Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов сообщил о том, что Соединенные Штаты Америки продолжают удерживать заказанные и оплаченные Россией авиационные компоненты, необходимые для обслуживания самолетов гражданской авиации. Общая стоимость этих запчастей оценивается в 500 миллионов долларов. Российские авиакомпании, разумеется, заинтересованы в получении этих деталей, которые критически важны для поддержания летной годности воздушных судов, эксплуатируемых в стране. Данная ситуация свидетельствует о сохраняющихся негативных последствиях санкционной политики, оказывающей существенное влияние на деятельность российской авиационной отрасли. Помимо проблем с поставками запчастей, Москва также заинтересована в признании проведенных собственными силами ремонтов самолетов Airbus и Boeing, выполненных после введения санкций в 2022 году.
Ремонт и обслуживание: сложности и вызовы
Алиханов отметил, что сертификация ремонтных работ, выполненных российскими компаниями, может быть рассмотрена в рамках будущих переговоров в случае улучшения отношений между Россией и США, если компании, имеющие соответствующие лицензии на обслуживание, смогут предоставить необходимые гарантии качества и безопасности. Однако, какие именно ремонты были проведены и какие детали оказались “зависли”, министр не уточнил. Эксперты, в свою очередь, отмечают, что некоторые компоненты и системы самолетов, особенно связанные с авионикой, такие как система предупреждения столкновений в воздухе (TCAS), которую производит и обслуживает американская компания Honeywell, невозможно отремонтировать или заменить в России без доступа к оригинальным комплектующим. Это создает серьезные проблемы для поддержания работоспособности самолетов и обеспечения безопасности полетов. Кроме того, замена и полноценный ремонт двигателей иностранного производства, как отмечают специалисты, также представляет собой сложную задачу, что привело к простою части воздушного флота российских авиакомпаний.
Планы и реальность
На фоне западных санкций Россия с 2022 года активно работает над программой импортозамещения, направленной на замену иностранных лайнеров и самолетов малой авиации на отечественные разработки. Планируется, что на смену Boeing и Airbus придут самолеты SJ-100 (импортозамещенная версия SSJ-100), МС-21, Ту-214 и Ил-96-300. Однако, реализация этих планов столкнулась с рядом трудностей. В мае прошлого года сроки производства всех указанных моделей были сдвинуты “вправо”. Важно отметить, что ни один из новых самолетов, заявленных в программе импортозамещения, не совершил своего первого полета в комплектации, предназначенной для поставок в авиакомпании. Выпуск Ту-214, модернизированной версии советского самолета, также отстает от графика. По данным СМИ, одной из основных проблем, с которой столкнулись производители, является нехватка квалифицированных инженерных кадров, что тормозит процессы разработки, производства и сертификации новых самолетов.