Содержание
Boeing 717 — это узкофюзеляжный региональный коммерческий реактивный самолет, выпускавшийся до 2006 года. Потребность в нишах региональных реактивных коммерческих самолетов в настоящее время удовлетворяется такими самолетами, как Embraer E-Jets и Airbus A220, а также Bombardier CRJ, которые также были сняты с производства в 2020 году. Boeing 717 является последним представителем семейства самолетов DC-9, и
Delta Air Lines уже давно является крупнейшим эксплуатантом самолетов этого семейства. Согласно данным, предоставленным Cirium, в июне авиакомпания Delta планирует выполнить 12 648 рейсов Boeing 717, предлагая 1,4 миллиона посадочных мест.
Производитель Boeing, Тип самолета узкофюзеляжный, Первая поставка 2 сентября 1999 года
Развернуть Свернуть
Только две авиакомпании продолжают эксплуатировать Boeing 717: Delta Air Lines и Hawaiian Airlines. Но почему Delta продолжает эксплуатировать этот стареющий региональный реактивный самолет? Хотя нет однозначного ответа на вопрос, почему Boeing 717 работает в Delta, когда большинство авиакомпаний этого не хотели, мы рассмотрим некоторые из этих причин.
Призрак McDonnell Douglas
Компания Boeing в ее нынешнем виде является результатом различных слияний и поглощений на протяжении многих лет, последнее крупное изменение произошло в 1997 году, когда она объединилась с McDonnell Douglas. Boeing унаследовал самолеты McDonnell Douglas, включая MD-95. Вскоре авиастроительный концерн прекратил производство самолетов McDonnell Douglas, поскольку они были восприняты как конкурирующие с его собственными самолетами. Тем не менее, он продолжал выпускать 156 экземпляров MD-95, переименованных в Boeing 717.
Boeing 717 был разработан для 100-местного рынка и является сокращенной версией McDonnell Douglas MD-80. Таким образом, он является частью более крупного семейства коммерческих самолетов DC-9. Он оснащен парой турбовентиляторных двигателей Rolls-Royce BR715, установленных сзади, и, по данным Delta, имеет запас хода более 1500 миль. Это довольно небольшой радиус действия. По данным авиакомпании, дальность полета Airbus A220-300, заменяющего Delta, составляет 2460 миль.
По сути, Boeing 717 был последним вариантом почтенного DC-9, которому удалось выжить в эпоху Boeing. Сегодня Boeing производит только коммерческие авиалайнеры Boeing 737, 787 и 777, хотя 767-й по-прежнему выпускается как грузовой самолет и военный танкер-заправщик.
Самолеты Boeing 717, арендованные Delta у Southwest
Из 155 самолетов Boeing 717, поставленных Boeing, Delta Air Lines продолжает эксплуатировать 80 самолетов, а Hawaiian Airlines — 19. Эти 80 самолетов Delta находятся в долгосрочной аренде у дочерней компании Southwest Airlines Airtran Airways. О заключении соглашения было объявлено в 2012 году, когда Southwest Airlines согласилась передать Delta в аренду или субаренду все 88 самолетов Boeing 717 AirTran. С тех пор Southwest эксплуатирует крупнейший в мире парк самолетов Boeing 737.
В то время Southwest заявляла, что аренда своих 717-х Delta — это «наилучшая возможность, без преувеличения…» Это позволило Southwest избежать преобразования парка 717-х AirTran в Southwest в рамках интеграции с AirTran. Этот шаг также позволил компании сократить расходы на аренду самолетов Boeing 717. AirTran Airways была бюджетной авиакомпанией США, которая выполняла рейсы с 1993 по 2011 год, когда была приобретена компанией Southwest. На тот момент ее воздушный флот состоял из 88 самолетов Boeing 717 и 52 самолетов Boeing 737-700.
Парк самолетов Delta Boeing 717 (согласно Planespotters.net): | |
---|---|
Всего приобретено: | 104 |
Текущие запасы: | 80 |
В настоящее время активен: | 67 |
В настоящее время припаркован: | 17 |
Средний возраст: | 23,7 года |
Хотя основная часть Boeing 717 компании Delta была приобретена у AirTran/Southwest, она приобрела больше самолетов из других источников. Например, по данным Aviation A2Z, в 2023 году Delta также приобрела восемь Boeing 717 у Boeing Capital Corporation (BCC). Согласно данным Plantspotters.net, Delta эксплуатировала в общей сложности 104 Boeing 717, из которых 24 были проданы. Самолеты, приобретенные у BCC, возможно, были разобраны на запчасти, поскольку некоторые из них были утилизированы вскоре после поставки.
Почему Boeing 717 работает на Delta
Не существует единой причины, по которой Boeing 717 работает в Delta. К числу некоторых факторов относится то, что Delta эксплуатирует обширный парк самолетов Douglas и McDonnell Douglas, включая до недавнего времени аналоги Boeing 717 MD-88 и MD-90. В 2020 году Delta вывела из эксплуатации последние самолеты из своего парка MD-88 и MD-90. Техобслуживание осуществляется квалифицированной группой технического обслуживания TechOps, которая позволяет Delta обслуживать старые самолеты. Для сравнения, American и United передают на аутсорсинг большую часть своих тяжелых работ по техническому обслуживанию.
Это означало, что у Delta были пилоты, механики и опыт, необходимые для бесперебойной эксплуатации Boeing 717. Поскольку Delta располагает самолетами с меньшей вместимостью пассажиров, она также может часто использовать эти самолеты на маршрутах, которые проходят в обход ее узловых пунктов, хотя большинство ее рейсов в июне 2025 года выполняются из основных узлов. Техническое обслуживание — одна из главных причин, по которой Southwest решила отказаться от них в первую очередь. Southwest оптимизирует свою логистику, техническое обслуживание и подготовку пилотов, эксплуатируя только один тип воздушного судна.
Несмотря на то, что Boeing 717 во многих отношениях оказался никому не нужным самолетом, он по-прежнему оставался надежным самолетом. С 717-ми Delta смогла оптимизировать свой авиапарк таким образом, чтобы заменить 50-местные самолеты. По словам Кортни Миллер, компания Boeing смогла отказаться от 2,2 50-местных региональных самолетов на каждый приобретенный ею Boeing 717. Компания смогла добиться чистого снижения стоимости посадочных мест при одновременном повышении уровня обслуживания на магистральных линиях и в премиум-классе.
Самолеты Boeing 717 компании Delta
Сегодня Boeing 717 дополняет основной парк самолетов Delta, состоящий из 78 самолетов Airbus A220 (ранее Bombardier CSeries). Следует также отметить, что Delta эксплуатирует разнообразный линейный парк самолетов, состоящий из самолетов Airbus A220, A320, A321, A330, A350, Boeing 737, Boeing 757 и Boeing 767.
В самолетах Boeing 717 авиакомпании Delta предусмотрено 12 кресел бизнес-класса Delta First и 98 кресел эконом-класса, из которых 20 — Delta Comfort. Таким образом, самолет рассчитан на 110 посадочных мест. Самолеты авиакомпании Hawaiian имеют более плотную компоновку и рассчитаны на 128 посадочных мест, включая восемь мест бизнес-класса и 120 мест эконом-класса. Ширина кресел бизнес-класса Delta составляет 19,6 дюйма, а их шаг — 37 дюймов. Ширина основных кресел эконом-класса составляет 18,1 дюйма, а угол наклона — 30-31 дюйм.
Технические характеристики Boeing 717 | |
---|---|
Крейсерская скорость | 504 мили/ч |
Диапазон | 1510 миль (на Дельту) |
Размах крыльев | 93 фута 4 дюйма |
Длина | 124 фута 0 дюймов |
Двигатели | 2 турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce BR715-A1-30 (18 920 фунтов) |
В июне 2023 года с самолетом Боинг-717 авиакомпании Delta произошел инцидент, когда при заходе на посадку у него не сложилась передняя стойка шасси. После выполнения круга и попытки удлинения в ручном режиме самолет приземлился на основные шасси без поддержки носовой части. Никто не пострадал, хотя с тех пор FAA распорядилось увеличить количество проверок оставшихся в стране Boeing 717.
Надежная рабочая лошадка
Самолеты Boeing 717 имеют репутацию хорошо сконструированных, высоконадежных и являются «рабочими лошадками» авиакомпаний, с которыми они летают. В свое время они также отличались топливной экономичностью и комфортом для пассажиров. Этот самолет известен своим низким уровнем шума и бесшумной эксплуатацией по сравнению с другими ближнемагистральными самолетами своего поколения.
717 был спроектирован таким образом, чтобы быть тише своих предшественников, таких как DC-9, и его уровень шума был в 12 раз меньше. Современные двигатели Rolls-Royce снижают уровень шума и повышают топливную экономичность самолета. Двигатели Rolls-Royce BR700 также установлены на самолетах Bombardier Global Express и Gulfstream V.
Но хотя в свое время Boeing 717, возможно, и был отличным региональным реактивным самолетом, сегодня его превосходят такие самолеты, как Airbus A220 и Embraer серии E-Jet. Компания Delta, имевшая большой опыт эксплуатации самолетов семейства DC-9, увидела возможность заключить выгодную сделку с ненужными Southwest Boeing 717 и увидела шанс заменить свои 50-местные самолеты на 100-местные. Авиакомпания смогла эффективно использовать их наряду со своими самолетами MD-88 и MD-90, пока эти самолеты не были досрочно выведены из эксплуатации во время пандемии.
В настоящее время устаревший самолет
Хотя очевидно, что Boeing 717 хорошо зарекомендовал себя в Delta, он, как и остальные самолеты расширенного семейства DC-9, твердо стоит на пути к выходу. В 2024 году австралийская авиакомпания QantasLink вывела из эксплуатации последний из своего парка самолетов Boeing 717, состоявшего из 23 самолетов, в результате чего Hawaiian и Delta остались последними эксплуатантами Boeing 717. Авиапарк Hawaiian используется наиболее интенсивно, и в настоящее время авиакомпания приобретается Alaska Airlines. Пока не поступало никаких сообщений о том, что Alaska заменит эти самолеты.
Несмотря на это, средний возраст парка 717-х самолетов Delta в настоящее время составляет 23,5 года, а парка Hawaiian — 23,4 года. Для справки, средний возраст самолетов Delta Aircraft составляет 15,1 года, в то время как средний возраст самолетов Hawaiian aircraft составляет 13,1 года. Но какими бы надежными и любимыми ни были эти самолеты, приходит время, когда затраты на техническое обслуживание и топливо, а также соблюдение строгих правил (например, ограничений по уровню шума) делают более экономичной замену старых на новые.
Самолеты Delta 717 постепенно заменяются на Airbus A220. Самолет A220-100 вмещает 109 пассажиров, в то время как A220-300 вмещает до 130 пассажиров. В эксплуатации у Delta находится 78 самолетов, а заказан в общей сложности 131 экземпляр. В их число входят 45 самолетов A220-100 и 86 самолетов A220-300. Как самолет нынешнего поколения, A220 намного тише, чем 717-й, и обладает значительно большей дальностью полета. Он также может похвастаться на 25% меньшим расходом топлива по сравнению с самолетами предыдущего поколения.