Содержание
Когда мы думаем о McDonnell Douglas, мы часто представляем себе надежные авиалайнеры, почти полностью утраченные в наши дни. Но многие из этих исторических самолетов появились еще до эры реактивных самолетов, когда McDonnell Douglas еще не существовал. Раньше существовала просто Douglas Aircraft Company, более известная из двух, и McDonnell Aircraft Corporation, которая в основном производила военные самолеты. В 1967 году эти две компании объединились в McDonnell Douglas.
Эта компания производила поистине невероятные военные самолеты, такие как C-17 Globemaster и F-15. Однако, когда дело дошло до коммерческих самолетов, у McDonnell Douglas начались проблемы. Компания изо всех сил старалась конкурировать с Boeing, и Airbus постепенно занял ее место в качестве основного конкурента Boeing. До ухода McDonnell Douglas в 1997 году компания производила авиалайнеры, которые когда-то были эталоном коммерческих полетов: это семь авиалайнеров, которые она выпустила за время своего существования.
1 McDonnell Douglas DC-8
556 Построен с 1958 по 1972 год (с 1958 по 1967 год под руководством Дугласа)
Это один из двух авиалайнеров, которые McDonnell Douglas производила, но не проектировала, а другой — DC-9. Наряду с Boeing 707, этому самолету приписывают роль катализатора реактивной эры, поскольку эти два самолета были крупнее, мощнее и эффективнее предыдущих моделей реактивных самолетов. Хотя он так и не стал таким популярным, как Boeing, конструкция DC-8 позволила включить его в серию «Super Sixties», которая в дальнейшем составляла почти половину всех выпускаемых DC-8.
Самолет был спроектирован и построен под руководством Дугласа. Хотя новая объединенная компания производила самолет в течение пяти лет, по-настоящему реактивный самолет появился только в 1970-х годах. Все более жесткие ограничения на уровень шума грозили запретить использование авиалайнеров первого поколения в крупных аэропортах, и большие, чрезмерно громкие Super Sixty DC-8 представляли особую опасность.
Вариант DC-8 | Предлагаемые двигатели |
---|---|
Серия 10 | Pratt & Whitney JT3C |
Серия 20 | Pratt & Whitney JT4A |
Серия 30 | Pratt & Whitney JT4A |
Серия 40 | Rolls-Royce Conway |
Серия 50 | Pratt & Whitney JT3D |
Серия 60 | Pratt & Whitney JT3D |
Серия 70 | CFM56-2 |
После долгих колебаний компания McDonnell Douglas совместно с General Electric оснастила самолеты серии 60 новым на тот момент двигателем CFM56-2. «Супер Семидесятые» оказались весьма успешными, поскольку, хотя полезная нагрузка снизилась из-за увеличения веса CFM56, серия 70 имела значительно лучший расход топлива, что увеличивало дальность полета и улучшало эксплуатационную экономичность. Конечно, DC-8 70-й серии также были намного тише. 110 из 262 DC-8 60-й серии были переоборудованы с 1982 по 1988 год.
2 McDonnell Douglas DC-9
976 построенных с 1965 по 1982 год
DC-9 был еще одним коммерческим самолетом, который был создан компанией Douglas и позже построен McDonnell Douglas. Программа DC-9 изначально была обременительной для Douglas, поскольку компания изо всех сил пыталась снизить производственные затраты. Компания Douglas столкнулась с финансовыми трудностями из-за нехватки денежных средств, что сделало ее привлекательным партнером по слиянию для McDonnell. Хотя DC-9 поступил на вооружение в декабре 1965 года, большая часть производства осуществлялась объединенной компанией McDonnell Douglas.
Хотя сегодня они стали более редкими, чем даже Douglas DC-3, DC-9 был замечательным авиалайнером. В отличие от Boeing 727 и 737, которые имели значительную схожесть деталей друг с другом и с 707-м, DC-9 был полностью уникальным вариантом DC-8. Не только каждая деталь DC-9 была совершенно новой, но и разработка велась стремительными темпами. DC-9 был официально выпущен в 1963 году и поступил на вооружение всего два года назад.много лет спустя, опередив Boeing 737 на рынке на 16 месяцев.
Douglas выпустила DC-9 до слияния двух компаний в 1967 году, хотя McDonnell Douglas не просто контролировала его производство. Пожалуй, наиболее примечательным является то, что последняя модель DC-9, Series 50, была выпущена в 1970-х годах компанией McDonnell Douglas. Это была самая крупная из оригинальных моделей DC-9, которая также отличалась рядом улучшений в аэродинамике, двигателе и интерьере.
3 McDonnell Douglas DC-10
386 самолетов, построенных с 1969 по 1989 год (плюс 60 KC-10)
DC-10 стал первым коммерческим самолетом, который был полностью разработан под руководством новой корпорации McDonnell Douglas. К сожалению, именно здесь начали проявляться недостатки. DC-10 был создан из-за потребности в широкофюзеляжном самолете меньшего размера, чем Boeing 747, с превосходными эксплуатационными характеристиками и меньшим расходом топлива. Поскольку Lockheed разрабатывала аналогичный L1011, McDonnell Douglas с головокружительной скоростью продвигала DC-10, получая важные заказы.
Однако серия аварий в начале срока службы DC-10 поставила под сомнение его безопасность. Некоторые из них унесли сотни жизней, и это не только запятнало репутацию самолета, но и оказало финансовое воздействие на компанию. Из-за компенсаций, судебных исков и дорогостоящей модернизации McDonnell Douglas так и не смогла заработать на самолете.
Известные аварии DC-10 | Дата | Воздушное судно | Местоположение | Погибших нет |
---|---|---|---|---|
Рейс 96 авиакомпании American Airlines | 12 июня 1972 года | N103AA (DC-10-10) | Детройт, Мичиган | Пострадавших нет (11) |
Рейс 981 авиакомпании Turkish Airlines | 3 марта 1974 года | TC-JAV (DC-10-10) | Эрменонвильский лес, Франция | 346 |
Рейс 191 авиакомпании American Airlines | 25 мая 1979 года | N110AA (DC-10-10) | Чикаго, Иллинойс | 273 |
Несмотря на то, что DC-10 приносил убытки компании, он оказался надежной рабочей лошадкой для авиакомпаний. Эти самолеты были известны своей простой конструкцией по сравнению с более совершенным L1011, что позволило снизить затраты на техническое обслуживание и сделало их более надежными. Более того, его показатели безопасности будут сопоставимы с показателями других авиалайнеров второго поколения. Однако самая большая проблема заключается в том, что рынок не может поддерживать два широкофюзеляжных самолета Trijet, что гарантирует, что ни один из них не станет по-настоящему успешным.
4 McDonnell Douglas MD-80
1191 дом, построенный с 1979 по 1999 год
McDonnell Douglas MD-80 был усовершенствованной моделью DC-9 и пользовался еще большим коммерческим успехом. В конце 70-х и начале 80-х годов McDonnell Douglas была обеспокоена проблемами с DC-10, поэтому MD-80 и его огромные объемы продаж были крайне необходимы. Он был больше, чем 737-400, но более поздние варианты летали дальше, чем 737-300, и поступил на вооружение на четыре года раньше 737 Classic.
MD-80 был компетентным игроком на рынке узкофюзеляжных двигателей, но в конечном итоге он использовал производные от Pratt & Whitney JT8D, турбовентилятора с низким байпасом 1960-х годов. В 737 Classic использовался CFM56, более современный двухконтурный турбовентилятор, в то время как в Airbus A320 использовались CFM56 и IAE V2500. MD-80 просто потреблял больше топлива, и по мере того, как A320 становился все более популярным, дни MD-80 были сочтены.
MD-80 больше не используется широко, но когда-то они были обычным явлением во всем мире, особенно в Соединенных Штатах. Даже в 2000-х и 2010-х годах в США действовали сотни таких организаций, и пандемия COVID-19 стала последним гвоздем в крышку гроба. Несмотря на то, что они в значительной степени исчезли, многие считают MD-80 одним из самых культовых узкофюзеляжных самолетов, когда-либо созданных.
5 McDonnell Douglas MD-11
200 построенных с 1988 по 2000 год
Хотя MD-80 стал успешным для McDonnell Douglas, этого было недостаточно, чтобы спасти компанию. Заказы на DC-10 иссякли, и McDonnell Douglas понадобился новый широкофюзеляжный самолет, чтобы оставаться актуальным. Не имея денег на разработку совершенно нового самолета, компания основательно обновила DC-10 в виде MD-11.
MD-11 конкурировал с Airbus A330, A340 и Boeing 777. Он был первым на рынке и подавал большие надежды, но главная проблема с MD-11 заключается в том, что он не соответствовал ожиданиям по расходу топлива и дальности полета полезной нагрузки. Модернизировать авиалайнер 1970-х годов, чтобы он мог конкурировать с тремя совершенно новыми моделями, всегда было непростой задачей, и MD-11 не справился с ней.
Тип | Ввод в эксплуатацию (EIS) | Всего произведено | Варианты исполнения |
---|---|---|---|
Airbus A330 | 1994 | 1,629 | А330-800, А330-900neo, А330 MRTT, А330-200, А330-300, Airbus А330-температуре 200F |
Аэробус А340 | 1993 | 380 (Снят с производства) | А340-200, А340-300, А340-500, А340-600 |
Боинг 777 | 1995 | 1,752 | 777-8, 777-9, 777-8F, 777-200, 777-200ER, 777-300, 777-200LR, 777-300ER, 777F в наличии |
Макдоннелл Дуглас MD-11 | 1990 | 200 (Снято с производства) | MD-11, MD-11C, MD-11CF, MD-11ER, MD-11F |
Однако именно в сфере грузовых перевозок MD-11 стал символом авиации. В отличие от A330F или Boeing 777F, которые дебютировали в 2000-х годах, McDonnell Douglas с самого начала предлагала MD-11F. Он оказался популярным среди грузовых авиакомпаний, и эти компании затем переоборудовали дешевые пассажирские модели, поскольку они были быстро списаны. В целом, пассажирский мир избегал MD-11, но обожал его в мире грузовых перевозок.
6 McDonnell Douglas MD-90
116 самолетов, построенных с 1993 по 2000 год
В итоге MD-90 стал более заметен как платформа «что будет, если», чем как авиалайнер. Изначально McDonnell Douglas планировала, что DC-9 третьего поколения будет оснащаться воздушными двигателями, однако от этой технологии отказались из-за отсутствия интереса со стороны авиакомпаний. Компания также планировала использовать широкий диапазон длин фюзеляжей, и она также легла в основу экспериментального самолета Boeing X-66.
Однако в стандартной комплектации MD-90 выпускается только в одном размере и отличается минимальными изменениями по сравнению с MD-80. Прежде всего, он был длиннее, чем MD-80, и использовал новые двигатели IAE-V2500, но этих изменений было недостаточно по сравнению с обычным A320 и полностью переработанным 737NG.
Воздушное судно | ЭТО | Варианты | Двигатели | Всего произведено |
---|---|---|---|---|
Airbus A320 | 1988 | A318, A319, A320, A321 | CFM56-5, IAE V2500 | 8,106 |
Боинг 737NG | 1997 | 737-600, 737-700, 737-800, 737-900, 737- 900ER | CFM56-7 | 7,126 |
Макдоннелл Дуглас MD-90 | 1995 | MD-90-30 | IAE V2500 | 116 |
Несколько операторов получили небольшое количество MD-90, но
В итоге Delta Air Lines приобрела значительную часть этих самолетов. Это было сделано в дополнение к образцам, которые компания получила прямо с завода. Их было дешево приобрести, поэтому Delta десятилетиями использовала эти малоизвестные версии «Бешеного пса», пока пандемия COVID-19 не положила конец коммерческим операциям MD-90 по всему миру.
7 McDonnell Douglas MD-95 / Boeing 717
156 построенных с 1998 по 2006 год
MD-95/717 был последним авиалайнером, когда-либо созданным компанией McDonnell Douglas. По мере того как серия DC-9 становилась все больше, компания McDonnell Douglas осознала необходимость в меньшем и более легком варианте, подобном DC-9-30. Рыночные условия привели к появлению MD-87, простой модификации MD-80, но компания McDonnell Douglas, наконец, смогла разработать меньший по размеру, легкий и более эффективный вариант DC-9 в виде MD-95.
Компания ValuJet стала первым заказчиком, заказавшим 50 экземпляров с возможностью покупки еще 50. Однако в ходе разработки MD-95 McDonnell Douglas объединилась с Boeing, и новая компания решила продолжить разработку MD-95. Он был переименован в Boeing 717, ранее это название использовалось для обозначения самолетов C-135 и KC-135.
Продажи этого самолета были далеки от успеха. Однако для своих покупателей это была надежная и экономичная машина, которая особенно понравилась Delta. Между тем, для Hawaiian Airlines это единственный современный реактивный самолет в мире, способный надежно выполнять рейсы между островами. Продолжительность полета может составлять всего 20 минут, и эти самолеты совершают дюжину или более рейсов в день. Ни один авиалайнер, находящийся в настоящее время в производстве, не может выполнять это каждый день без сбоев.