В период с августа по октябрь 2025 года департамент международного сотрудничества EASA завершил реализацию 3 важных проектов, финансируемых ЕС, что свидетельствует о значительном присутствии и влиянии EASA в этих регионах.
Соглашение ЕС-Африка по безопасности полетов (EU-ASA), запущенное в феврале 2019 года, официально завершилось 31 июля 2025 года.
В течение шести лет проект был направлен на повышение авиационной безопасности на всем Африканском континенте путем оказания поддержки региональным организациям по надзору за безопасностью полетов (RSOOs) и Африканской комиссии гражданской авиации (AFCAC).
В дополнение к региональным усилиям, проект также оказал двустороннюю поддержку нескольким африканским государствам в рамках системы мониторинга Комитета ЕС по безопасности полетов.
- За время своего внедрения EU-ASA достигло нескольких ключевых этапов, включая: Внедрение iPacks ИКАО – Системы представления данных об авиационных происшествиях и инцидентах
Эта инициатива, реализованная в период с середины 2024 по середину 2025 года, способствовала внедрению стандартизированной системы представления данных о безопасности полетов на основе ECCAIRS 2. - Проверка результатов технико-экономического обоснования RSOO
Это мероприятие, состоявшееся в Уганде в апреле 2025 года, стало важным шагом в укреплении региональных структур по надзору за безопасностью полетов. - Семинар по расследованию авиационных происшествий
Семинар, проведенный в Сенегале в мае 2024 года, заложил основу для создания континентальной сети расследований авиационных происшествий. - Форум RSOO
Этот форум, организованный в Кении в сентябре 2023 года, стал платформой для обмена знаниями и сотрудничества между африканскими RSOO и международными партнерами.
Основная часть мероприятий была скоординирована с региональными организациями, чтобы помочь их государствам-членам соответствовать международным стандартам авиационной безопасности.
Проект ЕС-ASA закладывает прочную основу для дальнейшего прогресса в области авиационной безопасности во всей Африке, укрепляя приверженность созданию более безопасного и устойчивого сектора воздушного транспорта на континенте.
Проект авиационного партнерства ЕС-Латинская Америка и Карибский бассейн (EU-LAC APP II), запущенный в июне 2022 года, завершился 30 сентября 2025 года.
За более чем 3 года реализации проект был направлен на укрепление институциональных связей и углубление сотрудничества между авиационными властями, поощрение регионального сотрудничества, содействие промышленным обменам и повышение взаимной осведомленности о передовом опыте в области авиации, продвижение стандартов ЕС, активизацию усилий по охране окружающей среды и поощрение действий в области изменения климата.
Проект включал в себя как двусторонние, так и региональные аспекты, объединяя подход с целью достижения максимального эффекта. Темы, затронутые в проекте, были очень обширными и разнообразными, что требовало проведения многогранных мероприятий.
Самый важный момент в реализации проекта? Когда Генеральный секретарь ИКАО г-н Хуан Карлос Салазар принял участие в заседании Правления проекта, организованном в Лиме в декабре 2023 года, он заявил, что сотрудничество, налаженное в рамках проекта с региональными бюро ИКАО, является уникальным в мире и должно быть распространено на другие регионы.
В ходе реализации были достигнуты следующие ключевые результаты, в основном в содействии внедрению нормативно-правовой базы, аналогичной нормативно-правовой базе ЕС, во многих областях и с участием многих партнеров. В качестве примеров можно привести принятие положений о сертификации и надзоре ANSP, правил о камуфляже, сертификации и надзоре за аэродромами. Регулирование БАС.
Благодаря проекту ЕС LAC APP II, EASA подписало меморандум о взаимопонимании с LACAC (сотрудничество во всех областях) и Бразилией (SAF). В ближайшее время будут подписаны другие меморандумы о взаимопонимании с Бразилией (по кибербезопасности и DEI), а также рабочие соглашения с Чили и Перу. Проект также способствовал подписанию соглашения с Бразилией о рамповой инспекции, спонсировав обучение инспекторов.
В дополнение к приведенному выше неполному списку, проект укрепил сотрудничество между ЕС и ЛАК во многих областях авиации и определил области для дальнейшего сотрудничества, чтобы достичь еще более высокого уровня сотрудничества между ЕС и ЛАК в будущем.
За 40 месяцев реализации проекта было проведено более 200 мероприятий (семинаров, конференций, тренингов, вебинаров), в которых приняли участие около 5.600 человек.
Проект EU-CORSIA Africa and Caribbean (Создание потенциала для снижения выбросов CO2 в международной авиации), запущенный в декабре 2019 года, завершился 12 октября 2025 года.
CORSIA — это первая глобальная рыночная мера для авиационного сектора, разработанная ИКАО в качестве дополнительной меры к типичным отраслевым мерам, направленная на оказание помощи ИКАО в достижении ее желаемой цели по обеспечению углеродной нейтральности с 2020 года и чистого нулевого уровня к 2050 году.
На протяжении почти 6 лет, в том числе трудного и внезапного периода борьбы с пандемией, проект укреплял политическое, экономическое и экологическое партнерство между ЕС и странами-партнерами в Африке и Карибском бассейне в области гражданской авиации, окружающей среды и изменения климата. Это также помогло в развитии или поддержке существующих политических диалогов со странами-партнерами по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ) гражданской авиацией.
Мероприятия охватывали широкий спектр поддержки, начиная от многосторонних тренингов по методам CORSIA и их внедрению, двусторонней/многосторонней поддержки в разработке и внедрении надежных критериев и процедур для приемлемых единиц выбросов, создания и внедрения ИТ-инструментов и процессов сбора данных, в том числе в Центральном реестре CORSIA (CCR), двусторонней поддержки для создания и внедрения NAS (национальных систем аккредитации), проведения семинаров по влиянию авиации на климат и политике в области авиации, поддержки в разработке/упрощении и/или обеспечении соблюдения национальной правовой базы по снижению выбросов парниковых газов в авиации.
12 региональных семинаров, организованных по методам CORSIA и их внедрению в 2 регионах, помогли создать эффективную сеть, и, кроме того, были организованы еще 24 национальных и 3 субрегиональных семинара, посвященных общим особенностям.
Влияние проекта в регионах ощутимо:
В конце этого проекта 43 страны официально объявили о своем намерении добровольно участвовать в CORSIA, в 31 стране действуют нормативные акты по внедрению CORSIA, в 39 странах внедрена национальная правовая база MRV, которая обеспечивает соблюдение планов мониторинга выбросов (EMP) и отчетов о выбросах (ER).
Активная командная работа с целеустремленной командой и постоянное сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами, включая таких международных партнеров, как AFCAC, LACAC, ECCAA, позволили изменить ситуацию к лучшему и внести свой вклад в повышение устойчивости авиаперевозок по всему миру.
Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Европейское агентство авиационной безопасности EASA (www.easa.europa.eu)


