии

8

Авиакомпания Etihad Airways

7

Корейский воздух

7

Азиатские авиалинии

6

Авиакомпания All Nippon Airways

3

По состоянию на февраль 2025 года в эксплуатации остаются 189 самолетов A380, 36 из них находятся на хранении, а 21 был списан. Наиболее успешными утилизаторами A380 являются Сингапур, который списал 12 самолетов, и Emirates, которая списала семь. Пять авиакомпаний, ранее эксплуатировавших самолеты A380, решили навсегда исключить их из своего парка. Это China Southern Airlines, Malaysia Airlines, Air France, Hi Fly Malta и Thai Airways International. Самыми последними авиакомпаниями, вышедшими на пенсию, являются China Southern Airlines и Malaysia Airlines. Большинство из этих перевозчиков решили отказаться от полетов на реактивных самолетах из-за сочетания высоких цен на топливо и последствий пандемии COVID-19 для отрасли.

Посадочные места на A380

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

Уникальными особенностями самолета A380 являются поразительное количество мест в его двухэтажном салоне во всю длину и возможность для такого большого количества пассажиров летать с максимальным комфортом.

Большинство авиакомпаний используют главную палубу для размещения пассажиров эконом-класса. Они будут расположены в конфигурации 3-4-3 для салона, спроектированного таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную вместимость при соблюдении стандартов комфорта. Авиакомпании могут проявить больше изобретательности на верхней палубе, поскольку эта зона самолета обычно предназначена для пассажиров премиум-класса и часто сочетает в себе размещение первым и бизнес-классом. Конфигурация обычно составляет 1-2-1 для бизнес-класса или 2-4-2 для авиакомпаний, которые имеют более просторный салон эконом-класса.

Предлагаемые варианты

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

A380-800 был единственным выпущенным вариантом A380, который останется таким и в дальнейшем, поскольку Airbus прекратил производство super jumbo в 2021 году. Однако, возможно, он оставался бы в производстве дольше, если бы Airbus решила создать предложенные варианты. Одним из них был A380F, грузовой самолет, способный перевозить максимальную полезную нагрузку весом 150 тонн (330 000 фунтов) на расстояние 5600 миль в час (10 400 км). Это на 7% больше по грузоподъемности и дальности полета, чем у Boeing 747-8F, но это потребовало бы более высоких затрат. Такая полезная нагрузка была бы больше, чем у всех самолетов, за исключением Ан-225 «Мрия».

Airbus также предложил пассажирские варианты. Одним из них был A380 Stretch. Этот самолет, получивший обозначение A380-200 или A380-900, будет вмещать 656 кресел в стандартной комплектации или 900 мест только в экономичном исполнении. Несколько авиакомпаний, в том числе

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

Emirates, Virgin Atlantic и Air France, проявили интерес к самолету. Однако из-за проблем с производством A380-800 эти планы были отложены.

В отчете Reuters за 2015 год также сообщалось, что Airbus ведет переговоры по меньшей мере с шестью авиакомпаниями о производстве A380neo. Этот самолет должен был иметь более совершенные двигатели, крылья и вмещать на 50 пассажиров больше. Поставка была запланирована на 2020-2021 годы.

Однако к 2016 году Тим Кларк, президент Emirates, заявил, что переговоры по A380neo прекратились. Это было подтверждено годом позже, когда Airbus объяснил, что для этого самолета не было достаточного экономического обоснования. Прекращение производства A380 не остановило интерес Emirates к A380neo. В июне 2023 года Flight Global сообщила, что Кларк возобновил свое ходатайство. Он объяснил, какую пользу A380neo принесет авиакомпании: “Это позволило бы нам на 25% сократить расход топлива и выбросы вредных веществ на A380. Это поразительно хорошо”.

A380 продолжает внедрять инновации

Airbus A380: Inside The Largest Quadjet Ever Built

Эпоха Super Jumbo, возможно, подходит к концу. Будущее, похоже, за двухместными реактивными самолетами, даже для дальнемагистральных широкофюзеляжных самолетов. Однако Airbus продолжает использовать A380 для продвижения своих инноваций. Например, в 2022 году Airbus объявила о том, что в небо поднялся первый самолет A380, работающий на 100% экологически чистом авиационном топливе.

Самолет совершил трехчасовой перелет из аэропорта Бланьяк во Франции на одном из своих двигателей Rolls-Royce Trent 900, работающих на исключительно экологически чистом авиационном топливе. Компания TotalEnergies предоставила для полета 27 тонн продуктов, изготовленных из гидрообработанных сложных эфиров и жирных кислот (HEFA), не содержащих ароматических соединений и серы и состоящих в основном из отработанного растительного масла, а также других отработанных жиров.

A380 стал третьим самолетом Airbus, который за 12 месяцев летал на 100% экологически чистом авиационном топливе. В марте 2021 года первым был запущен A350, а в октябре 2021 года — A319neo. Эти испытания стали существенным достижением для Airbus, поскольку все самолеты Airbus ранее были сертифицированы на использование экологически чистого авиационного топлива и керосина в соотношении 50 на 50. Airbus, похоже, продолжает использовать A380 для испытаний на экологичность, поскольку A380, использованный в этом тесте, является демонстратором ZEROe — летающим испытательным стендом для будущих технологий, которые помогут вывести на рынок первый в мире самолет с нулевым уровнем выбросов к 2035 году.

.

Производитель Airbus, Тип самолета широкофюзеляжный, первая поставка 15 октября 2007 г.

Развернуть Свернуть

Похожие публикации