Содержание
Airbus A380 остается самым большим коммерческим пассажирским самолетом, который когда-либо летал, и сегодня он остается таким же революционным, каким был представлен два десятилетия назад. Превосходящий даже великую «Королеву небес» Boeing 747, A380 по-прежнему будет самым большим по пассажировместимости, даже несмотря на скорое появление Boeing 777X, который станет самым длинным пассажирским самолетом из когда-либо построенных, но не самым большим в целом.
Производитель Airbus, Тип самолета широкофюзеляжный, первая поставка 15 октября 2007 г.
Развернуть Свернуть
Однако, несмотря на свое величие и престиж, программа A380 не была прибыльной ни для Airbus, ни для большинства ее операторов, что привело к постепенному сокращению заказов, прежде чем Airbus прекратил производство в 2021 году. Сегодня, когда было поставлено более 250 самолетов, A380 по-прежнему остается важной фигурой на дальнемагистральных рейсах, особенно у базирующейся в Дубае авиакомпании Emirates, которая заказала почти половину всех построенных A380. Вот несколько интересных фактов об A380, которые вы, возможно, не знаете.
6 Состоит из более чем четырех миллионов деталей
Поставляются 1500 компаниями из 30 стран.
Производство A380 было многонациональным проектом, различные части фюзеляжа были изготовлены различными компаниями по всей Европе. Airbus утверждает, что в конечном итоге он состоит из более чем четырех миллионов отдельных компонентов и что 2,5 миллиона номеров деталей были изготовлены 1500 компаниями из 30 стран.
Затем весь самолет будет собран на линии окончательной сборки A380 (FAL) в Тулузе после отгрузки деталей фюзеляжа и крыльев. В то время как большинство запчастей доставлялось морем, Airbus также использовала свой парк самолетов Beluga для доставки вертикальных хвостовых оперений на свой завод в Тулузе-Бланьяке.
Компонент | Местоположение |
---|---|
Носовая часть | Сен-Назер, Франция |
Центральная часть фюзеляжа | Сен-Назер, Франция |
Кормовая часть фюзеляжа | Гамбург, Германия |
Вертикальное хвостовое оперение | Гамбург, Германия |
Горизонтальное оперение самолета | Кадис, Испания |
Крылья | Бротон, Уэльс (Великобритания) |
Каждый A380 оснащен в общей сложности 220 окнами и 16 дверями, не говоря уже о том, что самолет оснащен примерно 100 000 проводами, протяженность которых в собранном виде составила бы 470 км. Другие интересные факты о его конструкции включают в себя гидравлические трубопроводы протяженностью более 40 км, в то время как для A380 может потребоваться до 950 галлонов (3600 литров) краски, что увеличивает вес самолета примерно на 650 кг!
5. Удивительно тихий самолет
Один из самых тихих салонов в отрасли
Поскольку это самый большой в мире пассажирский реактивный самолет, оснащенный четырьмя двигателями, можно ожидать, что в салоне А380 будет громче, чем в обычном самолете. Но, как ни странно, А380 оказался одним из самых тихих самолетов в эксплуатации, по крайней мере, с точки зрения широкофюзеляжности. Это было достигнуто за счет ряда конструктивных решений, в результате чего уровень шума был на 16 EPNdB ниже предельного уровня шума, установленного главой 4 ИКАО.
Согласно исследованию, проведенному в журнале Applied Acoustics, A380 стал самым тихим широкофюзеляжным самолетом с уровнем шума в салоне 69,5 дБ, что ниже, чем у 787 Dreamliner (72,7 дБ) и A350 (74,9 дБ). Это привело к необычной проблеме: пилотам стало труднее спать на самолете A380 из—за его тишины, которая позволяет лучше слышать звуки в салоне, такие как плач младенцев или разговоры в соседнем салоне.
Как было отмечено в одном из обзоров полетов, опубликованных в The Guardian в 2019 году,
«Первое, на что обращаешь внимание, — это тишина. Даже сидя у двигателей во время взлета, на борту A380 superjumbo не нужно было повышать голос. Тишина была почти жуткой».
И это не только на борту самолета. Airbus построил A380 с учетом требований по шуму, зная, что во многих ключевых аэропортах действуют ограничения на шум самолетов. Как заявляет Airbus, по сравнению с самолетами-конкурентами, A380 «при взлете производит вдвое меньше шума, а при посадке — в три-четыре раза меньше«.
4 Гораздо больше места, чем у Boeing-747.
Единственный пассажирский самолет с двумя палубами во всю длину.
Boeing 747 долгое время считался королевой неба, пока не появился A380. Airbus superjumbo предлагал значительно больше полезной площади, чем Boeing 747-400 и 747-8i, которые должны были прийти ему на смену, что давало ему большое преимущество с точки зрения пассажировместимости.
Это объясняется тем, что A380 является первым (и единственным) коммерческим реактивным самолетом, построенным с двумя палубами во всю длину, что значительно увеличивает объем полезного пространства. Это означает, что A380 предлагает на 40% больше, или около 6000 кв. футов, дополнительного полезного пространства на борту, поскольку верхняя палуба 747-го не во всю длину.
По данным Airbus, две пассажирские палубы имеют «общую площадь 550 м2, столько же, сколько три теннисных корта (для одиночных игр) или 1/4 баскетбольных площадки«. Вот почему A380 до сих пор не имел себе равных по общей пассажировместимости — несмотря на то, что он сертифицирован для перевозки 853 пассажиров, A380 обычно предлагает около 525 посадочных мест в трехклассной конфигурации.
Три двигателя не были поставлены, как было обещано
Опции для двигателей Alliance GP7200 или Rolls-Royce Trent 900
Когда Airbus запустил программу A380, он уже много лет сотрудничал с производителями двигателей в разработке подходящих двигателей для своего будущего четырехъядерного реактивного самолета. Однако вскоре в Airbus поняли, что двигатели A380 не так эффективны, как было обещано. Как рассказал AviationWeek бывший глава отдела продаж Airbus Джон Лихи, европейский производитель самолетов был «ошеломлен производителями двигателей», добавив,
«Наши программисты получили заверения от производителей двигателей, что в ближайшие годы на горизонте не предвидится ничего с лучшим удельным расходом топлива».
Компания Boeing представила новый 787 Dreamliner с двумя вариантами двигателей — General Electric GEnx-1B или Rolls-Royce Trent 1000, которые позволили повысить топливную экономичность на 15%. В результате на рынке появился гораздо более эффективный широкофюзеляжный самолет twinjet, который поступил в эксплуатацию через четыре года после A380.
Поэтому неудивительно, что A380 оказался последним четырехмоторным самолетом новой конструкции. Boeing продолжит выпуск новой серии 747, 747-8, которую он официально запустил в 2005 году, а пассажирский вариант будет представлен Lufthansa в 2012 году. Однако в последующих широкофюзеляжных моделях, в первую очередь в A350 и готовящемся к выпуску Boeing 777X, для повышения эффективности используются два двигателя.
2 Требуются усиленные взлетно-посадочные полосы
Только некоторые аэропорты могут обслуживать A380
Из-за своих огромных размеров самолет A380 был отнесен ИКАО к категории аэродромов с кодом F, что означает, что только аэропортам, получившим эту сертификацию, было разрешено принимать рейсы A380. Усилие, приходящееся на колесо при посадке, потребовало усиления взлетно-посадочных полос, которые часто расширялись, то же самое касается и рулежных дорожек.
В противном случае вес A380 привел бы к чрезмерному износу или даже пробил бы асфальтированную поверхность. Самолет был спроектирован с 22-колесным шасси, способным выдерживать такие тяжелые посадки, а также выдерживать огромную максимальную взлетную массу реактивного самолета (MTOW) в 575 000 кг.
Воздушное судно | Максимальный взлетный вес | Максимальный посадочный вес |
---|---|---|
Airbus A380-800 | 575 000 кг (1 265 000 фунтов) | 396 890 кг (875 000 фунтов) |
Boeing 747-8i | 447 700 кг (987 000 фунтов) | 309 000 кг (682 000 фунтов) |
Boeing 777-9 | 351 534 кг (775 000 фунтов) | 251 290 кг (554 000 фунтов) |
Airbus A350-1000 | 316 000 кг (696 660 фунтов) | 245 000 кг (540 133 фунта) |
Максимальная посадочная масса superjumbo составляет 396 890 кг (875 000 фунтов), что более чем на 28% тяжелее, чем у Boeing 747-8. Его MTOW также является самым тяжелым из всех коммерческих самолетов — 575 000 кг (1 265 000 фунтов), что также является значительным шагом вперед по сравнению с 747-8.
Также обратите внимание на размах крыльев A380s — 79,75 метра (261,8 фута), что едва превышает установленный ИКАО код F в 80 метров, и является самым большим из всех коммерческих самолетов. Поскольку большинство ведущих аэропортов привыкли обслуживать широкофюзеляжные самолеты с кодом E, к которым относятся Boeing 747 и 777-й, потребовались и другие изменения, такие как расширение стоянок и изменение дизайна ворот, чтобы соответствовать требованиям A380 и его гигантским крыльям.
1 Программа не завершилась безубыточно
Растущие затраты на разработку и производство
Известно, что затраты на разработку Airbus A380 значительно превысили прогнозы, и, по большинству оценок, эта цифра составляет где-то 25-30 миллиардов долларов. Несмотря на то, что Airbus получила значительную финансовую помощь для запуска программы, она сама взяла на себя большую часть расходов и прогнозировала, что для безубыточности программы ей потребуется более 400 заказов.
В довершение всего Airbus осознал, что затраты на производство A380 в расчете на единицу продукции также резко возросли, а это означало, что изначально компания несла убытки при каждой поставке. Несмотря на то, что это повысило бы эффективность производственного процесса, маржа на единицу продукции по-прежнему оставалась крайне низкой, что в конечном итоге не позволило программе выйти на безубыточность.
Как стало известно Simple Flying ранее в этом году, A380, возможно, и принес компании огромные убытки, но уроки, извлеченные в ходе его разработки и производства, в конечном итоге окупились, особенно благодаря успеху более поздней программы A350. Airbus заявила, что ее программа A350 выиграла от ошибок, допущенных при разработке A380, и A350 показал впечатляющие результаты, получив более 1300 заказов на A350-900 и A350-1000.