Содержание
С 1976 года было построено более 4600 истребителей F-16 Fighting Falcons, и примерно 2600 из них все еще находятся на вооружении военно-воздушных сил Соединенных Штатов и иностранных военных партнеров. F-16 был разработан компанией General Dynamics до того, как Lockheed Martin приобрела эту программу. F-16 является одним из самых успешных многоцелевых самолетов и используется более чем в 25 военно-воздушных силах по всему миру.
В соответствии с уникальным соглашением, Соединенные Штаты и четыре страны НАТО — Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия — создали консорциум для создания дополнительных истребителей F-16. Вместе с США эти страны производили различные части истребителей F-16, используемых их вооруженными силами. В Бельгии и Нидерландах были запущены линии окончательной сборки.
Fighting Falcon появился на свет
Конструкция прототипа YF-16 была изменена для серийного производства путем удлинения фюзеляжа, увеличения площади крыла, добавления запасных станций и установки большего носового обтекателя для радара AN/APG-66. С учетом всех этих изменений вес F-16 в конечном итоге стал на 25% больше, чем у легкого истребителя YF-16 (LWF). General Dynamics начала производство окончательной версии F-16 в 1975 году.
F-16A был выпущен в 1976 году и поступил на вооружение 34-й тактической истребительной эскадрильи 388-го тактического истребительного авиакрыла на авиабазе Хилл в штате Юта, что ознаменовало начало его активной службы. Реактивный самолет стали называть «Вайпер» из-за популярного научно-фантастического телесериала “Звездный крейсер Галактика”. Истребитель F-16, пилоты и экипажи увидели в этом матче за колониальное звездный боец гадюки, хотя некоторые дискуссии по-прежнему об истории происхождения, а на F-16.net форумы.
Закрывать
Чтобы освободить место для сборки нового истребителя F-35 Lightning II, в 2019 году компания Lockheed Martin перенесла производство F-16 из Форт-Уэрта, штат Техас, в Гринвилл, штат Южная Каролина. Во всем мире насчитывается около 500 поставщиков F-16. Одним из примеров является катапультируемое кресло Martin-Baker US18E, которое обеспечивает F-16 возможности эвакуации 5-го поколения. В настоящее время компания Lockheed Martin строит истребители серии Block 70/72 для F-16.
F-16 широко экспортируется за рубеж
В общей сложности было произведено около 350 реактивных самолетов, которые были распределены между Европейскими военно-воздушными силами (EPAF) Бельгии, Дании, Нидерландов и Норвегии. Агрегаты были изготовлены в основном на двух европейских производственных линиях, одна из которых расположена на заводе SABCA в Бельгии, а другая — на заводе Fokker в Нидерландах. Дания и Норвегия также производили узлы и детали для самолетов EPAF.
Turkish Aerospace Industries (TAI) в 1980-х годах лицензировала производство истребителей Block 30/40/50 F-16 для ВВС Турции для внутреннего производства. Корейская аэрокосмическая промышленность установила производственную линию для программы KF-16, став пятой страной, производящей их, согласно F-16.net.
Закрывать
Многонациональная программа поэтапного совершенствования (MSIP) была начата в 1980-х годах с целью повышения возможностей F-16 при меньшем риске разработки. В 2012 году ВВС США приступили к модификации некоторых истребителей F-16, пока F-35 находился в стадии разработки, в первую очередь путем добавления автоматической системы GCAS. Автоматические системы значительно повысили безопасность при управляемом полете на пересеченной местности (CFIT), который теперь доступен и иностранным пользователям в качестве опции.
Сегодня Lockheed Martin продолжает изучать возможности расширения семейства Viper с помощью таких инициатив, как программа F-21, в рамках которой производство будет осуществляться в основном на внутреннем рынке Индии. Марокко также недавно присоединилось к сети поставок в качестве производителя, сообщает Morocco World News. Несмотря на то, что в современную эпоху воздушных войн F-16 не является малозаметной платформой предыдущего поколения, его ценность на поле боя не уменьшилась, а популярность продолжает расти.
Истребительная мафия и «Вайпер»
Теория энергетической маневренности, направленная на оптимизацию боевых характеристик истребителей, родилась на основе опыта воздушной войны США во Вьетнаме. Эта идея была выдвинута математиком Томасом Кристи и полковником Джоном Бойдом, которые выступали за создание компактного, легкого самолета с более высоким отношением тяги к весу, способного маневрировать с небольшими потерями энергии. По данным Университета ВВС, Истребительная мафия была создана в конце 1960-х годов, до того, как Northrop и General Dynamics получили финансирование для изучения дизайнерских идей, основанных на их собственных концепциях.
Бойд и полковник Робин Олдс были членами-основателями исследовательской группы по прототипам ВВС. Из шести идей Легкий истребитель (LWF) был одной из двух, получивших финансирование. Он задумывался как дневной истребитель весом 20 000 фунтов с высокой скоростью разворота, ускорением и дальностью полета, оптимизированный для боя на высоте 30 000-40 000 футов. В предложениях 1972 года запрашивалась боевая скорость 0,6–1,6 Маха. Первый полет обоих прототипов планировался на начало 1974 года.
Под руководством Роберта Х. Уидмера инженеры General Dynamics (GD) создали YF-16. В 1974 году ставки для GD и Northrop возросли, когда программа LWF была включена в конкурс на создание нового истребителя воздушного боя (ACF). Благодаря улучшенной маневренности, дальности полета и снижению эксплуатационных расходов YF-16 был объявлен победителем конкурса ACF. Первоначально ВВС США заявили, что приобретут минимум 650 серийных F-16, а максимум — 1400.
Полвека Службы F-16
В ознаменование 50-летия F-16 старшие офицеры ВВС, руководство 88-й авиабазы, Управление программы F-16, Lockheed Martin и пилоты из демонстрационной группы F-16 Viper, 122-го истребительного авиаполка и 148-го истребительного авиаполка собрались в ангаре 25 июня 2024 года. Это событие стало данью уважения мужчинам и женщинам, которые потратили последние пятьдесят лет на создание, испытания, техническое обслуживание и пилотирование самолетов.
В связи с историческим событием Джереми Шок, старший специалист по материально-техническому обеспечению парка истребителей F-16 ВВС США, сказал:
“От этого самолета можно многого ожидать. Мы проводим множество модификаций самолета, включая новые радары, компьютеры, дисплеи, средства связи, Ethernet по всему самолету, а также интегрируем новое вооружение. В настоящее время у нас есть 100 сотрудников по контракту для установки этих модификаций на 10 базах в Европе и Тихоокеанском регионе, а также на базах в КОНУСЕ [континентальная часть Соединенных Штатов], и к концу 2025 года мы планируем удвоить это количество. Это очень боеспособный самолет, и в будущем его возможности значительно возрастут”.
По состоянию на июнь 2024 года F-16 по-прежнему составляют около 40% парка истребителей ВВС США. Он остается важным самолетом во многих отношениях. Чтобы сохранить самолет в эксплуатации, программный офис F-16 выступил инициатором ряда инициатив, включая оснащение его новейшей авионикой, конструктивными усовершенствованиями, датчиками и оборудованием радиоэлектронной борьбы.
F-35: Новое поколение, принимающее на себя ответственность
ВВС США и другие военно-воздушные силы союзников постепенно выводят из эксплуатации или заменяют свои устаревшие истребители F-16 на малозаметные истребители пятого поколения F-35 Lightning II производства Lockheed Martin. Некоторые авиабазы, такие как военно-воздушная база Люк (AFB), уже завершили свою работу, в то время как другие, такие как авиабаза Мисава, только начали свою трансформацию. В какой-то момент в будущем F-16 ВВС будут полностью выведены из эксплуатации в пользу более новых F-35A.
56-е истребительное авиакрыло, возглавляемое подполковником Майклом Ресом, совершило последний полет на истребителях F-16 Fighting Falcon в марте этого года на авиабазе Люк. F-16 был основой военно-воздушных сил на протяжении более 50 лет, и самолеты четвертого поколения, такие как F-16, останутся на вооружении еще некоторое время. Однако F-35 возьмет на себя роль главного легкого истребителя ВВС США. Продолжая наследие Viper, мы предлагаем усовершенствованные датчики и систему сбора данных с непревзойденными возможностями скрытности.
Закрывать
Авиабаза Люк начала переводить эскадрильи F-16 в эскадрильи F-35 в начале 2000-х годов, причем 309-я была последней, кто перешел из истребительных эскадрилий на базе. Программа подготовки пилотов F-16 началась более 40 лет назад, в 1983 году, и с тех пор ее закончили более 20 000 пилотов. Последний выпуск пилотов-курсантов F-16 состоялся в 309-м FS в сентябре 2024 года. Ресс прокомментировал это так::
“В F-35 заложены технологии, которые были немыслимы при создании F-16. Эти два самолета несравнимы, и через 40 лет появятся самолеты нового поколения, которые продолжат продвигать нас вперед как военную силу”.
Судьба Fighting Falcon
По мере того как США выводят свои истребители F-16 и перемещают постоянную эскадрилью F-35, ВВС США будут проводить ротацию истребителей на авиабазе Мисава в Японии. Хотя 35-е истребительное авиакрыло в Мисаве не начнет получать истребители пятого поколения F-35 до весны 2026 года, этим летом оно начнет сокращать количество истребителей Fighting Falcons. К моменту завершения строительства авиакрыло сменит 36 истребителей F-16 на 48 более боеспособных F-35.
По данным журнала Air & Space Forces Magazine, после британских ВВС в Лейкенхите Мисава является вторым зарубежным полигоном ВВС, где размещены истребители-невидимки. В 2022 году авиабаза Кадена в Японии начала списывать свои 48 истребителей F-15C/D Eagles, и ожидается, что первые 36 истребителей F-15EX поступят в период с марта по июнь того же года. Все еще существует неопределенность относительно того, когда новое крыло F-35 компании Misawa будет полностью введено в строй.
Закрывать
Самолеты F-16 компании Misawa могут быть переданы Национальной гвардии, отправлены на свалку или пройти программу продления срока службы для обновления авионики, систем радиоэлектронной борьбы и радаров, что позволит им оставаться в рабочем состоянии до 2040-х годов. Военно-воздушные силы не раскрывают своих планов в отношении этих самолетов. Также возможно, что Пентагон направит истребители в Украину, как это было сделано недавно с другими неработоспособными F-16.