Администрация транспортной безопасности США (TSA) больше не будет требовать от пассажиров снимать обувь на контрольно-пропускных пунктах аэропортов, что положит конец политике, действовавшей почти два десятилетия.
В то же время два аэропорта Великобритании — Бирмингем (BHX), Англия, и Эдинбург (EDI), Шотландия — заявили, что правительство разрешило им отменить 19-летнее правило, ограничивающее пронос жидкостей пассажирами через контрольно-пропускные пункты. BHX и EDI — первые два аэропорта Великобритании, которым разрешили оставлять жидкости в контейнерах объемом до двух литров в ручной клади и провозить их через контрольно-пропускные пункты.
Эти послабления должны ускорить проверку безопасности, которая часто может быть узким местом, снижая пассажиропоток и, таким образом, обеспечивая эксплуатационные и потенциально экономические выгоды для аэропортов.
В августе 2006 года TSA начала требовать, чтобы обувь пассажиров проверялась вместе с ручной кладью на контрольно-пропускных пунктах аэропортов. Агентство в то время ссылалось на “разведданные, указывающие на сохраняющуюся угрозу” наличия самодельных взрывчатых веществ в обуви.
“Благодаря нашим передовым технологическим достижениям и многоуровневому подходу к обеспечению безопасности, мы уверены, что сможем внедрить это изменение, сохраняя при этом высочайшие стандарты безопасности”, — заявила 8 июля министр внутренней безопасности США Кристи Ноэм.
Изменения в правилах немедленно вступают в силу во всех аэропортах США. Пассажиры, участвовавшие в программе предварительной регистрации TSA, уже были освобождены от необходимости разуваться, как и люди старше 75 лет. “Мы ожидаем, что это изменение значительно сократит время ожидания пассажиров на наших контрольно-пропускных пунктах TSA”, — сказал Ноэм.
7 июля BHX и EDI сообщили, что правительство Великобритании разрешило аэропортам отменить правило о хранении жидкостей, при этом в заявлении EDI говорится, что компания получила одобрение “после установки новейшей рентгеновской технологии безопасности”.
Согласно EDI, “жидкости в контейнерах объемом до двух литров теперь можно … хранить в ручной клади”. В аэропорту добавили: “Количество жидкостей, которые можно провозить, не ограничено, если их объем не превышает двух литров”.
Авиакомпания BHX рекомендовала пассажирам “не класть жидкости, пасты и гели в пластиковые пакеты. Пожалуйста, не кладите их в ручную кладь”. BHX заявила, что любая жидкость в контейнере объемом более двух литров “будет удалена и уничтожена”, но поддержала EDI, заявив, что нет ограничений на двухлитровые контейнеры.
Генеральный директор EDI Гордон Дьюар (Gordon Dewar) сказал: “Это изменение позволяет пассажирам более гибко подходить к проносу жидкостей через систему безопасности, сохраняя при этом и повышая наш высокий уровень безопасности за счет использования 3D-технологий”. На контрольно-пропускных пунктах EDI используется оборудование Smiths для досмотра жидкостей.
Министерство транспорта Великобритании заявило, что аэропорты, оснащенные соответствующими компьютерными томографами, аналогичными тем, которые используются в медицинской визуализации, смогут отменить правило о жидкостях. Пока одобрены только BHX и EDI.
В августе 2006 года правительство Великобритании сообщило, что сорвало план террористов по организации взрывов на нескольких трансатлантических рейсах между Лондоном и США в один и тот же день с помощью жидкой взрывчатки, пронесенной на борт самолета в пластиковых бутылках. Официальные лица Великобритании назвали этот заговор попыткой совершить “массовое убийство” в воздухе.
Меры безопасности в аэропортах по обе стороны Атлантики были немедленно усилены, были введены ограничения на провоз жидкостей через контрольно-пропускные пункты, а TSA потребовала проверять обувь.
Агентство было обеспокоено наличием взрывчатых веществ в обуви с 22 декабря 2001 года, когда “обувной террорист” Ричард Рид попытался привести в действие самодельную взрывчатку, спрятанную в его обуви, на рейсе American Airlines из Парижа в Майами.
“Во время полета Рид пытался взорвать свои ботинки, но ему не удалось поджечь фитиль”, — говорится в отчете Федерального бюро расследований (ФБР) об этом эпизоде. “Члены экипажа и пассажиры заметили его и удержали”.
Самолет был перенаправлен в Бостон, где Рид был задержан. После признания себя виновным по обвинению в терроризме судья приговорил его к пожизненному заключению в федеральной тюрьме. По данным ФБР, “взрывотехники определили, что бомба пробила бы дыру в фюзеляже самолета и привела бы к крушению, если бы она взорвалась”.