...
Главная Международные организации Полет сквозь бурю: роль авиации в борьбе с песчаными и пыльными бурями

Полет сквозь бурю: роль авиации в борьбе с песчаными и пыльными бурями

от admin

12 июля — это день, когда мы отмечаем Международный день борьбы с песчаными и пыльными бурями, глобальный призыв к действию по уменьшению воздействия этих бурь на здоровье человека, окружающую среду и устойчивое развитие. Это возможность рассказать о том, как песчаные и пылевые бури (SDS) влияют на авиационный сектор и что делает ИКАО для управления этими рисками и их снижения.

Taking flight through the storm: Aviation’s role in combating sand and dust storms

Сыпучие материалы возникают, когда сильные ветры поднимают в атмосферу сыпучий песок и пыль с сухих поверхностей, что особенно распространено в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных регионах. Хотя ПБ являются природным явлением, они все больше усиливаются под воздействием таких антропогенных факторов, как изменение климата, нерациональное землепользование и плохое управление водными ресурсами. Они также неразрывно связаны с опустыниванием и засухой, которые способствуют деградации земель и повышают вероятность таких штормов. Усилия международного авиационного сектора по предотвращению и смягчению последствий опустынивания и засухи были освещены в этой статье, опубликованной по случаю Дня борьбы с опустыниванием и засухой 17 июня 2025 года.

Последствия SDS имеют далеко идущие последствия. Эти штормы представляют серьезную опасность для здоровья людей, усугубляют отсутствие продовольственной безопасности и угрожают средствам к существованию. Ураганы также оказывают серьезное воздействие на окружающую среду, усиливая эрозию почв, деградацию земель, утрату биоразнообразия и загрязнение воздуха. В то время как такие регионы, как Северная Африка, Ближний Восток и некоторые районы Центральной и Восточной Азии, подвергаются наибольшему воздействию, частицы пыли могут преодолевать тысячи километров, оказывая воздействие на районы, расположенные далеко от места их происхождения.

Taking flight through the storm: Aviation’s role in combating sand and dust storms

Как песчаные и пылевые бури влияют на работу авиации и безопасность полетов?

В авиации штормовые дожди создают проблемы для эксплуатации и безопасности на всех этапах полета; могут нарушаться операции в аэропортах, взлеты, посадки и даже полеты на больших высотах. С этими штормами особенно сложно справиться из-за их быстрого развития и сложности точного прогнозирования.

Хотя исследование, проведенное в Австралии, показало снижение числа авиационных происшествий, связанных с SDS, в период с 1969 по 2010 год, риски для безопасности полетов по-прежнему существуют. По данным Всемирной метеорологической организации (ВМО), наиболее распространенным и опасным последствием SDS является ухудшение видимости, которое может затруднить, сделать опасным или даже невозможным движение воздушных судов. Кроме того, песок и пыль могут повредить поверхности и системы самолета, ускорить износ двигателя и снизить топливную экономичность, что влечет за собой как экологические, так и экономические последствия. Что еще более важно, частицы песка и пыли в двигателях самолетов в экстремальных случаях могут привести к полному отказу двигателя. Накопление статического заряда из-за частиц песка, находящихся в воздухе, также может создавать помехи в работе приборов самолета и нарушать связь. На земле SDS может привести к усилению эрозии почвы вокруг перронов и взлетно-посадочных полос, нехватке воды, сбоям в работе, возникновению песчаных дюн и риску для здоровья наземного персонала.

Чтобы свести к минимуму риск, во время штормов воздушные суда часто приземляются и применяются меры по обеспечению плохой видимости. Хотя это необходимо для обеспечения безопасности, такие действия могут привести к задержке, изменению маршрута или отмене рейсов, что приведет к дополнительным экономическим последствиям и неудобствам для пассажиров.

Taking flight through the storm: Aviation’s role in combating sand and dust storms

Несмотря на серьезность и частоту возникновения аварийных ситуаций, их воздействие на авиацию по-прежнему недооценивается в более широком контексте управления авиационной безопасностью и окружающей средой. Учитывая, что пылевые бури являются одними из самых распространенных аэрозолей в мире, крайне важно, чтобы авиационное сообщество уделяло больше внимания этой проблеме и изучало новые меры по смягчению последствий и адаптации.

Адаптация авиации к песчаным и пылевым бурям

ИКАО включает SDS в свои более широкие усилия по адаптации к изменению климата, признавая их прямым следствием опустынивания и растущим риском для авиации. Ключевым справочным материалом для этой работы является Сводный отчет по адаптации к изменению климата за 2018 год, который был разработан Комитетом ИКАО по охране окружающей среды в авиации (CAEP) и обобщает существующую информацию о диапазоне прогнозируемых воздействий климата на авиационный сектор. Отчет призван помочь лучше понять риски, с которыми сталкиваются аэропорты, поставщики аэронавигационного обслуживания (ANSP), авиакомпании и другая авиационная инфраструктура.

В отчете также рекомендуется ряд мер по адаптации, таких как

  • Строительство защитных сооружений от ветра
  • Посадка засухоустойчивой растительности, которая не привлекает диких животных
  • Использование оборотной воды для орошения.

Кроме того, в отчете выявлены значительные пробелы в знаниях, связанные с конкретным воздействием SDS на авиационную деятельность и инфраструктуру. Основываясь на этом, CAEP ИКАО недавно обновило Сводный отчет по адаптации к изменению климата, и ожидается, что новая версия будет опубликована в ближайшее время на его веб-сайте. В рамках этого процесса ИКАО в 2024 году провела глобальный опрос среди государств и заинтересованных сторон в области авиации, собрав 259 ответов. Результаты показали, что число респондентов, испытывающих воздействие, связанное с климатом, увеличилось примерно втрое с 2018 года.

Когда респондентов конкретно спрашивали о последствиях опустынивания, наиболее часто упоминаемыми проблемами были нехватка воды и участившиеся стихийные бедствия, которые представляют серьезные проблемы для авиационной деятельности. Из числа опрошенных 124 человека указали, что они уже ощущают на себе последствия опустынивания или ожидают, что они будут затронуты в ближайшем будущем. Однако, как показано ниже, ответы регионов значительно различаются.

Taking flight through the storm: Aviation’s role in combating sand and dust storms

Эти выводы отражают растущую осведомленность о рисках, связанных с SDS, в авиационном секторе и подчеркивают необходимость разработки более комплексных и адаптированных к региональным условиям стратегий адаптации. Дальнейшие усилия по созданию более надежной базы фактических данных будут иметь важное значение для разработки эффективной политики и оперативных мер реагирования.

Укрепление глобального сотрудничества в борьбе с песчаными и пыльными бурями

Наряду с нашей внутренней адаптационной работой ИКАО также сотрудничает с другими учреждениями Организации Объединенных Наций в рамках Коалиции ООН по борьбе с песчаными и пыльными бурями. В партнерстве с такими организациями, как ВМО и Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБОООН), ИКАО привносит экспертные знания в области авиации в глобальные усилия, направленные на создание систем раннего предупреждения, платформ для обмена данными и скоординированного политического руководства. Это сотрудничество гарантирует, что уникальные проблемы, связанные с эксплуатацией и безопасностью полетов в авиационной отрасли, будут интегрированы в более широкие усилия ООН, укрепляя коллективный подход к созданию глобальной устойчивости к SDS.

Заключение: Создание устойчивого авиационного сектора

Поскольку частота и серьезность песчаных и пылевых бурь возрастают из-за изменения климата и землепользования, важно, чтобы мировое авиационное сообщество повысило свою готовность и устойчивость к ним. Расширение сотрудничества с метеорологическими службами, инвестиции в системы раннего предупреждения и наращивание потенциала в пострадавших регионах являются важнейшими шагами на пути к обеспечению безопасности, устойчивости и жизнестойкости систем воздушного транспорта.

Работая сообща, мы можем обеспечить будущее, в котором песчаные и пылевые бури больше не будут представлять серьезной угрозы для авиации, здоровья людей или устойчивого развития.

Эта статья является переводом статьи, размещённой на информационном ресурсе Международной организации гражданской авиации ИКАО ICAO (unitingaviation.com).

Похожие публикации